Рассуждение на лингв тму
Оценка 5

Рассуждение на лингв тму

Оценка 5
doc
31.05.2021
Рассуждение на лингв тму
сочинение-рассуждение на лингв тему 6 класс.doc

Урок  развития речи в 6 классе

Тема: Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

 

Тип урока: урок развития речи.

Цели: создать условия для успешной деятельности обучающихся по закреплению знаний по теме «Рассуждение» для развития у них речевой культуры,  для формирования коммуникативной компетенции через групповую деятельность, для духовно-нравственного воспитания через анализируемые тексты прививать бережное отношение к родному языку и творческому наследию.

Задачи:  углубление  знаний о тексте-рассуждении, его композиционных элементах; развитие умений учебного труда (умений общаться, объяснять, задавать вопросы, возражать); воспитывать сознательное отношение к знаниям, обучение сотрудничеству (учитель – ученик, ученик – ученик).

 

Ход урока

 

                     Для  того чтобы  совершенствовать и

                                     развивать ум, надо больше рассуждать,

  чем    заучивать.

                                                           Рене Декарт  16 век,

                                                    французский физик, математик, философ.

Оргмомент.

1.                   Слово учителя.

   - Сегодня  мы  будем учиться  рассуждать,  доказывать свою мысль.

   Одно  дело -  думать иначе,  чем  остальные,   другое - убедить  в  своей   правоте, отстоять свое мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

    Читаю эпиграф, комментирую его.

 

2.       Мы знаем три типа речи. Какие?  (описание, повествование, рассуждение).

3.       Как различаются типы речи?

 ( Типы речи можно различать по вопросам:

К повествованию ставится вопрос: что произошло?

К описанию: какой?

К рассуждению: почему?)

 

 Тренировочные упражнения

 Послушайте тексты, определите тип   речи.

 

   Текст 1: 

Никита  распахнул дверь и сел  на крыльцо. К          самым  ногам  подкатился    ручеек,  коснулся ног  и побежал дальше по своим делам. Никита  осторожно     опустил   в его  воды кораблик-щепку и  долго смотрел  ему вслед. А потом  рез-

 ко встал, улыбнулся  солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело     стозвоном: “Весна пришла!”  

    Дети  определяют, что это повествование, так как  есть сюжет, развивается  действие.

   Текст 2:

    На солнце нельзя  было смотреть. Лохматыми,  ослепительными потоками  оно лилось  с вышины.  По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.

     Это описание, так как нет движения, картина  статичная, словно фотография, только словесная. Есть эпитеты, метафоры (подтверждают текстом).

   Текст 3:

Самое лучшее время года -  весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается   природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!

 

    Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем  его доказательство и вывод

4.                   Отработка структуры  текста-рассуждения.

На доске записаны слова "ТЕЗИС",  "ДОКАЗАТЕЛЬСТВО", "ВЫВОД".

Подчеркиваю первую надпись "ТЕЗИС".

 

1.                Рассуждение   начинается с утверждения, то есть  с ТЕЗИСА.

"Тезис" записываем  в словарик, отрабатываем произношение.      Предлагаю классу найти тезис в  следующих   текстах.

     Текст 1: 

Родина всегда прекрасна! Потому что она  одна  у  человека. Потому что    ты часть ее. Она всегда с тобой: в осеннем пламени лесов и в снежном раздолье,  в первых весенних цветах и в золотом разливе хлебных полей.

     Текст 2:

Мама - самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает    с  этим словом. Хлебороб  благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать". Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.

     Текст 3:

Война - всегда горе! Потому что не может быть войны справедливой.  Ведь это всегда несчастье,  беда  человеческая. Это разорение городов и сел,  это горе и слезы,  это смерть!

 

2.       Находить  тезисы в тексте вы научились. А можете вы сами  сформулировать тезис?   Задание        классу: сформулировать тезис по теме  "Учеба".

 

    Ребята  формулируют      тезисы,  в основном,  позитивного отношения к учебе типа: "учиться - всегда пригодится", "кто много  учится,  тот много знает" и т.д.

3.       Предлагаю детям другой тезис: "Чем больше учишься, тем больше глупеешь". Какой из  тезисов вам больше подходит? Дети доказывают свои тезисы. Задаю следующий вопрос: "Достаточно ли только тезиса,  чтобы  все поверили?" Оказывается,  нет, нужно свое утверждение еще и доказать.

     Подчеркиваю  на   доске   следующее   слово  "ДОКАЗАТЕЛЬСТВО".  А  из  любого    доказательства обязательно следует вывод.  Таким  образом,  в рассуждении   обязательны части:  тезис (утверждение, которое нужно доказать), доказательство (объяснения,  доводы, аргументы),  вывод (как и в любом сочинении).

 

4.       Задание:  найти в тексте все эти три части.

Текст

Человек,  умеющий и любящий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством  умных и добрых  друзей.  Друзья эти -  книги. В них можно найти ответы на все  волнующие вопросы. В книгах мы читаем о прошлом и находим картины будущего.  Читайте больше и будете счастливы!

                                                                                                         (по Паустовскому)

III. Лексическая работа

5.       Есть в языке  специальные слова и языковые  обороты,  помогающие оформить рассуждение.

    Провожу лексическую работу по  словам,  записанным на доске заранее:

              1.Я   уверен...

                Я    думаю (считаю, полагаю...), что...

                Мне кажется, что.

                                          2.Докажем это.

                Почему?  А вот почему...

                Это можно объяснить так...

                По-моему, прав...

                Я    не могу согласиться с тем,  что... но...

                Могут сказать (возразить),  что...

              3.Итак...

                Таким образом...

                Следовательно...

                Я    понял, что...

6.       Какие  части рассуждения  могут  связывать  эти  слова?

 Итоги урока.

Итак:

-Какие  компоненты сочинения-рассуждения  мы вспомнили на уроке?

-Поняли ли вы, как работать по алгоритму написания сочинения-рассуждения?

- Помните ли вы как пользоваться памятку?

- Можете ли устанавливать причинно-следственные связи,  приводя доказательства и делая выводы?

- Умеете ли вы подбирать средства выразительности для раскрытия идеи?

Домашнее задание.

 Отлично, ребята! В теории у нас всё получается отлично, а теперь давайте попробуем свои силы на практике.

  Задание:  написать сочинение - рассуждение.

  Темы (были заранее написаны на доске и закрыты до времени):

1.       Какая польза от чтения книг.

2.       "Золотая  полка"   ("Золотая полка" -  та,  на которую ставятся любимые  книги"). Эта тема предлагается  сильным  ребятам. А тем, кто не любит читать, можно предложить третью тему:

3.       Почему так важно говорить грамотно?


Урок развития речи в 6 классе

Урок развития речи в 6 классе

Родина всегда прекрасна! Потому что она одна у человека

Родина всегда прекрасна! Потому что она одна у человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021