Тема занятия: Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов
для управления исполнителем.
Цели: учащиеся имеют представление о методе последовательной детализации как об одном из основных методов структурирования алгоритма, знают назначение вспомогательного алгоритма и умеют его применять.
Задачи:
Базовые знания |
Базовые умения |
понятия: алгоритм, алгоритмические конструкции (следование, ветвление, повторение), линейный алгоритм, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы |
Умение разрабатывать алгоритмы, содержащие различные операции (ветвления, цикла и т.д.) |
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята, присаживайтесь.
II. Подготовка к основному этапу занятия
Сегодня мы с вами продолжим изучение алгоритмов, но прежде ответьте на вопрос: что вы делаете для того, чтобы решить сложный пример со множеством арифметических действий по алгебре? (Разбиваем на более легкие примеры). Часто бывает, что разработка алгоритма оказывается довольно сложной задачей, как же мы с ней будем справляться? (Разобьем на несколько частей). Правильно, ребята, молодцы! Именно этому мы сегодня и научимся, а также познакомимся с новым видом алгоритма, который называется вспомогательным. Запишите дату и тему нашего сегодняшнего урока.
Существуют различные методы конструирования алгоритмов. Одним из них является –
метод последовательного построения алгоритма.
Процесс последовательного построения алгоритма выглядит следующим образом.
На первом шаге достаточно определить исходные данные и результаты алгоритма, а сам алгоритм представить в виде единого предписания – постановки задачи.
Если исполнитель не обучен исполнять заданное предписание, то необходимо представить это предписание в виде совокупности более простых предписаний (команд).
Давайте запишем, что нужно сделать для последовательного построения алгоритма.
Этот процесс продолжается до тех пор, пока все предписания не будут понятны исполнителю. Объединяя полученные команды в единую совокупность выполняемых в определенной последовательности команд, получаем требуемый алгоритм решения исходной задачи.
При построении алгоритмов нередко возникают ситуации, когда в разных местах алгоритма необходимо выполнение одной и той же последовательности шагов обработки данных.
Для такой последовательности шагов создают отдельный алгоритм, называемый вспомогательным. В качестве вспомогательных могут использоваться алгоритмы, ранее разработанные для решения других задач.
Посмотрите на картинку и запишите определение вспомогательного алгоритма.
Команда вызова вспомогательного алгоритма исполняется следующим образом
1. Формальные входные данные вспомогательного алгоритма заменяются значениями фактических входных данных, указанных в команде вызова вспомогательного алгоритма;
Ребята, давайте рассмотрим пример построения алгоритма, в котором используется вспомогательный алгоритм.
Построим блок-схему этого алгоритма
Давайте проверим, правильно ли у нас получилось.
Вспомогательный алгоритм можно и нужно использовать и при написании команд в сложных больших программах.
Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке! Жду ваши классные работы (краткий конспект параграфа) , а так же скрины экрана, подтверждающие то, что вы прошли все уровни игры Лабиринт, с помощью языка blockly. Задание очень интересное, я верю, что каждый из вас с ним легко справиться и заработает хорошие отметки.
Домашнее задание: 1. Изучить §2.3, сделать краткий конспект, выполнить задание №5 на стр. 99
2. С помощью языка blockly составить программы для исполнителя и пройти все уровни в игре лабиринт.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.