о.тпшкя.я
ЕВА. Азова, 0.0.Чернова
Учим звуки
ОТ АВТОРОВ
Перед вами одна из тетрадей комплекта «Домашние логопедические тетради» для закрепления произношения трудных звуков. Серия состоит из 8 игровых тетрадей. |
ровой материал ориентирова= ЕЕ х 5—7 лет. Предлагаемые игры повысят :-: „за. нятиям, будут способствовать *А.т-ее :м-г 2 бы- |
Учим звуки [р], [р']. строму закреплению трудных Учим звуки [л], [л']. витию внимания, мышления.
Учим звукивой и зрительной памяти,
Учим звуки [ш], [ж]. к письму. Большое внимание на
Учим звуки [с], [с']. ется развитию умения составлять
Учим звуки [з], [3'], [ц]. пересказывать, закреплению
Учим звуки [с]—[ш], [3]— |
ружающем мире, совершенствована: --;ехмати- |
Учим звуки [щ]. |
ческой стороны речи. |
Преимущество данных тетрадей заключается |
Уважаемые взрослые! Для до- |
в том, что они представляют собой готовый ком- |
ощрения и повышения мотивадих хбеаэ-к. досле |
плект игр и упражнений для закрепления произ- выполненных упражнений, в конце страношения звуков в речи. Цель данного пособия ницы мы предлагаем использовать «
помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей к выполнению несложных домашних заданий с детьми, позволяющих закрепить полученные на занятиях знания, умения и навыки. Родителям не нужно переписывать домашние задания логопеда, подбирать картинки или наклеивать их. Представленный иг-
— вертолет не раскрашивать. ес-—-2 :ебенок не выполнил задание;
— вертолет раскрасить наполовну.-. ребенок старался выполнить задание. но бы--- невнимательный и пропускал изучаемый ЗВ\Ћ••.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
— вертолет раскрасить, если зада.нпе выполнено полностью и правильно.
1. Алифанова ЕД., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. М., 2000.
2. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. М., 1971.
З. Большакова СЕ. Конфетка. Формируем слоговую структуру слова. М., 2007.
4. Большакова СЕ. Формируем слоговую структуру слова. Дидактический материал. М., 2006.
5. БурДина СВ. Логопедическая тетрадь. Вып. 1—6. Киров, 2005.
6. Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. М., 2005. 7. Волина В.В. Учимся играя. М., 1994.
8. Гальская НВ. Звоночек. Автоматизация звуков в играх. Минск, 2001.
9. Герасимова АС, Жукова О.С., Кузнецова ВТ. Уникальная методика развития речи дошкольника. СПб. , 2002.
10. Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю., Солошенко ОП.
Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. М., 2001.
11. Каше ГА. Исправление недостатков речи у дошкольников. М., 1971.
12. Киселёва ВЛ. Конфетка. Двигаемся, играем, рисуем. М., 2008.
13. Коноваленко ВЛ., Коноваленко СВ. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков. вып. 1—5. м., 1998.
14. Коноваленко ВВ., Коноваленко СВ. Логопедическая раскраска. Вып. 1—3. М., 1998.
15. Лопухина И.С. Логопедия 550. М.. 1996.
16. Максаков АИ. Правильно ли говорит ваш ребенок. М., 2006.
17. Маршак СЛ. Сказки, стихи, загадки. песни.
м., 2006.
18. Нищева НВ. Система коррекционной ра&уты в логопедической группе для детей с ОНР. СПб. , 2005.
19. Новикова ЕВ. Автоматизируем произношение Р и Р. М., 2006.
20. Новоторцева НВ. Рабочая тетрадь по развитико речи на звуки Р, Р '. Ярославль, 1996.
21. Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звуки Р, Р '. М., 2005.
22. Сборник загадок / Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988.
23. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5—7 лет с ОНР. М., 2005.
24. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. М., 1995.
25. Фомичёва МО. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.
26. Филичева Т.Б„ Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.
27. 1000 загадок / Сост. Н. В. Ёлкина, Т.И. Тарабаркина. Ярославль, 2001.
В УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗВУКОВ!
Иришка научилась выговаривать звуки [р] и [p'l, [л] и только — вот беда! — совсем запуталась и никак не может разобраться, в каком слове какой звук сказать. Вместо «ложка» получается «рожка», а вместо «рыба» — «лыба».
Старичок-Речевичок улыбнулся и сказал:
* См. начало истории в тетрадях «Учим звуки [р], [р']; [л], .
Упражнение «Повторюшка». Речевичок говорит, а Иришка за ним повторяет. Попробуй и ты повторить за взрослым:
ра — ла |
рад — лад |
ро — ло |
рожки — ложки |
— ЛУ |
рука — Лука |
ры — лы |
рыбка — улыбка |
Игра «Слоги заблудились». Раскрась картинку. Помоги Иришке найти начало каждого слова. Соедини нужный слог с картинкой.
ЛА ру
Корзинка слов: ложка, лошадь, роза, робот, лыжи, рыба, рысь, рука, рубашка, лук, лужа, рак, радуга, лапа, ласточка.
Игра «Закончи слово». Речевичок загадал слова. Помоги Иришке отгадать их, подбери нужный слог — ра или ла:
пи.. |
ШКО.. |
кону.. |
ска.. |
|
детво.. |
ды.. |
пасти.. |
но.. |
аку.. |
жа.. |
|
Упражнение «Повторюшка». Речевичок говорит, а Иришка за ним повторяет. Попробуй и ты повторить за взрослым:
ра — ла — ра |
лад — рад — лад |
ро — ло — ро |
рак — рак — лак |
— ЛУ |
лама — рама — лама |
ры — ры — ЛЫ |
рамка — рамка — лавка |
ла — ра — ла |
рожки — ложки — рожки |
Игра «Найди одинаковые листочки». Речевичок подарил Иришке букет осенних листьев. Подул ветер, и листочки разлетелись. Помоги Иришке соединить линиями одинаковые листочки. Назови в них слоги парами.
Вспомни и назови дерево, с которого упал каждый из этих листочков. Назови
листья правильно.
Например. С липы упал липовый листочек. Раскрась их.
Игра «Закончи слово». Речевичок загадал слова. Помоги Иришке опадать их, подбери нужный звук — [р] или [л]. Соедини получивпшеся слова с картинкой.
|
КОМА.. |
ДЯТЕ.. |
топо.. |
ЗАБО.. |
СТУ.. |
сто.. |
помидо.. |
осе.. |
САМОВА.. |
КАТЕ.. |
МЕ.. |
КОСТЕ.. |
УГО.. |
ковЁ.. |
колоко.. |
Игра «Превращай-ка». Речевичок рассказал Иришке, как можно превращать одно слово в другое. Попробуй и ты. Замени в слове звук [л] на звук [р]. Какое новое слово получилось?
Например: был лом — стал ром.
лом |
лама — |
лак — |
лозы — |
лад |
ложь — |
лаз — |
ложки |
Игра «Игрушки для друзей». Друзья Иришки — Рома и Лала решили поиграть. Как ты думаешь, какие игрушки выберет Рома, а какие Лала? Не забывай, что Роме нравятся игрушки, в названия которых есть звук [р], а Лале — в названиях которых есть звук [л].
Корзинка слов: кукла, лопатка, юла, лошадка, клоун, пирамидка, барабан, паровоз, катер, Буратино.
Игра «Один — много». Измени слова.
Например: белый парус — белые паруса.
белый парус — |
голубой карандаш — |
красивое облако — |
жёлтая рубашка — |
морская волна — |
хрупкий бокал — |
розовое платье |
белая ромашка — |
Упражнение «Скажи правильно». Речевичок придумал и нарисовал для Иришки предметы, в сложных названиях которых есть звуки [р] и [л]. Вместе с девочкой назови картинки. Постарайся не путать звуки [р] и [л].
Корзинка слов: зеркало, рулон, крыло, планер, рыболов, берлога, журнал, раскладушка, крокодил, прыгалки.
Игра «Посчитай». Раскрась картинки. А теперь посчитай предметы от 1 до 6.
Чтобы тебе было легче считать, указывай пальчиком на цифры. Например: одно зеркало, два зеркала, три зеркала и т.д.
Выучи скороговорку.
Обведи по точкам и раскрась картинку.
У горного орла два огромных крыла.
Упражнение «Раздели слова на слоги». Хлопками раздели каждое слово на слоги. Напиши в кружках, сколько слогов в слове. Не забывай правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов! Это знает каждый из учеников!» Например: ГЕ-НЕ-РАЛ З .
КРУГЛЫЙ О |
КРЫЛО О |
РАСКЛАДУШКА О |
МАРМЕЛАД О |
ГЕНЕРАЛ О |
ПРОВОЛОКА О |
ЭСКАЛАТОР О |
РАЗДЕВАЛКА О |
КАРНАВАЛ О |
Упражнение «Закончи предложение».
У орла быстрые крылья,У мамы серые глаза, онона
У цапли острый клюв, она —У папы чёрные волосы,
У дятла красная голова,
Корзинка слов: быстрокрылый, остроклювая, красноголовый, сероглазая, черноволосый.
МолоДеч! Теперь из двух простых слов ты научился приДумыбать одно сложное.
Корзинка слов: крокодил, крыло, зеркало, планер, рыболов, раскладушка, журнал, коралл.
Упражнение «Рифмушки». Закончи маленькие стихотворения, подобрав в рифму нужное слово. Выучи их и расскажи, не путая звуки [р] и
Дедушку зовут Лука, |
Друг позвал меня на пир, |
У него болит . .. |
Ел я торт и чай я .. . |
Рисовал художник ламу |
В блеске солнечных лучей |
И картину вставил в . .. |
По земле бежит И. Лопухина |
Приготовил повар Пров Вкусный и душистый .
Корзинка слов: рука, рама, плов, пил, ручей.
Упражнение «Придумай предложения». «Посмотри, какие у меня есть картинки,— сказал Речевичок Иришке. — Сможешь что-нибудь о них рассказать? » Иришка посмотрела и придумала красивые предложения. Придумай интересные предложения и ты. Раскрась картинки.
Например: рыболов — рыба. Ловкий рыболов поймал огромную речную рыбу.
Корзинка слов: медведь — берлога, крокодил — вода, зеркало — стол, рыболов — рыба, папа — раскладушка, щенок — журнал, ворона — крыло.
МодоДеч! Теперь ты не путаешь звуки [р] и [л] в словах ш предложениях. Попробуй выполнить заДания посложнее!
Выучи потешку. Раскрась картинку.
Растянулся в луже Яшка И чуть-чуть не утонул.
Хорошо, что он рубашкой Лужу сразу промокнул.
Красиво расскажи стихотворения. Назови слова со звуками [р] и [л], которые ты в них услышал. Обведи по точкам и раскрась картинки.
Вышла дворняга под дождь из сарая.
Стала дворняга сырая-сырая.
Долго дворняга сушилась, вздыхая.
Стала дворняга сухая-сухая.
Вышла дворняга опять из сарая.
Снова дворняга сырая-сырая. И тяжело рассказать на бумаге,
Как не везло этой бедной дворняге.
Н. СлепакоВа
Говорил крокодил крокодилу:
«Я красивый и страшно милый, А когда я кого-то глотаю, Долго плачу потом и страдаю».
Е. АлифаноВа,
Н. ЕгороВа
Упражнение «Скажи правильно». Речевичок придумал и нарисовал для Иришки предметы, в сложных названиях которых есть звуки [р] и Вместе с девочкой назови картинки. Не путай звуки [р] и
Корзинка слов: руль, рояль, люстра, карусель, кролик, вертолёт, леопард, рояль, верблюд, пропеллер, телевизор, жур Авль, картофель, крыльцо.
Игра «Посчитай», Раскрась картинки. А теперь посчитай предметы от 1 до 6.
Чтобы тебе было легче считать, указывай пальчиком на цифры. Например: одна люстра, две люстры, три люстры и т.д.
Игра «Один — много». Измени слова. Например: рояль — рояли.
руль |
вертолёт |
карусель |
рояль |
верблюд |
телевизор |
люстра |
леопард |
телеграмма |
рулет — |
кролик |
маляр |
Игра «Профессии». Однажды Иришке подарили электровикторину «Профессии». Но девочка не знала ни профессий людей, ни кому что нужно для работы, поэтому не могла в неё играть. Помоги ей.
Назови профессии людей, которых ты здесь видишь. Раскрась инструменты. Покажи стрелками, кому что нужно для работы. Составь интересные предложения.
Корзинка слов: ведро с краской и кисть, рояль, лекарство, рубанок, молоток и гвозди, милицейский жезл, кирпичи; строитель, милиционер, маляр, столяр, пианист, врач.
Упражнение «Занимательная фотография». Как-то раз Иришка и Речевичок рассматривали фотографию. «Я, — сказал Речевичок, — вижу здесь много предметов со звуком [р]». «А я, — сказала Иришка, — вижу предметы со звуком [л]» .
Как ты думаешь, что увидел Речевичок? Назови слова со звуком [р]. Раскрась эти предметы. Что увидела Иришка? Назови и обведи цветным карандашом предметы со звуком [л].
Корзинка слов: радуга, рыба, баран, ромашки, корова, ведро, скатерть, огурцы, помидоры, арбуз, кружки, воздушный шар, топор, дрова, рыбак, парус, мухомор, корзина, лопата, солнышко, облака, ласточки, плот, лодка, ландыш, колокольчики, скакалка, мангал, шашлык, юла, клубника, ложки, вилки, белка, ёлка, велосипед.
Игра «Перепутанные вагончики». В каждом вагончике «едет» одно слово. Соедини слова так, чтобы получилось предложение: «прицепи» вагончики к паровозу в нужном порядке, а взрослые тебе помогут. Проставь номера вагончиков в каждом предложении.
|
|||||
|
рулет |
|
ароматный |
|
столе |
|
лежит |
пропеллер |
отражение |
разглядывает |
своё |
|
зеркале |
|
в |
МолоДеч! Теперь ты не путаешь звуки [р] и [л'1 в словах и предложениях. Попробуй выполнить заДания посложнее!
Красиво расскажи стихотворение, ведь ты уже научился не путать звуки [р],
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли?
Н. НекрасоВ
Упражнение «Повторюшка». Речевичок говорит, а Иришка за ним повторяет. Повтори и ты за взрослым:
ря — ля |
моря — поля |
рё — лё |
рёва — Лёва |
рю — лю |
брюква — клюква |
ри — ли |
Марина — малина |
ре — ле |
рейка — лейка |
Игра «Слоги заблудились». Помоги Иришке найти начало каждого слова. Соедини нужный слог с картинкой. Назови предметы и раскрась их. ЛЕ ли ЛЮ
Корзинка слов: лист, лиса, лимон, рисунок, лейка, репка, репей, лев, лебедь, рюмка, рюкзак, люк.
Игра «Превращай-ка». Речевичок рассказал Иришке, как можно превращать одно слово в другое. Попробуй и ты. Замени первый звук в слове на [л'] или [р'].
Какое новое слово получилось?
мёд |
пень |
песок — |
тюк |
рейка — |
Федька — |
кепка — |
бита — |
метать |
бить — |
печка |
писк — |
Например: был мёд — стал лёд.
Упражнение «Повторюшка». Речевичок говорит, а Иришка за ним повторяет. Повтори и ты за взрослым:
ря — ля — ря |
пряжка — фляжка — пряжка |
рё — лё — рё |
рёв — клёв — рёв |
лю — рю — лю |
колю — горю — колю |
ри — ри — ли |
рис — рис — лис |
ле — ле |
лечь — речь — лечь |
Игра «Закончи слово». Речевичок загадал слова. Помоги Иришке отгадать их, подобрав нужный звук — [р'] или Соедини получившиеся слова с картинками. Раскрась только те предметы, названия которых заканчиваются на звук СНЕГИ.. ФОНА.. ЯКО.. БУКВА.. ФАСО.. ПУЗЫ.. со.. ПЕДА.. МЕДА..
Игровое задание «Подбери игрушки». Как ты думаешь, какие игрушки выберет себе Иришка, а какие — Ляля? Не забудь, что Ляле нравятся игрушки, в названиях которых есть звук а Иришке — в названиях которых есть звук
Корзинка слов: лиса, лейка, рюкзак, тигрёнок, цыплёнок, коляска, карета, черепаха, львёнок, плита, принцесса, курица, самолётик, рисунок.
Упражнение «Рифмушки». Закончи маленькие стихотворения. Выучи и расскажи их.
Вечно плачет мальчик Лёва, |
Зреет на кустах малина, |
Говорят ему: «Ты |
Соберет её И. Лопухина |
Корзинка слов: рёва, Марина.
Упражнение «Придумай предложение». «Посмотри, какие у меня есть картинки,— сказал Речевичок Иришке. — Сможешь что-нибудь о них рассказать? » Иришка посмотрела и придумала красивые предложения.
Например: черепаха — блюдце. Коричневая черепаха медленно подошла к блюдцу и стала есть зелёные листья.
Придумай интересные предложения и ты. Раскрась картинки.
Корзинка слов: дельфин — море, мальчик — рюкзак, стрекоза — лилия, моряк — будильник, берёза — коляска, черепаха — блюдце.
Выучи стихотворение. Обведи и раскрась картинку.
Рыбке рак ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок, Что насажен на крючок.
В. Лунин
Упражнение «Скажи правильно ». Речевичок придумал и нарисовал для Иришки предметы, в сложных названиях которых есть звуки [р'] и Вместе с девочкой назови картинки. Не путай звуки [р'] и
Корзинка слов: рельсы, календарь, треугольник, прямоугольник, крендель, электричка, балерина, свирель, бриллиант, дирижабль.
Игра «Посчитай». Раскрась картинки. А теперь посчитай предметы от 1 до 6.
Чтобы тебе было легче считать, указывай пальчиком на цифры.
Например: один календарь, два календаря, три календаря и т.д.
Упражнение «Раздели слова на слоги». Хлопками раздели каждое слово на слоги. Напиши в кружочках, сколько слогов в слове. Не забывай правило: « Сколько в слове гласных, столько и слогов! Это знает каждый из учеников!» Например: ПЕ-РЕ-ЛЁТ З .
ДРЕЛЬ |
О |
ПЕРЕЛЁТ О |
АКВАРЕЛЬ |
О |
ПРИКЛЮЧЕНИЕ О |
АПРЕЛЬ |
О |
БАЛЕРИНА О |
ФРИКАДЕЛЬКА |
О |
РЕЛЬСЫ |
Игра «Один — много». Измени слова.
Например: мыльный пузырь — мыльные пузыри.
рябиновый лист — зелёная ящерица
железный крючок — коричневая улитка
ленивая черепаха резвый шмель —
любимое дерево мыльный пузырь —
Раскрась предметы, которых много.
Игра «Найди маму». Детёныши заблудились. Помоги им вернуться домой, вспомнив, кто их мама. Соедини линиями детёнышей со взрослыми. Не забудь раскрасить картинки.
Корзинка слов: львица, тигрица, орлица, курица, верблюдица, львята, тигрята, орлята, цыплята, верблюжата.
Игра «Перепутанные вагончики». В каждом вагончике «едет» одно слово. Соедини слова так, чтобы получилось предложение: «прицепи» вагончики к паровозу в нужном порядке, а взрослые тебе помогут, Проставь номера вагончиков в каждом предложении.
фрикадельками
Упражнение «Скажи правильно». Речевичок придумал и нарисовал для Иришки предметы, в сложных названиях которых есть звуки [р'] и [л]. Вместе с Иришкой назови картинки. Не путай звуки [р'] и [л]. Раскрась картинки.
4
Корзинка слов: орёл, тарелка, кресло, грелка, глухарь, словарь, стрела, лабиринт, брелок, горилла.
Игра «Один — много». Измени слова.
Например: горячая грелка — горячие грелки.
горячая грелка — |
острая стрела — |
сложный лабиринт — |
коричневое кресло — |
ленивый лемур |
рекламный плакат — |
парящий орёл — |
треснутая тарелка — |
Игра «Путаница». Щенок устроил беспорядок, и Иришка потеряла картинки. Помоги ей найти предметы, только называй их правильно. Придумай с этими словами интересные предложения.
Корзинка слов: тарелка, кресло, орёл, стрела, балерина, прямоугольник, треугольник, рельсы, календарь. Повтори скороговорку.
Рисовала Лариса
Акварелью нарциссы,
Георгины гуашью
Рисовала Наташа.
Т. КуликоВская
Игра «День рождения Речевичка». Иришка и ее друзья Рома, Лала и Ляля пришли на день рождения к Речевичку. Рассмотри картинку и раскрась ее.
Рома принёс подарки, в названиях которых есть звук [р]. Назови, что подарил Речевичку Рома. Обведи предметы красным карандашом.
Иришка принесла подарки, в названиях которых есть звук Назови, что подарила Иришка. Обведи предметы коричневым карандашом.
Лала принесла подарки, в названиях которых есть звук [л]. Назови, что подарила Лала. Обведи предметы жёлтым карандашом.
А Ляля — подарки, в названиях которых есть [л']. Назови, что подарила Ляля. Обведи предметы зелёным карандашом.
Корзинка слов: карандаш, розы, торт, виноград, ракушка, варенье, букварь, рисунок, матрёшка, ирисы, ландыши, шоколад, блокнот, глобус, шкатулка, лилии, альбом, апельсины, вафли, бинокль.
Рассмотри картинки из книги Речевичка. Составь к каждой картинке красивые предложения. Не забывай правильно произносить звуки [р] и [л] и [л']. Раскрась картинки.
Корзинка слов. Вертолёт летит над лесом. Орёл летит над рекой. Брелок лежит на столе. Тарелка упала со стола и разбилась. Горилла залезла на дерево. Телевизор стоит на столе. Мальчик выдувает мыльные пузыри. Мальчик разбил стекло мячом. Кресло стоит на полу. Абрикосы лежат на тарелке.
Красиво расскажи стихотворение. Назови слова со звуками [р] и [л]. Обведи рисунок вороны по точкам и раскрась.
«Кра! — кричит ворона, — кража! |
Жить не можешь без обмана |
Караул! Грабёж! Пропажа! |
У тебя ведь нет кармана!?» |
Вор прокрался утром рано, |
«Как! — подпрыгнула ворона |
Грош украл он из кармана, |
И моргнула удивлённо. |
Карандаш, картонку, пробку |
Что ж вы раньше не сказали! |
И красивую коробку!» |
Караул! Карман украли!» |
«Стой, ворона, не кричи, Не кричи ты, помолчи! |
В. орлов |
МолоДеч! И такое сложное стихотворение тебе под силу.
Игра «Чей хвост? Чья голова?». Посмотри на ворону и назови её части тела
правильно.
Например: глаз вороны — вороний глаз.
Голова вороны — хвост вороны лапы вороны крыло вороны перо вороны —
Корзинка слов: вороний хвост, воронье крыло, воронья голова, вороньи лапы, воронье перо.
Послушай стихотворение. Назови все слова со звуками [р] и [p'l, [л] и [л'], которые «поймал» рыболов, и нарисуй их. Выучи стихотворение и расскажи его красиво, не путая звуки [р] и [л] и [л'].
Расскажи про свой улов!»
«Карп ушёл, и вся плотва
Мимо лодки проплыла, А карась с крючка сорвался!
Без улова я остался...
Но зато попалась грелка,
Мармелад, журнал, крыло...
Где найти такой улов?»
Выучи скороговорки [17].
Прикрывала крыльями орлица орлёнка.
Перебирала пёрышки перепелица перепелёнку.
Красиво расскажи стихотворение.
Расхрабрился воробей:
Прыгнул в мартовский ручей. А теперь на брёвнышке Сушит свои пёрышки.
Т. КуликоВская
Послушай стихотворение. Раскрась только те овощи, которые упоминаются в стихотворении.
Что растёт на нашей грядке?
Что растёт на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий, Помидоры и укроп Для приправы и для проб, Есть редиска и салат.
Наша грядка — просто клад! Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно, То запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку:
Что растёт на нашей грядке?
В. Коркин
Повтори скороговорку.
Брёл по речке Боря вброд, Обронил свой бутерброд.
Не пропали хлеб и сыр:
Был у рыб прекрасный пир.
Т. КуликоВская
Красиво расскажи стихотворение. Обведи и раскрась большого снегиря.
Зарумянились кустарники Не от утренней зари.
Это — красные фонарики — Засветили снегири.
Чистят пёрышки пунцовые, Воду пьют из родника. Переливы бубенцовые
Мне слышны издалека.
Послушай стихотворение. Посмотри внимательно на картинку. Найди и обведи всех снегирей. Раскрась их.
Трудно птицам зимовать Трудно птицам зимовать.
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил Птичкину столовую.
Прилетают птицы в сад, Посидят, поговорят, Им бояться нечего:
Пусть мороз трещит сердито Их столовая открыта От утра до вечера.
А. ЧепуроВ
Послушай фрагмент сказки. Запомни слова со звуками [р]—Раскрась картинку.
В одном стручке сидели рядом горошины. Прошла неделя. Вдруг стручок открылся. ГоРОШИНЫ весело покатились на ладонь мальчика. Мальчик зарядил горошинами ружьё и выстрелил. Три горошины полетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она пустила росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
по Г.Х. АнДерсену
Какие слова со звуками [р]—[р'], ' ] встретились в сказке? Прослушай сказку ещё раз и перескажи ее.
Выучи скороговорки [17].
Купили Валерику и Вареньке Варежки и валенки.
Марина грибы мариновала,
Марина малину перебирала.
Рассказываем вместе. Рассмотри и назови картинки. Раскрась их. Заменяй картинки словами во время чтения.
У Валеры жила рыженькая белка, очень хорошенькая. Когда Валера садился завтракать, (рыженькая белка) прыгала на стол и ела крошки. Валера давал (рыженькой белке) сахар и орехи, она грызла их или прятала под кровать. Валера очень любил её и всем друзьям рассказывал о своей замечательной (о ком?)
(рыженькой белке). Один раз Валера играл с (рыженькой белкой), гонялся за ней, а форточка была открыта. Проворный зверёк прыгнул в форточку и скрылся. Целый вечер Валера искал
(рыженькую белку) на улице и не нашёл её. Когда Валера уже ложился спать, он поднял одеяло и вдруг увидел: там спала его (рыженькая белка).
Послушай рассказ ещё раз и перескажи его.
Повтори скороговорку,
У кудрявого барашка
Раскрутились вдруг кудряшки.
Парикмахер рядом был.
Он кудряшки закрутил.
Т. КуликоВская
Рассказываем вместе. Рассмотри и назови картинки. Раскрась их. Заменяй картинки словами во время чтения.
Сорока любит блестящие предметы. Всё, что блестит, сверкает, нра(сороке), и она тащит к себе в гнездо. Усмотрит
(сорока) кусочек стекла или серебряную монету тоже
возьмёт.
Однажды мама варила на веранде варенье и положила на стол серебряную ложку, Это привлекло (сороку). Как только мама отвернулась, (сорока) подлетела и схватила добычу. Кирилл увидел это и закричал. (Сорока) перепугалась и выронила ложку.
Вечером Кирилл с мамой говорили о (сороке). «Надо быть внимательнее к нашей гостье, — сказала мама, — следи за
(сорокой) — закрывай форточку».
Послушай рассказ ещё раз и перескажи его.
Выучи стихотворение.
Сыр сорока раздобыла.
Сорок дырок в сыре было.
Сыр сорока поклевала:
Сыра с дырками не стало.
Т . КуликоВская
ПозДравляеж тебя! Вместе с Иришкой ты научился разговаривать красиво и не путать труДные звуки [р] и [р'1, [д1 и [л'1!
удк 376 БЫС 74.102
АЗ5
Рецензент
О.Е. Громова, канд. пед. наук, ст. науч. сотрудник Института коррекционной педагогики, логопед высшей категории.
Азова Е.А., Чернова 0.0.
АЗ5 Учим звуки [р], [р'], [л], [л']. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5— 7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 32 с. (Игровая логопедия).
ISBN 978-5-9949-0078-9
Вашему вниманию предлагается «Домашняя логопедическая тетрадь» для различения звуков
Серия посвящена актуальной проблеме — введению в логопедическую работу обучающих игровых упражнений, с помощью которых решаются сразу несколько коррекционных задач: развитие фонематического слуха и восприятия, совершенствования связной речи и грамматического строя языка, тренировка слуховой и зрительной памяти, подготовка руки к письму.
Материал подобран таким образом, что может быть использован для индивидуальной работы с детьми с разным уровнем речевого развития. Предложенный комплекс домашних игровых тетрадей учитывает принцип «от простого к сложному» и позволяет логопеду поэтапно дифференцировать звуки [р], [р'], [л], [л'].
Пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям детей с речевыми нарушениями.
удк 376
БЫК 74.102
Азова Елена Александровна
Чернова Ольга Олеговна
УЧИМ ЗВУКИ [Р],
ДОМАШНЯЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5—7 ЛЕТ
Главный редактор ТВ. Цветкова
Научный редактор О.Е. Громова
Редактор НА. Зайченко
Художник обложки Рустам Исматуллаев Художник АД. Прутенская
Корректоры ТЭ. Балоунова, Л.Б. Успенская Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой
Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в «ТЦ Сфера»
Гигиенический сертификат № 77.99.6О.95З.Д.ОО19О9.ОЗ.О9 от 02.03.2009 г.
Подписано в печать 01.03.10. Формат Усл. п. л. 3,72. Тираж 5000 экз. Заказ №1601
Издательство «ТЦ Сфера»
Москва, Сельскохозяйственная ул., д. 18, корп. З.
Тел.: (495) 656-75-05, 656-73-00
Отпечатано в ОАО «Кострома», 156010, г. Кострома, ул. Самоковская, 10.
ISBN 978-5-9949-0078-9 С 000 «ТЦ Сфера», 2010
С Азова Е. А., Чернова 0.0., 2010
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.