Раздаточный материал по русскому языку в 9 классе на тему: "Фонетика. Графика. Орфоэпия"

  • doc
  • 23.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Русский язык 9 класс.doc

Тема урока:  "Фонетика. Графика. Орфоэпия"

ФИ ученика ____________________________________________________________________________________

1. ВСПОМНИМ ТЕОРИЮ ВМЕСТЕ

Звуки

Гласныезвуки

Согласные звуки

[а][о][у][и][ы][э]

Парные

Непарные

Звонкие

Глухие

б

б’

в

в’

г

г’

д

д’

ж

 з

з’

п

п’

ф

ф’

к

к’

т

т’

ш

с

с’

й’

л

л’

м

м’

н

н’

р

р’

х

х’

ц

ч’

щ’

Твердые

Мягкие

б

в

г

д

з

к

л

м

н

п

р

с

т

ф

х

б’

в’

г’

д’

з’

к’

л’

м’

н’

п’

р’

с’

т’

ф’

х’

ж

ш

ц

ч’

щ’

й’

 

Например:  звук [д’] — cогласный, звонкий парный, мягкий парный.

 ЗАПОМНИЕ: Е, Ё, Ю, Я :

·                                 после согласного обозначают мягкость согласного и один гласный звук:  мёд [м’от]  ;

·                                 обозначают 2 звука (согласный [й’]  и гласный- [й’э],  [й’о], [й’у], [‘йа])  в

o                       в начале слова: яма [й’ама], юбка [й’упка];

o                       после гласного:  боец [бай’эц], обаять [абай’ат’];

o                       после разделительных Ь и Ъ: подъезд [падй’эcт], вьюга [вй’уга].

Выполните задания

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова

Порядок разбора слова.

1. Запишите слово.

2. Запишите его транскрипцию. Поставьте ударение.

3. Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.

4. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.

5. Напишите справа от каждой буквы в квадратных скобках звук (звуки), которые эта буква обозначает.

6. Опишите звуки (гласный – ударный или безударный, согласный – глухой или звонкий, твёрдый или мягкий).

7. Сосчитайте и запишите количество звуков.

1.                  Пользуясь таблицей и алгоритмом разбора  произведите фонетический разбор слов: ель, солнце.

Ель -

Солнце -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТИРОВАНИЕ, ОБВЕДИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ В КРУЖОК.

1.       Укажи слова, в которых  звуков больше, чем букв :

1) ночь      2) костёр            3) ранний          4) язык               5)  поют

2. Укажи группу слов , в которых букв больше, чем звуков :
1) пень, теннис   2) школа,  книга  3)  юла, ёжик  4) ель, горох   5)  поезд ,месяц

3. Укажи группу, где перечислены   согласные , всегда твёрдые:
1)  [в,ж ,з       2)   [ж,ц,ш   ]         3)  [м,ч,л    ]       4)  [с,ш,х       ]      5)  [т,р,ж ]

4.        Укажи слова слова, в которых все согласные твёрдые:

     шалун   сарай    моряк    рассказ         подъём        жираф

5.       Укажи соответствия, соединив понятия стрелочками:

1.                               Гласные                                                состоят из голоса и шума

2.                               Звонкие согласные                              состоят только из шума

3.                               Глухие согласные                               состоят из голоса


4.                               Скачано с www.znanio.ru