Раздел: Природа земли. Почва - особое природное тело

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 16.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

можно использовать при ДО
Иконка файла материала Почвы- особое природное тело. 5 класс.pptx

5 класс
Учитель:
Гаевская Татьяна Анатольевна
МАОУ СОШ № 5
Г.Калининград

Почва – особое природное тело.

Как думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Тема урока
Почвы, их состав и структура

Определить структуру и состав почвы (проведение опыта)
Графически изобразить структуру почвы
Работать с источниками географических данных (карты, изображения, текст, фото, графические материалы)

Цели обучении

Критерии оценивания

 

Знает, что такое почва и ее виды, о почвоводе В.В.Докучаева

Может сделать графические чертежи почв.

Может определить причины эрозии, последствии почв и может писать меры защиты

Как понимаете слово почва?

ПОЧВА – самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков.
ГУМУС -  (лат. humus «земля, почва») — основное органическое вещество почвы, содержащее питательные вещества, необходимые высшим растениям. Гумус составляет 85—90 % органического вещества почвы и является важным критерием при оценке её плодородности.

Эрозия почвы – это (от лат. erosio — разъедание) — разрушение горных пород и почв поверхностными водными потоками и ветром, включающее в себя отрыв и вынос обломков материала и сопровождающееся их отложением

2 вида эрозии

ветровая эрозия водная эрозия

Мелиора́ция (лат. melioratio — улучшение) — комплекс организационно-хозяйственных и технических мероприятий по улучшению гидрологических, почвенных и агроклиматических условий с целью повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур.

В.В.Докучаев. (1846-1903) Основоположник почвоведения

Почвообразующие факторы

Классификация почв по структуре и составу

структурный

Виды почвы

бесструктурный

Если комки мелкие, вода не задерживается, и почва становится неплодородной. Талая вода стекает в овраги.

Если размер комков до 10 мм, то воздух, вода легко проникают в почву, и создаются благоприятные условия для роста растений.

Опыт №1
Опустим в стакан с водой горсть земли (почвы). 
Видите пузырьки?
Что мы наблюдаем?

1 группа. Критерий оценивания:
1. Учащиеся проводят опыт. Опускают в стакан с водой комки и исследуют, что происходит с почвой в воде.

2. Выяснив то, что почва подвергается эрозии, определят меры защиты.

Опыт №2. Положим почву в железную пробирку и нагреем над пламенем свечи. Над ним держим стекло. Стекло сначала становится влажным, а потом на нем появляются капельки воды. Откуда они появились? Что содержится в составе почвы кроме воздуха?

2 группа. Критерий оценивания:
Положив почву в железную пробирку и нагрев ее, исследуют изменение.
2. Выяснив то, что почва в воздухе подвергается ветровой эрозии, определяют меры защиты.

Опыт №3 Нагреваем почву еще больше. После некоторого времени появляется синий дым. Что это? Какое горючее содержится в почве?

3 группа. Критерий оценивания:
1. Нагревая почву еще больше, определяют, какое явление происходит?
2.Выяснив то, что в почве содержится перегной, объясняют важность перегноя в хозяйстве.

Опыт №4 Почву, в которой перегорел перегной, положить в воду и перемешать. Мутную воду фильтровать.

4 группа. Критерий оценивания:
Отфильтровывают почву, в которой перегорел перегной. Исследуют изменения, произошедшие в стакане.
2. Выяснив, объясняют структуру почвы.

Определим структуру почвы

Какой слой?

Какой слой?

Какой слой?

Какой слой?


О - перегной

А – горизонты размыва

В – слой скопления сточных вод

С – материнская горная порода

Защита от почвенной эрозии

 1. Использовать гидротехнические аппараты против почвенной эрозии: вести контроль за ирригационными системами;
2. Обратить внимание на очередные посевы культур в сельском хозяйстве (Посев одной и той же культуры каждый год нарушает плодородность почвы);
3. С целью укрепить почву оврагов и песчаных земель, сажать культуры и деревья, устойчивые эрозии и имеющие длинные корни;
4. Регулировать пастбища скота в песчаных, скалистых местностях и предгорьях. (Не допустить исчезновения растений в данных местностях).
5.Предохранять почву от отходов химии в сельском хозяйстве и спасти от вредного влияния металлургической, химической, нефтяной промышленности;
6. Проводить мелиорацию болот.

Формативное оценивание

“Светофор” Красный – не понял. Желтый – есть вопросы. Зеленый – понял.

Рефлексия

Домашнее задание

Подготовить сообщение на тему
«Исследование местной почвы»