Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи:
- формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра
и зла, понятия милосердия;
- развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формировать умение совместно работать в парах;
- способствовать процессу самопознания через создание условий для
самовыражения.
- воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех
сферах жизни.
Пособия: листы бумаги со словами, магниты (7 шт), словарь С.И.Ожегова, вырезанные из цветной красной бумаги сердечки, коробочка в виде сердца, шарик в виде сердца.
Расстановка парт и стульев:
Ход занятия:
1. «Знакомство»:
Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся. Я держу в руках красивую коробочку в виде сердечка, предлагаю с лаской и любовью передавать её соседу справа, называя своё имя. Начну первая: меня зовут Светлана Александровна, будьте любезны (будь ласка, это по-украински; пожалуйста; сделайте милость передайте следующему).
2. Объявление темы занятия. Беседа по теме
Ребята, вы выбрали тему милосердия и, вижу, готовы к разговору. Возможно ли оно в наше время? …(ответы)…Начиная беседу, я хочу обратиться к Евангелие от Луки (Лк. 10: 30-37), где описывается как один законник, искушая Иисуса Христа, спросил Его: «Как мне унаследовать жизнь вечную?» На что Иисус ответил притчей:
«Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился. И, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
Затем Иисус Христос задал вопрос этому законнику, а я задаю его вам: «Кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?» …(ответы) ….Законник ответил: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
В этой притче Господь дал нам подлинное откровение, откровение о том, кого должны мы считать ближними своими?… (ответы) … В древнем мире понятие о ближнем было крайне узким. Если считали кого ближним, то только членов семьи своей, друзей своих. Не было никакого милосердия – тогда это было презираемое понятие. Над милосердием смеялись как над слабостью, и подачу милостыни несчастным считали глупым поступком. А в наше время? (ответы)
Чему учит нас Иисус Христос в этой притче?... (ответы)…Он учит нас тому, что ближним должны мы считать всякого человека, всякого несчастного, всякого нуждающегося в помощи нашей, кто бы ни был он. Самаряне для иудеев были нечисты, были презираемы; конечно, не считали они их своими ближними. Но Господь в Своей притче раскрывает всем нам, что именно самарянин, оказавший милосердие несчастному иудею, был подлинно ближним его.
Итак, в этой притче Господь Иисус Христос установил основной важнейший закон, как норму христианского поведения - милосердие, любовь.
По вашему мнению, ребята, что такое милосердие? Приведите примеры из прессы, литературы, жизни…(ответы) … А можно сказать так: милосердие – это кость, брошенная собаке, когда ты голоден не меньше её? …(ответы)…
Давайте обратимся к словарю Ожегова, как Сергей Иванович трактует милосердие? (дети ищут, зачитывают): «Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания или человеколюбия».
Какое слово у вас ассоциируется с милосердием? (доброта, благодеяние, милость - доброе отношение, благосклонность, вежливость, уважение низшего к высшему)
А многие ли из нас ныне, уже более двух тысяч лет после того, как была сказана эта притча, считают ближними своими всех людей? ... (ответы) …
Ребята, вам не кажется, что наше время можно сравнить с тем древним временем до Иисуса Христа?... (ответы) Да наверно можно. В то время пришёл Иисус Христос и научил милосердию.
Нужно ли милосердие в наше время? (ответы учащихся) А в наше время кто нас научит? …(ответы)…
Милосердие и доброта… В последнее время мы чаще стали слышать об этом? …(ответы) … А проявлять эти чувства тоже стали чаще? …(ответы) …. Действительно, будто прозрев, мы начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних.
Мне вспомнились слова из песни Константина Никольского «Я сам их тех, кто спрятался за дверью….я добрый, но добра не сделал никому». Ребята, как вы думаете, добро надо делать?...(ответы).. Или здесь более уместно другое слово?... (ответы)…Какое? …(творить, дарить)
Как вы думаете, для чего человек рождается и
живет на Земле? …(ответы) … Для ответа на этот вопрос я раздам вам в
помощь старую славянскую азбуку. Знаете как она называется? …Кириллица. Её
авторы братья Кирилл и Мефодий. Посмотрите, как обозначались буквы в этой
азбуке. На названия каких букв вы сразу обратили внимание? …(ответы) …
З - «Земля»
Л - «Люди»
М - «Мысль»
Д - «Добро» Ж
– «Живете»
К чему призывала старая славянская азбука? …(ответы) …
Я раздам вам листы бумаги со словами, которые вы выделили в азбуке. Прошу вас выстроить из них предложение: Люди Земли, Живите, Мыслите, Думайте и Творите Добро!
Один из вариантов к чему призывала азбука - к познанию мироздания, призывала думать, вникать, чтобы постичь свети Сущего (Бога). А свет Бога – это Любовь.
А вы готовы дарить добро?... (ответы)…В вашем возрасте, какие добрые дела можно творить?... (ответы)…просто придержать дверь, помочь старушке донести сумку, помочь дедушке подняться в автобус, уступить место… Мелочи, а как раз из мелочей всё и складывается. Возьмите одно цветное стёклышко – просто стекляшка, а сложите много – получится великолепный витраж.
Ребята, возьмите каждый по сердечку (положить на стол) и кладите в коробочку (в виде сердца, держит учитель) проговаривая, как вы проявите доброту и милосердие.
И я хочу, чтобы в вашем сердце были только доброта, любовь, милосердие, забота о ближних.
И, прощаясь с вами, я хочу прочитать вам ещё одну притчу:
«Пришёл как-то в одно село старичок-странник. Стал он ходить по дворам и просить милостыню. Постучался в один дом – сердобольная хозяйка вынесла страннику и тёплую одежду, и утварь, и еду. Всё дала, что бы он ни попросил. Постучался в другой дом, а там жадная хозяйка дала ему только дырявый платок, да поскорей дверь перед его носом захлопнула. Только ушёл старичок-странник, как случился в том селе страшный пожар. Все до одного дома сгорели, и люди остались ни с чем. Вернулся тогда странник в село и каждому вернул всё, что ему дали. Первой хозяйке всё её добро отдал, а жадной достался её дырявый платок.
Не так ли и Бог когда-нибудь всех нас рассудит?
Спасибо большое за беседу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.