Зависит ли будущее от меня?
Цель: формировать понятие жизненного пути и влияния на него через право выбора.
Задачи:
- определить понятие жизненного пути и возможности как личного влияния на него, так и внешнего;
- развивать умение сравнивать, анализировать, чувствовать, проявлять
заботу о ближнем, делать правильный выбор;
- формировать умение совместно работать в парах, группах;
- способствовать процессу выбора через создание условий для выражения
сочувствия ближнему.
- воспитывать культурное поведение при общении друг с другом.
Пособия: картинки с товарами, названия залов магазина, блокнот, ручка.
Расстановка парт:
Ход занятия:
1. Знакомство, объявление темы и настрой на беседу:
Здравствуйте, ребята. Прежде чем начать разговор нам нужно познакомимся. Я держу в руках маленький глобус, модель нашей планеты Земля, символизирующий жизнь на ней. Предлагаю передавать его соседу справа, называя своё имя, а затем вы хором выразите готовность к разговору. Начну первая: меня зовут Светлана Александровна, я готова к разговору и хочу понять: Зависит ли будущее от меня? …
2. Беседа по теме:
Итак, вас ребята заинтересовала тема: «Зависит ли будущее от меня» и вы готовы к разговору. Скажите, пожалуйста, с каким растением можно сравнить нашу жизнь, которая состоит из прошлого, настоящего и будущего…(ответы)… Жизнь можно сравнить с деревом (учитель рисует дерево мелом на доске), в котором корни символизируют наше прошлое, наших предков, нашу культуру, традиции, накопленный опыт. Ствол символизирует…(ответы)….наш жизненный путь. До какого то момента ствол голенький и почти прямой – это какая часть пути?...(ответы)…это младенчество, когда за нас всё решают родители. Затем появляются первые ветви – это первые ваши самостоятельные шаги, когда требуется принимать…(ответы)… решения и делать …(ответы)…выбор. По мере роста дерева, ветвей становится больше, т.е. выбор приходится делать чаще, вы становитесь более самостоятельными. Заканчиваете… школу, получаете…профессию, создаёте…семью – таким образом обрастаете (листвой) обязанностями, больше берёте на себя ответственности. И наконец, на вашем дереве появляются плоды – это … ваши дети, ваши ученики. Часто бывает, что веточку кто-то обламывает или веточка засыхает и её приходится спиливать. Это о чём говорит?...(ответы)…Совершенно верно, если обламывают почти под корень – значит кто-то вмешивается в нашу жизнь, старается изменить её, и если вы не сопротивляетесь, подчиняетесь пагубному влиянию вас ломают, ломают всю вашу жизнь. А если только ветку (спиливают или обламывают) - то это возможно ваши близкие стараются вам помочь, оградить от дурного влияния и сохранить вам жизнь в более важном направлении.
Так кто же влияет на будущее человека?…(ответы)… родители, окружение, кумиры, и, конечно же сам человек. Мы определили с вами, что такое жизненный путь, сравнили его с плодоносящим деревом, выяснили кто влияет на будущее человека и как будущее зависит от личного выбора.
Чтобы проверить наши предположения, предлагаю вам, ребята, посетить МАГАЗИН СЧАСТЬЯ. В зал покупок потребуется два продавца (желающие занимают места за прилавком), в зал возврата покупок - два консультанта (занимают место за другим прилавком). Остальные - покупатели. Между залом покупок и залом возврата покупок, расположен зал размышлений. Где нужно посидеть, подумать и сделать правильный выбор: остаться с покупкой или вернуть её консультанту. Цена покупки обозначена с обратной стороны, изучать цену нужно в зале размышлений. Цена выражена не в деньгах, а в последствиях покупки. Задачи продавцов предлагать товар, задачи консультантов – хвалить товар, стараться уговорить покупателя приобрести любой ценой. Задача покупателя – сделать правильный выбор. Всем важно проявлять терпение, уважение, вежливость, не забывать говорить спасибо за покупку или сожалеть о возврате. Всем понятны задачи и условия? Тогда приглашаю вас в МАГАЗИН СЧАСТЬЯ.
Итак, все мы сейчас побывали в МАГАЗИНЕ СЧАСТЬЯ. А почему магазин так называется? …(ответы)… Потому что товары в магазине либо являются роскошью, либо очень желанные и, приобретая их, вы на какое-то время считаете себя счастливыми. Расскажите о покупках, о ваших размышлениях и о том, какой выбор вы сделали. …(ответы)…
Так зависит ли будущее от меня? …(ответы)… Все соглашаются с тем, что будущее зависит от самого человека, как бы ни влияли на него окружающие? Человек, уверенный в своём правильном выборе, не будет идти на поводу у кого бы то ни было.
А закончить наш разговор я хочу притчей, в которой говорится, что будущее зависит ещё и от наших мыслей, так как изначально ещё до выбора, появляется мысль, которую человек носит с собой, думает, проигрывается пути решения, а уже затем делает выбор.
Притча о будущем: (можно разыграть сценкой, текст читает учитель, учащиеся изображают)
Едет хмурый человек в автобусе и думает: «Вокруг ничего хорошего, одна тоска. Жена – ворчунья, дети – хулиганы, начальник – злыдня…»
За его спиной – ангел-хранитель с блокнотом и ручкой. Записывает и думает: «Вокруг ничего хорошего, одна тоска. Начальник – злыдня, жена – ворчунья, дети – хулиганы…Вроде было уже…И зачем ему это всё время? Но раз заказывает – придётся исполнять…»
Так вот, ребята, чтобы в жизни у вас всё было благополучно – думайте всегда только о хорошем, о добром и да поможет вам Ангел-хранитель. Спасибо за беседу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.