Разграничение приставок и предлогов

  • Работа в классе
  • doc
  • 21.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: способствовать осознанию существенных отличительных признаков приставок и предлогов; закреплять умение определять черты сходства и различия в правописании похожих приставок и предлогов со словами; воспитывать коммуникативные качества, чувство взаимопомощи. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная. Методы работы: словесный, практический, наглядный, работа с книгой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, индуктивный, дедуктивный. Оборудование: учебник, карточки опорных слов, тест, карточки с вопросами и заданиями
Иконка файла материала Разграничение приставок и предлогов.doc

 

Тема урока: «Разграничение приставок и предлогов».

Тип урока: урок закрепления.

Вид урока: практикум.

Цели урока:

способствовать осознанию существенных отличительных признаков приставок и предлогов;

закреплять умение определять черты сходства и различия в правописании похожих приставок и предлогов со словами;

воспитывать коммуникативные качества, чувство взаимопомощи.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы работы: словесный, практический, наглядный, работа с книгой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, индуктивный, дедуктивный.

Оборудование: учебник, карточки опорных слов, тест, карточки с вопросами и заданиями.

 

Ход урока.

1. Организационный этап

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, легкий ветерок!

Здравствуй, маленький росток!

Мы живём в родном краю,

Всех я Вас приветствую!

 

У: - Сегодня на уроке Вас приветствует сверчок.

Надеюсь, вы готовы активно работать на уроке и помогать друг другу.

Запишите в тетради число, «Классная работа».

 

2. Актуализация.

- Давайте расскажем сверчку,  чем мы занимались  на предыдущих уроках русского языка?  (изучали состав слова)

- О какой части слова мы говорили на прошлом уроке? (Приставке)

- Какие части слова мы уже знаем? (корень, суффикс)

 

Слайд 2

- Сегодня сверчок знакомит Вас со словарными словами, которые мы должны знать и помнить. Попробуем угадать их.

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда.

А целое в музее

Найдете без труда.  (картина)

Приставка – в слове добегает

Здесь первый слог обозначает.

Второй и третий – лось несёт,

А целое – нас сил лишает. (дорога)

 

Словарь: картина, дорога.

- Составим предложения с этими словами (запись в тетрадях и у доски).

-Найдите и подчеркните основу в предложениях.

  

 3. Этап подготовки учащихся к восприятию учебного материала

 

Слайд 3

У. – Наш сверчок предлагает разобраться, что за запись перед вами?

Поплылапонебуполнаялуна (составлено из букв разрезной азбуки).

 

Д. - Предложение “Поплыла по небу полная луна”.

 

У. - Это предложение сверчок составил, узнав о том, что в древних русских книгах все слова писали без интервалов.

- Как бы вы записали это предложение?

 

- Почему слова “по небу” надо писать раздельно? (по – предлог)

- А “поплыла” слитно? (по – приставка: плыла, уплыла)

 

- Какие одинаковые по написанию предлог и приставка есть в предложении нашего гостя сверчка?

Д. – По.

У. - Какую гласную букву нужно писать в этих предлогах и приставках? (о)

У. - Запишите предлоги с гласной буквой о.

Ребята самостоятельно записывают предлоги.

У. - Какие предлоги вы записали?

Д. - По, до, про, от.

    Названные предлоги записать на доске.

У. - Вспомните, с какими предлогами мы работали на предыдущем уроке, и назовите гласную букву, которая чаще всего встречается в некоторых предлогах.

Д. - Гласная буква а.

У. - Ниже запишите предлоги с этой буквой.

    Учащиеся записывают предлоги.

    Проверить работу детей. Названные предлоги (за, на, над) записать на доске.

- Подчеркните самую красивую букву или сочетание букв.

У. - Чем ещё могут быть эти сочетания?

Д. - Приставками.

У. – Может, кто-то из вас уже догадался и назовёт тему урока.

Д. - Приставки и предлоги.

 

   Уточнить: разграничение приставок и предлогов (открыть запись темы урока на доске).

У. - Какие умения будем закреплять?

Д. - Умения различать и правильно писать приставки и предлоги со словами.

 

У. - Чтобы успешно справиться с этой целью, вспомните, что знаем о приставках и предлогах.

    Один ученик работает у доски с карточками – опорами (приставка, предлог, часть слова, отдельное слово, пишется слитно, пишется раздельно, служит для образования новых слов, служит для связи слов в предложении) для составления таблицы по плану.

План: 1. Что такое приставка? 2. Как приставка пишется со словами? 3. Для чего служит? 1. Что такое предлог? 2. Как предлог пишется со словами? 3. Для чего служит?

  - А остальным ребятам сверчок предлагает проверить себя (тест).

 

Слайд 4                                 Тест.

  Прочитайте вопросы теста,  выберите под цифрой правильный ответ, обведите в кружочек.

Приставка это:

1.     часть речи

2.     часть слова

Приставка пишется:

1.   перед корнем

2.   в начале слова

Приставки пишутся:

1.   раздельно

2.   слитно

Приставки нужны:

1.   для разбора слов по составу

2.   для образования новых слов

Слайд 5

 -  Прочитайте полученное число – шифр теста и сравните 2122.

Организовать проверку выполненного на доске задания.

Таблица

ПРИСТАВКА –  часть слова                                 ПРЕДЛОГ – отдельное слово                           

пишется слитно                                                      пишется раздельно

служит для образования новых слов                    служит для связи слов в

                                                                                                        предложении

  

 Оценить индивидуальную работу ученика.

 

Слайд 6:

Пошёл             по полю                                  по (широкому) полю

Прочитал       про зверей                              про (диких) зверей

Довёл              до дома                                   до (какого?) дома

 

- Какая часть слова выделена в словах 1 столбика?    (приставка)

 

- Какой частью речи являются эти слова?   (глаголом)

 

- Почему записали слитно?    (у слов-глаголов нет предлогов, только приставки)

 

- Что выделено во 2 столбике?    (предлоги)

 

- Почему пишем раздельно? (между предлогом и словом можно поставить вопрос). Открываем 3 столбик.

 

У. - Какими сведениями можно дополнить таблицу?

 

Д. - Приставка употребляется со словами, обозначающими действие предмета.

 

- Между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос.

   

4. Этап закрепления знаний и способов деятельности

 

Слайд 7

У. – Сверчок встретил своих друзей. Помогите ему и его друзьям определить, где приставка, а где предлог (раскрыть скобки):

(на) греется (на) солнышке

(под) ползёт (под) сосну

(за) мурлычет (за) деревом

    Один ученик комментирует, работая у доски, остальные записывают в тетради.

 

У. - Поставьте ударение в словах.

- Что объединяет гласные в приставках и предлогах на, под, за?

Ученик. - Гласные о и а безударные.

 

Слайд 8

Физ.минутка.

А теперь, ребята встали.

Дружно руки вверх подняли,

в стороны, вперед и вверх.

Вы, ребята, лучше всех!

Наклонились вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

  

 У. – Ещё раз обратите внимание на рассмотренные примеры и назовите черту сходства и черты различия в правописании похожих приставок и предлогов.

 

Д. – Черта сходства: одинаковые безударные гласные.

    Черты различия: приставки пишутся слитно со словами, в том числе и со словами, обозначающими действие предмета, предлоги пишутся со словами раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово.

 

  5. Этап контроля и взаимопроверки

- Печатные тетради. С.11, работа № 3, задание 1 (спишите,  раскрывая скобки) или 3 (выпишите в 2 столбика).

 

6. Этап обобщения и систематизации знаний

 

Слайд 9

У. - Как различать похожие предлоги и приставки?

Д. - Предлог - это отдельное слово. Пишем его со словами раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово.

- Приставка - это часть слова, поэтому пишем со словом слитно.

 

7. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8. Этап подведения итогов урока

У. - Как вы считаете, научились мы с вами различать и правильно писать приставки и предлоги со словами?

- Проверим.

 

Слайд 10

Перфокарта (Слитно + ; раздельно - ).

(на)рисовать

(под)берёзовик

(про)нёс

(по)свистел

(на)берег

(по)траве

(до)рос

(с)летел

(со)рвал

(со)двора

(про)кота

(по)делка

(в)бежать

(по)дарок

(под)учишь

 

 Слайд 11

Самопроверка: при правильных ответах, соединив все +, получится цифра «5».

 

Слайд 12

У. - Спасибо за работу на уроке! Мне было очень приятно общаться с вами!