Тема урока: «Разграничение приставок и предлогов».
Тип урока: урок закрепления.
Вид урока: практикум.
Цели урока:
способствовать осознанию существенных отличительных признаков приставок и предлогов;
закреплять умение определять черты сходства и различия в правописании похожих приставок и предлогов со словами;
воспитывать коммуникативные качества, чувство взаимопомощи.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Методы работы: словесный, практический, наглядный, работа с книгой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, индуктивный, дедуктивный.
Оборудование: учебник, карточки опорных слов, тест, карточки с вопросами и заданиями.
Ход урока.
1. Организационный этап
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, легкий ветерок!
Здравствуй, маленький росток!
Мы живём в родном краю,
Всех я Вас приветствую!
У: - Сегодня на уроке Вас приветствует сверчок.
Надеюсь, вы готовы активно работать на уроке и помогать друг другу.
Запишите в тетради число, «Классная работа».
2. Актуализация.
- Давайте расскажем сверчку, чем мы занимались на предыдущих уроках русского языка? (изучали состав слова)
- О какой части слова мы говорили на прошлом уроке? (Приставке)
- Какие части слова мы уже знаем? (корень, суффикс)
Слайд 2
- Сегодня сверчок знакомит Вас со словарными словами, которые мы должны знать и помнить. Попробуем угадать их.
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А целое в музее
Найдете без труда. (картина)
Приставка – в слове добегает
Здесь первый слог обозначает.
Второй и третий – лось несёт,
А целое – нас сил лишает. (дорога)
Словарь: картина, дорога.
- Составим предложения с этими словами (запись в тетрадях и у доски).
-Найдите и подчеркните основу в предложениях.
3. Этап подготовки учащихся к восприятию учебного материала
Слайд 3
У. – Наш сверчок предлагает разобраться, что за запись перед вами?
Поплылапонебуполнаялуна (составлено из букв разрезной азбуки).
Д. - Предложение “Поплыла по небу полная луна”.
У. - Это предложение сверчок составил, узнав о том, что в древних русских книгах все слова писали без интервалов.
- Как бы вы записали это предложение?
- Почему слова “по небу” надо писать раздельно? (по – предлог)
- А “поплыла” слитно? (по – приставка: плыла, уплыла)
- Какие одинаковые по написанию предлог и приставка есть в предложении нашего гостя сверчка?
Д. – По.
У. - Какую гласную букву нужно писать в этих предлогах и приставках? (о)
У. - Запишите предлоги с гласной буквой о.
Ребята самостоятельно записывают предлоги.
У. - Какие предлоги вы записали?
Д. - По, до, про, от.
Названные предлоги записать на доске.
У. - Вспомните, с какими предлогами мы работали на предыдущем уроке, и назовите гласную букву, которая чаще всего встречается в некоторых предлогах.
Д. - Гласная буква а.
У. - Ниже запишите предлоги с этой буквой.
Учащиеся записывают предлоги.
Проверить работу детей. Названные предлоги (за, на, над) записать на доске.
- Подчеркните самую красивую букву или сочетание букв.
У. - Чем ещё могут быть эти сочетания?
Д. - Приставками.
У. – Может, кто-то из вас уже догадался и назовёт тему урока.
Д. - Приставки и предлоги.
Уточнить: разграничение приставок и предлогов (открыть запись темы урока на доске).
У. - Какие умения будем закреплять?
Д. - Умения различать и правильно писать приставки и предлоги со словами.
У. - Чтобы успешно справиться с этой целью, вспомните, что знаем о приставках и предлогах.
Один ученик работает у доски с карточками – опорами (приставка, предлог, часть слова, отдельное слово, пишется слитно, пишется раздельно, служит для образования новых слов, служит для связи слов в предложении) для составления таблицы по плану.
План: 1. Что такое приставка? 2. Как приставка пишется со словами? 3. Для чего служит? 1. Что такое предлог? 2. Как предлог пишется со словами? 3. Для чего служит?
- А остальным ребятам сверчок предлагает проверить себя (тест).
Слайд 4 Тест.
Прочитайте вопросы теста, выберите под цифрой правильный ответ, обведите в кружочек.
Приставка это:
1. часть речи
2. часть слова
Приставка пишется:
1. перед корнем
2. в начале слова
Приставки пишутся:
1. раздельно
2. слитно
Приставки нужны:
1. для разбора слов по составу
2. для образования новых слов
Слайд 5
- Прочитайте полученное число – шифр теста и сравните 2122.
Организовать проверку выполненного на доске задания.
Таблица
ПРИСТАВКА – часть слова ПРЕДЛОГ – отдельное слово
пишется слитно пишется раздельно
служит для образования новых слов служит для связи слов в
предложении
Оценить индивидуальную работу ученика.
Слайд 6:
Пошёл по полю по (широкому) полю
Прочитал про зверей про (диких) зверей
Довёл до дома до (какого?) дома
- Какая часть слова выделена в словах 1 столбика? (приставка)
- Какой частью речи являются эти слова? (глаголом)
- Почему записали слитно? (у слов-глаголов нет предлогов, только приставки)
- Что выделено во 2 столбике? (предлоги)
- Почему пишем раздельно? (между предлогом и словом можно поставить вопрос). Открываем 3 столбик.
У. - Какими сведениями можно дополнить таблицу?
Д. - Приставка употребляется со словами, обозначающими действие предмета.
- Между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос.
4. Этап закрепления знаний и способов деятельности
Слайд 7
У. – Сверчок встретил своих друзей. Помогите ему и его друзьям определить, где приставка, а где предлог (раскрыть скобки):
(на) греется (на) солнышке
(под) ползёт (под) сосну
(за) мурлычет (за) деревом
Один ученик комментирует, работая у доски, остальные записывают в тетради.
У. - Поставьте ударение в словах.
- Что объединяет гласные в приставках и предлогах на, под, за?
Ученик. - Гласные о и а безударные.
Слайд 8
Физ.минутка.
А теперь, ребята встали.
Дружно руки вверх подняли,
в стороны, вперед и вверх.
Вы, ребята, лучше всех!
Наклонились вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
У. – Ещё раз обратите внимание на рассмотренные примеры и назовите черту сходства и черты различия в правописании похожих приставок и предлогов.
Д. – Черта сходства: одинаковые безударные гласные.
Черты различия: приставки пишутся слитно со словами, в том числе и со словами, обозначающими действие предмета, предлоги пишутся со словами раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово.
5. Этап контроля и взаимопроверки
- Печатные тетради. С.11, работа № 3, задание 1 (спишите, раскрывая скобки) или 3 (выпишите в 2 столбика).
6. Этап обобщения и систематизации знаний
Слайд 9
У. - Как различать похожие предлоги и приставки?
Д. - Предлог - это отдельное слово. Пишем его со словами раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово.
- Приставка - это часть слова, поэтому пишем со словом слитно.
7. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8. Этап подведения итогов урока
У. - Как вы считаете, научились мы с вами различать и правильно писать приставки и предлоги со словами?
- Проверим.
Слайд 10
Перфокарта (Слитно + ; раздельно - ).
(на)рисовать |
(под)берёзовик |
(про)нёс |
(по)свистел |
(на)берег |
(по)траве |
(до)рос |
(с)летел |
(со)рвал |
(со)двора |
(про)кота |
(по)делка |
(в)бежать |
(по)дарок |
(под)учишь |
Слайд 11
Самопроверка: при правильных ответах, соединив все +, получится цифра «5».
Слайд 12
У. - Спасибо за работу на уроке! Мне было очень приятно общаться с вами!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.