Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. 6 класс
Оценка 4.7

Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. 6 класс

Оценка 4.7
docx
16.10.2021
Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества.       6 класс
урок 6кл.Горные породы,минералы,п.и..docx

 

 

 

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 101 города    Донецка»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Урок на тему:

«Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни совре-  менного общества»

          

                                         (6 класс)

               

 

 

 

 

                                                               

                                                                        

 

                                                                         Подготовила учитель географии

                                                                                    Коваленко В.А.

 

 

 

 

 

                                                       Донецк-2021 г.     

 

 

 

 

 

 

                                          Урок №3

 

Тема. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества.

 

Цель:

- дать понятия горных пород, минералов, полезных ископаемых;

- научить классифицировать горные породы;

- научить сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Задачи:

- классифицировать горные породы;

- описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции;

- сравнивать свойства горных пород различного происхождения,

-формировать у учащихся навыки работы с карами.

Планируемые результаты:

Предметные:

- должны знать происхождение магматических, осадочных,

   метаморфических горных пород;

- называть основные виды горных пород по происхождению;

- называть полезные ископаемые по характеру использования. 

Метапредметные:

- должны уметь определять по их признакам наиболее распространенные горные породы, сравнивать;

- приводить примеры горных пород разного происхождения;

- объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами. 

 Личностные: 

- проявлять потребность в самовыражении и самореализации;

- адекватно оценивать свои возможности для достижения цели.

Оборудование: образцы горных пород; минералов, полезных ископаемых,атласы 6 класс, «Физическая карта мира», сообщения .

Тип урока: комбинированный.

Методы и формы обучения:  рассказ,  беседа, практикум.

 

                                              Ход урока:

 

I.Организационный момент.

    (Приветствие, отчет дежурного.)

 

II.Актуализация опорных знаний.

1)Устный опрос по изученной теме:

-Дайте определение понятия «литосфера».

-Что называется внутренними силами Земли?

-Какие процессы происходят под воздействием внешних сил Земли?

-Для чего необходимо изучать внутренние процессы Земли?

 2)Задание у доски (1 учащийся):

-Зарисовать схему «Внутреннее строение Земли», объяснить.

 3)Задание по карте у доски (1 учащийся):

-Показать на карте основные литосферные плиты.

 

 III.Изучение нового материала.

 

1.Рассказ учителя.

Горные породы слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от былых времен.

Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

В природе известно несколько тысяч видов горных пород. Многие из них человек добывает и использует в хозяйственной деятельности.

Можете ли вы привести примеры? (Ученики приводят примеры.)

 

2.Работа с образцами горных пород.

(Рассматривая горные породы, сразу даем условный знак того или иного полезного ископаемого).

-Рассмотрите образцы горных пород: полевой шпат, слюда, кварц.

Это наиболее распространенные горные породы.

          Полевые шпаты составляют половину массы земной коры. Даже название они получили из-за повсеместного распространения. Они встречаются везде: и в поле, и в горах.

          Кварц – тоже одна из распространенных горных пород. Бесцветный кварц называется горным хрусталем; есть также кварцы других цветов: желтого, коричневого, черного, фиолетового.

-Чем различаются предложенные вам горные породы? (Цветом, блеском, твердостью, прозрачностью). В чем же причина разнообразия горных пород? Главная причина – это различие в условиях их образования и те изменения, которые происходят с ними в земной коре и на поверхности.

 

1)Магматические горные породы

         По происхождению горные породы можно разделить прежде всего на магматические и осадочные.

          Все начинается глубоко под землей. Вещество мантии проникает в земную кору.  Оно находится в расплавленном состоянии и называется магмой (от греческого «магма» - густая мазь).

           Магма – расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами воды.

          Горные породы, образованные из расплавленной магмы при ее остывании, называют магматическими. С магматическими горными породами связано большинство месторождений руд металлов.

 

Вначале возникли породы из магмы,

Они первородные самые как бы,

Тяжелый гранит в глубине остывал,

Базальт на поверхности лавою стал.

Породы весьма симпатичные,

Увесистые, магматичные

 

Строение магматических горных пород зависит от скорости остывания магмы.

         На глубине она остывает медленнее. Образуются горные породы глубинные. Например, гранит.

        Магма может подниматься по трещинам и разломам на земную поверхность, при этом застывает быстрее. Образуются излившиеся магматические горные породы. Например, базальт.

         Если магма содержит много газов, то она при излиянии вспенивается, газы улетучиваются, и такая горная порода  имеет губчатое, пористое строение. Например, пемза. Обычно же магматические горные породы плотные, твердые, тяжелые.

2)Осадочные горные породы

          В отличие от магматических, эти породы образуются только на поверхности земли и на дне водоемов.

          В их образовании большую роль играют внешние силы Земли. Твердые магматические горные породы трескаются, крошатся, и их обломки переносятся в другое место.

-Как вы думаете, под действием каких процессов  происходит разрушение магматических пород? (Ветер, ледник, водный поток.)

          В летнее или дневное время, при солнечном прогревании, породы расширяются, а зимой или в ночное время – охлаждаются, сжимаются. Из-за этого они начинают дробиться, растрескиваться и рассыпаться. Валуны, щебень, галька, песок, глина и ил оседают на дне морей, рек, озер или накапливаются на суше. Поэтому и назвали такие породы осадочными. Можно выделить

Группы осадочных горных пород:

1.обломочныепесок, глина, галька и др. Многие из них используются как строительные материалы.

2.химические поваренные и калийные соли, гипс. Они широко используются в химической промышленности, в сельском хозяйстве. Они образуются из водных растворов минеральных веществ.

3.органическиеуголь, нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, мел, известняк и др. Они накопились за миллионы лет на дне водоемов.  Состоят они из останков растений и животных.

…Но прочность – не вечность,

И вот что случается:

Породы выветриванием разрушаются,

Дробятся на глыбы, обломки, пески,

Выносятся водами быстрой реки,

Река их по руслу таскает,

Обкатывает, отлагает.

А там, где горячие воды струятся,

Там в них минералы совсем растворятся.

Когда же раствор остывает,

То соль из него оседает.

А в толще морской или в темном болоте

Вы массу останков животных найдете,

А также растений отмерших останки,

Они образуют породы-осадки.

(Все то, что разрушено, переотложено,

Осело солями, останками сложено…)

Задание:

-Рассмотрите рис.45 на стр.71.

-Перерисовать рис. 45 в тетрадь (схему).

 

3)Метаморфические горные породы

          Если осадочные и магматические горные породы попадают на большую глубину, где высокая температура и очень большое давление, то с ними происходят превращения – «метаморфозы». Горные породы изменяются, приобретают новые свойства. Иногда первичные породы так изменяются, что трудно догадаться, какой породой они были до превращения. Только для некоторых горных пород можно с уверенностью установить исходную породу. Так образуется группа метаморфических горных пород.

…Но вот под давлением магма опять

Стремится земную кору разорвать,

И в месте такого вторжения

Наметятся вдруг превращения:

Сыпучий песок превратился в кварцит,

Был мел, очень мягкий, - вдруг мрамор лежит.

Такие породы, весьма специфические,

Зовутся геологами метаморфические.

 

Можно составить цепочки превращений:

-песок → песчаник → кварцит → кварц;

-известняк → мрамор;

-гранит →гнейс;

-графит →алмаз.

Со временем твердые метаморфические и магматические породы, оказавшись на поверхности, разрушаются и могут превратиться в

 

осадочные обломочные породы.

 

-Сообщение учащихся: «Значение полезных ископаемых».

 

  Вывод: земная кора состоит из магматических, осадочных и метаморфических горных порол. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и метаморфическими породами.

 

-Задание .

Разгадайте кроссворд: «Минерал» и запишите их названия.

 

 

 

 

 

М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

Ответы: малахит, гипс, нефелин, магнетит, графит, кварц, слюда, магнезит, олово.

 

IV.Рефлексия.

1)Что сегодня на уроке вы узнали новог?

2)Для чего вам пригодятся в дальнейшем знания о горных породах?

3)Полезна ли информация полученная сегодня на уроке?

 4)Дайте определение понятий: горная порода, магма, магматические, метаморфические, осадочные горные породы.

 

V.Подведение итогов урока, выставление оценок.

 

VI.Домашнее задание.

 

-Выучить §21 стр.71-73.

-Заполнить таблицу в задании 8, подготовить информацию о горных породах (задания 9 и 10) на стр.73.

 

 

 

 


 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Урок №3 Тема . Разнообразие горных пород и минералов на

Урок №3 Тема . Разнообразие горных пород и минералов на

Дайте определение понятия «литосфера»

Дайте определение понятия «литосфера»

Горные породы, образованные из расплавленной магмы при ее остывании, называют магматическими

Горные породы, образованные из расплавленной магмы при ее остывании, называют магматическими

Породы выветриванием разрушаются,

Породы выветриванием разрушаются,

Сообщение учащихся : «Значение полезных ископаемых»

Сообщение учащихся : «Значение полезных ископаемых»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2021