Разноуровневые задания для учеников 8-9 классов
Система заданий.
Образцы дидактического материала.
Повторение в начале года для учащихся 9 класса
(для сильных учащихся)
Карточка 1.
Задание: 1. Объяснить написание слов….
2. По опорным словам написать сочинение-миниатюру
«Петя едет в школу». Задача учеников: рассказать о том,
как вел себя мальчик по дороге в школу, если он соблюдал
правила дорожного движения.
Петя едет в школу.
По пути в школу Петя переходит улицу с большим движением…
Карточка 2.
Задание: 1. Списать текст, выделить соединительные и
разделительные союзы при однородных членах.
2. Однородные члены подчеркнуть как члены
предложения.
3. Письменно ответить на вопросы, употребляя в
предложениях однородные члены с разделительными
союзами при них.
- Кем тебе хочется стать?
- Где ты мечтаешь жить и работать?
4. Озаглавить текст, определить стиль текста.
Жизнь человека проходит в труде, умственном или физическом, и ты уже сейчас тоже должен решить, что тебе по душе. Чабаном или сталеваром, каменщиком или летчиком, скрипачом или ракетчиком хочешь быть? «Архитектура или пение?»- не сразу решила когда-то этот вопрос известная сейчас во всем мире солистка Большого театра Ирина Архипова. Не то музыке отдать предпочтение, не то инженерному делу – эту проблему одолевал Георг Отс. У вас, друзья, есть время подумать и выбрать то или это. Важно в любом деле быть честным и последовательным и знающим.
Карточка 3.
Задание:
1. Списать текст, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
2. Озаглавить текст.
3. Составить цитатный план к тесту.
4. При желании (для знающих) можно продолжить текст.
5. Обыч?но попугаи произносят слова которым их обучают люди или которые они сами часто слышали от людей. Заучив эти слова попугаи могут (без)устали повторять их с утра до вечера.
6. Смысл слов остает?ся (не)доступным попугаю поэтому существует много рас?казов о попугаях г…ворящих впопад и невпопад. При заранее проуман?ом воспитании попугая можно научить подб?рать слова соответственно обстановке применительно к условиям месту и времени.
(По И.Заянчковскому)
9 класс
Повторение в начале учебного года.
Карточка 4
Цель. Повторить постановку тире между подлежащим и сказуемым.
Задание:
1. Написать сочинение-миниатюру по началу произведения К.Г. Паустовского о своих впечатлениях, употребив примеры по теме урока.
2. Графически обозначь изученные орфограммы.
Путь в лесах – это километры тишины, безветрия…
Карточка 5
Задание:
1. Составьте таблицу «Группы односоставных предложений».
2. Выпишите в нее примеры.
1) Жара. (Не) читает?ся и (не) спит?ся.
Предместье солнцем оглушено. Зеваю. Заклад…ваю страницу и наст…ж? Распахиваю окно.
2) За лето нашу школу отремонтиров…ли.
3) В шал…ше было пусто и сухо.
4) Ле…кая ноч? Прощальная ноч? Месяц в…сит крылатый. Дома. Фонари. 5) Ночь и снег, и путь далек; на снегу покатом только тлеет огонек одинокой хаты.
Р.р. Дополнить каждую графу таблицы одним своим примером.
8 класс
Повторение в начале года
Карточка 6
Задание:
1. Работу выполнить по образцу, графически объяснив правописание –н- или –нн- в данных словах;
2. Со словом серебряная составить простое предложение, выделить грамматическую основу предложения.
Образец
Слово из задания |
Способ образования |
кожаный (диван) |
от сущ. с помощью –ан- |
Утренний (туман), революционный (праздник), песчаный (берег), целинная (земля), ветреный (день), туманное (утро), оловянный (солдатик), серебряная (нить), экскурсионный (автобус), старинный (рояль), лебединая (стая).
В данных словосочетаниях (1 столбик) указать способ связи слов: с-согласование, у-управление, п-примечание.
Карточка 7
Задание:
1. Списать, вставить пропущенные буквы, в скобках н словами с пропущенными буквами подобрать проверочные слова. Графически объяснить орфограммы.
2. Выписать слово, которое по своему составу соответствует схеме:
3. Озаглавить текст.
Всю ночь мигары дышали л…карственным зап…хом мокрого мха, к…ры, черных коряг.К утру дождь пр…шел. Мы св…рнули п…латку, взв…лили на себя рюкзаки и пошли. Мигары зар…сли брусникой, мхом. Нога т…нула в з…леных, серых мхах по самое колено.
8 класс
Итоговое повторение в конце года
Карточка 8
Задание:
1. По опорным словам и словосочетаниям написать сочинение-миниатюру; полученный текст озаглавить.
2. В полученном тексте графически объяснить изученные орфограммы.
3. Найти причастия, определить среди них действительные и страдательные.
4. Вспомнить знаки препинания при причастном обороте.
5. Определить тип текста, стиль речи.
Шелест падающих листьев, по извивающейся тропинке, кружащийся в воздухе, сучок, листик, колеблемый ветром, камыш, озаряемая лучом, развеянные ветром, усеянные сухим плющом, дремлющее дерево.
Карточка 9
Задание:
1. Выпишите из текста разные по строению словосочетания в отдельные столбики, в скобках приведите их схемы.
2. Дополните каждый столбик своими примерами словосочетаний, разных по строению; дайте их схемы и укажите вид связи.
3. Вставьте пропущенные буквы в выбранных словосочетаниях.
Нельзя не сочу…ствовать борцам за чистоту языка. Их заслуги велики и бесспорны. Дети в возр…сте «от двух до пяти» никогда не могли бы с таким совершенством, в такие сказочно короткие сроки овладеть самыми тонкими, самыми сложными формами правильной речи, если бы их деды и бабки, матери и отцы (не) взяли на себя (даже не подозревая об этом!) роли строгих и (не) утомимых пуристов, пр…общающих их к этим формам («Так не говорят», «Нужно не так, а вот эдак»)
Здесь вековеч..?.ная заслуга пуристов.
(К. Чуковский)
(Пурист- излишне строгий борец за соблюдение литературных норм, отрицающий любые излишества в языке)
Карточка 10
Задание:
1. Спишите текст, озаглавьте.
2. Графически объясните пропущенные орфограммы.
3. Выпишите словосочетания (по одному) на каждый вид связи (с., у.,п.).
4. Определите стиль текста, тип текста.
Каждое утро (в) саду, как на острове, соб…рались перелетные птиц.. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем (в) саду было тихо: беспокойные птиц… ул…тали на юг.
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно л…жились в сырую тр…ву. Леса моросили дождем облетевшей листвы. Этот дождь ш…л неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль (с) (з) жатых полей.
(К.Г. Паустовский)
9 класс
Итоговое повторение в конце года
Карточка 11
Задание:
1. Из данных простых предложений составить сложносочиненные и сложноподчиненные.
2. Одно из предложений разобрать по членам предложения.
3. К слову многогранный подобрать синонимы.
1) К.Ф. Юон – многогранный художник. Пейзаж он любит особенно.
2) Картина «Русская зима» – это очаровательная сказка. Она никого не оставляет равнодушными.
Карточка 12
Задание:
1. Первые два предложения разобрать по членам предложения.
2. Составить на данную тему 3-4 предложения, среди которых были бы простые и сложные предложения.
3. Определить стиль текста.
Птицы и человек
Птицы- верные друзья человека в борьбе за урожай, живое украшение природы. Долг каждого из нас- заботиться об их охране, и пернатые друзья отблагодарят нас звонкой песней и неустанной работой.
Карточка 13
Задание:
1. Составить сложноподчиненные предложения с придаточными места, определительными и изъяснительными, которые бы присоединялись к главному союзным словом откуда.
Предложения можно объединить одной темой.
9 класс
Итоговое повторение в конце года
Карточка 14
Задание:
1. В тексте вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
2. Озаглавить текст; доказать, что данные предложения составляют текст.
3. Определить тип текста.
Воробей умелый строитель. Лоскутки нитки кусоч?ки мочала и бумаги тр…винки соломинки перья все пригодилось заботливому строителю Перья и мягкий пух устлали гнездо внутри.
Славят?ся строительным мастерством и длиннохвостые синиц… маленькие пушистые пепельно(белые) птич?ки. Свои гнезда эти пташки плетут из з…леного мха паутины коконов насекомых скр…пляют его добавление в «стройматериалы» лишайников кусочков коры и пуха делает дом более проч?ным и улучшает его маскировку.
Карточка 15
Задание:
1. Списать текст, вставить пропущенные буквы, объяснить знаки препинания.
2. Второе предложение разобрать по членам предложения, начертить схему.
Буревестник – интерес?ная птица. При взлете буревестник напоминает самолет: он не может сразу оторват?ся от воды, ему нужен разбег. Его об…текаемые и совершенно прямые в полете крылья пр…дают ему паразительное сходство с истребителем – техника полета у него просто изумительна.
А на воде он совсем другой: тут он похож? На больш…го смирного голубя. Трудно представить: эта же птица превращается в воздухе в хищ?ника, мелькающего подобно молнии.
(по Ю.Д. Шанько)
Карточка 16
Задание: произвести синтаксический разбор предложений.
Новогодним утром ранним
Блещет зимняя краса,
В белоснежном одеянье
Перелески и леса.
На кустах мохнатый иней,
Свежий снег хрустит звеня,
По завьюженной лощине
Вьется узкая лыжня.
(А. Балонский)
Карточка 17
Задание:
1. Объяснить знаки препинания.
2. Разобрать по членам предложения.
У наших зим особенная прелесть:
Под вечер успокоится пурга
И хлынет снег, как будто загорелись
Закатом подожженные снега.
(Н. Рыленков)
9 класс
Углубленное изучение русского языка (для подготовки к олимпиаде)
Карточка 18
Цель: повторить грамматическую основу, способы выражения главных членов.
Задание:
1. Спишите текст, подчеркните грамматическую основу в каждом простом и в каждой части сложного предложения.
2. Каковы способы выражения подлежащего и сказуемого?
3. Учитывая, что типичным выражением подлежащего в научном стиле является существительное или местоимение 3 лица, а сказуемое в нем обычно составное именное, можно ли отнести данный текст к научной речи?
В.В. Виноградов был первым настоящим ученым, которого мне пришлось встретить, и вместе с тем выдающимся из всех, кого я знала в жизни. Что отличало В.В. Виноградова как ученого? Сразу на этот вопрос не ответишь, но главным мне представляется вот что: глубокое погружение в мир лингвистики, такое глубокое, что не замечал многих неприглядных сторон жизни. Вести с войны в 1941-1943годах были мрачные, это очень угнетало. В Тобольске в это время было неуютно: голодно, холодно, мы сами заготавливали дрова для института, вместе с Виктором Владимировичем пилили их на берегу Иртыша. Но он спокойно и мужественно переносил все трудности, поддерживал нас своим оптимизмом. Жизнь его была очень напряженной, содержала свой, особый мир. В мире его мыслей были идеи лингвистики, жили ученые, писатели, умело и точно пользовавшиеся словом, неисчислимый набор разнообразнейших фактов русской речи которые он наблюдал, исследовал и обобщал.
И из знаний всего этого складывалась его удивительная эрудиция и исследовательская интуиция.
(В. Белошапкова «Мир его мыслей-русский язык)
9 класс
Сложносочиненное предложение
Карточка 19
Задание:
1. Спишите текст, подчеркните сочинительные союзы, укажите, какие конструкции ими соединяются.
2. В ССП пронумеруйте части, учитывая, сто неповторяющийся союз находится между частями, не относясь ни к одной.
3. Объясните знаки препинания в сложных предложениях с сочинением.
4. Р.р. Как изменится интонационный рисунок и общее значение текста, если вместо тире поставить обычные в таких случаях запятые? Сделайте вывод о вариантах знаков препинания в сложном предложении с сочинением.
Точно завеса, тонкая легкая завеса, слабо колыхаясь, перед его умственным взором, - и за этой завесой он чувствует… чувствует присутствие молодого, (не) подвижного, божественного лика с ласковой улыбкой на устах и строго, притворно-строго опущенными ресницами. И этот лик – не лицо Джеммы, это лицо самого счастья! И вот настал, наконец, его час, завеса взвилась, открываются уста, ресницы поднимаются – увидало его божество – и тут уже свет, как от солнца, и радость, и восторг нескончаемый!! Он думает об этом завтрашнем дне – душа его опять радостно замирает в млеющей тоске беспрестанно возрождающегося ожидания!
(И.С. Тургенев «Вешние воды»)
Карточка 20
Задание: составить ССП, используя в грамматических основах (в роли подлежащего или сказуемого) данные ниже слова:
занавес- аплодисменты;
дирижер-мелодия;
исполняли -было празднично;
слушаешь – хочется глагол в неопр. форме.
Карточка 21
Задание: описать зимний лес, пользуясь сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. В тексте союзы (как простые, так и сложные, и двойные) подчеркнуть прямой чертой, указательные слова, если будут употреблены, подчеркнуть волнистой чертой.
Карточка 22
Задание: описать по аналогии лису, используя ССП, указать их.
Горностай – дикий зверек. У него длинное, гибкое тело, а летний буроватый мех зимой заменяется белоснежным. Только кончик хвоста в любое время остается черным. Горностаи очень осторожны и избегают людей. Поселившись около человеческого жилья, горностай уничтожает вредных грызунов. Поэтому в некоторых районах горностаев специально держат для защиты продуктов от крыс и мышей.
Карточка 24.
Задание
1. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
2. Составьте схемы предложений.
На рас…вете …гущался туман и капли падали на листики березы и листики с каплями т…желея отрывались и падали на землю. Солнце взошло и туман рассе…лся капли перестали 2 падать и утре…ий легкий ветер(забавник) стал играть осиновыми листиками а от листиков на стволе осины прыгали и скакали тени. Время от ремени какой(нибудь) листик отрывался и ул…тал и с ним и…чезала его веселая тень.
Карточка 28.
Задание: составить предложения по схемам:
1) [1)], и [2)]4
2) [1)], а [2)].
Карточка 25
Задание:
1) списать текст, графически объяснив орфограммы.
2) Озаглавить текст.
3) Составить предложение по схеме [1)], [и 2)].
Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает все кругом. Пушистые снежинки осторожно касают…ся земли. И она одевает…ся в ослепительный наряд. Побелели бл…стят разноцветные искорки инея. Свинц…вая вода темнеет среди беловатых пр…брежных зар..слей.
[1)], и [2)] .
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Карточка 26.
Задание: составить сложное предложение смешанного типа:
а) по данному началу:
1) Смотришь на эту картину и кажется, …
2) Я прислушался, и …
б) составить предложение самостоятельно.
Карточка 31
Задание:
1) Списать текст, озаглавить его словами автора.
2) Графически объяснить орфограммы.
Давным(давно) и…хожены все тропы на земле. А между тем нет таких дорог, которые бы (не)звали, (не)манили, (не)волновали. И в горах, ни в степи (не бывает) рас…ветов 2, чтобы они не обещали неизведанного дня. И даже в пустыне, где солнце, поднимаясь. Освещает одни и те же дали, сегодня дышит…ся иначе. Чем вчера.
(Не) бывает в пути двух одинаковых закатов и дважды (не)занимается одним и тем же огнем бивач?ный к…стер. Все в жизни ново и (не)повторимо. И те края, что много раз ты видел, с трудом порою узнаешь.
(По С.Залыгину)
Карточка 27
Задание: устранить ошибки в построении СПП с придаточным определительными.
1) Еще недоразвернув вырезку, я понял, что это моя статья, написанная по заказу одной газеты, за которую мне стыдно до сих пор.
2) Незнайка считал, что каждая птица вредна, у которой клюв крючком и на лапах острые когти.
3) Далеки от скуки и те два парня, играющие в карманные шахматы.
Карточка 26
Задание: составить 2-3 предложения, выразив в них сравнительные отношения любыми грамматическими средствами (формой Т.п. сущ-го, сравнительным оборотом, сравнительным придаточным предложением)
«Первый снег»
«Листопад»
«Иней»
«Радуга»
(варианты тем)
Закрепление нового материала по теме: «Основные виды сложных предложений».
Уровень А
Знать ответы на вопросы:
- Какие предложения называются сложными?
- При помощи чего соединяются простые предложения в составе сложного? (При
помощи интонации, союзов и союзных слов; при помощи интонации – без союзов и
союзных слов)
- Какие предложения называются сложносочиненными?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
Для закрепления на обязательном уровне можно предложить простое задание: в данном тексте выделить сложные предложения.
Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и в тенистых оврагах, но на полях осел, стал рыхлым и темным, и из- под него кое-где показалась черная, жирная земля. Березовые почки набухали, а барашки на вербах из белых стали желтыми. Поляны стали красивыми, потому что на них показались первые подснежники. Зацвела ива.
Уровень В. На среднем уровне дается следующее задание: на данное правило составить алгоритм (схему) и объяснить по своей схеме правило. На этом уровне, чтобы составить схему, нужно не только знать правило, но и размышлять, требуется умение составлять схемы.
Уровень С. К данному алгоритму (схеме) подобрать примеры, записать предложения, выделить грамматические основы. Можно предложить учащимся отрывок из любого художественного произведения, в котором нужно найти предложения, соответствующие изученному правилу.
На этапе закрепления важно организовать работу так, чтобы каждый работал с присущим ему индивидуальным темпом, выполнял посильную для себя работу, получая на каждом занятии возможность испытать себя. Учитывается индивидуальный темп усвоения материала. Сначала закрепляем все вместе. Постепенно увеличивается степень самостоятельности. Те, кто усвоил обязательные требования, может работать на повышенном уровне, а кому-то необходима и дополнительная работа.
Например, по теме «Многозначные слова» предлагаю такие дифференцированные задания:
Уровень А
• Выпишите многозначные слова. Объясните значения.
• Железный, сертификат, дорога, истина, загореться, черный, кнопка, корень, карандаш, ручка.
Уровень В
• Составьте словосочетания, используя данные слова в разных значениях. Составьте предложения, употребляя слова в прямом значении.
• Дорога, выть, черный.
Уровень С
• Придумайте и запишите связный текст, употребляя многозначные слова.
Разноуровневые задания на уроках литературы
На уроке обобщения, контроля знаний применяем карточки дифференцированного контроля знаний по литературе. Карточки могут быть использованы для организации деятельности студентов на урок или на 15-20 минут в зависимости от целеустановки. Приведу примеры заданий по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».
Уровень А
1. Что рассказывает герой повести М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов о своей семье, о жене и о последнем прощании с Ириной? Почему он говорит: «До самой смерти, <...> помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..»?
2. Как Андрей Соколов попал в плен? При каких обстоятельствах? Составьте план этого эпизода.
3. Какое значение имеет портретная характеристика лагерфюрера Мюллера? Из-за чего у Соколова произошло столкновение с Мюллером?
Уровень В
1. Какое значение имеет эпизод знакомства рассказчика с Андреем Соколовым и его сыном?
2. Оцените поведение Соколова в столкновении с Мюллером, в отказе пить за победу немцев? Как проявилось у него чувство товарищества?
3. Что пережил Соколов в госпитале после побега? Как сумел вернуться к своим?
Уровень С
1. В чем смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»? Почему это судьба человека, а не судьба конкретно Соколова?
2. Что заставляет Соколова взять к себе сироту Ванюшу? Почему сказал ребенку, что он его отец?
3. Прокомментируйте слова рассказчика, относящиеся к маленькому Ванюшке: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, <...> выдюжит, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина».
Дифференцированные задания использую и в работе с текстом. Умение находить, выделять и понимать различные тропы и стилистические фигуры в тексте, определять их роль (ученики сами выбирают количество примеров для анализа).
Например: назвать автора строчек, определить тип тропов и прокомментировать их роль в тексте.
Критерии оценивания:
Отметка «отлично» (допускается одна неточность)
Отметка «хорошо» (верно даны ответы на определение автора текста, использованного типа тропа не менее чем в 6 текстах)
Отметка «удовлетворительно» (названы авторы строчек, определен тип тропа не менее чем в 5 текстах).
№ текста |
Автор |
Тип тропов |
Роль в тексте |
|
|
|
|
1) А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит. (А.С.Пушкин)
2) Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная. (К.Бальмонт)
3) В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть. (С.Есенин)
4) В багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин)
5) Красною кистью рябина зажглась… (М.Цветаева)
6) Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде. (Ф.Тютчев)
7) За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает… (А.С.Пушкин)
8) …яблоко. Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось! (А.С.Пушкин)
Например, такие дифференцированные задания предлагаю при выполнении творческой работы на уроке «Художественно – изобразительные средства языка»
Критерии оценки творческого задания:
Отметка «отлично» (выполнены верно все три творческих задания)
● умение использовать средство художественной выразительности в соответствии с темой и задачей высказывания,
● достигнута выразительность текста,
● работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления
( в сравнении с авторским текстом).
Отметка «хорошо» (выполнены два творческих задания на выбор обучающегося)
● умение использовать средство художественной выразительности в соответствии с темой и задачей высказывания,
● достигнута выразительность текста.
Отметка «удовлетворительно» ( выполнено одно творческое задание)
● умение использовать средство художественной выразительности в соответствии с темой и задачей высказывания.
1. Введите в поэтический текст эпитеты, которые помогут увидеть картину, представить её перед своими глазами. Посоревнуйтесь с автором.
Спят поляны… , спит безмолвно… лес,
Только звёзды… смотрят ласково с небес,
Только скоро сад… зашумит своей листвой,
Зажурчит ручей студёный… струёй.
2. Представьте себе кошек (у многих дома есть кошки) и закончите подходящим по рифме сравнением строчки стихотворения Новеллы Матвеевой. Посоревнуйтесь с автором.
Она умеет превращаться
Смотри!
Полосатая кошка
На тумбе сидит, как …
Но спрыгнет – и ходит, как… ,
Рассердится – прямо … !
Свернётся – покажется … ,
Растянется – выглядит … .
Похожа на всех понемножку.
А изредка – даже на…. !
Вероятно, труднее всего
Превратиться в себя самоё.
3. Заполните пропуски в стихотворении Сергея Есенина метафорами. Посоревнуйтесь с автором
Поёт зима – аукает.
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
… в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
… у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И… все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная
В … солнца, ясная
Красавица весна.
Основная проблема на уроках литературы - большой объём произведений и ограниченное количество часов, отведённых на изучение произведения.
Не каждый школьник способен прочитать, а тем более осмыслить и проанализировать произведение. Есть и такие, у кого низкая скорость чтения, плохая память, помочь им может целостный анализ текста с учётом индивидуальных особенностей.
Знания, полученные в ходе целостного анализа текста, наиболее полны и конкретны, а также долговременны. Всё это способствует повышению качества знаний в целом. В процессе анализа обнажается сложная структура произведения, усиливается внимание к герою, к деталям и всему смыслу произведения.
Предлагаю рассмотреть целостный анализ произведения на примере романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Например, темы уроков:
● 1.Эпоха, изображённая в романе
● 2.Социально-психологический облик дворян Кирсановых и разночинца Базарова.
● 3.Спор о принципах.
● 4.Эстетические позиции Базарова и Кирсановых.
● 5.Любовь в жизни героев романа.
● 6.Базаров и родители.
● 7. Финал романа. Критики о романе Тургенева.
На каждом из занятий можно осуществить дифференцированный подход к ученикам. Например, на первом занятии ребёнку, который легко усваивает материал, можно дать задание приготовить доклад о жизни общества середины 19 века накануне реформы 1861 года. Тема этого доклада предполагает глубокое исследование исторического материала, с чем такой ученик, безусловно, легко справится.
А ученику, который не справился бы с такой задачей, можно предложить проиллюстрировать предыдущий доклад на материале первых глав романа. В этом случае преследуется сразу несколько целей: материал анализируется как с исторической, так и с литературной точки зрения, проводится работа с учётом индивидуальных способностей, а главное – обучающиеся с разным уровнем способностей получают возможность работать вместе, сотрудничать, а не обособленно готовиться к уроку, что очень важно в психологическом аспекте.
Темы 2,3, и 4 уроков часто вызывает затруднения у обучающихся, особенно в том случае, когда вся группа является слабой. Если способные ребята способны самостоятельно дать социально-психологический портрет Евгения Базарова и братьев Кирсановых после прочтения романа, то в слабой группе обучающиеся «пугаются» даже таких слов, как «принципы», «эстетические взгляды», «социально-психологический портрет». В такой группе целесообразно начать урок с введения этих терминов, провести работу со словарём, а затем перейти к анализу 9 и 10 глав романа.
Помочь в усвоении материала может опорная таблица, в которой должно отражаться понимание вопроса обучающимся, а также приводится цитата из романа. Данный материал окажется очень полезным при работе над сочинением. Таблица может заполняться после прочтения данных глав или по ходу чтения в группе.
Вопрос |
Базаров |
Кирсанов |
1. Отношение к аристократии. |
|
|
2. Отношение к религии. |
|
|
3. Общественно-политические взгляды. |
|
|
4. Отношение к народу. |
|
|
5. Программа действий. |
|
|
6. Эстетические взгляды. |
|
|
Тему 5 урока «Любовь в романе» можно рассмотреть на основе групповых сообщений обучающихся. Группа делится на 4 минигруппы, в которые входят как сильные, так и слабые обучающиеся. Каждой группе предлагается своя тема:
1. Любовь в жизни Павла Петровича Кирсанова.
2. Николай Петрович Кирсанов и Фенечка.
3. Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой.
4. Аркадий Кирсанов и Катя.
Ученикам даётся ряд вопросов, на которые они должны ответить после их обсуждения в своей группе (около 10 минут). Вопросы могут носить следующий характер:
1.Как описывает Тургенев любовь героев?
2.Каковы взгляды на любовь каждого из героев?
3.Изменила ли любовь жизнь героев?
4.Сделайте общий вывод о понимании Тургеневым места любви в жизни человека. Как следует понимать его слова о любви в эпилоге романа?
Данная коллективная работа позволяет не просто продемонстрировать разные варианты судеб героев, но и показать отношение самого автора к великому чувству (любовь таинственна и всесильна, отрицание этого ведёт к «самоломанности»).
Тема «Финал романа» является очень важной в понимании всего произведения, поэтому обсуждение последних глав романа целесообразнее предложить сильным ученикам, тем, кто способен сформулировать проблему, рассмотреть её и сделать вывод.
Но это не значит, что школьники с меньшим уровнем способностей должны быть исключены из работы. Таким ребятам можно предложить такие формы работы, как выразительное чтение, комментированное чтение, запись ключевых слов или цитат на доске. В целях освоения стиля И.С. Тургенева можно предложить им сделать пересказ-анализ отдельных сцен, а другим – прокомментировать его.
Деятельность обучающихся на таком пути должна быть, безусловно, тщательно запланирована, виды её многообразны. Таким образом, можно сделать вывод: каждому ученику важно отводить время, соответствующее его способностям и возможностям, что реально обеспечит усвоение базисного ядра программы.
Дидактический материал составлен по темам, систематизирован. Содержание разнообразное. Задания отличаются друг от друга. В основу систематизации положен дидактический принцип – преемственность. Материал подобран с учетом одновременного изучения ранее пройденного материала и ныне изучаемого. Тексты носят познавательный характер. Почти во всех заданиях есть элементы развития речи. Дидактический материал выполняет основную задачу предмета: научить учащиеся писать грамотно и говорить правильно, уметь правильно излагать свои мысли.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.