Настоящее пособие предназначено для учащихся начальных классов. В брошюру включён теоретический и практический материал, который помо-жет школьникам повторить основные правила по русскому языку и математике, а также разноуровневые дидактические материалы по этим предметам. Собраны памятки и задания по чтению и окружающему миру. При составлении пособия использованы учебные издания, дидактические материалы.
Разноуровневые задания по русскому языку.doc
Дидактический материал по русскому языку и
математике для учащихся 1–4 классов с
разноуровневыми заданиями.
Настоящее пособие предназначено для учащихся начальных классов. В
брошюру включён теоретический и практический материал, который поможет
школьникам повторить основные правила по русскому языку и математике, а
также разно уровневые дидактические материалы по этим предметам. Собраны
памятки и задания по чтению и окружающему миру. При составлении пособия
использованы учебные издания, дидактические материалы.
Пособие «Дидактический материал по русскому языку и математике»
рекомендовано информационнометодическим кабинетом Динского районного
управления образования, физкультуры и спорта Краснодарского края к
использованию на уроках в начальных классах. 2
Комментарий для учителя
Пособие создано для учащихся в целях углубления и систематизации
знаний по учебным предметам, может использоваться для организации
самостоятельной и коллективной работы с детьми под руководством учителя
практически на каждом уроке.
Пособие содержит три части. Первая часть состоит из таблиц, памяток
по общеобразовательным предметам: русскому языку, математике, чтению и
природоведению (окружающему миру), и различные виды разборов по русскому
языку. Вторая часть состоит из дидактического материала по русскому языку и
математике. В третьей части расположены таблицы по скорочтению и
методические рекомендации к ним.
В начале пособия расположена слоговая таблица, которая служит для
чтения слогов с одинаковыми согласными или с одинаковыми гласными. Она
позволяет отработать плавное чтение слиянийслогов, а затем ускоренное чтение
и на первой стадии обучения вырабатывает орфографическую зоркость. Таблицу
можно использовать для дидактической игры «Прочитай слово по указке» и
других игр.
Набор предложений для зрительных диктантов (по И.Т.Федоренко)
позволяет развить зрительную и оперативную память. Дети читают одно
предложение, закрывают книжку и пишут по памяти. Каждый следующий раз
идёт увеличение количества знаков. Важно применять эти зрительные диктанты
на каждом уроке.
Сорок скороговорок нужны для чистого проговаривания слов, как
упражнение для развития зрительной и оперативной памятии увеличения
техники чтения. Скороговорки расположены в пособии по количеству
увеличения знаковбукв и в порядке усложнения проговаривания.
Памятки по всем общеобразовательным предметам помогают учащимся
организовать свою самостоятельную работу в классе и дома.
Во второй части дидактические материалы по русскому языку и по
математике разработаны по уровням:
1 уровень – максимальная помощь учащимся;
2, 3 уровень – частичная помощь;
4 уровень – самостоятельная работа учащихся по теме.
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Слоговая таблица
2. Набор предложений для зрительного диктанта
3. Сорок скороговорок.
4. Памятки по предметам
5. Дидактический материал по теме:
Стр.
4
5
8
9
«Разделительные «Ь» и «Ъ» знаки»
19
23
6. Безударные гласные
26
7. Парные звонкие и глухие согласные
29
8. Непроизносимые согласные
30
9. Приставки и предлоги
33
10.Окончания имен существительных
36
11.Окончания имен прилагательных (2 класс)
39
12.Окончания имен прилагательных (3,4 класс)
42
13.Окончание глаголов
45
14.Памятка по математике
50
15.Задачи (14 класс) Нахождение суммы
51
16.Вычитание числа из суммы
17.Нахождение неизвестного уменьшаемого или вычитаемого
53
18.Увеличение, уменьшение на несколько единиц и в несколько раз. Задачи
55
56
57
58
59
62
63
64
65
66
67
69
19.Сложение или вычитание произведения с числом
20.Нахождение суммы или разности двух частных
21.Нахожден6ие суммы или разности двух произведений
22.Задачи на движение
23.Задачи в 3 действия
24.Нахождение третьего слагаемого
25.Косвенные задачи
26.Нахождение числа по сумме двух чисел
27.Нахождение числа по разности двух чисел
28.Нахождение части числа
29.Таблицы по скорочтению
на приведение к единице
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов 30.Методические указания к таблицам по скорочтению
31.Используемая литература
75
76
4
СЛОГОВАЯ ТАБЛИЦА
О
И
Я
ТЁ
У
Ы
Е
ТЯ
РЁ
ВЁ
РЯ
ВЯ
ТО ТИ ТУ ТЫ ТЕ
РЫ РЕ
РО РИ РУ
ВО ВИ ВУ ВЫ ВЕ
А
Ё Ю Э
НА НО НИ НУ НЫ НЕ НЯ НЁ НЮ НЭ
ТА
ТЮ ТЭ
КА КО КИ КУ КЫ КЕ КЯ КЁ КЮ КЭ
ЛА ЛО ЛИ ЛУ ЛЫ ЛЕ ЛЯ ЛЁ ЛЮ ЛЭ
РА
РЮ РЭ
ВА
ВЮ ВЭ
ПА ПО ПИ ПУ ПЫ ПЕ ПЯ ПЁ ПЮ ПЭ
Н
Н
Т
Т
К
К
Л
Л
Р
Р
В
В
П
П
М МА МО МИ МУ МЫ МЕ МЯ МЁ МЮ МЭ М
З
З
Б
Б
Д
Д
Г
Г
Ч
Ч
Ь
Ь
Ш
Ш ША ШО ШИ ШУ
Ж ЖА ЖО ЖИ ЖУ
Ж
Й
Й
Х
Х
ХА ХО ХИ ХУ
ШЕ
ЖЕ
ШЁ
ЖЁ
ХЕ
ЗУ
ЗИ
ЗО
ЗЫ ЗЕ
БО БИ БУ БЫ БЕ
ЗА
ЗЮ ЗЭ
БА
БЮ БЭ
ДА ДО ДИ ДУ ДЫ ДЕ ДЯ ДЁ ДЮ ДЭ
ГА
ГЮ ГЭ
ГУ
ЧА ЧО ЧИ ЧУ
ГЫ ГЕ
ЧЕ
ГО ГИ
ГЁ
ЧЁ
ЗЯ
БЯ
ЗЁ
БЁ
ГЯ
ХЁ
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов Ц
ЦА ЦО ЦИ ЦУ ЦЫ ЦЕ
ЩЕ
Щ ЩА ЩО ЩИ ЩУ
Ф
Ъ
ФА ФО ФИ ФУ ФЫ ФЕ ФЯ ФЁ ФЮ
5
ЩЁ
Ц
Щ
Ф
Ъ
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов 6
ПРИМЕРНЫЙ НАБОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ДЛЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ
Набор № 1
Предложения
1. Тает снег.
2. Идет дождь.
3. Небо хмурое.
4. Коля заболел.
5. Запели птицы.
6. Поле опустело.
Набор № 2
1. Трещат морозы.
2. Я ищу землянику.
3. В лесу росла ель.
4. Наступила осень.
5. Дни стали короче.
6. В лесу много берез.
Набор № 3
1. Прилетели птички.
2. Ярко светит солнце.
3. Лида вытерла доску.
4. Весело бегут ручьи.
5. Подул резкий ветер.
6. Зоя прилежно учится.
Набор № 4
1. Дятел долбил дерево.
2. Я хочу посадить цветы.
3. Иней запушил деревья.
4. Без воды цветы завянут.
5. Пролетало жаркое лето.
6. Возле дома посадили ель.
Набор № 5
1. Солнышко светит и греет.
2. Федя решил задачу у доски.
3. Загоралась в небе зорька.
4. На деревьях сверкал иней.
5. Город Киев стоит на Днепре.
6. В лесу собирают землянику.
Число букв
8
9
10
11
12
11
12
13
13
14
14
15
15
16
16
16
16
17
17
18
18
19
19
20
20
21
21
21
22
22
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов 7
Набор № 6
1. Зимой река покрылась льдом.
2. Мальчик подарил маме цветы.
3. Дежурные стерли пыль с доски.
4. На огород забрались цыплята.
5. Колхозники работают на лугу.
6. Мы жили возле березовой рощи.
Набор № 7
1. Небо покрылось серыми тучами.
2. Дети посадили во дворе акацию.
3. Бабушка купила внуку букварь.
4. Землю согрело теплое солнышко.
5. Моя сестра работает на фабрике.
6. Ласково грело весеннее солнце.
Набор № 8
1. Идет дождик.
2. Мы любим наш Киев.
3. Береги учебные вещи.
4. У Андрея чистая тетрадь.
5. Помогай своему товарищу.
Набор № 9
1.Воды морей соленые на вкус.
2.Наша страна борется за мир.
3.Родинумать учись защищать.
4. Бьют часы Кремлевской башни.
5. Красивы улицы нашего города.
Набор № 10
1.Москва — столица нашей Родины.
2.Школьники поливают саженцы.
3.Депутаты съехались на съезд.
4.Надо быть честным и правдивым.
5.Звезды сияют на башне Кремля.
6.Летом наша семья жила на Волге.
Набор № 11
1. Весело колосится густая рожь.
2. Поля запорошило белым снегом.
3. Мы читали интересный рассказ.
4. Мичурин много и упорно работал.
5. Новые дома растут очень быстро.
1. Мы храбрые люди, мы Родину любим.
Набор № 12
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов
23
23
24
24
24
24
25
25
25
26
26
26
10
14
17
20
21
22
22
23
23
24
24
24
24
25
25
25
25
25
25
26
26
26
26
27
27 8
2. В поле поспевают рожь и пшеница.
3. Добровольцы поехали на стройку.
4. Дети всех стран хотят жить в мире.
5. Москва — большой прекрасный город.
6. Сверкнула молния и загремел гром.
Набор № 14
1.Наша Родина стала богаче и прекрасней.
2.В далекой тайге живут охотникиэвенки.
3.Все радовались встрече с космонавтами.
4.Разведчики отправились в опасный путь.
5.Дружная семья и землю превратит в золото.
6.Обувь необходимо всегда очищать от пыли.
Набор № 15
1. Зацветет, зазеленеет наш веселый огород.
2. Наши границы охраняют лучшие сыны Родины.
3. Хороши привольные широкие степи Украины.
4. Наши славные воины грудью отстояли Родину.
5. Нам велит трудиться школа, учит этому страна.
6. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.
Набор № 16
1. Кремлевские звезды путь к свету указывают.
2. Наша школа названа именем героя Покрышкина.
3. Школьники готовятся к новому учебному году.
4. Много работы в колхозном саду ранней весной.
5. На берегу моря раскинулся пионерский лагерь.
6. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.
1. Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу
Набор № 17
вышел.
2. Простые советские люди повсюду творят чудеса.
3. От города в тайгу дорожники проложили шоссе.
4. Мы живем в великую эпоху человеческого
прогресса.
5. Прохладная вода хорошо освежала уставших ребят.
Набор № 18
1. Победа над врагом наполнила грудь Павки
счастьем.
2. Каждый день тысячи людей въезжают в новые
квартиры.
3. Звуки радостных песен звенят над полями.
4. По лесной заросшей тропе осторожно идет
пограничник.
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов
28
28
32
33
33
33
34
34
34
35
35
36
36
37
36
36
37
37
38
38
38
39
39
40
41
42
42
34
44
24
39 5. Наш класс включился в соревнование.
6. Россия живет в мире и дружбе с другими народами.
9
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов 10
СОРОК СКОРОГОВОРОК
На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
Наш голова нашего голову головой переголовит, перевыголовит.
Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
1. Водовоз вез воду изпод водопровода.
2. Говори, говори да не заговаривайся.
3.
4.
5.
1. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
2. Возле горки на пригорке стали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка.
3. Летят три пичужки через три пустых избушки.
4. В один, Клим, клин колоти.
1. Каково волокно, таково и полотно.
2. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
3. Лавировали корабли, лавировали да не вылавировали.
4. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
5. Шли сорок мышей, несли сорок грошей: две мыши поплоше несли, по два гроша.
6. У нас на двореподворье погода размокропогодилась.
7. На семерых сани, но семеро в сани.
8. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки—скок, Саньку с ног, Соньку в
лоб, все — в сугроб.
9. Ткет ткач ткани на платье Тане.
10.Мама мыла Милу мылом.
11. Осип охрип. Архип охрип.
12. Купи кипу пик.
13.От топота копыт пыль по полю летит.
14. Сыворотка изпод простокваши.
15.Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
16.Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп: как при
26.
27.
Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
Изпод Костромщины шли четверо мужчин, говорили про торги, про
покупки: про крупу да про подкрупник.
Петр Петрович Петров поймал пару перепелов, просил полтинник, получил
подзатыльник.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба работали споро.
28.
29.Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
30.У осы не усы, не усищи, а усики.
31.Не велика птица синица, да умница.
32.Доход не живет без хлопот.
33.
34.Четверть четверика гороху, без червоточинки.
35.В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких
Чайные чашки в печали, стуча и бренча закричали.
чумазеньких чертенка чертили чернилами чертеж.
36.Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
37.Шакал шатал, шакал скакал.
38.Чешуя у щучки, щетина у чушки.
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов 39.Волки рыщут — пищу ищут.
40.Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
11
ПАМЯТКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Как готовить домашнее задание
1.
2.
Работу начинай с работы над ошибками. Используй памятку к работе
над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это
правило.
3. Прочитай задания упражнения.
4. Прочитай все упражнения. Устно выполни задания к нему.
5. Выполни упражнение письменно. Обязательно проверь свою работу.
Порядок звукобуквенного разбора слов
1. Прочитай слово вслух.
2. Скажи, сколько в слове слогов.
3. Назови ударный слог,
4. Назови в слове гласные звуки: сначала ударные, а потом безударные.
5. Назови в слове согласные звуки (звонкие, глухие, твердые, мягкие).
6. Назови в слове все звуки и все буквы. (Сколько их?)
7. Скажи: так ли слово произносится, как пишется?
8. Работу в тетради выполняй по образцу деньки деньки, — 2 сл., 3 согл., 5 зв.,
6 б.
Проверка безударной гласной в корне слова (I—II классы)
1. Поставь в слове ударение.
2. Подбери несколько родственных слов (не менее двух, устно)
3. Выдели корень и гласную, которую нужно проверить.
4. Подбери проверочное слово (слова). Работу выполняй по образцу: гора —
горы — горка — горный.
5. Проверь свою работу.
Помни! В проверяемом и проверочных словах пишется одна и та же
гласная.
Правила списывания
1. Прочитай весь текст.
2. Прочитай первое предложение, посчитай в нем слова.
3. Проговори предложение, не глядя в текст.
4. Прочитай еще раз и запомни написание слов.
5. Напиши предложение, диктуя себе слова по слогам.
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов 6. Прочитай, что написал.
7. Сравни с написанным в книге.
12
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
Памятка по чтению
Посмотри, кто автор статьи.
Внимательно прочитай статью (рассказ).
Отметь слова, смысл которых нужно пояснить.
Подумай, какова основная мысль статьи.
Чему учит статья?
Ответь на вопросы в конце статьи.
Составь план.
Подготовь пересказ (от другого лица).
Назови действующих лиц.
Что ты узнал о герое прочитанного произведения?
Как составить план рассказа
Прочитать рассказ, наметить его части.
Разделить рассказ на части.
Прочитать первую часть, озаглавить ее.
Ту же работу проделать по другим частям.
Провести самопроверку (прочитать план в целом и решить, поможет ли
он вспомнить содержание текста).
Как готовить пересказ текста
Внимательно прочитай рассказ.
Представь одну или несколько картин прочитанного.
Пересказывай, заглядывая в книгу.
Проверь себя (перескажи весь рассказ, не заглядывая в книгу).
Знакомство с новой книгой
(Памятка используется на уроке внеклассного чтения в I классе).
Рассмотри обложку книги.
Прочитай фамилию автора и название произведения.
Внимательно рассмотри иллюстрации, перелистывая книгу.
Определи примерное содержание книги.
Самостоятельно прочитай рассказ (стихотворение, сказку и т. д.)
Заучивание наизусть стихотворения
Перечитай стихотворение и подумай, о чем в нем говорится.
Перечитай каждое четверостишие и определи, о чем говорится в каждом
из них.
Перечитай первое четверостишие и пометь в нем для себя важные слова,
3.
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов 13
которые несут основные мысли.
Прочитай четверостишие, выделяя важные слова.
Повтори медленно четверостишие (книгу держи закрытой).
Проверь себя по книге (удалось ли передать те мысли и чувства героев, о
которых говорилось в тексте стихотворения).
Памятка к работе над рассказом
Как называется рассказ? Кто его написал?
Прочитай рассказ. Когда происходит действие, которое в нем описано?
Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?
Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц
понравился вам и чем именно?
О чем вы думали, читая рассказ?
Памятка к работе над статьей
Запомните, как называется статья и кто ее автор?
Прочитайте статью. Какие слова и выражения вы не поняли?
О ком эта статья?
О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
Разделите статью на части. Что самое главное в части? Как озаглавить
часть? Составьте план.
Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или
предложение, где автор говорит о самом главном.
Что нового узнали из прочитанного?
Что вы читали раньше об этом?
Памятка для работы над стихотворением
Назовите стихотворение и его автора.
Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?
Перечитайте еще раз стихотворение. Нарисуйте словесные картины к
стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под
картинками?
Какие слова и выражения применил автор, чтобы лучше представили
себе природу и героев произведения?
Какие чувства выражает поэт в стихотворении?
Что вам понравилось в стихотворении?
Подготовиться к выразительному чтению стихотворения.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?
2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая,
Работа над сказкой
юмористическая?
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов 14
3. Кто в сказке действует? Какие это герои?
4. Какие события описываются в сказке?
5. Побеждает ли ктонибудь в сказке и почему?
6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.
Памятка к работе над задачей
1. Прочитай внимательно задачу.
2. Повтори условие и вопрос задачи.
3. Кратко запиши задачу (сделай рисунок или чертеж).
4. Подумай, что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи.
5. Составь план решения задачи (устно).
6. Запиши решение и вычисли ответ.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Как работать по природоведению
Ежедневно в одно и то же время наблюдай за погодой (облачность,
осадки, температура воздуха, направление ветра). Результаты отмечай в
«Дневнике наблюдений».
Следи за изменениями в жизни растений и животных (в парках, садах, по
телепередачам).
Проводи наблюдения за трудовой деятельностью человека.
В конце месяца подсчитай, сколько было ясных, пасмурных дней и т.д.
Итоги записывай в «Дневник наблюдений».
Памятка при работе над ошибками
Перенос слов маленький, маленький, группа, Аня, Рая.
Жиши, чаща, чущу, чк. чн.(напиши слова правильно, подбери еще 3
слова на это правило) машина, шина, шил, ширина.
Большая буква в именах собственных:Краснодар — название города,
Зорька — кличка животного.
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова гриб — грибы,
бородка — борода.
безударные
Проверяемые
столы — стол, гроза — грозы.
Непроизносимые согласные в корне слова, солнце — солнышко, сердце
— сердечко.
Разделительные Ъ или Ь, подъезд, вьюга, семья.
Разделительное написание предлога со словом. В лес, в густой лес.
Правописание приставок, суффиксов, переход, из садика.
Мягкий знак (ь) в конце существительного после шипящих, ночь, мяч.
Безударные гласные в окончаниях прилагательных (Озером (каким?)
глубоким)
гласные
слова
в
корне
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов 15
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Безударные падежные окончания существительных
шел (по чему?) по площади 3 скл., Д.П.
шел (по чему?) по площадке I скл., Д. П.
Безударные личные окончания глаголов: писать не на — ить, не
исключение, спр. I — пишет.
Глаголы 2го лица единственного числа: играешь ты —2го лица, един,
числа.
Разделительное написание НЕ с глаголами, не читаю, не смотришь.
Двойные согласные в слове: классная, группа, ванна, аллея.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
По составу слова
1. Прочитайте слово «переделка»
2. Подберите однокоренные слова к слову «переделка».
3. Укажите в слове корень (Переделка).
4. Укажите в слове приставку. (Переделка).
5. Укажите в слове суффикс. (Переделка).
6. Укажите в слове окончание. (Переделка).
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (1—2 класс)
Найдите имена существительные среди слов: птица, говорит, облако,
зеленый, радость, гроза, друг.
Делайте так:
Поставьте вопрос к каждому слову. (Кто? — птица, что делает? —
говорит, что? — облако, какой? — зеленый, что? радость, что —
осень, кто? — друг).
Выберите слова, отвечающие на вопросы кто?, что? (кто? — птица,
что? — облако, что? — радость, что? — гроза, кто? — друг).
Определите, что обозначает каждое слово. (Птица — одушевленный
предмет, облако — предмет, радость — чувство, гроза — явление
природы, друг — одушевленный предмет).
Если слово отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает предмет,
явление природы, состояние, чувство, это слово — имя
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов существительное.
Выпишите имена существительные.
16
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Выпишите имена прилагательные: синева, синий, синеть робкий, робеть,
смелость, смелая, бесстрашный, белизна, беленькая, белеет, огромная,
голубая, река, каменное, здание, высокие, душистые.
Делайте так:
Прочитайте слова.
Поставьте вопрос к каждому слову. (Что? — синева, какой?—
синий, что делать? — синеть, какой?— робкий, что делать? —
робеть, что? —смелость, какая? — смелая, какой? — бесстрашный и
т. д.).
Выберите те слова, которые отвечают на вопросы какой, какая,
какое, какие.
Определите, что обозначают эти слова. Если они обозначают признак
предмета, это имена прилагательные.
Выпишите имена прилагательные.
ГЛАГОЛ (1—2 класс)
Выпишите глаголы: солнце, писал, светит, голубой, двигатель, тяжесть,
молчишь, пробежим, желтеют, стол, думаем, молчание, приехали, режет,
мороз, бежать, решается, пляска.
Делайте так:
Прочитайте слова.
Поставьте вопросы к каждому слову (Что? — солнце, что делал?
— писал, что делает? — светит, какой? — голубой, что делать?
— двигать, что? — тяжесть, что делаешь? — молчишь, что
сделаем? — побежим, что делают? — желтеют и т. д.).
Определите, что обозначает каждое слово: предмет, признак
предмета или действие (состояние) предмета.
Если слово обозначает действие или состояние предмета и отвечает на
вопросы что делать?, что делал?, что сделала?, что делают?, что
делаем?, что делали? и т. п.— это глагол.
Выпишите глаголы.
1.
Морфологический РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО (4 класс)
Прочитайте предложение: От густого леса к болоту тянутся узкие
тропинки.
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов 17
Непостоянные признаки:
Найдите в предложении имена существительные. (Леса (к) болоту,
тропинка).
Поставьте каждое имя существительное в именительном падеже. (Лес,
болото, тропинка).
Постоянные признаки:
4.
Одушевлённое или неодушевлённое.Собственное или нарицательное.
Укажите род каждого имени существительного (Лес — м. р.)
Определите склонение имен существительных. (Лес — 2е скл.).
5.
Укажите падеж имен существительных. (Леса — Р.п.)Определите число имен
существительных. (Лес — ед. ч.).
6.
Определите ударное и безударное окончание у каждого
имени существительного. (От леса — безударное окончание).
Каким членом предложения является.
2.
3.
7.
РАЗБОР ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО (3 класс)
1. Прочитайте предложение: В ясный день в голубом небе раздается
веселая песня жаворонка.
2. Найдите имена прилагательные в этом предложении. (Ясный, в голубом,
веселая).
3. Определите,
с каким именем существительным связано имя
прилагательное (В ясный день).
4. На какой вопрос отвечает имя прилагательное? (В какой? в ясный).
5. Поставьте каждое имя прилагательное в начальную форму,
т. е. в
именительном падеже. (Ясный).
6. Определите род имен прилагательных. (Ясный (день) — м. р.)
7. Укажите падеж имен прилагательных. (В ясный день — В. п.)
8. Укажите число имен прилагательных. (В ясный день — ед. ч.).
9. Определите ударное или безударное окончание у каждого имени
прилагательного. (В ясный (день) — безударное окончание).
РАЗБОР ГЛАГОЛА (3 класс)
1. Прочитайте предложение: Деревенские ребята летом каждый день
ходят на речку
2. Найдите в этом предложении глагол. (Ходят).
3. Определите, с каким словом связан каждый глагол в предложении. (Ребята ходят).
4. Поставьте вопрос к глаголу. (Ребята (что делают?) ходят).
5. Укажите начальную форму (неопределенную) глагола. (Ходить)
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов 18
6. Определите спряжение глагола. (Ходят — II спр.).
7. Определите время глагола. (Ходят — н. в.).
8. Укажите число глагола. (Ходят — гл. мн. ч.).
9. Определите ударное или безударное окончание у глагола. (Ходят — безударное
окончание).
1. Прочитайте предложение: С голубого неба льются на землю ласковые
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР (3 класс)
лучи весеннего солнца.
2. Определите, какое это предложение по интонации. (Это предложение по
интонации повествовательное).
3. 3. Определите вид предложения по составу. (Это предложение простое).
4. Установите связь слов в предложении по вопросам. (Что?) лучи, (что о них
говорится?) льются, лучи (какие?) ласковые, лучи (чего?) солнца,
солнца (какого?) весеннего, льются (куда?) на землю, льются
(откуда?) с неба, неба (какого?) голубого).
5. Подчеркните в предложении главные члены предложения. (С голубого неба
льются на землю ласковые лучи весеннего солнца)
6. Подчеркните в предложении второстепенные члены предложения. (С голубого
неба льются на землю ласковые лучи весеннего солнца).
1. Прочитайте предложения: Над лесом взошло солнце. Лучи его заиграли
РАЗБОР МЕСТОИМЕНИЯ
на кронах деревьев.
2. Найдите местоимение в этих предложениях. (Его).
3. Укажите начальную форму местоимения. (Он).
4. Определите число местоимения. (Его — ед. ч.).
5. Укажите лицо местоимения. (Его — 3е л.).
6. На какой вопрос отвечает местоимение. (Чьи? — его).
7. Укажите, к какому слову относится местоимение. (Лучи (чего?) его)
РАЗБОР НАРЕЧИЯ
1. Прочитайте предложения: Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
2. Найдите в предложении наречия. (Вчера, завтра).
3. Определите, с какими словами связаны наречия. (Солгал когда?) вчера,
не поверят (когда?) завтра
Как определить падеж имени существительного?
1. Найти в предложении главные члены. Если имя существительное является
подлежащим, то существительное стоит в именительном падеже: Над
озером кружились чайки.
2. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов 19
него вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж Т.п.
Кружились над чем? над озером
Таблица падежей и предлогов.
Падеж
Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный
Предлоги
от, до, из, без, у, для, около,
с, возле, подле
к, по
в, на, за, про, через
с, за, под, над, между
о, об, в, на, при
Вопросы
кто? Что?
кого? чего? где? откуда?
кому? чему? где? куда?
кого? что? куда?
кем? чем? где?
о ком? о чем? где?
Главные и второстепенные члены предложения.
Существительное в именительном падеже является в предложении
главным членом и никогда не употребляется с предлогом.
Существительное в винительном падеже является в предложении
второстепенным членом. Оно употребляется как с предлогом, так и без
предлога.
И.п.
В.п.
И. п.
Поселок находится на берегу озера. В поселок ведет широкое шоссе .
И. п
Молодежь построила красивый поселок.
. В. п.
Существительные в винительном падеже с предлогами в, на отвечают
на вопросы: куда?, на что?, во что?. Существительные в предложном
падеже отвечают на вопросы: где?, в чем?, на чем? в поле.
П.п.
П.п.
Трактор работал где, в чем? в поле.
И.п
В.п.
Пионеры приехали (куда?, на что?) на вокзал.
(Где?, на чем?) На вокзале они встречали своих друзей из Киева.
Как определить склонение имени существительного.
П.п.
1. Определить род.
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов 20
2. Выделить окончание в именительном падеже единственного числа
3. По роду и окончанию определить склонение.
4. Образец рассуждения: зима — она моя — существительное женского
значит,
в именительном падеже окончание — а,
рода,
существительное зима первого склонения.
Как правильно написать безударные окончания существительного.
Определить падеж.
Определить склонение.
Вспомнить окончание существительного.
1.
2.
3.
Летом ребята отдыхали в пионерском лагере.
Образец устного рассуждения: отдыхали (где?, в чем?) в лагере.
лагерь — он мой — мужского рода; нулевое окончание, значит,
существительное второго склонения; существительное второго склонения в
предложном падеже имеет окончание—е — в лагере.
П.п.
Образец записи: Летом ребята отдыхали (где?, в чем? П.п., 2е скл.) в
лагере.
Склонение имен прилагательных.
Единственное число.
Мужской род
И. какой? что?
Дружный класс
Р. какого? чего?
Д. какому? чему?
В. какой? что?
Т. каким? чем?
П. о каком? о чем?
Средний род
Женский род
Какое? Что?
Дружное звено
Какого? чего?
Какому? чему?
Какое? что?
Каким? чем?
О каком? о чем?
Какая? Что?
Дружная семья
Какой? чего?
Какой? чему?
Какую? что?
Какой? чем?
О какой? о чем?
Как определить падеж имени прилагательного.
Найти существительное, к которому относится прилагательное.
Определить падеж существительного.
По падежу существительного определить падеж прилагательного.
П. п. П. п.
В синем небе звезды блещут (А. Пушкин).
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов 21
Безударные падежные окончания прилагательных пишутся так же, как и
ударные.
Сравните ударные и безударные окончания в вопросе и в прилагательных.
Р. п. какого? родного, красивого (города, села) — ого, его.
Д. п. какому? родному, красивому (городу, селу) — ому, ему.
Т. п. каким? родным, красивым (городом, селом) — ым, им.
П. п. о каком? о родном, красивом (городе, селе) — ом, ем.
Как правильно написать безударные окончания в имени
прилагательном.
1. Найти в предложении имя существительное, к которому относится
прилагательное, определить род и падеж.
2. Вспомнить окончание прилагательного в этом падеже.
3. Сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который
оно отвечает:
Город Севастополь находится на берегу Черного моря.
Р.п.
Р.п.
на берегу (чего?) моря
Р.п.
моря (какого?) Черного
Р.п.
Лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию
глагола или только по его окончанию.
Ты любишь читать газеты? В газетах сообщают все самое важное и
3е л., мн. ч.
интересное.
1е л., мн. ч
Мы читаем газеты каждый день.
Как чтобы правильно написать безударное окончание глагола.
1. Определить время, лицо и число глагола.
2. Назвать неопределенную форму этого глагола и по суффиксу определить
спряжение.
3. По спряжению определить окончание глагола.
Ко II спряжению относятся:а)
б)
обидеть, ненавидеть, терпеть.Глаголы исключения.
в)
глаголы на — ить;
семь глаголов на — еть: смотреть, видеть, вертеть, зависеть,
четыре глагола на — ать: слышать, дышать, держать, гнать.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов
Разделительный твердый и мягкий знаки 22
1 уровень. Объясни написание разделительного Ь и Ъ знаков.
I.
1. Я грядку прополю, а потом водой полью. Черная туча затянула небо,
скоро польет дождь. За окном трещат сучья на деревьях. Наступил
радостный день отъезда в лагерь. Из оврага к лесу крутой подъем.
Гусеницы объедают листья плодовых деревьев.
2. В пионерский лагерь съехались много ребят. На линейке вожатый
объявил план работы на день. Школьники следили за подъемными
машинами. Осенью часто льют дожди. Дядя Илья купил новое ружье.
3. На снегу ребята увидели заячьи следы. В воскресенье охотники пошли в
лес. Ветер гонит облака и тучи, пока они не прольются дождем. В
подъезде дома висит объявление о работе кружков. Съедобные грибы
дети кладут в лукошко, а ядовитые бросают.
4. Ребята посменно разъезжали по озеру на плоту и лодках. Весной на
деревьях появились мягкие сочные листья. Маленькие вредители
объедают еще молочную зелень. Необъятен лесной массив по течению
реки. Пионеры — друзья леса.
5. На соревнование съезжались спортсмены. Школьникам объявили об
экскурсии на дальнюю стройку. В подъезде дома собралась группа
ребят. Дети пьют чай с малиновым вареньем и сладким печеньем.
6. По свежим следам охотники нашли лисью нору. Володя Воробьев и Саша
Ульянов — большие друзья. У подъезда жилого дома пионеры
смотрели как идет строительство нового объекта. Съемки нового
фильма закончились поздним вечером.
7. В маленькой коробке лежали сосновые шишки и птичьи перья. Мальчики
нашли ежа под старой елью. От холода мальчик съежился. Гусеницы
съедают молодые листья абрикос.
В Кремле сооружено
величественное здание — Дворец съездов.
8. Дарья повесила белье во дворе. Мама работает в ателье, она шьет платье.
Радостью в праздник объята наша столица Москва. Ветер взъерошил
волосы мальчишкам. Сухие, съежившиеся листья вьются и бессильно
падают на землю
10.
9. В комнату внесли стулья, диван. Красивое ожерелье подарила Ольге
бабушка. Надо бороться с грязью и пылью. Разъяренный вал воды
мчался по долине. К закату небо разъяснилось, слышны были трели
соловья.
В лесные тихие сумерки мы вышли к железнодорожному разъезду.
Недалеко шумел необъятной силы стремительный горный поток.
Неслись по ветру взъерошенные галки. Вьется узкая стежка,
уводящая охотника в степное раздолье. Если орел часто бьет
крыльями, то крылья ломаются.
Дружба объединяет народы. Долина сузилась совсем и стала
походить на ущелье. Руководитель кружка объявил итоги конкурса.
К парадному крыльцу подъехала тачанка.
11.
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов 23
12.
13.
14.
15.
II.
Объятые солнечным светом сосны красовались на Лужайке. Из
чашки не выльется то, чего в ней нет. Высокий бурьян рос вдоль
старой изгороди. Ночью был сильный мороз. Со всех концов нашей
страны в Артек на съезд съехались делегаты.
Над лесами необъятными песни звонкие летят. Умей отличать
съедобные грибы и ягоды от ядовитых. По радио объявили посадку
на самолет. Мы с гордостью произносим слово Родина. Коля
приготовил большие колья для палатки.
Рыжий кот съел целую банку сметаны. Учитель объяснил ученикам
решение задачи. Грузовая машина въехала в гараж. В воскресенье
объявлен лыжный кросс. Беличьи шкурки мелькали в тени деревьев.
У лукоморья дуб зеленый.
У подъезда дома Ильи Григорьевича часто останавливаются машины.
Это друзья приезжают навестить старого друга. Илья Григорьевич
был делегатом съезда филателистов. Он много интересного
рассказывает сыновьям и знакомым.
2 уровень. Спиши, вставь разделительный Ь или разделительный
Ъ знак.
1. Мы пол..ем сегодня цветы. Вся наша сем..я вышла в сад белить дерев..я.
Олен...и рога ценятся дорого. С..едобные грибы дети клали в
корзинку. Бревна на деревянном мосту раз..ехались. Рабочий
пред..явил пропуск контролеру.
2. В новые квартиры в..езжают новоселы. На новосел..е к Мише пришли его
друз..я. Отец об..явил нам об от..езде в деревню. Раз..яренный
медведь бросился на охотнич..их собак. Охотник выстрелил из
старого руж..я.
3. Туристы от..ехали от города и под..ехали к бурной реке. За рекой
виднелась необ..ятная равнина. Автобус в..ехал в село, дети
бросились в об..ятия тети Ксении. Старый Дем..ян сам снимал лис..ю
шкуру.
4. Девочки на уроках труда ш..ют для кукол плат..я. Вороб..и сидели на
старом крыльце. Дорога была завалена, машины поехали в об..езд.
Отец об..яснил сыну устройство велосипеда.
5. Родник б..ет под высокой горой. Натал..я п..ет холодную, чистую воду.
Вороб..и сели на дерев..я и сложили крыл..я. Отряд из..явил желание
об..единиться с дружной группой. Большой об..ем работы сделали
пионеры.
6.
Не за то волка б..ют, что сер, а за то, что овцу с..ел. От бездел..я не
бывает весел..я. С чем под..ехал, с тем и от..ехал. В лес с..ездили за
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов с..едобными грибами.
24
7. Это было осен..ю. Друз..я захватили руж..е и отправились на охоту.
От..ехали поездом от города, вышли на небольшом раз..езде и
углубились в лес. Ноч..ю они услышали волч..е завыван..е. Утром
волки ушли далеко в лес.
8. В садах начался с..ем яблок. Жил..е старого шахтера было чистым. С
гряз..ю и пыл..ю в классе ведется борьба. Крановщик об..яснил
ребятам, как работает под..емный кран. У под..езда маленький
котенок с..ежился от холода.
11.
10.
9. Делегаты всех республик с..ехались на с..езд. Суд..я об..явил результаты
соревнований по шахматам. Пионерские звен..я охраняли мурав..иные
гнезда. Сторож Ил .я хорошо знал заяч .. и лис..и следы.
Девочка — шалун..я весело расставляла стул..я. Охотнич..е руж..е
Ул..яна отдала брат..ям. В прошлое воскресен..е мы с..ездили в город.
Мальчик об..яснил друз..ям, как под..ехать к парку.
Поздней осен..ю меняет белка свое рыженькое плат..е на серую
зимнюю шубку. От лени человек страдает, а от труда здоров..е
закаляет. Одним конем всего поляне из..ездишь. Нагружай телегу по
ее об..ему. С..ела белая собака, а на черную косятся.
Делегация прибыла на Шеремет..евский аэродром. Есть терпен, будет
и умен. Маленькое дело лучше большого без дел. Об..езд был
проложен по берегу реки. Об..явление о поездке жители встретили
.радостно. Необ.ятные степные просторы нравились целинникам.
Счаст..е не в богатстве, счаст..е в труде. Умен..е везде найдет
применен..е.Помни: солнце, воздух и вода твои лучшие друз..я.
Командир раз..яснил задание пограничникам. Раз..яренный зверь
метался в железной клетке. По красивому мосту обоз в..ехал в город.
Рыжие мурав..и большие друз..я леса. Мурав..и одного муравейника
за день с..едают более тридцати тысяч гусениц. На дальних раз..ездах
гудят пассажирские поезда. С..ежившись от холода щенок лежал в
будке. Лесная поляна была об..ята густым туманом.
По побереж..ю Черного моря расположены пионерские лагеря.
Большая бад..я стояла на сиден..е шофера. Полоз..я санок сделаны из
металла. Необятной силы стремительный поток воды мчался по
ущел...ю. К школе под..ехал грузовик с саженцами.
Почтал..он принес журналы. Эскадрил..я самолетов взлетела с
аэродрома. Крест.яне любили степное привол..е. Полын..я замерзала
очень медленно. В подземел..е было темно и сыро. К закату солнца
13.
14.
12.
15.
16.
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов 25
небо раз..яснилось. Вз..ерошенные птицы уселись на елку. Веселый
малыш бойко с..ехал с горки.
17.
18.
19.
20.
21.
Изза бездорож..я машина не могла под..ехать к под..езду. Суч..я
старых дерев..ев были кривыми и толстыми. Вожатый раз..яснил план
субботника. Весной птицы в..ют гнезда, а осенью покидают родные
края. На старом мосту бревна раз..ехались, и машины пошли в об..езд.
Звен..евая об..явила о туристической поездке на побереж..е.
Забайкал..е одно из самых красивейших мест нашей Родины.
об..единившись в отряд, партизаны громили врага. Черной кошке
очень хотелось с..есть серого вороб..я. Старый орел при взлете
расправил крыл..я.
Спелые колос..я пшеницы качались от легкого ветерка. Куриный
бул..он и глазун..я были поданы к обеду. Новая п..еса поставлена
коллективом театра. В с..емке нового фильма участвовали дети.
Медведь все лето от..едается, набирает жир к зиме.
Грустные раздум .я теснились в голове старого почтал..она. Низкие
кол..я отделяли поле от сада. Сильная в..юга задержала
путешественников. Отряд внимательно выслушал об..явление об
от..езде в город.
С высоких гор бегут руч..и. В тенистых лесах громко чирикали
вороб..и. В колхозных садах хорошо поют солов..и. Шофер пред..явил
документы сотруднику милиции. Перед взором туристов раскинулась
необ..ятная степь. От..езд в лагерь был назначен на раннее утро.
Безударные гласные.
1 уровень. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение:
I.
1. Избы —..бушка. окна — ..кошечко, бревнышко — бр..вно, весла — в..сло,
польза — п..лезный, заварка — в . рить, возик — отв . зить, смена —
отм . нить.
2. Порядок — р . ды, вёдра — в . дёрочко, сестрин — с . стрица, озеро — .
зера, уносит — н . сить, шалость — наш . лил, гости — уг . стил,
скрип — скр . петь.
3. Корка — к . ра, трость — тр . стник, почта — п . чтальон, осенний —
ос . нь, клен — кл . новый, спешка — сп..шить, темный — пот . мнело,
смотр — посм..трел.
4. Половодье — в..да, сторона — ст . ронка, чижик — ч . жи, сельди — с .
ледка, тонет — пот . нул, наряды — нар . дить, глядя — подгл . дел,
ослеп — ел . пой.
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов 26
5. Полюшко — п . лянка, ядрышко — . дро, травушка — тр . ва, свист —
св . сток, мед — м . довый, черный —ч . рнеть, чистка — выч . стить,
узнали — узн . вать.
6. Море — м . ря, мостик — м . стовая, стрелка — стр..лок, бедность — б .
дняк, часики — ч . совой, сброс — бр..сать, лежа — пол . жать,
указка — ук . зать.
7. Носик — н . сы, столик — ст . ляр, девушка — д . вица, черви —
ч..рвячок, треск — тр . скучий, повозка — в . зить, починка —
поч..нить, цепи — приц . пил,
8. Столб — ст . лбы, цены — ц . на, плот — пл . тина, водный — в . дяной,
цвет — цв. тут, лить — пол . вать, пилит — отп . лить, точит — нат .
чить.
11.
12.
10.
9. Певчий — п..вунья, пчелка — пч..ла, корешок — к..ренья, морщит —
м..рщины, дальше, — д . лекий, копка — к . пать, пестренький –
п..стреть, сказка – подск..зать.
Норка — н..ра, весны — в..сна, петли — п..тельки, галки — г..лчата,
счастье — сч..стливый, больно — б..леть, плата — упл..тить, помог
— пом..гать.
Грач — гр..чи, земли — з..мля, головы — г.лова, яйца— .ичный,писк
—п. щать, гнал — выгн . л, поспешно — засп . шил.
Козочка — к..за, кончик — к..нец, лес — л..сник, гололед —
л..дяной, походка — х..дить, защита — защ..щать, вышагивал — пош .
гал.
Повозка — в..зы, доски — д..щечка, зернышко — з..рно, голодный —
гол..д, вождь — в..жатый, ходит — перех . дил, молча — зам . лчал,
загадка — отг . дать.
Свечи — св . ча, численник — ч . ело, слово — сл..варь, ежик — . жи,
центр — ц..нтральный, лежа—л..жать, мирный — м . рить, седенький
— пос . деть.
Строчка — стр..ка, звери — зв..рьки, скворушка — скв..речник,
снежный — сн..говик, качка — к..чели, держит — д..ржал, разгром —
разгр..мить, полз — уп..лзать.
13.
14.
15.
II.
1.
2 уровень. Выбери проверочное слово.
Вставь пропущенные буквы.
Стеклышко, застеклил — ст . кло, ледяной, лед — л . док, снег,
снеговик — сн . жинка, котята, котик — к . теночек, говорил, говор
разг . вор, пляска, расплясался — пл . сать, заварка, заварить — св .
рить, следим, след — насл..дил,
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
27
Бобовый, боб — б . бы, сторож, сторожит — ст . рожка, кольца,
колечко — к . льцо, дешевый, дешево — д..шевле, рябенький, рябина
— р..бой, ночлег, ноченька — н .девать, стойка, стоять — пост . ять,
тянут, тянучка, пот . нули.
Пастушок, пас — п . стух, поделка, деловой — д . ла, Михайлович,
Мишенька — М . хайл, тепленький, тепло — пот . плело, зелень,
зеленоватый — з . леный, кормушка, накормит — к . рмить, скрип,
скрипучий — заскр..пел, читать, прочитанный — поч . тать.
Мостовая, мостик — м . сты, сосенка, с . сновый — с . сна,
деревянный, деревья — дер . во, старенький, старик — ст . рушка,
колосится, колос — к . лосья, сердечко, сердце — с . рдечный,
завинтил, винтик — подвинтить, просьба, проситель — попр . сить.
Телята, телка — т . леночек, земли,земляк — з . мляной, кройка,
скроить — выкр . йка; скалы, скалистый — с . кла, бобры, бобрик —
б . бровый, выгон, гонки — заг . нять, терять, потерял — раст . рял,
долг, одолжи — зад . лжал.
Задание, задано — з . дача, колко, наколка — к.лючка, голубь,
голубчик — г . лубятня, кончать, окончил — нак . нечник, лошадь,
лошадка — л..шадиный, парит, парник — п . рниковый, волнение,
волны — в . лновать, потерпишь, терпение — пот . рпеть.
Дождик, дожди — д . ждливый, столик, столовая — ст . ляр, беляк,
беленький — б . льевой, поселок, селение — с . ло, посоли, солоно —
с . леный, подарок, подари — д . рить, насорил, насорено — зас .
рить, посадка, садовник — зас . дить.
Дров, дровяной — др . ва, лисонька, лисята — л . сенок, часики,
часовщик — ч . сы, бельевой, побелка — б . лье, сталь, сталевар — ст
. льной, топить, растопка — раст . пил, крикнул, крикун — закр . чал,
обманщик, обманул —
Ученье, ученик — уч . ница, росинка, росы — р . систый, рядок,
подряд — р . довой, дождик, дожди — д . ждливый, город, загородка
— ог . родить, выяснил, ясный—объ . снил, висели, повис — в . сеть,
тяжко, тяжелее — т . желый.
Совиный, совушка — с . ва, отчим, отечество — . тец; овечий, овцы
— . вечка, подводник, водяной — в . дица, домище, домик — д..
машний, охрана, сохранить — охр . нять, каток, покатый — пок .
тать, откачка, качать — раск . чали.
Свиньи, свинина — св . нья, небо, небесный — н . беса; конюшня,
конский — к . неводство; молодой, молодость— м . лодежь, падать,
западня — п . дение, вредный, вредить — навр . дил, ловушка, ловля
— нал . вил, сидя, сидел — пос . дел, мирить, мирно пом . рились.
обм . нуть.
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов 28
3.
1.
2.
3.
3 уровень. Подбери одно проверочное слово
. . .— м . сник, . . .— л . дник, . . .— В . силий, . . . — к . лючий, ... — б .
нтовать, . . . — разл . новать, . . .— торм . зить, . . . — расч . сать.
. . . — с . дло, . . .— с . довник, . . . — б . рега, . . . — с . рпы, . . . —пл .
хой, . . . — . грать, . . .— прил . тел, . . . — выр . зать, . . . — нак .
оть.
. . .— ч . рника, . . . — гн . здо, . . . — п . ловица, . . .— площ . дь, . . . — т
. желый, . . . — кр . чать, . . . — нак . сить, . . .— зап . щал, . . .— кр .
сота.
4.
. . .— пл . ды, . . . — фабр . ка, . . .— пл . та, . . .— гр . зовая, ... — пл .
тить, . . .— зап .сать, . . . — пост . ять.
5.
6.
7.
. . . — стр . жи, . . . — п . чник, . . . — д . ление, . . .— . гонь,. . .— ч .
рвивый, ... — дев . ть, ... — подн . сти, . . . — хв . лить, ...— зал .тел.
. . . — к . фейник, . . . — к . зленок, . . . — к . вер, . . . — к . мочек, . . .—
кр . вой, . . . —см . ялся, . . .— закр . пил, . . . — пос . нел, . . .— п .
ловой.
. . . — ст . на, . . . —л . цо, . . . — хол . д, . . . кл . довая, . . . — пч .
линый, . . . — з . мовать, . . . ост . влять, . . . — зав . дить, . . . —
поде . нить.
8.
. . . — стр .на, . . . — д . бро, . . . — т . рговать,. . . — м . рекой, . . . — п .
стреть, . . . — пощ . дить, . . . оп . здать, . . . — пригр . зить.
9.
. . . — фл . жок, . . . — в . ртушка, . . .— м . стовая, . . . — . сел, . . . — г .
лодный, . . .— пот . чить, . . . — ск. . льзить.
IV. Подбери два проверочных слова
1.
. . . — н . жи, . . .— б . лянка, . . .— хл . ба, . . . — б . нты, . . . — дес .
ть, . . .—нар . дить, . . — подст . рать, . . . — затр . щать.
2.
. . . – гл . за, . . . – т . пло, . . . – п . терка, . . . – н . мецкий, . . . – р .
вел, . . . – посв . тить, . . . – ост . влять, . . . – посв . тить.
3.
. . . – с . стра, . . . – тр . па, . . . – пр . стой, . . . – т . нуть, . . . – выч . стить,
. . . – отк . рмить, . . . – ош . баться, . . . – кр . сивый.
4.
. . . – р . ка, . . . – зв . зда, . . . – отт . пель, . . . – ж . льцы, . . . – б .
леть, . . . – обв . зать, . . . – поп . лоть, . . . – распр . мить, . . . – зат .
пить (печь).
5.
. . . – л . сты, . . . – б . глец, . . . – ур . нить, . . . – зм . я, . . . – м . нять, . . .
– ск . кал, . . . – поч . нить, . . . – отст . вать.
6.
. . . – хв . сты, . . . – гр . да, . . . – л . сточек, . . . – п . стреть, . . . – г .
ристый, . . . – л . скать, . . . – позв . нил, . . . – изв . стить, . . . – г .
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов 29
рчица, . . . – т . шина, . . . – окт . бренок, . . . – согр . вать, . . . – зд .
ровый, . . . – з . родить, . . . – пок . лоть, . . . – побл . днеть.
7.
. . . – с . лач, . . . – сн . гурочка, . . . – ч . рнила, . . . – х . лодный, . . . – в .
зти, . . . – забр . сать, . . . – л . тят, . . . – зав . рять, . . . – к . тята, . . . –
р . дной, . . . – п . рник, . . . – т . нистый, . . . – л . вить, . . . – заб .
жал, . . . – од . вать, . . . – г . рчица.
8.
. . . — р . га, . . . — ст . ловая, . . . — л . карство, . . . — б . льница, . . . —
с . дой, . . . — попр . сить, . . . — нап . лить.
9.
. . . — ст . лица, . . . — п. . ченье, . . . — с . мья, . . . — к . сель, . . .— в .
10.
11.
12.
енный, . . . — сл . мать, . . . — осл . бел, . . . — пож . лтел.
. . . — к . раси, . . . — в . лчата, . . .— в . ренье, . . .— пл . чо, . . . —
гл . деть, . . . — обл . вать, . . . — расск . зать, . . . — поб . дить.
. . . – н . га, . . . – стр . лок, . . . – в . йна, . . . – н . чной, . . . – выстр .
ить, . . . – подм . тал, . . . – р . бро, . . . – м . сты, . . . – зар . дить.
1 уровень. Вставь пропущенные буквы:
Парные звонкие и глухие согласные.
I.
1. Тетради — тетра . ь, тетра . ка, походы — похо. . , березовый — бере .
ка, колхозы — колхо . , верблюды — верблю . , шалаши — шала . ,
грибочек — гри . .
2. Флажок — фла . ки, внизу — ни . ко, народы — наро . , крови — кро . ь,
трусливый — трусли . , плуги — плу . , плотник — пло . .
3. Улыбается — улы . ка, шляпочка — шля . ка, гудочек — гу . ки,
сторожить — сторо . , впереди — впере . ,показал — пока . , зубы —
зу . ки.
4. Утюги — утю . , сугробы — сугро . , садик — са . ,морозный — моро . ,
прутик — пру . , луга — лу ., сапожник — сапо . ки.
5. Вырубить — выру . ка, старушечка — стару . ка, побеги — побе . , держи
— выдер . ка, тропы — тро . ка, ловит — ло . ко, малыши — малы .
ки, фуражечка — фура .ка.
6. Кошечка — ко . ка, чашечка — ча . ка, булавочка — була . ка, варежек —
варе . ка, рыбы — ры . ка, голуби — голу . ка, лукошечко — луко .
ко, посадит — поса . ка.
7. Поливать — поли . ка, погрузить — погру . ка, доставил — доста . ка,
разведать — разве . ка, кладут — закла . ка, флажок — фла . ки,
порошок — поро . ки, улыбаться — улы . ка.
8. Горошек — горо . ком, робеть — ро . ко, корешок — коре . ки, реденький
— ре . кий, скользит — сколь . ко, резок — ре . ко, близится — бли .
кий, подвиги — подви . .
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов 30
9.
Рукава — рука . , лошади — лоша . ка, городок — горо . , манежи —
10.
мане . , дождик — дож . ь, голубок — голу .ь, крабы — кра . .
Обедать — обе . , ястребок — ястре . , дрозды — дроз . , плоты —
пло . , парады — пара . , неводы—нево . , ошибаться — оши . ка.
2 уровень. Выбери проверочные слова.
II.
1. Проходит, выходка — прохо . , площадочка, площади— площа . ка, бобы,
бобик — бо . , лягушата, лягушечный —лягу . ка, возик, привозит —
во . , насосы, насосный — насо . .
2. Снега, снеговой — сне . , братья, братик — бра . , рассказик, рассказывал
— расска . , дружить, подружиться — подру . ка, слезы, слезиться —
сле . ки.
3. Ходить, заходил — похо . ка, огороды, огородный — огоро . ,
вежливость, вежливый — вежли . , клювы, клювик — клю . , ловит,
уловы — уло . ка, тетради, тетрадочка — тетра . ка.
4. Плоды, плодовый — пло . , велосипеды, велосипедный велосипе . ,
холода, холодный — холо . , снежинки, снежный — сне . ки, ветви,
ветвистый — вет . ь, робеть, робок ро . ко.
5. Не забудь, забуду — незабу . ка, гряда, грядочка — гря . ка, голубятни,
голуби — голу . ка, клювик, клювы — клю . , лодочка, лодочный —
ло . ка, парады, парадный — пара . . .
6. Пробочка, пробок — про . ка, подковы, подков — подко . ка, юбок,
юбочка — ю . ка, тележка, тележный — теле . ка, править, справил —
попра . ка, одежда, одежек — оде . ка.
7. Сладость, сладенький — ела . кий, арбузы, арбузный арбу . , гвоздик,
гвоздики — гвоз . ь, лебеди, лебединый лебе . ь, медок, медовый —
ме . , годы, годовой — го . .
8. Коробок, коробочка — коро . , груди, грудной — груд . ь, коллективы,
коллективный — коллекти . , флаги, флаговый — фла . , холодать,
холода — холо . , следовать, следы — сле . .
9. Крыши, крышечка — кры . ка, морозит, морозный — моро . , салюты,
медве . ь, пирожок,
салютовать — салю . , медведи, медведица —
пирожное — пиро . ки, ряды, рядочек — наря . .
Лопата, лопаточка — лопа . ка, моркови, морковный — морко . ка,
травы, травушка — тра . ка, дороженька, дорожный — доро . ка,
загадал, загадочный — зага . ка.
Готовый, подготовить — подгото . ка, рубленый, рубить — ру . ка,
купил, покупает — поку . ка, приблизился, близок — бли . ко,
10.
11.
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов площади, площадочка — площа . ь, размягчить, мягок — мя . кий.
31
1. Шу . ка — шубы, ве . ка — . . , ря . — . . , ла . ки — . . . , зага . ка — . . . ,
3. 3 уровень. Вставь пропущенные буквы,
подбери проверочное
ша . ка — . . . , варе . ки . . .
2. Избушка — избушечка, зал . — ... ,.эта . — . . ., сала . — . . . , тира . — . . .
, ле . — . . . , кро . ка — . . . , сере . ки — . . . .
3. Коллектив — коллективы, хорово . — . . . , око . ко . . . , марты . ки . . .
, кни . ки — . . . , колхо . . . . , . . . , подста . ка — . . . , су . . . .
4. Шутка — шутить, заморо . ки — . . . , похо . ка . . . , зама . ка — . . . ,
ястре . — . . . , кана . ка — . . . , сосе . ка . . .
5. Площадка — площади, ло . ка — . . . , сла . ко . . . , ло .кость — . . . ,
кату . ка — . . ., пря . ка . . . , про . ка — . . . , моло . — . . .
6. Чуткий — чутье, ле . кий — . . . , гла . кий . . . , кре . кий —. . , бли . кий
— . . . , мя . кий . . . , ре . кий — . . . , у . кий — . . .
7. Тропка — тропочка, кно . ка — . . . , перевя . ка . . . , приче . ка — . . . ,
карто . ка — . . ., закла . ка . . . , лоша . ка — . . .
8. Осадки — осадить, обу . ь — . . . , ке . ка — . . . , похо . — . . . , подру . ка
— . . . , вере . ка — . . ., пово . ка — ....
9. Прав — правы, экипа . — . . . , творо . — . . ., нево . — . . . , уха . — . . . ,
10.
11.
12.
13.
14.
15.
гря . ь — . . ., оста . ь . . ., га . . . .
Герб — гербы, рука . — . . ., сле . . . ., обо .— . . ., насо . . . . , сла .
. . . , суро . . . . , сру . . . .
Наказ — наказал, ночле . — . . ., засо . . . . , клу . — . . . , дол . — . . .
, пово . . . ., посе . . . . , пру . — . . .
Гребцы — гребет, сле . цы — . . ., ни . ка . . ., ле . чик — . . . , моло .
чик — . . ., тру . ка . . ., ско . ка —. . . , оши . ка —. . .
Коробка — коробок, кно . ка — . . . , обно . ка — . . . , гу . ка — . . .
,лачу . ка . . ., вори . ка — . . . , була .ка — . . .
Лапка — лапа, лопа . ка . . ., га . ко — . . . , гла . ко . . ., ме . кий
— . . ., зы . кий . . ., да . ка — . . . , то . ка . . . .
Сходка — ходы, ста . ка — . . ., схва . ка . . ., нали . ка — . . . , ру .
ка — . . ., стол . цы . . ., побла . ка — . . . , гру . ка — . . .
Непроизносимые согласные
1 уровень. Вставь пропущенные буквы:
I.
1. Вести — вес . ник, гиганты — гиган . ский, грусть — грус . ный, зависть
— завис . ливый, место — мес . ный, ужас — ужас . ный, свист —
свис . нул.
2. Известие—извес . но, радость — радос . но, участие — учас . ник,
доблесть — доблес . ный, ненастье—ненас . ный,
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов 32
область — облас . ной, скорость — скорое . ной,
место — совмес . ный.
3. Корысть — бескорыс . ный, власть — влас . ный,
небеса — небес . ный, отвес — отвес . ный, редкость — редко . ный,
победа — победонос . ный.
4. Возраст — возрас . ной, вкус — вкус . ный, жалость —
жалос . ный,
известие — извес . но, извес . ный, интерес — интерес . ный, интерес .
но, опасаться — опас . но, опас . ный.
5. Жалость — жалос . но, жалос . ный, хвастать — прихвас . нули, тягость
— тягос . ный, тягос . но, часть — час . но, час . ный, шесть — шес .
надцать, сенокос — сенокос . ный,
согласие — соглас . ный.
6. Уста — ус . но, ус . ный, участие — учас . ник, хруст, хрус . нули, честь
— чес . ный, окрест—окрес . ный, ужас, ужас . ный.
2 уровень. Выбери проверочное слово:
II.
1. Трости, тростинка — трость, хлестать, хлестнуть хлес . кий, хруст,
хрустящий — хрус . нуть, ужас, ужасаться ужас . ный, сердечно,
сердечный — сер . це, петух, пасти пас . бище.
2. Счастье, счастлив — счас . ливый, прелести, прелестно —
прелес . ный, грустит, грустно — грус . ный, ненастье, ненастный —
ненас . но, доблестно, доблесть — доблес . ный, честный, честь — чес
. но.
3. Здравие, здравствует — здра . ствуй, капуста, капустный —
капус . ница, вести, вестник — извес .ный, вкус, вкусно —
вкус . ный, ярость, яростно — ярое . ный, гигант, гиганты —
гиган . ский.
4. Честь, честно — чес . ный, чудеса, чудесно — чудес . ный, звезда,
звездочка — звез . ный, свисток, свист — свис . нул, уста, устный —
ус . но, опоздали, поздний — поз . но.
5. Часть, частично — час . ный, шест, шествие—шес . вовать, окрестность,
окрест — окрес . ный, лесть, прелестный —
прелес . но, вкус, вкусный — вкус . но, участие, участвовал —
учас . ливый.
6. Зависеть, завистливо — завис . ник, известие, неизвестный —
извес . но, корысть, корыстно — корыс . ный, горесть, горестный —
горес . но, тягость, тягостно — тягос . ный, интерес, интересно —
интерес . ный.
7. Грусть, грустно — грус . ный, счастье, счастливый — счас . ливо, трость,
тросточка — трос .ник, злость, злостный — злос . но.
8. Здравие, здравствуй — здра . ствует, крепость, крепости —
крепос . ной, опоздание, поздно — поз . ний, свист, свисток —
свис . нул, звезда, звездочка — звез . ный, солнышко, солнечный — со
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1 – 4 классов
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Разноуровневые задания по русскому языку.1-4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.