Разновидностью интегрированной формы обучения является бинарный урок.
Оценка 5
Педсоветы
doc
математика +1
Взрослым
16.04.2019
В данной статье рассмотрена необходимость обращения к интегрированному обучению для повышения интереса обучающихся к предметам естественнонаучного цикла.
Одной из проблем современного образования является снижение интереса обучающихся к изучению предметов общеобразовательного цикла, в том числе естественнонаучных дисциплин. Специфика физики и математики на их современном уровне приводит преподавателей к мысли о комплексном подходе при обучении этим предметам, т. е. логика данных наук ведёт к их объединению и интеграции, в то время как этапы формирования у обучающихся общих понятий являются несогласованными и разобщенными.
статья.doc
Разновидностью интегрированной формы обучения является
бинарный урок.
Марина Алексеевна Луканина
Преподаватель физики
ЛДПКфилиал ГГТУ
(Россия, ЛикиноДулево)
Аннотация:
В данной статье рассмотрена необходимость
обращения к интегрированному обучению для повышения интереса
обучающихся к предметам естественнонаучного цикла.
Ключевые слова: интегрированное обучение, принципы, задачи
интегрированного обучения, интегрированный урок, бинарный урок
Одной из проблем современного образования является снижение
интереса обучающихся к изучению предметов общеобразовательного цикла,
в том числе естественнонаучных дисциплин. Специфика физики и
математики на их современном уровне приводит преподавателей к мысли о
комплексном подходе при обучении этим предметам, т. е. логика данных
наук ведёт к их объединению и интеграции, в то время как этапы
формирования у обучающихся общих понятий являются несогласованными
и разобщенными.
Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана
тем, что оно позволяет наиболее эффективно показать междисциплинарные
связи и естественнонаучный метод исследования.
Под интеграцией в педагогической системе надо понимать одну из
сторон процесса развития, связанную с объединением ранее разнородных
частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся
системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции —
качественные преобразования внутри каждого элемента, который входит в
систему.
Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов
процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами. Он
является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания
обучения, его форм и методов.
Интегративный подход означает применение принципа интеграции в
любую часть педагогического процесса, обеспечивает целостность
системного педагогического процесса.
Принципы интегрированного обучения должны работать на
достижение главной цели интегрированного обучения – развитие мышления
обучающихся.
1. Синтезированность знаний способствует развитию полноты
мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции,
развивает целенаправленность и активность мышления. 2. Углублённость изучения способствует развитию глубины
мышления.
3. Актуальность изучаемой проблемы усиливает практическую
направленность, что развивает критичность мышления, способность
сопоставлять теорию с практикой.
4. Альтернативность решения предполагает возможность выбора
оптимального из нескольких возможных, способствует развитию гибкости
мышления, развивает оригинальность мышления.
5. Доказательность решения развивает доказательность мышления.
Среди главных задач интегрированного обучения можно выделить
основные:
1. Создание и формирование оптимальных условий для развития
мышления в процессе обучения физике и математике на основе интеграции
этих предметов.
2. Повышение и развитие интереса, креативного мышления к темам.
Оптимальные условия для развития
критического мышления
следующие:
1. Изучение предмета не ради предмета, а для теоретического и
практического применения.
2. Развитие в комплексе элементов научного стиля мышления,
характеризуемого качествами: гибкость, глубина (умение выделять
существенное), целенаправленность (рациональностью мышления), широта
(обобщенностью мышления), активность, критичность, доказательность,
организация памяти.
3. Использование в комплексе элементов естественнонаучного метода
познания.
Интеграция в обучении предполагает прежде развитие
межпредметных связей, переход от согласования преподавания разных
предметов к глубокому их взаимодействию.
Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с
помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит
в основе интегрированного обучения.
Интегрированный урок это особый тип урока, объединяющий в себе
обучение при изучении одного понятия, темы или явления одновременно
для нескольких дисциплин.
Признаки интегрированного урока:
специально организованный урок
цель специфическая (объединённая)
осуществление межпредметных связей.
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые
трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Например, • повышение мотивации обучения деятельности за счет
нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
• рассмотрение понятий, которые используются в разных
предметных областях;
• организация специализированной работы с мыслительными
действиями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т. д.;
• показ межпредметных связей и их применение при решении
разнообразных задач.
Интеграция это чрезвычайно привлекательная форма для
обучающихся, в которой необычный ход урока побуждает интерес и
стимулирует активность.
Разновидностью интегрированной формы обучения является
бинарная форма обучения, которая по своей структуре и характеру
существенно отличается от других видов обучения, от традиционных
теоретических и производственных уроков тем, что при ней обеспечивается
не только целостная связь теории с практикой, но и объединяются темы
опорных знаний, имеющий технологический характер.
Основной целью бинарных уроков является развитие сотрудничества
педагогов и формирования у учащихся убеждения в связности предметов.
Бинарный урок дает возможность формировать знания об окружающем
мире и его закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную
разобщенность научного знания, а так же усилить внутрипредметные и
межпредметные связи в усвоении рассматриваемых дисциплин.
Бинарные уроки, представляют разновидность интегрированного
урока, являются одним из вариантов проведения нетрадиционных уроков и
часто используются педагогами в инновационной работе и направлены на
совмещение смежных предметов, например математики и физики.
Бинарные уроки это нестандартная форма обучения
по
взаимодействию межпредметных связей. Проводится обычно двумя
преподавателями на этапе творческого применения изученного материала,
что способствует индивидуализации деятельности обучающихся и их
творческому мышлению.
Бинарный урок развивает:
навыки самообразования
аналитические способности и изобретательность.
Цель бинарного урока – создать условия практического применения
знаний, навыков и умений, формирование универсальных учебных действий.
Развитие мотивов обучения – необходимый показатель сформированности
внутренней позиции.
Для подготовки бинарного урока необходима своя система. Его
особенности –
исследование одной проблемы, устанавливаются
межпредметные связи в процессе преподавания дисциплин одной образовательной области. И, все таки, бинарный урок отличается от
интегрированного урока тем, что на интегрированном уроке обозначенная
тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких
предметов, бинарный урок показывает, как можно использовать знания
одного предмета области в другой.
Для проведения бинарных уроков эффективно использовать методы
и приемы:
методы:
наглядной передачи и зрительного восприятия;
стимулирования и мотивации;
проблемнопоисковый;
исследовательский.
приёмы обучения:
беседа;
дискуссия;
наблюдение;
демонстрация;
фронтальный, групповой или индивидуальный опрос;
практическая работа.
Основу бинарного обучения составляет организация познавательной и
практической деятельности учащихся.
Общеизвестно, что главный смысл обучения вообще заключается в
подготовке человека к самостоятельной практической деятельности.
Интегрируясь в единое целое, приобретают прочность. При раздельном
обучении этот процесс замедляется. При бинарном – протекает как
непрерывная смена шагов в обучении. Усваиваемые знания не являются
однородными, они развернутого характера – вся их совокупность
переводится в плоскость практического действия. Такая логика
возрастающей интеграции не должна нарушаться, иначе каждое нарушение
вызовет учебные затруднения. Характер учебной информации изменяется в
зависимости от фазы урока. Он также претерпевает интеграцию. В
литературе встречаются явно противоположные точки зрения относительно
того, как должно вестись обучение – индуктивно или дедуктивно?
Думается, что ни один из этих путей в отдельности не является верным.
Нельзя обойтись без изложения учебного материала по частям, чтобы
прийти к общему выводу. Точно также невозможно, не опираясь на
некоторые выводы, не идти к объяснению частей.
Бинарное обучение – процесс индуктивнодедуктивный: от частностей
к обобщению и от обобщений к новым частностям. Информация всегда
будет носить интегрированный характер, всегда будет качественно новой.
Умея применять усвоенные знания и обладая соответствующими навыками, будущий специалист в конечном счете приобретает профессиональную
самостоятельность. Такая самостоятельность именно и есть интегративные
знания, умения, навыки. В соответствии с этим принципом педагог дозирует
учебный материал и деятельность учащихся таким образом, чтобы переход
от одного учебного шага к другому, от одной фразы к другой был не
простой сменяемостью, а был подчинен обеспечению возрастающей
интеграции.
Бинарная форма обучения по своей структуре и характеру
существенно отличается от других видов обучения, от традиционных
теоретических и производственных уроков, т.к. при ней обеспечивается не
только целостная связь теории с практикой, но и объединяются темы
опорных знаний, имеющий технологический характер.
Основу бинарного обучения составляет шаговая организация
познавательной и практической деятельности учащихся.
Эффективность бинарных уроков заключается в следующем:
Вопервых – соединяются педагогические усилия двух педагогов,
что позволяет на высоком уровне вести профессиональнее обучение, т.к.
достоинства одного дополняются достоинствами другого. Имеющиеся
недостатки в деятельности одного, компенсируются достоинствами
другого.
Вовторых – объединение усилий двух педагогов способствует
усилению управления процессом познавательной и практической
деятельности (особенно когда большая наполняемость группы). При
бинарном обучении кооперированного характера педагоги располагают
временем, необходимым для изучения результатов своей деятельности в
прошедшем шаге, т.к. смена ведущей роли в ходе занятия одного педагога
другим, смена познавательных учебных шагов благоприятствует тому,
чтобы педагог мог увидеть практические результаты своих действий.
Втретьих – усиление индивидуальности обучения. Регулярная
смена учебных шагов позволяет выявить тех учащихся, которые нуждаются
в особом внимании.
Вчетвертых – облегчается изучение базисных (сложных) тем. Эти
уроки имеют большое значение в плане повышения квалификации самих
педагогов, их профессиональной направленности.
При бинарном обучении обеспечивается комплексное сочетание
разнообразных методов обучения: диалогический метод, метод целевой
ориентации, мотивационнопобудительный метод, коммуникативный метод,
метод контроля, метод анализа, метод совершенствования.
При бинарном обучении изложение нового материала не
отменяется, оно имеет другую форму и не должно растворяться в
практическом действии, а наоборот – систематизироваться, образуя
целостную систему по той или иной теме. Доза учебной информации не должна выходить за пределы нормальной работоспособности учащихся при
усвоении материала.
Процесс управления познавательной деятельностью представляет
собой первый шаг – обучение, второй шаг – управление процессом
формирования умений. Поэтому одностороннее применение методов в
принципе невозможно. Естественно, в таком случае возникает довольно
сложная задача, как отбирать методы бинарного обучения, которые в
комплексе в каждом шаге, в каждой фразе позволили бы успешно решать
поставленные задачи. В данном случае бинарность наиболее точно
выражает совместимость, поэтому методы становятся как бы качественно
новыми.
Для бинарного обучения требуется коренное изменение
материальной базы нужен класс лаборатория или кабинетмастерская,
чтобы переход от одного занятия к другому и смена не требовала больших
затрат.
Итогами бинарного обучения являются:
1.Повышение качества профессиональных знаний и формирование
умений, навыков.
2. Повышение познавательной и практической самостоятельности и
активности.
3.Осознаное восприятие материала.
При бинарном уроке – необходимость заучивания отпадает,
теоретическое положение переносится в область практического действия,
поэтому учебная информация становится доступной, понятной. Более
простой.
На таких уроках повышается интерес и активность обучающихся,
они становятся соучастниками процесса обучения, можно сказать,
творцами, создателями урока. Они ранее полученных знаний, учатся
использовать разные источники, самостоятельно стараются применить
полученные знания и информацию на практике. Им нравится реализовывать
свои креативные амбиции, творческие способности. У обучающихся
формируется целостная картина окружающего мира.
Литература
1.
обучении », 2009.
2.
Ариян М.А. «Повышение самостоятельности учебного труда школьников при
Винярская О.А. «Развитие личности учащегося на уроках»,2010.
3.
Практическое пособие. Издательство «Учитель», РостовнаДону, 2009 г.
Лакоценина Т.П.
Кульневич С.В.,
«Анализ современного урока».
4.
практическое пособие. Издательство «Учитель», РостовнаДону, 2007 г.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно 5.
Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным
навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство
«Образование – Культура», 2002г.
6.
«Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей
школе: варианты решения. Рекомендации для опытноэкспериментальной работы
школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт
новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г
7.
условие развития учителя и учащихся»,2005г
Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое
Разновидностью интегрированной формы обучения является бинарный урок.
Разновидностью интегрированной формы обучения является бинарный урок.
Разновидностью интегрированной формы обучения является бинарный урок.
Разновидностью интегрированной формы обучения является бинарный урок.
Разновидностью интегрированной формы обучения является бинарный урок.
Разновидностью интегрированной формы обучения является бинарный урок.
Разновидностью интегрированной формы обучения является бинарный урок.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.