разработка для учителей

  • doc
  • 26.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала как получить недостающие данные.doc

Открытый урок в 3 «б» классе.

Предмет: математика.

Тема: Как получить недостающие данные

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

1. Учить узнавать недостающие данные

2. Совершенствовать умение составлять задачу и решать её

3. Формировать абстрактное мышление, умение делать логические выводы; развивать зрительную и слуховую память;

4. Воспитывать доброжелательность и уважение друг к другу в  коллективной деятельности и работе в парах.

Оборудование: схема решения задач на уменьшение числа в несколько раз.

 Использование образовательных технологий на уроке: информационно – коммуникативная технология; развивающего обучения; элементы здоровьесберегающей технологии;  обучение в сотрудничестве.  

Ход урока.

1. Организационный момент.

Задачи этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к уроку.

1.Приветствие.

         Здравствуйте, ребята. Начинаем урок математики.

Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте наших гостей.

2.Проверка готовности к уроку.

   Проверьте готовность к уроку. На парте у вас должен лежать учебник математики, рабочая тетрадь, карандаши и линейка.

2.Актуализация опорных знаний.

-Здравствуйте ребята. Сегодня у нас много гостей. Будем работать так хорошо, чтобы наш урок остался надолго в памяти наших гостей.

-С каким настроением мы начинаем урок?

-Какое у вас настроение?

(Работа с цветовым табло. Каждому настроению соответствует определённый цвет).

 

1.     Радостное

2.     Спокойное

3.     Приподнятое

4.     Печальное

5.     Ровное

6.     Весёлое

7.     Ликующее

-Что сегодня главное будет на уроке,  вы узнаете, решив задачи.

(Работа  с использование с числового веера).

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука –
Это математика!

 

·       В саду росло 16 белых роз, а  жёлтых – в 2 раза меньше. Сколько жёлтых роз?

·       Тетрадь стоит 3 рубля, а ручка – в 4 раза дороже. Сколько рублей стоит ручка?

·       В посёлке 20 деревянных домов, а каменных 4 дома. Сколько каменных домов?

·       Миша сделал 2 флажка, а Дима – в 6 раз больше. Сколько флажков сделал Дима?

·       Слава решил 15 примеров, а Ира – 5 примеров. Во сколько раз меньше решила примеров Ира?

·       Бабушке 56 лет, а внуку – 8 лет. Во сколько раз бабушка старше внука?

 

Ответы:

 

5

8

7

12

10

6

3

д

з

и

а

е

к

ч

( Дети выбирают буквы, соответствующие ответам задач).

 

8

12

5

12

3

7

з

а

д

а

ч

и

 

-Ребята, сегодня на уроке будем совершенствовать умения решать задачи.

 

3. Создание проблемной ситуации

Задачи этапа: мотивировать и мобилизовать силы и способности учащихся, стимулировать их к успеху, формировать настойчивость в достижении цели.

 

-Решите такую задачу:

В парке на аллее росло 24 липы, а берёз в несколько  раза меньше, чем дубов. Сколько берёз росло на аллее?

 (Дети говорят, что эту задачу нельзя решить, потому что в ней не все данные для решения)

 

- Ребята, сейчас вы сами сформулируете тему урока.

 

Тема нашего урока: Как получить недостающие данные

 

4. Открытие нового, целеполагание

Задачи этапа: дать учащимся конкретное представление о выборе действия при решении задач на уменьшение числа в несколько раз

Задачи этапа: организовать и целенаправить деятельность учащихся, подготовить их к усвоению материала.

 

- Сегодня на уроке мы будем решать задачи с недостающими данными, будем находить недостающие данные.

\- Как выдумаете, а как можно получить получить недостающие данные?

- Откройте учебник на странице 78 и прочитайте тему. Найдите номер № 224. Читаем задание.

1. Задание 224.

– Миша поставил перед собой задачу: вычислить площадь пола в классе, который имеет прямоугольную форму. Какие данные ему для этого нужно узнать? (Длину и ширину классной комнаты.)

– Можно ли получить эти данные с помощью измерения? (Можно.)

– Сделав нужные измерения, Миша установил, что длина класса 8 м, а ширина 5 м. Сформулируйте задачу, которую теперь нужно решить Мише.

Задача. Чему равна площадь пола классной комнаты, если длина класса 8 м, а ширина 5 м?

– Решите задачу. Вычислите и запишите ответ.

Решение: 8 · 5 = 40 (кв. м) – площадь пола.

Ответ: 40 кв. м.

При необходимости учащиеся выполняют рисунок-план классной комнаты.

2. Задание 225.

– Машу заинтересовал вопрос о том, какая река и на сколько километров длиннее: Волга или Лена? Каких данных недостаёт Маше, чтобы ответить на этот вопрос? (Длины рек.)

– Где можно прочитать сведения о длине рек нашей страны?

– Из географического атласа Маша узнала, что длина реки Лены 4400 км, а длина Волги 3530 км. Сформулируйте задачу, которую нужно решить Маше.

Задача. Длина реки Лены 4400 км, а длина Волги 3530 км. На сколько километров река Лена длиннее реки Волги?

– Решите задачу. Вычислите и запишите ответ.

Решение:

4400-3530=870(км)

Ответ: на 870 км длиннее река Лена.

Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк - волчишка.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.

 

5. Первичное закрепление

Задачи этапа: закрепить в памяти учащихся знания, умения, навыки,  необходимые им для самостоятельной работы по новому материалу, добиться глубины его понимания.

 

1. Задание 227.

– На сколько квадратных километров площадь озера Байкал больше площади Ладожского озера?

Недостающие данные для ответа на это требование можно узнать из таблицы.

– Ответьте на данные требования, решив соответствующую задачу.

Решение:

Ответ: на 13 800 кв. км больше.

2. Задание 228.

– Прочитайте условие задачи.

– Что известно?

– Что требуется узнать?

– Каких данных недостает для того, чтобы узнать, сколько килограммов печенья привезли в школьную столовую?

– Прочтите недостающие данные на этикетке коробки.

– Сформулируйте условие, которое позволяет ответить на данное требование.

– Решите полученную задачу. Вычислите и запишите ответ.

Задача. Три старшеклассника разгрузили по 2 коробки с печеньем массой 5 кг 500 г. Сколько печенья привезли в столовую?

Решение:

1) 5 кг 500 г · 2 = 11 кг – разгрузил каждый старшеклассник.

2) 11 кг · 3 = 66 кг – привезли печенья.

Ответ: 66 кг.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа в парах.

1. Задание 230.

– Выполните разностное сравнение числа мальчиков и числа девочек, присутствующих на уроке в классе. Недостающие данные получите на основе непосредственного наблюдения.

 2.  Задание 226.

– Какие недостающие данные нужно получить для того, чтобы ответить на требование: «На сколько сантиметров твой рост отличается от роста соседа по парте?» (Необходимо измерить свой рост и рост соседа.)

– Узнайте недостающее данное у соседа по парте.

– Сформулируйте соответствующую задачу и решите ее. Вычислите и запишите ответ.

7.Рефлексия

– Что нового узнали на уроке?

– Как можно получить недостающие данные?

8. Домашнее задание № 229

(Даёт возможность гармонично связать несколько уроков по данной теме в единую систему)

 

Задачи этапа: сообщить о домашнем задании; мотивировать на самостоятельную деятельность при решении задачи и примеров, на успешное выполнение.

Вспомнить порядок действий при решении числовых выражений