Разработка элективного курса в преподавании биологии
Оценка 4.8

Разработка элективного курса в преподавании биологии

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
биология
7 кл—11 кл
25.01.2023
Разработка элективного курса в преподавании биологии
Цели и задачи. Как писать элективный курс. Пример элективного курса "Вермикультивирование" для агрошкол
Статья Степановой А.Ф..doc

Роль элективного курса в преподавании биологии

Степанова А.Ф., учитель биологии

МБОУ «II Мальжагарская СОШ им.М.Е.Васильевой»

Хангаласский улус, с. Улахан-Ан

 

Сегодня биология – наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Биология из описательной науки превратилась в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.

 Ученик, как правило, полученной информацией в реальной жизни       воспользоваться не способен. На элективных занятиях основной акцент сделан на помощи ученику в определении интересующих его проблем. Соответственно содержание курса расширяет знания, объединяет научные знания с обыденными, житейскими, как бы поднимает личный жизненный опыт ученика на научный, теоретический уровень.    

Элективный курс включает межпредметные знания, что позволяет сформировать умения и навыки. Умение организовывать наблюдение, поставить эксперимент, предполагает исследовательскую, творческую деятельность учеников.

Усвоение и выявление  уровня учебного материала школьниками возможно с помощью специально разработанных заданий, решения генетических задач, семинарских занятий, лабораторных работ, экскурсий.

Основные задачи элективных курсов:

·         Обеспечить углубленное изучение биологии

·         Усилить профиль для дальнейшего самоопределения, практическую направленность биологического образования

·         Определить правильность предварительного профессионального выбора.

·         Создать условия, способствующие целенаправленной подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ по биологии и поступлению в ВУЗы медицинского, экологического,  с/х и физкультурного профилей.

·         Приучить учащихся к исследовательской работе, работе с современной биологической литературой и Интернетом.

·         Расширить кругозор учащихся, повысить мотивацию к обучению, социализацию учащихся через самостоятельную деятельность, подготовит к вузовской системе обучения

·         создать условия для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него.

Методы и формы обучения на элективных курсах определяются требованиями профилизации обучения, учетом индивидуальных способностей, развитием и саморазвитием личности

Старшая школа ориентирована в большей степени на поступление в ВУЗ, поэтому преобладающими формами занятий должна быть вузовская система. В этой связи предусматривается:

·         лекционно-семинарская система занятий

·         лабораторные работы

·         проектная деятельность

·         творческие работы с литературой, информацией на  электронных  носителях  и  в  сети  Интернет

·         Самостоятельная  исследовательская деятельность  учащихся  

Элективные курсы из моей практики:

·         «Вермикультивирование»

·         «Микробиология»

·         «Химия в сельском хозяйстве»

·         «Решение генетических задач»

·         «Выращивание овощных культур в зимней теплице»

·         «Генетика человека»

·         «Многообразие растений и животных РС (Я)»

Основные трудности

1.Отсутсвие методических пособий для учителя

2.Недостаток лабораторного оборудования

·         по возможности курсы должны опираться на какое-либо пособие, это позволит исключить «монополию учителя на информацию»

·         программа курса может состоять из ряда законченных модулей. Это позволит ученику, в том случае, если он понял, что его выбор ошибочен, пойти, в следующей четверти (полугодии) на занятия по другому элективному курсу.

§  выяснить возможность обеспечения данного курса учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическим материалом, лабораторным оборудованием и т. д., составить список литературы для учителя и учащихся;

§  продумать форму отчетности учащихся по итогам освоения программы курса: проект, реферат, выступление и т.д.

    Образовательный продукт - это материалы, которые будут разработаны учащимися на уроках в ходе познавательной, исследовательской деятельности.  Образовательным продуктом ученика являются ; конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, фотография, композиция, модель, макет, схема, компьютерная, программа, доклады и т.д.

В настоящее время все большую остроту приобретает проблема снижения популярности профессий сельскохозяйственной направленности при явном недостатке данных специалистов в селах, деревнях, фермерских хозяйствах. Несмотря на дефицит кадров в сельском хозяйстве, большинство выпускников общеобразовательных школ при поступлении в различные учебные заведения не принимают во внимание возможность получения «негородской» профессии. В школьной программе эти вопросы разобщены и рассматриваются поверхностно, что явно недостаточно для создания информационного образа сельскохозяйственных профессий. Изменить сложившуюся ситуацию в некоторой степени может помочь предлагаемый элективный курс «Вермикультивирование», адресованный учащимся 5,6,7 классов.

Вермикультивирование — это процесс переработки органических отходов с использованием дождевых червей, а полученный продукт называется вермикомпостом или биогумусом.

Во многих развитых странах эта биотехнология привлекает не только фермеров, но и городских жителей. В нашей республике разведением червей с 1992 г. занимается ООО «Экоцентр», в котором была разработана и апробирована технология утилизации отходов животноводства и осадков хозяй-ственно-бытовых сточных вод методом вермикультивирования, а также проведены комплексные аналитические исследования состава и качества биогумуса, получаемого из местного сырья. Несколько лет вермикультивированием осадков хозяйственно-бытовых сточных вод занимались и в муниципальном предприятии «Якутводоканал».

В 2011 году из п.Табага в нашу т. е., во 2 Мальжагарскую СОШ, на пришкольном участке были перевезены 500 штук калифорнийских червей, которых заселили в зимнюю теплицу на отведенном месте. Во время практических работ, учащихся среднего звена, черви заинтересовали своими способностями создавать биогумус из сельскохозяйственных отходов.

Полученные в результате изучения данного курса знания и умения могут быть использованы каждым учеником на своих приусадебных участках, огородах, дачах.

Цели курса:  заинтересовать учащихся возможностью использования собственных знаний и умений по разведению калифорнийских червей на практике (на приусадебном участке, даче, огороде); ориентировать учащихся на получение профессий сельскохозяйственной направленности;

Задачи: сформировать у учащихся приемы и навыки самостоятельной      познавательной деятельности, проведения практических работ и наблюдений за калифорнийскими червями; закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи; способствовать формированию умения принимать решения и защищать свою точку зрения; обеспечить усвоение учащимися важнейших приемов и трудовых навыков при работе с вермикультурой.

Основная идея курса — углубление сельскохозяйственной направленности профильного обучения, что должно способствовать возрождению этой отрасли народного хозяйства.

Элективный курс «Вермикультивирование» рассчитан на 17 часов. В процессе изучения курса предполагается рассматривать теоретические вопросы в тесной связи с практическими опытами и работами. Это не только поможет закрепить усвоенные знания, но и будет способствовать формированию практических навыков по разведению червей. Данный материал может быть использован в качестве дополнительной информации при проведении уроков и внеклассных мероприятий по темам, связанным с изучением типа кольчатых червей, основ селекции животных, биотических связей в природе; с изучением агроценозов. Отдельные разделы программы могут применяться и для других профилей обучения, а также в процессе предпрофильной подготовки.

Методы: объяснительно-иллюстративный; практические работы; эвристический (частично-поисковый); исследовательский.

Планируемые результаты:

Ø   овладение практическими умениями и навыками выращивания калифорнийских червей;

Ø    развитие умения применять полученные знания на практике, выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремленность, собранность;

Ø    развитие умения работать самостоятельно и в группе;

Ø    профессиональная ориентация;

Ø    выбор профиля при дальнейшем обучении.

 

Список литературы

 

1. Гитилис В. С., Мельник И. А. Справочник: пособие по вермикультивированию. - Ивано-Франковск, 1992. - 32 с.

2. Степанов А. И., Дмитриева В. И., Мерзлая Г. Е. и др. Вермикультивирование в условиях Центральной Якутии. - Якутск: НПП «Экоцентр», ЯНИИСХ, 2000. - 40 с.

3. Дмитриева В. И., Степанов А. И., Мерзлая Г. Е. и др. Вермикультивирование: Теория, опыт, практика. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 2000. - 120 с.

4. Красильникова С. С. Безотходное биодинамическое хозяйство. Из истории культивирования дождевых червей // Путь к успеху информации: Бюллетень для сельскохозяйственных предпринимателей. - 1999. - № 1.- С. 115.

 


Роль элективного курса в преподавании биологии

Роль элективного курса в преподавании биологии

Микробиология» · «Химия в сельском хозяйстве» · «Решение генетических задач» · «Выращивание овощных культур в зимней теплице» · «Генетика человека» · «Многообразие растений и животных

Микробиология» · «Химия в сельском хозяйстве» · «Решение генетических задач» · «Выращивание овощных культур в зимней теплице» · «Генетика человека» · «Многообразие растений и животных

Задачи: сформировать у учащихся приемы и навыки самостоятельно й познавательной деятельности, проведения практических работ и наблюдений за калифорнийскими червями ; закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи;…

Задачи: сформировать у учащихся приемы и навыки самостоятельно й познавательной деятельности, проведения практических работ и наблюдений за калифорнийскими червями ; закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи;…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2023