Роль элективного курса в преподавании биологии
Степанова А.Ф., учитель биологии
МБОУ «II Мальжагарская СОШ им.М.Е.Васильевой»
Хангаласский улус, с. Улахан-Ан
Сегодня биология – наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Биология из описательной науки превратилась в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.
Ученик, как правило, полученной информацией в реальной жизни воспользоваться не способен. На элективных занятиях основной акцент сделан на помощи ученику в определении интересующих его проблем. Соответственно содержание курса расширяет знания, объединяет научные знания с обыденными, житейскими, как бы поднимает личный жизненный опыт ученика на научный, теоретический уровень.
Элективный курс включает межпредметные знания, что позволяет сформировать умения и навыки. Умение организовывать наблюдение, поставить эксперимент, предполагает исследовательскую, творческую деятельность учеников.
Усвоение и выявление уровня учебного материала школьниками возможно с помощью специально разработанных заданий, решения генетических задач, семинарских занятий, лабораторных работ, экскурсий.
Основные задачи элективных курсов:
· Обеспечить углубленное изучение биологии
· Усилить профиль для дальнейшего самоопределения, практическую направленность биологического образования
· Определить правильность предварительного профессионального выбора.
· Создать условия, способствующие целенаправленной подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ по биологии и поступлению в ВУЗы медицинского, экологического, с/х и физкультурного профилей.
· Приучить учащихся к исследовательской работе, работе с современной биологической литературой и Интернетом.
· Расширить кругозор учащихся, повысить мотивацию к обучению, социализацию учащихся через самостоятельную деятельность, подготовит к вузовской системе обучения
· создать условия для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него.
Методы и формы обучения на элективных курсах определяются требованиями профилизации обучения, учетом индивидуальных способностей, развитием и саморазвитием личности
Старшая школа ориентирована в большей степени на поступление в ВУЗ, поэтому преобладающими формами занятий должна быть вузовская система. В этой связи предусматривается:
· лекционно-семинарская система занятий
· лабораторные работы
· проектная деятельность
· творческие работы с литературой, информацией на электронных носителях и в сети Интернет
· Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся
Элективные курсы из моей практики:
· «Вермикультивирование»
· «Микробиология»
· «Химия в сельском хозяйстве»
· «Решение генетических задач»
· «Выращивание овощных культур в зимней теплице»
· «Генетика человека»
· «Многообразие растений и животных РС (Я)»
Основные трудности
1.Отсутсвие методических пособий для учителя
2.Недостаток лабораторного оборудования
· по возможности курсы должны опираться на какое-либо пособие, это позволит исключить «монополию учителя на информацию»
· программа курса может состоять из ряда законченных модулей. Это позволит ученику, в том случае, если он понял, что его выбор ошибочен, пойти, в следующей четверти (полугодии) на занятия по другому элективному курсу.
§ выяснить возможность обеспечения данного курса учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическим материалом, лабораторным оборудованием и т. д., составить список литературы для учителя и учащихся;
§ продумать форму отчетности учащихся по итогам освоения программы курса: проект, реферат, выступление и т.д.
Образовательный продукт - это материалы, которые будут разработаны учащимися на уроках в ходе познавательной, исследовательской деятельности. Образовательным продуктом ученика являются ; конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, фотография, композиция, модель, макет, схема, компьютерная, программа, доклады и т.д.
В настоящее время все большую остроту приобретает проблема снижения популярности профессий сельскохозяйственной направленности при явном недостатке данных специалистов в селах, деревнях, фермерских хозяйствах. Несмотря на дефицит кадров в сельском хозяйстве, большинство выпускников общеобразовательных школ при поступлении в различные учебные заведения не принимают во внимание возможность получения «негородской» профессии. В школьной программе эти вопросы разобщены и рассматриваются поверхностно, что явно недостаточно для создания информационного образа сельскохозяйственных профессий. Изменить сложившуюся ситуацию в некоторой степени может помочь предлагаемый элективный курс «Вермикультивирование», адресованный учащимся 5,6,7 классов.
Вермикультивирование — это процесс переработки органических отходов с использованием дождевых червей, а полученный продукт называется вермикомпостом или биогумусом.
Во многих развитых странах эта биотехнология привлекает не только фермеров, но и городских жителей. В нашей республике разведением червей с 1992 г. занимается ООО «Экоцентр», в котором была разработана и апробирована технология утилизации отходов животноводства и осадков хозяй-ственно-бытовых сточных вод методом вермикультивирования, а также проведены комплексные аналитические исследования состава и качества биогумуса, получаемого из местного сырья. Несколько лет вермикультивированием осадков хозяйственно-бытовых сточных вод занимались и в муниципальном предприятии «Якутводоканал».
В 2011 году из п.Табага в нашу т. е., во 2 Мальжагарскую СОШ, на пришкольном участке были перевезены 500 штук калифорнийских червей, которых заселили в зимнюю теплицу на отведенном месте. Во время практических работ, учащихся среднего звена, черви заинтересовали своими способностями создавать биогумус из сельскохозяйственных отходов.
Полученные в результате изучения данного курса знания и умения могут быть использованы каждым учеником на своих приусадебных участках, огородах, дачах.
Цели курса: заинтересовать учащихся возможностью использования собственных знаний и умений по разведению калифорнийских червей на практике (на приусадебном участке, даче, огороде); ориентировать учащихся на получение профессий сельскохозяйственной направленности;
Задачи: сформировать у учащихся приемы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения практических работ и наблюдений за калифорнийскими червями; закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи; способствовать формированию умения принимать решения и защищать свою точку зрения; обеспечить усвоение учащимися важнейших приемов и трудовых навыков при работе с вермикультурой.
Основная идея курса — углубление сельскохозяйственной направленности профильного обучения, что должно способствовать возрождению этой отрасли народного хозяйства.
Элективный курс «Вермикультивирование» рассчитан на 17 часов. В процессе изучения курса предполагается рассматривать теоретические вопросы в тесной связи с практическими опытами и работами. Это не только поможет закрепить усвоенные знания, но и будет способствовать формированию практических навыков по разведению червей. Данный материал может быть использован в качестве дополнительной информации при проведении уроков и внеклассных мероприятий по темам, связанным с изучением типа кольчатых червей, основ селекции животных, биотических связей в природе; с изучением агроценозов. Отдельные разделы программы могут применяться и для других профилей обучения, а также в процессе предпрофильной подготовки.
Методы: объяснительно-иллюстративный; практические работы; эвристический (частично-поисковый); исследовательский.
Планируемые результаты:
Ø овладение практическими умениями и навыками выращивания калифорнийских червей;
Ø развитие умения применять полученные знания на практике, выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремленность, собранность;
Ø развитие умения работать самостоятельно и в группе;
Ø профессиональная ориентация;
Ø выбор профиля при дальнейшем обучении.
Список литературы
1. Гитилис В. С., Мельник И. А. Справочник: пособие по вермикультивированию. - Ивано-Франковск, 1992. - 32 с.
2. Степанов А. И., Дмитриева В. И., Мерзлая Г. Е. и др. Вермикультивирование в условиях Центральной Якутии. - Якутск: НПП «Экоцентр», ЯНИИСХ, 2000. - 40 с.
3. Дмитриева В. И., Степанов А. И., Мерзлая Г. Е. и др. Вермикультивирование: Теория, опыт, практика. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 2000. - 120 с.
4. Красильникова С. С. Безотходное биодинамическое хозяйство. Из истории культивирования дождевых червей // Путь к успеху информации: Бюллетень для сельскохозяйственных предпринимателей. - 1999. - № 1.- С. 115.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.