В Страну Мудрецов.
(Праздник устного народного творчества.)
Цель: Систематизировать знания учащихся по теме: “Устное народное творчество», познакомить с истоками возникновения малых литературных жанров, развивать творческие способности детей, приобщить к русскому фольклору.
Ход праздника
Ведущий: Сегодня мы отправимся с вами в Страну Мудрецов.
- Ответьте, кто придумал доктора Айболита? (К. Чуковский)
- Кто написал книгу «Незнайка и его друзья»? (Н, Носов)
- Кто написал песню «Во поле берёза стояла»? (Это русская народная песня.)
- Кто сложил всем известную скороговорку про Карла, Клару и кораллы? (Народ.)
И песня, и скороговорка, и многие другие произведения создавались не одним-единственным человеком и не сразу, а на протяжении многих лет многими людьми.
Начал придумывать, конечно же, кто-то один, но задумкой своей не мог не поделиться, рассказал другим. Если задумка оказывалась удачной, было в ней что-то важное, её подхватывали.
Раз прозвучав, она не умирала, а начинала путешествовать. И каждый, кто мог, добавлял что-то своё, старался, чтоб мысль была прочнее, слова поскладнее, случай поинтереснее, поярче. Так, существует почти 40 вариантов одной народной сказки «Царевна-лягушка».
Русские народные сказки, загадки, пословицы и поговорки, скороговорки, считалки, прибаутки и небылицы, потешки создал наш русский народ, и всё это передавалось от человека человеку через живую речь, из уст в уста. Потому мы теперь и называем эти произведения устным народным творчеством.
Итак, отправляемся в путь! В Стране Мудрецов любят задавать вопросы. За ответы вы будете получать открытки из набора «Русские пословицы и поговорки», они останутся у вас на память. У кого будет больше всего открыток, тот получит книгу «Русские народные песенки - потешки для детей».
Прибаутки и небылицы. Прибаутка вмещает в себя необычный случай, разговор, интересные характеры и мудрое поучение. В небылице может быть. Даже то, чего никогда не бывает.
Выходят 4 ученика в русских народных костюмах.
Девочка:
- Федул, чего губы надул?
Федул:
- Кафтан прожёг.
Девочка:
- Можно зашить!
Федул:
- Да иглы нет.
Девочка:
- А велика ли дыра?
Федул:
- Один ворот остался.
Девочка:
- Эй, Фома, что из леса нейдёшь?
Фома:
- Да медведя поймал.
Девочка:
- Веди сюда!
Фома:
- Да нейдёт!
Девочка:
- Так сам иди!
Фома:
- Да он меня не пускает!
Ученик:
По поднебесью, братцы, медведь летит.
Медведь летит, хвостом вертит.
Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела,
Милых деточек, поросяточек.
Поросяточки по сучкам висят,
По сучкам висят, полететь хотят.
Ведущий: Потешки и считалки.
Ученик:
Ваня, Ваня – простота.
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперёд
И поехал в огород.
Съел кочан капусты,
Закричал» «Как вкусно!»
Выходят 4 ученика и рассказывают считалки.
- Шёл баран по крутым горам,
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто её возьмёт – тот и вон пойдёт.
- Зайчишка–трусишка по полю бежал,
В огород забежал, морковку нашёл,
Капустку нашёл, сидит грызёт.
Ай, кто-то идёт!
- Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
- Соловья – в клетку, кору – избу топить,
Воду – есть варить, дрова – в печку,
Да и сам на печку.
Ведущий: Ни один народный праздник не обходился без подвижных игр. Давайте и мы поиграем. Игра называется «В потолкушки».
Толкаться вообще-то нехорошо. Все знают, что этого делать нельзя. Но наша игра предлагает вам в шутку потолкаться.
На полу нарисован круг. Внутри этого круга можно толкать друг друга плечом, но зато нельзя стоять на двух ногах. Нужно всё время подпрыгивать на одной ноге. В круг входят по двое. А потом стараются вытолкнуть друг друга за черту, строго соблюдая правила: стоять только на одной ноге и не трогать соперника руками. Кто первый встанет на обе ноги или окажется за чертой, тот проиграл.
Игра «Холодно – горячо». Прячется открытка или какой-нибудь предмет. Один ученик ищет её. Если он приближается к месту нахождения, то ребята кричат «горячо», если отходит – «холодно».
Ведущий: Сколько живут люди, столько живут и загадки. На протяжении веков создавал их народ. Из глубины времён загадки донесли до нас мудрость русского народа.
Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирался и стар и млад в какой-нибудь избе. Вот такие вечера становились вечерами загадок. Кто-нибудь из стариков начинал мудрые вопросы задавать, а молодёжь должна была отвечать.
Народные загадки остроумные и разнообразные. Есть загадки о природе, доме, людях, о животных – одним словом, обо всём, что мы видим, слышим, знаем.
«Гимнастика ума» называл К. Ушинский отгадывание загадок. Загадки хранят в себе народную мудрость. Поэтому очень важно сохранить все загадки для следующих поколений. Собирали, записывали загадки такие известные учёные, как Д. Н. Садовников, В. И. Даль, М. А. Рыбникова. Загадки – наши старые и добрые знакомые.
Отгадывайте загадки, тренируйте свою смекалку, сообразительность, ум, да и друзьям своим не забудьте их загадать.
Ученики загадывают загадки:
- Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка.)
- Мохнатенька, усатенька, сядет – песенку поёт. (Кошка.)
Ведущий: Вы отгадывали загадки о животных. К сегодняшнему дню вы сочиняли свои загадки. Загадайте их. (Дети загадывают загадки, которые придумали сами.)
Ведущий: Отгадайте загадки о растениях, явлениях природы, о человеке.
- Что красно снаружи, бело внутри,
С зелёным хохолком на голове. (Редиска.)
- Не огонь, а жжётся. (Крапива.)
- Крякнула утка – на весь свет чутко. (Гром.)
- Меня частенько просят, ждут,
А только покажусь, так прятаться начнут. (Дождь.)
- У тётушки Фелицы есть четыре сестрицы,
Из них две-то хвалятся:
- Мы делать горазды.
А другие хвалятся:
- Мы ходить горазды. ( Руки и ноги.)
Ведущий: Пословицы и поговорки, как и загадки, - разновидность устного народного творчества. Это короткие, простые, но богатые по смыслу изречения. Недаром великий поэт А. С. Пушкин говорил о них: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей, что за золото!»
Они складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота. Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов сыновьям, от дедов внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму. Вот почему в пословицах заключена мудрость народа, вот почему в них отразились взгляды на жизнь.
Старинные пословицы живут в нашем родном языке и сегодня. Очень часто они встречаются в книгах. А также их используют в разговорной речи. Пословицы украшают нашу речь, делают её живой, остроумной. Русские писатели, поэты любили народный язык и записывали пословицы и поговорки.
Когда вы будете читать А. С. Пушкина , И. А. Крылова, Н. В. Гоголя и других замечательных писателей, вы увидите, что все они использовали народные пословицы и поговорки в своих книгах.
Красна речь поговоркой. «Пословицы и поговорки всегда кратки. А ума и чувства вложено в них на целые книги» - говорил М. Горький.
Выходят 13 учеников и говорят пословицы и поговорки об умении, учении и трудолюбии.
- Повторенье – мать учения.
- Грамоте учиться всегда пригодится.
- Слушай больше, а говори меньше.
- Ученье – путь к умению.
- Труд кормит, а лень портит.
- Без труда не вынешь рыбку из пруда.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Делу время, потехе час.
- Не верь словам, а верь делу.
- Семь раз примерь, один раз отрежь.
- Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Ведущий: Какие пословицы и поговорки вам часто говорит учитель?
Дополните:
Сделал дело - …
Поспешишь - …
Не имей 100 рублей -…
Что посеешь -…
Волков бояться -…
Чтение рассказа Б. В. Шергина «Одно дело делаешь, другого не порть».
Ведущий: Есть поговорки, есть скороговорки. Но не нужно забывать, что для скороговорки важно, чтобы её произнесли, проговорили как можно скорее. Очень важно произнести скороговорку чисто и красиво. Ведь недаром в народе скороговорки ещё называли чистоговорками.
Конкурс «Кто лучше, чище и быстрее скажет»:
- Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
- Вставай, Архип, петух охрип.
- Говорит попугай попугаю:
«Я тебя попугаю».
- У пеньков опять 5 опят нашли 5 ребят.
Ведущий: К устному народному творчеству относятся и сказки. «Что за прелесть эти сказки!» - писал А. С, Пушкин.
(Звучит фонограмма «Песня о сказке», музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина)
Ведущий: Викторина по сказкам.
- Кто жил в теремке?
(Муха-горюха,
Блоха-попрыгуха,
Комар-пискун,
Мышка-норушка,
Лягушка-квакушка,
Зайка-поплутайка,
Лисичка-сестричка,
Волк-хватыш.)
- Какую песенку пела лиса в сказке «Петушок – золотой гребешок».
(Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.)
- Сколько людей и животных тянуло репку? Перечислите.
(Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.)
Инсценирование сказки «Репка».
Ведущий: Советую вам прочитать эти русские народные сказки (обращается к выставке).
Представление лучших работ, награждение участников выставки. Награждение ребят. У кого больше всего открыток, полученных за ответы на все вопросы, которые звучали на празднике.
В конце праздника ребята ещё раз перечисляют жанры устного народного творчества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.