Разработка и реализация программы внеурочной деятельности Я - маленький патриот духовно - нравственного направления
Оценка 4.7

Разработка и реализация программы внеурочной деятельности Я - маленький патриот духовно - нравственного направления

Оценка 4.7
docx
28.06.2022
Разработка и реализация программы внеурочной деятельности Я - маленький патриот духовно - нравственного  направления
Разработка и реализация программы внеурочной деятельности Я - маленький патриот.docx

Разработка и реализация программы внеурочной деятельности

«Я - маленький патриот» духовно - нравственного  направления

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - маленький патриот» духовно-нравственного направления  разработана  в соответствии с правовыми и  нормативными документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 (ред. от 17.01.2013) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».

- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

- Положением об организации внеурочной деятельности обучающихся в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Покоснинская СОШ».

Цели: формирование основ патриотизма: воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории страны, воспитание патриота своей малой родины, образованного творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации.

Задачи: 

- формировать устойчивую мотивацию к познавательной деятельности;

- развивать патриотические воспитание младших школьников  через изучение истории родного края;

- прививать первоначальные умения собирать информацию из разных ис-

точников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;

- активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;

- развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.

Формы организации учебного процесса:

- коллективная;

- индивидуальная.

Виды деятельности:

 - игровая;

- проектная;

- художественно-творческая;

- познавательная. 

Занятия внеурочной деятельности «Я - маленький патриот» являются комплексными - на них используются различные виды деятельности как теоре-

тического, так и практического характера.

Формы теоретических занятий: беседы; сообщения; встречи с интересными людьми; просмотр и обсуждение видеоматериала; заочные путешествия.

Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины; интеллектуально-познавательные игры; экскурсии; выполнение рисунков и стенгазет; оформление страниц портфолио; выставки, создание творческих проектов, участие в акциях.

Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; моделирующая деятельность; здоровьесберегающие технологии; поисковая деятельность; социальная деятельность.

Занятия по данной программе тесно связаны с уроками литературного чтения, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства и опираются на знания, получаемые на этих уроках, они расширяют и углубляют знания, умения, навыки.

Литературное чтение:

- анализ и оценка поступков героев,

- развитие чувства прекрасного,

- развитие эмоциональной сферы ребёнка,

- чтение произведений о России, её природе, людях, истории,

- приобщение к литературе как к   искусству слова, опыт создания пись-

менных  творческих работ,

         - просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов.

Русский язык:

- раскрытие воспитательного потенциала русского языка,

- развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное,

- запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        

Окружающий мир:

- правила поведения в отношениях «человек - человек» и «человек - природа» и т.д.

- общечеловеческие правила поведения,

- наследие предков в культуре и символах государства,

- славные и трудные страницы прошлого,

- знакомство с профессиями и ролью труда в развитии общества.

Изобразительное искусство:

- оформление творческих работ;        

 Технология:

- изготовление различных элементов по темам занятий.

Формы контроля:  сообщения учащихся, конкурсы выполненных работ, проекты.

Общая характеристика программы.

Рабочая программа «Я - маленький патриот» относится к духовно-нравственному и патриотическому направлению и нацелена на необходимость воспитания у обучающихся ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике РФ,  законам РФ,  старшему поколению,  к природе.  Данная программа обеспечивает процесс изучения родного края, раскрывает не только важнейшие грани истории, материальной и духовной культуры, но и формирует у младших школьников активную жизненную позицию, подталкивает к принятию верных решений.

Рабочая программа «Я - маленький патриот» относится к тематическим программам и основывается на принципах: последовательности, гуманизации, системности, культуросообразности. Через работу по программе «Я - маленький патриот» реализуется духовно-нравственное направление образования младших школьников посредством различных форм организации, таких, как классные часы, экскурсии, поисковые исследования и т.д.

Внеурочная работа по этому направлению должна способствовать формированию универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Описание места программы в учебном плане.

Рабочая программа «Я - маленький патриот» рассчитана на обучающихся 2- 4 классов. В соответствии с учебным планом МКОУ «Покоснинская СОШ» на работу в этом направлении во 2 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа занятости.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Формы занятий: экскурсии, беседы, кинолекторий, встречи с интересными людьми, походы по историческим и памятным местам, практическая работа. 

Виды деятельности: познавательная, поисковая, конструктивная.

Возможные результаты («выходы») деятельности младших школьников: рисунки, коллаж, коллекция, макет, презентация, музыкальная подборка, плакат, стенгазета, сувенир - поделка, сценарий праздника, фотоальбом.

Описание ценностных ориентиров программы.

В современном обществе, назрела острая необходимость в воспитании активной гражданской позиции, бережного отношения к историческому наследию страны.

10 февраля 1995 года Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный Закон о Днях воинской славы России и Памятных датах России.

В Законе установлены дни славы русского оружия - дни воинской славы России в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества.

Практика показала, что с исторического смысла и значения этих памятных дат не знают не только дети, но, зачастую, и взрослые. Многие из детей не знакомы с историей своих семей, затрудняются назвать даже имена своих бабушек и дедушек. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начи-

наться в младшем школьном возрасте.

Именно в этом возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь истории семьи с историей страны. История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.

Программа внеурочной деятельности «Я - маленький патриот» направлена на то, чтобы знакомить младших школьников с богатством истории страны, пробудить в них интерес к изучению истории своего края. Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы.

Планируемые результаты освоения  обучающимися программы внеуроч-

ной деятельности.

По окончанию дети должны знать:

- о значимых страницах истории страны, своего края;

- о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- о культурном достоянии своего края;

- о моральных нормах и правилах поведения;

- об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями.

По окончанию  дети должны уметь:

- рассказывать о родной стране, своем крае;

- ориентироваться в историческом времени;

- бережно относиться к традициям своей семьи и образовательного учреждения;

- уважительно относиться к защитникам Родины;

- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;

- уметь выражать чувства и переживания творческими средствами.

Ожидаемые результаты.

Освоение детьми программы «Я – маленький патриот» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут

сформированы:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- мотивации к учению и познанию;

- ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

- основы российской, гражданской идентичности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать выделенные ориентиры действий, планировать  действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- узнавать государственную символику своего региона;

- описывать достопримечательности родного края;

- находить на карте, свой регион и его главный город;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных уст-

ных или письменных высказываний.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

- формировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий у обучающихся могут быть развиты такие качества

личности:

- патриотизм;

- уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны;

- ответственность, милосердие, достоинство, уважение;

- трудолюбие;

- настойчивость;

- дисциплинированность;

- любовь к малой родине.

   Работа по программе осуществляется с сентября 2016 года. В течение всего 2016 - 2017 учебного года было проведено 4 открытых мероприятий, 15  классных часов, 3 акций, 3 встречи с интересными людьми,  4 игры - путешествия, 3 беседы, 1 экскурсия, 1 исследовательская работа, участие в митинге. Многие мероприятия, классные часы и встречи проходили в присутствии родителей обучающихся.

                                                                                                    Таблица 4

Основные мероприятия  программы по духовно – нравственному            воспитанию  «Я маленький патриот» для 2 класса

Мероприятие

Время проведения

Форма

Ответственный

1.

«Мир удивительных профессий»

 сентябрь

Классный час, презентация,  выставка рисунков.

Классный руководитель

2.

«Россия, устремленная в будущее»

сентябрь

Классный час, презентация,  выставка рисунков.

Классный руководитель

3.

«Беслан – три дня ада»

сентябрь

Классный час, презентация, выставка работ «Голубь мира».

Классный руководитель

4.

«Моя семья – мое богатство»

сентябрь

Игра – путешествие по станциям.

Классный руководитель

5.

 «Спасибо говорим  учителям»

октябрь

Праздничный концерт для педагогов школы

Классный руководитель, родители

6.

Акция «День пожилого человека»

октябрь

Акция, вручение сельчанам и гостям села открытки, сделанные своими руками.

Классный руководитель, родители

7.

 «Уважай старших»

октябрь

Встреча с интересными людьми, презентация,  выставка рисунков.

Классный руководитель

8.

«Памятные места»

октябрь

Экскурсия к обелиску.

Классный руководитель, родители

9.

День народного единства

ноябрь

Классный час, конкурс-выставка рисунков«Россия – родина моя»

Классный руководитель

10.

«Твори добро»

ноябрь

Встреча с интересными людьми, презентация,  вручение подарков, сделанных своими руками.

 Классный руководитель

11.

«Спасибо говорим приёмной маме»

ноябрь

Праздничный концерт для приемных родителей.

Классный руководитель

12.

Акция «День матери»

ноябрь

Акция, вручение сельчанам и гостям села открыток, сделанные  своими руками

Классный руководитель, родители

13.

«Мои права и обязанности»

декабрь

Классный час, презентация,  выставка рисунков.

 Классный руководитель

14.

«День Конституции РФ»

декабрь

Классный час, презентация,  выставка рисунков.

 Классный руководитель

15.

«Следопыты»

декабрь

Игра - путешествие

 Классный руководитель

16.

«Дорога жизни» про Ленинград

январь

Классный час, презентация,  выставка рисунков.

 Классный руководитель

17.

«Мы будем помнить тебя Таня»

январь

Классный час, презентация.

 Классный руководитель

18.

«Живая память потомков»

январь

Исследовательская работа.

 Классный руководитель

19.

«Защитники, кто они?»

февраль

Беседа, презентация,  выставка рисунков.

 Классный руководитель

20.

Акция «Письмо солдату»

февраль

Акция, пишем письма, отправляем по почте.

 Классный руководитель

21.

Конкурс патриотической песни «Славься, Отечество»

февраль

Инсценирование и исполнение военной песни

 Классный руководитель

22.

«Вечная слава героям российским…»

февраль

Классный час, презентация,  выставка рисунков.

Классный руководитель

23.

«Мои права и обязанности»

март

Классный час, презентация,  выставка рисунков.

 Классный руководитель

24.

«Поговорим об ответственности»

март

Беседа, презентация,  выставка рисунков.

Классный руководитель

25.

«Поговорим о патриотизме»

март

Классный час, презентация,  выставка рисунков.

Классный руководитель

26.

«Хлеб всему голова»

март

Классный час, презентация,  выставка рисунков.

 Классный руководитель

27.

«Я и мои товарищи»

апрель

Классный час, презентация,  выставка рисунков.

 Классный руководитель

28.

«Ю.Гагарин-первый космонавт»

апрель

Игра - путешествие, презентация.

 Классный руководитель

29.

«Моя семья»

апрель

Классный час, презентация,  выставка рисунков.

 Классный руководитель

30.

«Путешествие в страну Патриотизма»

апрель

Игра – путешествие по станциям.

Классный руководитель

31.

«Дети – герои ВОВ»

май

Классный час, презентация.

Классный руководитель

32.

«Этот День Победы»

май

Беседа, презентация, экскурсия к обелиску, митинг на 9 мая.

 Классный руководитель

33.

«Подвиг народа мы не забудем!».

май

Встреча с ветеранами В.О.В., вручение открыток, сделанных своими руками.

 Классный руководитель, родительский комитет

34.

 «Спасибо деду за победу!»

май

Праздничное мероприятие на село.

 Классный руководитель

 

 

К концу учебного года обучающиеся 2 «Б» класса имеют следующие результаты:

- конкурс инсценированной военно - патриотической песни «Славься, Отечество»,  заняли 2 место;

- игра - путешествие «Следопыт», заняли 3 место.

Работа по патриотическому воспитанию  продолжилась в сентябре 2017 года.  В  течение трех месяцев 2017 - 2018 учебного года уже проведено:

- 2 открытых мероприятия;

- 4 классных часа;

- 2 акции;

- 1 встреча с интересными людьми;

- 1 игра – путешествие;

- 1 беседа.

Многие мероприятия, классные часы и встречи проходили в присутствии не только родителей обучающихся, но и других обучающихся, а также неработающих педагогов и жителей поселка  Покосное.


 

Разработка и реализация программы внеурочной деятельности «Я - маленький патриот» духовно - нравственного направления

Разработка и реализация программы внеурочной деятельности «Я - маленький патриот» духовно - нравственного направления

Формы организации учебного процесса: - коллективная; - индивидуальная

Формы организации учебного процесса: - коллективная; - индивидуальная

России, её природе, людях, истории, - приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания пись- менных творческих работ, - просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов

России, её природе, людях, истории, - приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания пись- менных творческих работ, - просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов

РФ, законам РФ, старшему поколению, к природе

РФ, законам РФ, старшему поколению, к природе

В современном обществе, назрела острая необходимость в воспитании активной гражданской позиции, бережного отношения к историческому наследию страны

В современном обществе, назрела острая необходимость в воспитании активной гражданской позиции, бережного отношения к историческому наследию страны

По окончанию дети должны знать: - о значимых страницах истории страны, своего края; - о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; - о культурном достоянии…

По окончанию дети должны знать: - о значимых страницах истории страны, своего края; - о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; - о культурном достоянии…

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся: - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - планировать свои действия в…

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся: - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - планировать свои действия в…

В результате занятий у обучающихся могут быть развиты такие качества личности: - патриотизм; - уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны; - ответственность, милосердие, достоинство,…

В результате занятий у обучающихся могут быть развиты такие качества личности: - патриотизм; - уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны; - ответственность, милосердие, достоинство,…

Памятные места» октябрь

Памятные места» октябрь

Этот День Победы» май

Этот День Победы» май
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2022