Разработка и реализация программы внеурочной деятельности
«Я - маленький патриот» духовно - нравственного направления
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - маленький патриот» духовно-нравственного направления разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 (ред. от 17.01.2013) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Положением об организации внеурочной деятельности обучающихся в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Покоснинская СОШ».
Цели: формирование основ патриотизма: воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории страны, воспитание патриота своей малой родины, образованного творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации.
Задачи:
- формировать устойчивую мотивацию к познавательной деятельности;
- развивать патриотические воспитание младших школьников через изучение истории родного края;
- прививать первоначальные умения собирать информацию из разных ис-
точников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;
- активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
- развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
Формы организации учебного процесса:
- коллективная;
- индивидуальная.
Виды деятельности:
- игровая;
- проектная;
- художественно-творческая;
- познавательная.
Занятия внеурочной деятельности «Я - маленький патриот» являются комплексными - на них используются различные виды деятельности как теоре-
тического, так и практического характера.
Формы теоретических занятий: беседы; сообщения; встречи с интересными людьми; просмотр и обсуждение видеоматериала; заочные путешествия.
Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины; интеллектуально-познавательные игры; экскурсии; выполнение рисунков и стенгазет; оформление страниц портфолио; выставки, создание творческих проектов, участие в акциях.
Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; моделирующая деятельность; здоровьесберегающие технологии; поисковая деятельность; социальная деятельность.
Занятия по данной программе тесно связаны с уроками литературного чтения, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства и опираются на знания, получаемые на этих уроках, они расширяют и углубляют знания, умения, навыки.
Литературное чтение:
- анализ и оценка поступков героев,
- развитие чувства прекрасного,
- развитие эмоциональной сферы ребёнка,
- чтение произведений о России, её природе, людях, истории,
- приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания пись-
менных творческих работ,
- просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов.
Русский язык:
- раскрытие воспитательного потенциала русского языка,
- развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное,
- запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
Окружающий мир:
- правила поведения в отношениях «человек - человек» и «человек - природа» и т.д.
- общечеловеческие правила поведения,
- наследие предков в культуре и символах государства,
- славные и трудные страницы прошлого,
- знакомство с профессиями и ролью труда в развитии общества.
Изобразительное искусство:
- оформление творческих работ;
Технология:
- изготовление различных элементов по темам занятий.
Формы контроля: сообщения учащихся, конкурсы выполненных работ, проекты.
Общая характеристика программы.
Рабочая программа «Я - маленький патриот» относится к духовно-нравственному и патриотическому направлению и нацелена на необходимость воспитания у обучающихся ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике РФ, законам РФ, старшему поколению, к природе. Данная программа обеспечивает процесс изучения родного края, раскрывает не только важнейшие грани истории, материальной и духовной культуры, но и формирует у младших школьников активную жизненную позицию, подталкивает к принятию верных решений.
Рабочая программа «Я - маленький патриот» относится к тематическим программам и основывается на принципах: последовательности, гуманизации, системности, культуросообразности. Через работу по программе «Я - маленький патриот» реализуется духовно-нравственное направление образования младших школьников посредством различных форм организации, таких, как классные часы, экскурсии, поисковые исследования и т.д.
Внеурочная работа по этому направлению должна способствовать формированию универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Описание места программы в учебном плане.
Рабочая программа «Я - маленький патриот» рассчитана на обучающихся 2- 4 классов. В соответствии с учебным планом МКОУ «Покоснинская СОШ» на работу в этом направлении во 2 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа занятости.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
Формы занятий: экскурсии, беседы, кинолекторий, встречи с интересными людьми, походы по историческим и памятным местам, практическая работа.
Виды деятельности: познавательная, поисковая, конструктивная.
Возможные результаты («выходы») деятельности младших школьников: рисунки, коллаж, коллекция, макет, презентация, музыкальная подборка, плакат, стенгазета, сувенир - поделка, сценарий праздника, фотоальбом.
Описание ценностных ориентиров программы.
В современном обществе, назрела острая необходимость в воспитании активной гражданской позиции, бережного отношения к историческому наследию страны.
10 февраля 1995 года Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный Закон о Днях воинской славы России и Памятных датах России.
В Законе установлены дни славы русского оружия - дни воинской славы России в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества.
Практика показала, что с исторического смысла и значения этих памятных дат не знают не только дети, но, зачастую, и взрослые. Многие из детей не знакомы с историей своих семей, затрудняются назвать даже имена своих бабушек и дедушек. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начи-
наться в младшем школьном возрасте.
Именно в этом возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь истории семьи с историей страны. История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.
Программа внеурочной деятельности «Я - маленький патриот» направлена на то, чтобы знакомить младших школьников с богатством истории страны, пробудить в них интерес к изучению истории своего края. Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеуроч-
ной деятельности.
По окончанию дети должны знать:
- о значимых страницах истории страны, своего края;
- о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- о культурном достоянии своего края;
- о моральных нормах и правилах поведения;
- об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями.
По окончанию дети должны уметь:
- рассказывать о родной стране, своем крае;
- ориентироваться в историческом времени;
- бережно относиться к традициям своей семьи и образовательного учреждения;
- уважительно относиться к защитникам Родины;
- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
- уметь выражать чувства и переживания творческими средствами.
Ожидаемые результаты.
Освоение детьми программы «Я – маленький патриот» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут
сформированы:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- мотивации к учению и познанию;
- ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- основы российской, гражданской идентичности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать выделенные ориентиры действий, планировать действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- узнавать государственную символику своего региона;
- описывать достопримечательности родного края;
- находить на карте, свой регион и его главный город;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных уст-
ных или письменных высказываний.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий у обучающихся могут быть развиты такие качества
личности:
- патриотизм;
- уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны;
- ответственность, милосердие, достоинство, уважение;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- любовь к малой родине.
Работа по программе осуществляется с сентября 2016 года. В течение всего 2016 - 2017 учебного года было проведено 4 открытых мероприятий, 15 классных часов, 3 акций, 3 встречи с интересными людьми, 4 игры - путешествия, 3 беседы, 1 экскурсия, 1 исследовательская работа, участие в митинге. Многие мероприятия, классные часы и встречи проходили в присутствии родителей обучающихся.
Таблица 4
Основные мероприятия программы по духовно – нравственному воспитанию «Я маленький патриот» для 2 класса
№ |
Мероприятие |
Время проведения |
Форма |
Ответственный |
1. |
«Мир удивительных профессий» |
сентябрь |
Классный час, презентация, выставка рисунков. |
Классный руководитель |
2. |
«Россия, устремленная в будущее» |
сентябрь |
Классный час, презентация, выставка рисунков. |
Классный руководитель |
3. |
«Беслан – три дня ада» |
сентябрь |
Классный час, презентация, выставка работ «Голубь мира». |
Классный руководитель |
4. |
«Моя семья – мое богатство» |
сентябрь |
Игра – путешествие по станциям. |
Классный руководитель |
5. |
«Спасибо говорим учителям» |
октябрь |
Праздничный концерт для педагогов школы |
Классный руководитель, родители |
6. |
Акция «День пожилого человека» |
октябрь |
Акция, вручение сельчанам и гостям села открытки, сделанные своими руками. |
Классный руководитель, родители |
7. |
«Уважай старших» |
октябрь |
Встреча с интересными людьми, презентация, выставка рисунков. |
Классный руководитель |
8. |
«Памятные места» |
октябрь |
Экскурсия к обелиску. |
Классный руководитель, родители |
9. |
День народного единства |
ноябрь |
Классный час, конкурс-выставка рисунков«Россия – родина моя» |
Классный руководитель |
10. |
«Твори добро» |
ноябрь |
Встреча с интересными людьми, презентация, вручение подарков, сделанных своими руками. |
Классный руководитель |
11. |
«Спасибо говорим приёмной маме» |
ноябрь |
Праздничный концерт для приемных родителей. |
Классный руководитель |
12. |
Акция «День матери» |
ноябрь |
Акция, вручение сельчанам и гостям села открыток, сделанные своими руками |
Классный руководитель, родители |
13. |
«Мои права и обязанности» |
декабрь |
Классный час, презентация, выставка рисунков. |
Классный руководитель |
14. |
«День Конституции РФ» |
декабрь |
Классный час, презентация, выставка рисунков. |
Классный руководитель |
15. |
«Следопыты» |
декабрь |
Игра - путешествие |
Классный руководитель |
16. |
«Дорога жизни» про Ленинград |
январь |
Классный час, презентация, выставка рисунков. |
Классный руководитель |
17. |
«Мы будем помнить тебя Таня» |
январь |
Классный час, презентация. |
Классный руководитель |
18. |
«Живая память потомков» |
январь |
Исследовательская работа. |
Классный руководитель |
19. |
«Защитники, кто они?» |
февраль |
Беседа, презентация, выставка рисунков. |
Классный руководитель |
20. |
Акция «Письмо солдату» |
февраль |
Акция, пишем письма, отправляем по почте. |
Классный руководитель |
21. |
Конкурс патриотической песни «Славься, Отечество» |
февраль |
Инсценирование и исполнение военной песни |
Классный руководитель |
22. |
«Вечная слава героям российским…» |
февраль |
Классный час, презентация, выставка рисунков. |
Классный руководитель |
23. |
«Мои права и обязанности» |
март |
Классный час, презентация, выставка рисунков. |
Классный руководитель |
24. |
«Поговорим об ответственности» |
март |
Беседа, презентация, выставка рисунков. |
Классный руководитель |
25. |
«Поговорим о патриотизме» |
март |
Классный час, презентация, выставка рисунков. |
Классный руководитель |
26. |
«Хлеб всему голова» |
март |
Классный час, презентация, выставка рисунков. |
Классный руководитель |
27. |
«Я и мои товарищи» |
апрель |
Классный час, презентация, выставка рисунков. |
Классный руководитель |
28. |
«Ю.Гагарин-первый космонавт» |
апрель |
Игра - путешествие, презентация. |
Классный руководитель |
29. |
«Моя семья» |
апрель |
Классный час, презентация, выставка рисунков. |
Классный руководитель |
30. |
«Путешествие в страну Патриотизма» |
апрель |
Игра – путешествие по станциям. |
Классный руководитель |
31. |
«Дети – герои ВОВ» |
май |
Классный час, презентация. |
Классный руководитель |
32. |
«Этот День Победы» |
май |
Беседа, презентация, экскурсия к обелиску, митинг на 9 мая. |
Классный руководитель |
33. |
«Подвиг народа мы не забудем!». |
май |
Встреча с ветеранами В.О.В., вручение открыток, сделанных своими руками. |
Классный руководитель, родительский комитет |
34. |
«Спасибо деду за победу!» |
май |
Праздничное мероприятие на село. |
Классный руководитель |
К концу учебного года обучающиеся 2 «Б» класса имеют следующие результаты:
- конкурс инсценированной военно - патриотической песни «Славься, Отечество», заняли 2 место;
- игра - путешествие «Следопыт», заняли 3 место.
Работа по патриотическому воспитанию продолжилась в сентябре 2017 года. В течение трех месяцев 2017 - 2018 учебного года уже проведено:
- 2 открытых мероприятия;
- 4 классных часа;
- 2 акции;
- 1 встреча с интересными людьми;
- 1 игра – путешествие;
- 1 беседа.
Многие мероприятия, классные часы и встречи проходили в присутствии не только родителей обучающихся, но и других обучающихся, а также неработающих педагогов и жителей поселка Покосное.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.