Разработка интегрированного урока (химия + биология) по теме "Пищеварение как химическая лаборатория"
Оценка 4.7

Разработка интегрированного урока (химия + биология) по теме "Пищеварение как химическая лаборатория"

Оценка 4.7
docx
04.03.2020
Разработка интегрированного урока (химия + биология) по теме "Пищеварение как химическая лаборатория"
био 8 пищеварение.docx

Интегрированный урок (химия + биология)

по теме "Пищеварение как химическая лаборатория"

Ход урока

 

Целеполагание: Сегодня на уроке мы обобщим знания о химических процессах, которые происходят при переваривании пищи, проведем небольшие лабораторные исследования, будем применять знания в знакомых и незнакомых ситуациях при решении биохимических задач.

I. Активизация знаний

Учитель биологии

1. Разминка «Термины».

Органические вещества, катализаторы, ферменты, субстрат, индикаторы, химические реакции.

2. Повторение:

Какие органы образуют пищеварительную систему? Работа с рисунком на слайде.

3. Самопроверка по слайду.

Учитель химии

4. Ученический эксперимент

Экспериментальная задача 1. Качественные реакции на кислоты и щелочи

Цель: проведение качественной реакции на кислоту и щелочь с помощью индикаторов.

Оборудование и реактивы: пластина с гнездами, растворы гидроксида калия, соляной кислоты, индикаторная бумага (фенолфталеин, лакмус).

Инструктаж по технике безопасности

Опыт 1. В гнездо пластины внесите две капли гидроксида калия и индикаторную бумагу фенолфталеина. Как изменяет окраску фенолфталеиновая бумага в растворе щелочи?

Во второе гнездо пластины снова внесите две капли гидроксида калия и индикаторную бумагу лакмус. Как изменяет окраску лакмусовая бумага в растворе щелочи?

Сделайте вывод о химической среде.

Опыт 2. В гнездо пластины внесите две капли соляной кислоты и индикаторную бумагу фенолфталеина. Как изменяет окраску фенолфталеиновая бумага в растворе кислоты?

В свободное гнездо пластины снова внесите две капли кислоты и индикаторную бумагу лакмус. Как изменяет окраску лакмусовая бумага в растворе кислоты?

Сделайте вывод о химической среде.

 

II. Основная часть урока

Учитель биологии

5. Пищеварительные ферменты

Биологические катализаторы, белки сложного строения. Наиболее активны при температуре 37 – 39 градусов. Вещество, на которое действует фермент, называют субстратом. Каждый фермент действует строго на определенный субстрат и работает в определенной среде. При кипячении ферменты теряют свою активность.

 

просмотр фрагмента 1 Ферменты

 

Учитель химии

6. Экспериментальная задача 2Действие ферментов в клетках картофеля.

Цель: докажите, что ферменты ускоряют реакции только в живых клетках.

Оборудование и реактивы: пробирка с сырым картофелем, пробирка с вареным картофелем, раствор пероксида водорода (Н2О2).

Инструктаж по технике безопасности

Опыт. В пробирку с сырым картофелем добавьте небольшой объем пероксида водорода. Что наблюдаете?

Напишите уравнение по схеме: пероксид водорода → оксид водорода + кислород.

Назовите тип химической реакции, расставьте коэффициенты в уравнении данной реакции.

Проделайте тот же опыт, но в качестве объекта возьмите вареный картофель. Что наблюдаете теперь? Сформулируйте вывод о действии ферментов в клетках картофеля.

 

 

ПИЩЕВАРЕНИЕ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ            (опрос, просмотр фрагмента 2 и опыт)

Учитель химии.

Экспериментальная задача 3. Действие ферментов слюны на крахмал

Оборудование: накрахмаленная картофельным крахмалом фильтровальная бумага, спички, вата

Цель: выяснить действие ферментов слюны на крахмал.

Исследуйте ферменты своей слюны. Для этого нанесите ватной палочкой несколько капель слюны на фильтровальную бумагу, пропитанную крахмальным клейстером и обработанную иодом до сине-фиолетового окрашивания. На бумаге появилось светлое пятно. О чем это свидетельствует?

(В слюне содержатся ферменты, которые расщепляют крахмал до глюкозы, которая с йодом не дает синего окрашивания. Слюна в ротовой полости создает слабощелочную среду.)

– Почему не у всех ребят получилось одинаково хорошо?

(У каждого из людей активность ферментов различна. Так, слюна курильщика содержит мало ферментов, расщепляющих крахмал, а потому результаты у них могут быть хуже.)

– Что было бы, если собранную слюну прокипятить?

 

Выступление (ученик) Мы провели

Мы предположили

Известно, что ….

 

Пищеварение в ротовой полости (рассказ ученика).

Здесь происходит механическая и химическая обработка пищи. Механическая обработка заключается в измельчении пищи зубами, перемешивании ее при помощи челюстей и языка. Химическая обработка пищи происходит под действием слюны. Слюна состоит из воды, слизи, содержит немного щелочи, обеззараживающее вещество лизоцим и ферменты. Состав слюны соответствует составу пищи. Щелочь имеет слабощелочную среду для реакций и обеззараживает пищу. В ротовой полости начинается расщепление углеводов. Эту реакцию ускоряет фермент амилаза. Образуется глюкоза. В тонком кишечнике глюкоза всасывается в кровь. По воротной вене кровь доставляет глюкозу в центральную химическую лабораторию – печень. Если глюкозы слишком много, печень задерживает ее и превращает в нерастворимое соединение – животный крахмал гликоген. При недостатке глюкозы в крови гликоген снова превращается в глюкозу. К печени воротная вена может принести различное количество глюкозы, но от печени по печеночной вене течет кровь с относительно постоянным содержанием глюкозы.

 

ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ

Просмотр фрагмента фильма

Соляная кислота – НСI (рассказ 2 ученика).

Эта кислота содержится в желудке и выполняет две функции: дезинфицирует большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает перевариванию пищи. Желудок готовится к приему пищи заранее: лишь только начнем переживать пищу, он выделяет желудочный сок, в состав которого входит и НСI.Вот почему так вредно жевать жевательную резинку на голодный желудок (на 4-ом-6-ом уроках), особенно если ученик в школе не завтракает: желудочный сок начнет переваривать стенки самого желудка. Жуйте только на полный желудок и помните об эстетичности – не очень – то приятно смотреть на постоянно жующий рот.

 

Учитель химии

Экспериментальная задача 4. Действие ферментов желудочного сока

Оборудование и реактивы: пробирка с желудочным соком; раствор со свежеприготовленной взвесью белка, 10%-ный раствор КOH для нейтрализации желудочного сока; штатив с пробирками.

Инструктаж по технике безопасности.

Опыт 1

Цель: доказать, что ферменты желудочного сока действуют только на белки при определенной температуре.

В чистую пробирку налейте немного желудочного сока, добавьте небольшой объем свежеприготовленной взвеси белка.

Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Опыт 2

Цель: доказать, что ферменты желудочного сока действуют на белки в кислой среде.

В пробирку с желудочным соком добавьте 10 капель гидроксида калия, а затем немного свежеприготовленной взвеси белка Что наблюдаете? Сформулируйте вывод.

Выступление (ученик) Мы провели

Мы предположили

Известно, что ….

 

Теоретическая часть: (работа со схемой-опорой)

Пищеварение в желудке (рассказ 3 ученика).

В желудок пища попадает измельченной и пропитанной слюной. Внутри пищевого комка продолжает действовать слюна, с наружной поверхности на него действует желудочный сок. В слизистой оболочке желудка находится множество пищеварительных желез. Каждая из них выделяет в желудок определенные химические вещества. Так образуется желудочный сок. Он состоит из воды, слизи, содержит соляную кислоту, ферменты. Соляная кислота создает кислую среду для химических реакций и обеззараживает пищу. Фермент пепсин ускоряет расщепление белков. Образуются аминокислоты. В тонком кишечнике аминокислоты всасываются в кровь. По воротной вене они доставляются в печень. Из поступивших аминокислот отбираются только те, что нужны организму. Остальные превращаются в углеводы или жиры, или из них образуются нужные организму аминокислоты. Есть аминокислоты, которые не могут образоваться в организме человека. Они называются незаменимыми и поступают только с пищей. Кровь доставляет аминокислоты в клетки. Здесь создаются собственные белки человека.

 

ПИЩЕВАРЕНИЕ В ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКЕ. (5 ученик)

А) В двенадцатиперстную кишку поступает сок поджелудочной железы и желчь из печени. Пищеварительный сок поджелудочной железы содержит немного щелочи и ферменты. Щелочь создает слабощелочную среду для химических реакций. Ферменты расщепляют белки, жиры и углеводы. Фермент трипсин ускоряет расщепление белков. Образуются аминокислоты, которые в тонком кишечнике всасываются в кровь и доставляются в печень.

Б) В двенадцатиперстную кишку поступает желчь из печени. Желчь – это зеленовато-желтая жидкость горького вкуса. Под ее действием жиры распадаются на мельчайшие капельки, их поверхность увеличивается, и они более доступны для действия ферментов. Продукты расщепления жиров – глицерин и жирные кислоты. В тонком кишечнике глицерин и жирные кислоты поглощаются эпителием кишечных ворсинок и превращаются в собственные жиры человека, в жировые вещества. Они поступают в лимфатические сосуды кишечных ворсинок и доставляются лимфой в жировое депо, например, в подкожную жировую клетчатку.

 

ПИЩЕВАРЕНИЕ В ТОНКОМ КИШЕЧНИКЕ (6 ученик)

В тонкой кишке образуется кишечный сок. Он также содержит ферменты, которые расщепляют белки, жиры и углеводы. Внутренняя поверхность кишечника покрыта кишечными ворсинками. Кишечные ворсинки – это выросты кишечной стенки. Внутри них находятся кровеносные и лимфатические капилляры. Продукты расщепления белков – аминокислоты и углеводов – глюкоза всасываются в кровь, жировые вещества всасываются в лимфу.

 

Учитель биологии

ПЕЧЕНЬ И ЕЕ РОЛЬ В ОРГАНИЗМЕ

Биохимические задачи (решение и обсуждение)

ЗАДАЧА 1

«Не хочу пирожное! Из него во рту образуется кислота, ведь я не могу сразу почистить зубы», – кричит бабушке веселый рыжий мальчик из рекламного клипа. Бабушка предлагает ему жевательную резинку «Оrbit» без сахара вместо зубной щетки. Кто из них прав?

ОТВЕТ:

В определенной степени правы оба – и мальчик, и бабушка, хотя трудно поверить, что найдется мальчик, способный отказаться от пирожного. Пирожные не только содержат много сахара, но и, как любая мягкая пища, образует на зубах налет, в котором размножаются бактерии. Поэтому лучше всего после десерта почистить зубы, но и жевательная резинка в некоторой степени способствует очищению зубов от мягкого налета.

 

ЗАДАЧА 2

В столовой к обеду был приготовлен винегрет, сильно заправленный уксусом. Как будет перевариваться в ротовой полости картофель, входящий в состав винегрета?

ОТВЕТ:

Под действием слюны в полости рта расщепляется крахмал и другие углеводы. Процесс расщепления углеводов происходит в слабощелочной среде при температуре 37-38 градусов. В кислой среде желудочного сока расщепления крахмала не происходит, поскольку фермент амилаза неактивен. Поэтому картофель из острого винегрета будет перевариваться хуже.

 

ЗАДАЧА 3

Иногда продаже можно встретить очень своеобразное моющее средство, которое называется «Мыло с желчью». Как вы думаете, в чем сущность его моющего действия с точки зрения химии, какие загрязнения им лучше всего отстирывать и в каких условиях? Будет ли это мыло эффективно для стирки рабочей одежды автомеханика?

ОТВЕТ:

Желчь – жидкий секрет, вырабатываемый печенью позвоночных животных. Под действием желчи происходит расщепление, эмульгирование и омыление жиров, содержащихся в пище. Поэтому мыло с желчью хорошо отстирывает пятна от растительных и животных жиров. Поскольку спецовки автомехаников обычно загрязнены машинными маслами, которые производят из нефти (нефтяные, или минеральные, масла), то желчь их разлагать не будет.

 

III. Закрепление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕСТ «ПИЩЕВАРЕНИЕ»

1.     Ферменты – это органические вещества, обеспечивающие:
А) растворение вещества в организме;
Б) механическую обработку пищи;
В) ускорение химических реакций в организме.

2.     Фермент, выделяемый клетками желудка:
А) пепсин; 
Б) трипсин; 
В) амилаза.

3.     Черный хлеб богат:
А) белками;
Б) жирами; 
В) углеводами.

4.     Защитное бактерицидное действие в ротовой полости выполняет:
А) лизоцим; 
Б) муцин; 
В) мальтоза.

5.     В каком отделе пищеварительного тракта начинают расщепляться углеводы:
А) ротовая полость;
Б) пищевод;
В) желудок.

6.     Под действием пепсина в желудке расщепляются:
А) белки до аминокислот;
Б) жиры до глицерина и жирных кислот;
В) углеводы до глюкозы.

7.     В какой среде наиболее активен фермент пепсин?
А) в нейтральной; 
Б) в кислотной; 
В) в щелочной.

8.     8. Какие вещества расщепляются ферментом трипсином?
А) белки; 
Б) жиры; 
В) углеводы.

9.     В каком органе пищеварительной системе происходит наиболее интенсивное всасывание питательных веществ?
А) в ротовой полости; 
Б) в тонкой кишке; 
В) в желудке;

10. Какие конечные продукты образуются при распаде жиров?
А) глицерин и жирные кислоты; 
Б) аминокислоты; 
В) глюкоза.

 

 

2. КРОССВОРД «ПИЩЕВАРЕНИЕ»

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/627250/f_clip_image002.gif

1.     Процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химического расщепления питательных веществ ферментами.

2.     Биологически активные вещества, ускоряющие течение химических реакций в организме.

3.     Какой тканью покрыты органы пищеварительного канала снаружи?

4.     Органы, выполняющие функцию механического измельчения пищи.

5.     Последовательные сокращения и расслабления кишечной стенки.

6.     Выросты задней стенки брюшины, на которой подвешен кишечник.

7.     Часть зуба, сидящая в ячейке челюстной кости.

8.     Фермент, расщепляющий углеводы.

9.     Фермент, расщепляющий белки.

10. Самая широкая часть пищеварительного канала.

11. Мышечная трубка, длиной до 40 см., по которой пища попадает в желудок.

12. Воспаление слизистой оболочки желудки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта - инструкция  по теме «Пищеварение как химическая лаборатория»

 

Экспериментальная задача 1.   Качественные реакции на кислоты и щелочи

Цель: проведение качественной реакции на кислоту и щелочь с помощью индикаторов.    

Оборудование и реактивы: стеклянная пластина, пробирки, растворы гидроксида калия, соляной кислоты, индикаторная бумага  (фенолфталеин,  лакмус).

Инструктаж по  технике безопасности

Опыт 1.  на пластину внесите две капли гидроксида калия и индикаторную бумагу  фенолфталеина. Как изменяет окраску фенолфталеиновая бумага  в растворе щелочи?

На пластины снова внесите две  капли гидроксида калия и индикаторную бумагу лакмус. Как изменяет окраску лакмусовая бумага   в растворе щелочи?

Сделайте вывод о химической среде.

 

Опыт 2. в пробирку внесите две капли соляной кислоты и индикаторную бумагу  фенолфталеина. Как изменяет окраску фенолфталеиновая бумага  в растворе кислоты?

в пробирку снова внесите две  капли кислоты и индикаторную бумагу лакмус. Как изменяет окраску лакмусовая бумага   в растворе кислоты?

Сделайте вывод о химической среде.

 

 

Экспериментальная задача 2.   Действие ферментов в клетках  картофеля.

 

Цель: докажите, что ферменты ускоряют реакции только в живых  клетках.

Оборудование и реактивы: пробирка с сырым картофелем, пробирка с вареным картофелем, раствор пероксида водорода (Н2О2).

 Инструктаж по  технике безопасности

Опыт. В пробирку с сырым картофелем добавьте небольшой объем пероксида водорода. Что наблюдаете?

Напишите уравнение по схеме: пероксид водорода → оксид водорода + кислород.

Назовите тип химической реакции, расставьте коэффициенты в уравнении данной реакции.

Проделайте тот же опыт, но в качестве объекта возьмите вареный картофель. Что наблюдаете теперь? Сформулируйте вывод о действии ферментов в клетках картофеля.

 

 

Экспериментальная задача 3. Действие ферментов слюны на крахмал

Оборудование:  накрахмаленная   картофельным крахмалом  фильтровальная бумага, спички, вата, блюдце с йодной водой.

Цель: выяснить действие ферментов слюны на крахмал.

 Исследуйте ферменты своей слюны. Для этого нанесите  ватной палочкой несколько капель слюны на фильтровальную бумагу, пропитанную крахмальным клейстером и обработанную йодом до сине-фиолетового окрашивания. На бумаге появилось светлое пятно.  О чем это свидетельствует?

- Почему не у всех ребят получилось одинаково хорошо?

- Что было бы, если собранную слюну прокипятить?

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________

 

Биохимические задачи (решение и обсуждение)

ЗАДАЧА 1

«Не хочу пирожное! Из него во рту образуется кислота, ведь я не могу сразу почистить зубы», – кричит бабушке веселый рыжий мальчик из рекламного клипа. Бабушка предлагает ему жевательную резинку «Оrbit» без сахара вместо зубной щетки. Кто из них прав?

 

 

 

ЗАДАЧА 2

В столовой к обеду был приготовлен винегрет, сильно заправленный уксусом. Как будет перевариваться в ротовой полости картофель, входящий в состав винегрета?

 

 

 

ЗАДАЧА 3

Иногда продаже можно встретить очень своеобразное моющее средство, которое называется «Мыло с желчью». Как вы думаете, в чем сущность его моющего действия с точки зрения химии, какие загрязнения им лучше всего отстирывать и в каких условиях? Будет ли это мыло эффективно для стирки рабочей одежды автомеханика?

 

 

 

 


 

Интегрированный урок (химия + биология) по теме "Пищеварение как химическая лаборатория"

Интегрированный урок (химия + биология) по теме "Пищеварение как химическая лаборатория"

Цель: докажите, что ферменты ускоряют реакции только в живых клетках

Цель: докажите, что ферменты ускоряют реакции только в живых клетках

При недостатке глюкозы в крови гликоген снова превращается в глюкозу

При недостатке глюкозы в крови гликоген снова превращается в глюкозу

Фермент пепсин ускоряет расщепление белков

Фермент пепсин ускоряет расщепление белков

Оrbit» без сахара вместо зубной щетки

Оrbit» без сахара вместо зубной щетки

ТЕСТ «ПИЩЕВАРЕНИЕ» 1.

ТЕСТ «ПИЩЕВАРЕНИЕ» 1.

КРОССВОРД «ПИЩЕВАРЕНИЕ» 1

КРОССВОРД «ПИЩЕВАРЕНИЕ» 1

Карта - инструкция по теме «

Карта - инструкция по теме «

Экспериментальная задача 3. Действие ферментов слюны на крахмал

Экспериментальная задача 3. Действие ферментов слюны на крахмал

Разработка интегрированного урока (химия + биология) по теме "Пищеварение как химическая лаборатория"

Разработка интегрированного урока (химия + биология) по теме "Пищеварение как химическая лаборатория"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020