Пудова Любовь Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ города Кургана «Лицей №12»
высшей квалификационной категории
Сценарий интегрированного урока
по литературе для 6 класса.
ТЕМА: Василий Андреевич Жуковский. Баллада «Лесной царь».
ЦЕЛЬ:
Образовательная:
· закрепить литературоведческие знания о балладе;
· пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Жуковского - переводчика, автора баллад;
· познакомиться с балладой «Лесной царь» В.А.Жуковского;
· подготовит ребят к запоминанию наизусть.
Развивающая:
· определить место баллады в искусстве;
· выяснить причину популярности баллады в творческих кругах;
· Развивать память, мышление, воображение, устную речь учащихс;.
· повысить мотивацию к изучению литературы.
Воспитательная:
· воспитывать интерес к вокальной музыке, формировать эмоциональную отзывчивость к музыке на основе ее восприятия;
· привить интерес к искусству.
ХОД УРОКА:
В балладе ... главное не событие,
а ощущение, которое оно возбуждает,
дума, на которую оно наводит читателя...
В.Г. Белинский
I. Вступительное слово
Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль.
Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи.
Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»... Поистине как голубь чист и цел он духом был...» (Ф.И. Тютчев)
Это - Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский - автор баллад.
II. Проверка домашнего задания
· Что такое баллада? (Небольшое лирическое стихотворение, имеющее сюжет, который чаще всего описывает таинственные драматические события)
· Что лежит в основе любой баллады? (Диалог, развитие событий, загадка, тайна, нечто трагическое)
III. Работа с балладой
Сегодня речь пойдёт о балладе немецкого поэта И.В. Гёте, которую на русский язык перевёл поэт В.А. Жуковский. Называется эта баллада «Лесной царь».
Сегодня нам предстоит познакомиться с её содержанием, поговорить об особенностях балладного сюжета.
Наблюдая за развитием сюжета, мы должны будем определить его особенности. И мне кажется, что в какой - то мере нам в этом поможет мысль В. Г. Белинского о том, что «В балладе главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит...».
Знакомство с балладой (выразительное чтение баллады учеником)
IV. Литература и музыка
Австрийский композитор Франц Шуберт, современник И. В. Гёте, создал музыкальное произведение на слова баллады «Лесной царь».
Великий австрийский композитор Франц Шуберт – современник Бетховена. Они не были знакомы, хотя и жили в одном городе. Незадолго до смерти, желая развлечь великого композитора, кто-то из друзей показал ему несколько песен Шуберта. Бетховена поразила сила лирического дарования Шуберта. «Поистине у этого Шуберта есть искра божья!» - воскликнул Бетховен.
Мелодии приходили ему во сне, они рождались непрерывно, и композитор не успевал записывать их на нотную бумагу. Из-под его пера выходили песни (более 600) и фортепианные миниатюры; 20 сонат, из которых при жизни прозвучало только три; пьесы для фортепиано; камерные ансамбли; 18 произведений для сцены, среди которых оперы и музыка к драматическим спектаклям.
Франц Шуберт прожил 31 год, очень короткую, тяжелую, но в то же время творческую жизнь.
А сейчас проверим, внимательно ли вы слушали мой рассказ?
Современники Шуберта дали яркую оценку музыки баллады: «Мелодия захватывает своей глубокой правдивостью, характеризуя внутреннее содержание действия, смену переживаний отца, ребёнка и Лесного царя».
Вы уже имеете представление о каждом персонаже, а теперь послушайте песню-балладу "Лесной царь". И обратите внимание на то, как композитор рисует музыкальный образ каждого действующего лица.
Восприятие музыки: Ф.Шуберт. Песня-баллада "Лесной царь". Перевод В.А.Жуковского
V. Литература и живопись.
Многих художников заинтересовало это стихотворение, и они рисовали картины к нему. Вы видите несколько иллюстраций к балладе.
VI. Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.