Разработка интегрированного урока литературы по теме "Баллада В.А.Жуковского "Лесной царь" с уроками изобразительного искусства и музыки"
Оценка 4.8

Разработка интегрированного урока литературы по теме "Баллада В.А.Жуковского "Лесной царь" с уроками изобразительного искусства и музыки"

Оценка 4.8
docx
Междисциплинарный 4
6 кл
27.01.2020
Разработка интегрированного урока литературы по теме "Баллада В.А.Жуковского "Лесной царь" с уроками изобразительного искусства и музыки"
Жуковский Лесной царь.docx

Пудова Любовь Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ города Кургана «Лицей №12»

высшей квалификационной категории

 

Сценарий интегрированного урока

по литературе для 6 класса.

ТЕМА: Василий Андреевич Жуковский. Баллада «Лесной царь».

ЦЕЛЬ:

            Образовательная:

·         закрепить литературоведческие знания о балладе;

·         пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Жуковского - переводчика, автора баллад;

·         познакомиться с балладой «Лесной царь» В.А.Жуковского;

·         подготовит ребят к запоминанию наизусть.

 

            Развивающая:

·         определить место баллады в искусстве;

·         выяснить причину популярности баллады в творческих кругах;

·         Развивать память, мышление, воображение, устную речь учащихс;.

·         повысить мотивацию к изучению  литературы.

 

            Воспитательная:

·         воспитывать интерес к вокальной музыке, формировать эмоциональную отзывчивость к музыке на основе ее восприятия;

·         привить интерес к искусству.

 

 

ХОД УРОКА:

В балладе ... главное не событие,

а ощущение, которое оно возбуждает,

дума, на которую оно наводит читателя...

В.Г. Белинский

I.       Вступительное  слово       

     Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

     Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи.

     Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»... Поистине как голубь чист и цел он духом был...» (Ф.И. Тютчев)

      Это - Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский - автор баллад.

II.    Проверка домашнего задания

·         Что такое баллада? (Небольшое лирическое стихотворение, имеющее сюжет, который чаще всего описывает таинственные драматические события)

·         Что лежит в основе любой баллады? (Диалог, развитие событий, загадка, тайна, нечто трагическое)

III.    Работа с балладой

Сегодня речь пойдёт о балладе немецкого поэта И.В. Гёте, которую на русский язык перевёл поэт В.А. Жуковский. Называется эта баллада «Лесной царь».

Сегодня нам предстоит познакомиться с её содержанием, поговорить об особенностях балладного сюжета.

Наблюдая за развитием сюжета, мы должны будем определить его особенности. И мне кажется, что в какой - то мере нам в этом поможет мысль В. Г. Белинского о том, что «В балладе главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит...».

Знакомство с балладой (выразительное чтение баллады учеником)

  • Почему же Жуковский назвал свой перевод «Лесной царь»? (Царь имеет целое царство. У него «цветы бирюзовы, жемчужны цветы, из золота слиты чертоги мои…»)
  • Можем ли это произведение мы назвать балладой? Докажите (Стихотворение постоено в форме диалога, можем проследить сюжет, т.е. развитие действия, в основе лежит трагедия)
  • Как называются художественно-изобразительные средства «бирюзовы», «жемчужны», «седые»? (Эпитеты)
  • Какое трагическое событие положено в основу сюжета? (Смерть мальчика)
  • Сколько героев в балладе? (Три: Ездок, его сын, Леечной царь)
  • Видит ли отец Лесного царя? (Нет, взрослые менее доверчивы)
  • Почему видение является только сыну? (Только невинная детская душа может фантазировать, выдумывать тайный мир)
  • В какое время происходит действие? (Ночь; господство тьмы: «под хладною мглой», «в ночной глубине», «тёмные ветви»). 
  • Какое чувство вызывает эта баллада? (Трагическое, тревожное, жалко ребенка, ощущение тайны, загадки)

IV.   Литература и музыка

            Австрийский композитор Франц Шуберт, современник И. В. Гёте,  создал музыкальное произведение на слова баллады «Лесной царь».

Великий австрийский композитор Франц Шуберт – современник Бетховена. Они не были знакомы, хотя и жили в одном городе. Незадолго до смерти, желая развлечь великого композитора, кто-то из друзей показал ему несколько песен Шуберта. Бетховена поразила сила лирического дарования Шуберта. «Поистине у этого Шуберта есть искра божья!» - воскликнул Бетховен.

            Мелодии приходили ему во сне, они рождались непрерывно, и композитор не успевал записывать их на нотную бумагу. Из-под его пера выходили песни (более 600) и фортепианные миниатюры;  20 сонат, из которых при жизни прозвучало только три; пьесы для фортепиано;  камерные ансамбли;  18 произведений для сцены, среди которых оперы и музыка к драматическим спектаклям.

            Франц Шуберт прожил 31 год, очень короткую, тяжелую, но в то же время творческую жизнь.

А сейчас  проверим, внимательно ли вы слушали мой рассказ?

  • Истощенный морально, душевно, физически, измученный неудачами в жизни, он прожил не долго. Сколько лет прожил Шуберт? (31 год)
  • В каких жанрах писал Ф.Шуберт? (Симфонии, сонаты, оперы, вокальные произведения)
  • Сколько симфоний написано Шубертом? (9)
  • Сколько им написано песен? (Более 600)

                         

Современники Шуберта дали яркую оценку музыки баллады: «Мелодия захватывает своей глубокой правдивостью, характеризуя внутреннее содержание действия, смену переживаний отца, ребёнка и Лесного царя».

Вы уже имеете представление о каждом персонаже, а теперь послушайте песню-балладу "Лесной царь". И обратите внимание на то, как композитор рисует музыкальный образ каждого действующего лица.

Восприятие музыки: Ф.Шуберт. Песня-баллада "Лесной царь". Перевод В.А.Жуковского

  • Что вы можете сказать об этом произведении? (ответы детей)
  • Чувствуется трагизм этого произведения, присутствует элемент фантастики (Лесной царь, очень ярко переданы образ и настроение персонажей).
  • Быстрый темп, контрастная динамика, соответствующий характер музыки - то ласковый, а то злой и страшный.
  • Скажите, как меняется характер музыки каждого персонажа? (Рассказчик – взволнованный, отец - переживание, внутреннее беспокойство, лесной царь - музыка ласкова, завораживающая, затем слышится злость, и даже ярость, младенец - страдание, мольба, ужас)

V. Литература и живопись.

Многих художников заинтересовало это стихотворение, и они рисовали картины к нему. Вы видите несколько иллюстраций к балладе.

  • Что общего в них? Какая цветовая гамма их объединяет? (Мрачные тона)
  • Какое настроение они производят? (Тягостное, унылое, тревожное)
  • Какая картина лучше всего иллюстрирует балладу? Почему? (Ответы детей)
  • Какая иллюстрация менее всего подходит к балладе? Почему? (Иллюстрация в теплых тонах: желто-оранжево-коричнывых. На ней одной не изображен ездок, а только Лесной царь и ребенок)

Лесной царьЛесной царь

 

 

 

 

 

Лесной царь

Лесной царь

 

 

 

 

Лесной царь

 

 

 

 

VI. Домашнее задание.

  • Выучить балладу наизусть.
  • Подготовить рассказ о Шуберте.
  • Создать иллюстрацию к балладе.

  • Скачано с www.znanio.ru

Пудова Любовь Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Пудова Любовь Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»

Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»

Австрийский композитор Франц Шуберт, современник

Австрийский композитор Франц Шуберт, современник

Что общего в них? Какая цветовая гамма их объединяет? (Мрачные тона)

Что общего в них? Какая цветовая гамма их объединяет? (Мрачные тона)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2020