Разработка интеллектуальной игры "Урок - детектив"
Оценка 4.6

Разработка интеллектуальной игры "Урок - детектив"

Оценка 4.6
doc
28.02.2020
Разработка интеллектуальной игры "Урок - детектив"
Интеллектуальная игра Урок детектив .doc

Тема урока: Интеллектуальная игра.

Дата проведения:

Место проведения:

Количество участников:

Задачи:

Формировать навыки определения структуры художественного определения. Развивать устную речь, мышление. Расширять кругозор. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм.

Ведущий:  Сегодня у нас первое заседание. Многие считают, что только классическая литература достойна внимания подрастающего поколения. Но думаю, что все от мала до велика, включая и самих литераторов, предпочли бы провести свободное время с увлекательным детективом. Детективом, который держит вас в интриге от первой до последней страницы. Мне хотелось бы, чтобы сегодняшний урок оказался увлекательным и познавательным. Предложенные детективные истории можно решить, только обладая наблюдательностью, смекалкой и знаниями. Самые активные и любознательные из Вас, надеюсь, смогут стать достойной сменой клуба Великих сыщиков. Желаю удачи!

Для успешного раскрытия дела, необходимо воспользоваться…                                         

Памятка для ученика

1. Внимательно послушайте условие.

2. Обратите внимание на ключевые слова, фразы.

3. Осмыслите условия.

4. Используйте, при необходимости, для решения дополнительную литературу, справочники.

5. Проследите за логичностью ваших рассуждений и правильной интерпретацией вашего ответа.

6. Не отчаивайтесь, если вы не нашли правильного ответа.

Дело №1 «Неуловимый воришка»

При строительстве участка железной дороги Санкт- Петербург – Москва  строителям летом было выделено рельс общей длиной 500 км. Зимой, приехавшая комиссия с удивлением обнаружила, что железная дорога построена и нормально функционирует, но при этом общая длина рельс составила на 300м меньше первоначальной длины. При этом строители оказались невиновными. Кто же оказался похитителем?

Ответ: Похититель – мороз. При охлаждении длина рельс уменьшается, т.к. меньше становятся промежутки между молекулами.

Дело №2 «Забавное купание»

Юморист Марк Твен, посетивший  Мертвое море, с комичной обстоятельностью описывает необычайные ощущения, которые он и его спутники испытали, купаясь в тяжелых водах этого моря:

„Это было забавное купанье! Мы не могли утонуть. Здесь можно вытянуться на воде во всю длину, лежа на спине и сложив руки на груди, причем большая часть тела будет оставаться над водой. При этом можно совсем поднять голову... Вы можете лежать очень удобно на спине, подняв колени к подбородку и охватив их руками,— но вскоре перевернетесь, так как голова перевешивает. Вы можете встать на голову — и от середины груди до конца ног будете оставаться вне воды; но вы не сможете долго сохранять такое положение. Вы не можете плыть на спине, подвигаясь сколько-нибудь заметно, так как ноги ваши торчат из воды, и вам приходится отталкиваться только пятками. Если же вы плывете лицом вниз, то подвигаетесь не вперед, а назад. Лошадь так неустойчива, что не может ни плавать, ни стоять в Мертвом море,— она тотчас же ложится на бок". Подтвердите реальность описанного автором явления на опыте. Обоснуйте его.

Ответ: Показ опыта с обычной и соленой водой (плавание яйца, картофеля). В качестве доказательства используется таблица плотностей (человек, вода Мертвого моря) .Высокая соленость Мертвого моря обусловливает одну его особенность: вода этого моря значительно тяжелее обыкновенной морской воды. Утонуть в такой тяжелой жидкости нельзя: человеческое тело легче ее. Вес нашего тела заметно меньше веса равного объема соленой воды и, следовательно, по закону плавания, человек не может в Мертвом море потонуть; он всплывает в нем, как всплывает в соленой воде куриное яйцо (которое в пресной тонет).

Дело №3 «Находчивость машиниста»

Произошло это на Южной дороге, на перегоне Николаев–Ольшанка (одноколейка без стрелок) в 1935 г. при следующих обстоятельствах. Впереди поезда, который вёл машинист Борще, шёл другой. За недостатком паров передний поезд остановился; его машинист с паровозом и несколькими вагонами отправился вперёд на станцию, оставив остальные 36 вагонов на пути. Вагоны, под которые не были подложены башмаки, покатились под уклон назад со скоростью 15 км/ч, грозя налететь на поезд Борще. Благодаря какому манёвру удалось предотвратить беду?

Ответ:  Заметив опасность, находчивый машинист остановил свой поезд и повёл его назад, постепенно развивая скорость до 15 км/ч. Благодаря этому ему удалось весь 36-вагонный состав принять на свой поезд без малейших повреждений (скорость второго поезда относительно первого была равна нулю).

Дело №4 «Небесная пыль»

В первые годы ВОВ, самолеты-бомбардировщики во время очередного налета использовали ленты металлической фольги. Под защитой облака металлизированных «станиолевых» лент первое время самолёты могли безнаказанно выполнять задание.

Каково предназначение данных лент?

Ответ: Пассивные помехи работе локаторов заключаются в использовании свойства  рассеянных в достаточной концентрации в воздухе металлизированных «станиолевых» лент, определенного размера, отражать радиоволны.

Фольга действует как мощный отражатель испускаемых радаром волн. Но на этом эффекте в то же время основан один из способов создания помех. С самолета сбрасываются ленты металлической фольги такой же длины, как он сам, и каждая лента дает на экране радара отметку, неотличимую от сигнала реального воздушного судна. Среди множества ложных целей, настоящая теряется.

Дело №5 « Черная молния»

А.И.Куприн «Черная молния»

…Это была одна из тех ужасных гроз, которые разражаются иногда над большими низменностями. Небо не вспыхивало от молний, а точно все сияло их трепетным голубым, синим и. ярко-белым блеском. И гром не смолкал ни на мгновение. Казалось, что там наверху идет какая-то бесовская игра в кегли высотою до неба. С глухим рокотом катились там неимоверной величины шары, все ближе, все громче, и вдруг - тррах-та-та-трах - падали разом исполинские кегли.

   И вот я увидал черную молнию. Я видел, как от молнии колыхало на востоке небо, не потухая, а все время , то развертываясь, то сжимаясь, и вдруг на этом колеблющемся огнями голубом небе я с необычайной ясностью увидел мгновенную и ослепительно черную молнию. И тотчас же вместе с ней страшный удар грома точно разорвал пополам небо и землю и бросил меня вниз, на кочки…

О, что это была за ужасная ночь! Эти черные молнии наводили на меня необъяснимый животный страх. Я до сих пор не могу понять причины этого явления: была ли здесь ошибка нашего зрения, напряженного беспрестанной игрой молнии по всему небу, имело ли особое значение случайное расположение туч, или свойства этой проклятой болотной котлов.

  Объясните данное явление.

 

Ответ: Объясняется явление световым утомлением глаза. Если в глаз попадает свет от яркого предмета, то места сетчатки, на которые он попадал некоторое время, не способны воспринимать свет. В это время, осветив сетчатку равномерно слабым источником света, можно видеть свет всюду, за исключением тех мест, которые перед этим были ярко освещены. Так возникает образ черного предмета на сером фоне. Яркая светлая молния быстро сменилась мене яркой, осветившей темно-серые облака. На этом сером фоне рассказчик увидел черную молнию, копию светлой молнии, блеснувшей незадолго перед этим.

Дело №6 « Шапка – невидимка»

Пушкин, ожививший в «Руслане и Людмиле» преданья старины глубокой, дал классическое описание волшебных свойств шапки-невидимки:


И девице пришло на ум,

В волненье своенравных дум,

Примерить шапку Черномора.

Всё тихо, никого здесь нет;

Никто на девушку не взглянет…

А девушке в семнадцать лет

Какая шапка не пристанет!

Рядиться никогда не лень!

Людмила шапкой завертела;

На брови, прямо, набекрень

И задом наперед надела.

И что ж? о чудо старых дней!

Людмила в зеркале пропала;

Перевернула — перед ней

Людмила прежняя предстала;

Назад надела — снова нет;

Сняла — и в зеркале! «Прекрасно!

Добро, колдун, добро, мой свет!

Теперь мне здесь уж безопасно;

Теперь избавлюсь от хлопот!»…


Давно уже осуществлены многие заманчивые мечты древности. Пробуравливаются горы, улавливаются молнии, летают «ковры-самолеты»….Нельзя ли изобрести «шапку-невидимку», т.е. найти средство сделать себя или кого-нибудь или что-нибудь невидимым?

Продемонстрировать это на опыте.

Ответ: Тела или поглощают свет, или отражают его, или преломляют. Если тело не поглощает, не отражает и не преломляет света, оно не может быть видимо само по себе.  Если же положить кусок обыкновенного белого стекла в воду, он исчезнет почти совершенно, потому что свет, попадающий сквозь воду на стекло, преломляется(показатели преломления практически равны) и отражается очень слабо. Стекло становится  невидимым. (Показ опыта)

Дело №7 «Предсказание шторма»

 «Летом 1932 г. на плавающем в Арктике ледоколе “Таймыр” произошёл следующий случай. С его борта периодически запускали наполненные водородом метеорологические шары-зонды, предназначенные для исследования направления и скорости ветра на различных высотах верхних слоёв атмосферы. Однажды в ясную, не предвещающую ухудшения погоду, один из аэрологов, держа в руках надутый, приготовленный к запуску шар-зонд, случайно прикоснулся к нему лицом… и тотчас вскрикнул от резкой боли в ушах. Присутствующие при этом сотрудники удивились, даже посмеялись. Однако повторить “эксперимент” никто не пожелал: слишком уж неправдоподобным показалось то, что упругий, податливый резиновый шар может причинить боль. Правда, о произошедшем всё же сделали запись в вахтенном журнале. Ночью на “Таймыр” обрушился сильный шторм. Не так уж редко бывает, когда случай наталкивает на открытие».

Что же открыли учёные?

Ответ: «Вскоре было установлено, что перед приближением шторма оболочка шара-зонда начинает вибрировать с частотой 6–13 Гц. Она не издаёт слышимых звуков, но если попытаться прислонить к ней ухо, барабанная перепонка откликается сильной болью. Распространяясь со скоростью 1200 км/ч, эти инфразвуковые колебания несут информацию о приближающемся шторме. Оснащение кораблей и береговых служб устройством для улавливания инфразвуковых колебаний позволило эффективно заблаговременно предсказывать шторм».

Дело №8 «Случай с «Олимпиком»

Осенью 1912 года с океанским пароходом «Олимпик» (тогда одним из величайших судов мира) произошел следующий случай. «Олимпик» плыл в открытом море, а почти параллельно ему,на расстоянии сотни метров, проходил с большой скоростью другой корабль, гораздо меньший, броненосный крейсер «Гаук». Когда оба судна заняли положение (см. слайд) произошло нечто неожиданное: меньшее судно стремительно свернуло с пути, словно повинуясь какой-то невидимой силе, повернулось носом к большому пароходу и , не слушаясь руля,двинулось почти прямо на него. Произошло столкновение. «Гаук» врезался носом в бок «Олимпика»; удар был так силен, что «Гаук» проделал в борту «Олимпика» большую пробоину.

Когда этот странный случай рассматривался на морском суде,виновной стороной был признан капитан «Олимпика»,так как,- гласило постановление суда,- он не отдал никаких распоряжений уступить дорогу идущему наперерез «Гауку».

Суд усмотрел здесь, следовательно, ничего необычного: простая нераспорядительность капитана,не больше.

Правильным ли было решение суда?

Ответ: нет, капитан не виновен.

Здесь не может быть и речи о притяжении по закону всемирного тяготения Ньютона; притяжение слишком ничтожно. Причина явления совершенно иного рода и объясняется законами течения жидкостей в трубках и каналах. Можно доказать, что если жидкость протекает по каналу, имеющему сужения и расширения, то в узких частях канала она течет быстрее и давит на стенки канала слабее, нежели в широких местах, где она протекает спокойнее и давит на стенки сильнее (так называемый «принцип Бернулли»).

Когда два парохода плывут параллельно один другому, между их бортами получается как бы водяной канал. В обыкновенном канале стенки неподвижны, а движется вода; здесь же наоборот: неподвижна вода, а движутся стенки. Но действие сил от этого нисколько не меняется: в узких местах подвижного канала вода слабее давит на стенки, нежели в пространстве вокруг пароходов. Другими словами, бока пароходов, обращенные друг к другу, испытывают со стороны воды меньшее давление, нежели наружные части судов. Что же должно произойти вследствие этого? Суда должны под напором наружной воды двинуться друг к другу, и естественно, что меньшее судно перемещается заметнее, между тем как более массивное остается почти неподвижным. Вот почему притяжение проявляется с особенной силой, когда большой корабль быстро проходит мимо маленького.

Подведение итогов, награждение призеров.

Заключение:

Творчество безгранично, как урок….» Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд», - писал Н.Островский. Мы все вместе будем стремиться к тому, чтобы научится видеть обычное в необычном и необычное в обычном.

До скорых встреч!

 

 


Тема урока: Интеллектуальная игра

Тема урока: Интеллектуальная игра

Юморист Марк Твен, посетивший

Юморист Марк Твен, посетивший

Дело №4 «Небесная пыль» В первые годы

Дело №4 «Небесная пыль» В первые годы

Ответ: Объясняется явление световым утомлением глаза

Ответ: Объясняется явление световым утомлением глаза

Летом 1932 г. на плавающем в Арктике ледоколе “Таймыр” произошёл следующий случай

Летом 1932 г. на плавающем в Арктике ледоколе “Таймыр” произошёл следующий случай

Суд усмотрел здесь, следовательно, ничего необычного: простая нераспорядительность капитана,не больше

Суд усмотрел здесь, следовательно, ничего необычного: простая нераспорядительность капитана,не больше
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2020