Разработка к уроку

  • docx
  • 08.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 10(б)-урок.docx

 

 

Класс 10

Тип урока :урок усвоения новых знаний и умений

Планируемые результаты:ввести формулировку и доказательство теоремы о равенстве углов с сонаправленными сторонами;научится находить угол между прямыми в пространстве.

Личностные развивать логическое мышление и аналитические навыки, так как для понимания и объяснения основных понятий и определений в стереометрии необходимо анализировать информацию и делать логические выводы.

Метапредметныесможет привести примеры аксиом в стереометрии и объяснить их связь с другими геометрическими понятиями;

Ключевыеслова:углы с сонаправленными сторонами; угол между прямыми в пространстве

Краткое описание: Видеолекция (urokimatematiki.ru)

 

 

Блочно-модульное описание урока

БЛОК1. Вхождение  в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

1.Мотивирование на учебную деятельность

2.Актуализация опорных знаний

 Фронтальный теоретический опрос:

1. Верно ли утверждение: если две прямые не имеют общих точек, то они параллельны? (Нет.)

2. Две прямые параллельны некоторой плоскости. Могут ли эти прямые:

а) Пересекаться? (Да.)

б) Быть скрещивающимися? (Да.)

3. Могут ли скрещивающиеся прямые а и b быть параллельными прямой с? (Нет.)

4. Даны две скрещивающиеся прямые а и b. Точки А и А1 лежат на прямой а, точки В и В1 лежат на прямой b. Как будут расположены прямые АВ и А1В1? (Ответ: АВ скрещивается с A1B1..

5. Прямая а скрещивается с прямой b, а прямая b скрещивается с прямой с. Следует ли из этого, что прямые а и с - скрещиваются? (Нет.)

6. Каково должно быть взаимное расположение трех прямых, чтобы можно провести плоскость, содержащую все прямые? (Прямые попарно пересекаются или две параллельны, а третья их пересекает.

3. Целеполагание

(Назовите цель: ты узнаешь,ты научишься……)

БЛОК 2. Освоение нового материала

1.Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Видеолекция (urokimatematiki.ru)

Ввести понятие сонаправленных лучей и углов с сонаправленными сторонами.

Любая прямая а, лежащая в плоскости, разделяет плоскость на 2 части, называемые полуплоскостями. Прямая а называется границей каждой из этих полуплоскостей.

Два луча ОА и О1А1 (рис. 1), не лежащие на одной прямой, называются ««направленными, если они параллельны и лежат в одной плоскости с границей ОО1. Два луча ОА и О1А1, лежащие на одной прямой, называются сонаправленными, если они совпадают или один из них содержит другой.


image117

1. Найти сонаправленные лучи.

2. Указать лучи, которые не являются сонаправленными.

Доказать теорему:

Теорема:

Если стороны двух углов соответственно сонаправлены, то такие углы равны.

Дано: O и О1 с сонаправленными сторонами (рис. 2).

Доказать: О = О1.



image118

Доказательство: На сторонах угла О отметим любые точки А и В и на соответственных сторонах угла О1 отметим точки А1 и В1 такие, что О1А1 = ОА и О1В1 = ОВ.

1. Рассмотрим ОАА1О1. https://compendium.school/mathematics/geometry10/geometry10.files/image343.jpg - параллелограмм (по признаку). Значит, АА1 || ОО1 и АА1 = ОО1.

2. Рассмотрим ОВВ1О1. https://compendium.school/mathematics/geometry10/geometry10.files/image344.jpg - параллелограмм (по признаку). Значит, ВВ1 || ОО1 и ВВ1 = ОО1.

Вывод.

https://compendium.school/mathematics/geometry10/geometry10.files/image345.jpg Следовательно, четырехугольник АА1ВВ1 - параллелограмм (по признаку). Следовательно, АВ = А1В1.

3. Рассмотрим ΔАВО и ΔA1B1O1. ΔАВО = ΔА1В1О1 (по трем сторонам).

Вывод:

О = О1.

Ввести определение угла между пересекающимися прямыми.

Углом между пересекающимися прямыми называется угол, не превосходящий любой из трех остальных (то есть наименьший из четырех образованных). Необходимо подчеркнуть, что угол между прямыми - это градусная мера, а не геометрическая фигура.По определению 0° < α ≤ 90°.image119



Угол между скрещивающимися прямыми АВ и CD определяется как угол между пересекающимися прямыми А1В1 и C1D1 соответственно параллельными АВ и CD (рис. 3).



image120

Зависит ли величина угла φ от выбора точки М1?

Выбрать (отметим) любую точку М2 и построить А2В2 || АВ и C2D2 || CD.

Ответить на вопросы:

1. Почему А2В2 || A1B1 и C2D21 || C1D1? (По теореме о трех параллельных прямых.)

2. Являются ли углы A1M1D1 и A2M2D2 углами с соответственно параллельными сторонами? (Да.)

Вывод:

1) A1M1B1 = A2M2B2 (по изученной теореме).

2) Величина угла между скрещивающимися прямыми не зависит от выбора точки.

2.Проверка первичного закрепления

1. Устно. Дан куб ABCDA1B1C1D1 (рис. 4).

Найдите угол между прямыми. 1) ВС и СС1 (90°); 2) АС и ВС(45°); 3) D1C1 и ВС(90°).

 4) А1В1 и АС(45°).

image121

БЛОК 3.  Применение изученного  материала

1.Применение знаний,  в том числе в новых ситуациях

Задача № 44 (на доске и в тетрадях).

Дано: OB || CD; OA и CD скрещиваются;

a) AOB = 40°; б) AOB = 135°; в) AOB = 90° (рис. 5).

Найти: угол между ОА и CD.


image122

Решение:

a) AOB = 40°; CD || ОВ, то угол между скрещивающимися прямыми ОА и CD равен 40°.

б) АОВ = 135°. Угол между пересекающимися прямыми ОА и ОВ равен: 180°- 135° = 45°. Угол между скрещивающимися прямыми ОА и CD равен 45°.

в) АОВ = 90°. Угол между скрещивающимися прямыми ОА и CD равен 90°. (Ответ: а) 40°; б) 45°; в) 90°.)

3. Дополнительная задача

Треугольники ABC и ADC лежат в разных плоскостях. РК - средняя линия ΔADC с основанием АС. Определить взаимное расположение прямых РК и АВ и найти угол между ними, если С = 80°; В = 40°.

Дано: ΔADC и ΔАВС; РК - средняя линия ΔADC. В = 40°; С = 80° (рис. 6).

Определить: взаимное расположение прямых РК и АВ угол между РК и АВ.



image123

Решение:

1. АВ ∩ (ADC) = А; А РК, так как РК || АС (по свойству средней линии треугольника) АВ и РК скрещиваются.

2. РК || АС. Угол между пересекающимися прямыми АС и АВ равен: А = 180° - (80° + 40°) = 60°.

3. Угол между скрещивающимися прямыми равен 60°. (Ответ: АВ и РК скрещиваются; 60°.)

2.Выполнение межпредметных заданий из реальной жизни.

3.Задание ЕГЭ и ОГЭ

4.Развитие ФГ

Подбор соответствующего задания.

5.Систематизация знаний и умений

(Подбираем задания на связь изученной на уроке темы  с раннее освоенной темой или другими  предметами)

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков.

1.Диагностика или самодиагностика.

Самостоятельная работа(указываем в какой форме, озвучиваем критерии оценивания ….

 (Если 5 заданий выполнено правильно, то будет «5» и т.д….)

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание.

На этом уроке мы ввели понятие сонаправленных лучей. Узнали, что два луча ОА и О один А один в пространстве, не лежащие на одной прямой, называются сонаправленными, если они параллельны и лежат в одной полуплоскости с границей О О один. Лучи ОА и О один А один, лежащие на одной прямой, называются сонаправленными, если они совпадают или один из них содержит другой. А также доказали теорему о равенстве углов с сонаправленными сторонам

2. Домашнее задание.

Рекомендации по ДЗ. П. 8; 9 № 40; 42.

№ 40. Дано: а скрещиваются b; https://compendium.school/mathematics/geometry10/geometry10.files/image351.jpghttps://compendium.school/mathematics/geometry10/geometry10.files/image352.jpg (рис. 7).

Определить: https://compendium.school/mathematics/geometry10/geometry10.files/image353.jpgimage124

а) а α, так как а скрещиваются b, то b α.

б) https://compendium.school/mathematics/geometry10/geometry10.files/image355.jpg

№ 42. Дано: ABCD - параллелограмм; АВЕК - трапеция. АВ = 22,5 см. ЕК = 27,5 см и АВЕК - описанный около окружности четырехугольник (рис. 8).

Определить: взаимное расположение CD и ЕК.

Найти: РАВKE.

image125

Решение:

а) ЕК || АВ (по определению трапеции) ЕК || CD (по теореме о трех параллельных прямых. CD || АВ (по определению параллелограмма);

б) АВ + ЕК = АЕ + ВК (по свойству четырехугольников, описанных около окружности). РABEK = АВ + ЕК + АЕ + ВК = 2 · (АВ + ЕК) = 2 · (22,5 + 27,5) = 100 (см). (Ответ: ЕК || CD; 100 см.)