Разработка классного часа на тему «Природа и люди: друзья или враги?» (5 класс).
Цель: рассмотреть формы и последствия взаимодействия человека с природой.
Задачи: 1. Обогатить знания ребят в области взаимоотношение природы и человека через
изучение и анализ информационного материала (в распечатках).
2. Способствовать развитию чувств толерантности при взаимодействии в групповой
деятельности.
3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к природе, Родине, Земле.
Оборудование: информационные распечатки по направлениям, фото для подкрепления информации; ватман, краски по числу групп; пьеса «В лесу» -Бобеску в записи.
Ход занятия.
Вступительная часть Звучит фрагмент пьесы «В лесу» -Бобеску.
Расскажите о своих ощущениях того, куда вы попали (попали в лес). СЛАЙД №1
Сегодня я предлагаю вам принять активное участие в обсуждении темы нашего классного часа: «Природа и люди: друзья или враги?». Каковы ваши мнения на этот счёт?
И позвольте уже спросить, а что для вас означает понятие «природа»?
Родина и природа – это понятия, которые неотделимы друг от друга. Символично то, что у этих слов один корень. Для многих из нас понятие Родины связано с домом, с родными, с детством. Мамины руки, лес, игрушки, сказки, улица, трава, облака в небе и многое другое – это наше первое представление о Родине, о сложном огромном мире. Мы – хозяева всего живого, прекрасного, что украшает нашу жизнь. Но если мы хозяева, то должны быть и защитниками, потому что нельзя только владеть, не платя за добро добром.
Основная часть.
1.Индивидуальная работы в группах по изучению информации в распечатках – раздаточный материал
2.Работа в группе: определите общую тему ваших сообщений, подкрепляя свой ответ фотографиями из конверта № 2 (1. негативные факторы влияния человека на природу; 2. Негативные факторы влияния природы на человека; 3. Позитивные взаимоотношения природы и человека). СЛАЙД № 2,3,4.
3. Каков будет ответ вашей подгруппы на вопрос темы занятия, мы узнаем из ваших творческих работ. Предлагаю нарисовать свой ответ общими усилиями группы и представить на всеобщее обозрение (при желании, можно аргументировать свой показ работы).
ИТОГ: Красива природа нашей родины. В ней есть все: горы, реки, моря, леса и степи… Казалось бы, задача человека – следить за чистотой рек и озер, сажать сады и леса. А человек все делает с точностью до наоборот: загрязняет промышленными отходами реки и моря, вырубает наши «легкие» – леса, истребляет животных и растения. Отдохнув в лесу, мы оставляем мусор; полакомившись березовым соком, не спешим залечить нанесенные дереву раны; считаем своим долгом вернуться домой из леса с цветущим букетом. Если бы природа могла говорить, наверняка сказала бы: «Люди! Остановитесь! Оглянитесь вокруг! Уничтожая меня, вы уничтожаете себя!» СЛАЙД № 5.
СЛАЙД № 6 Я сорвал цветок – и он завял, я поймал жука – и он умер у меня в ладонях.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.
П. Гвездослов
СЛАЙД №7 Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко Любите природу и будьте с нею только друзьями.СЛАЙД №8
СПАСИБО за активное сотрудничество – СЛАЙД № 9.
Приложение 1. Раздаточный материал по подгруппам – природа и люди.
1 группа.
*Считается, что с 1600 года человеком было истреблено более 160 видов птиц и не менее 100 видов млекопитающих, а многие виды животных находятся на грани вымирания.
**В результате деятельности человека во всем мире увеличивается поступление загрязняющих веществ как в недра земли, так и в атмосферу.
***Уничтожение лесов и естественного травянистого покрова, приводит к разрушению и смыву плодородного слоя водой и ветром.
****При взрыве на Чернобыльской атомной станции в окружающую среду было выброшено 5% ядерного топлива, что привело к облучению и к смерти людей.
*****Горное производство негативно воздействует на поверхностные и подземные воды, которые сильно загрязняются механическими примесями и солями.
2 группа.
*Из всех стихийных бедствий наводнения по количеству унесенных человеческих жизней уступают лишь землетрясениям.
**В Дагестане нашествие саранчи уничтожило все ягодно-овощные культуры: картофель, помидоры, огурцы, клубника и даже чеснок.
***Землетрясение в Армении в 1988 г. полностью разрушило г. Спитак, г. Ленинакан и ещё более 300 населённых пунктов (около 40 % территории Армении). Погибло 25 тысяч человек.
****Загрязненный воздух вредит здоровью, доставляя ядовитые газы в дыхательную систему человека, животных и в листья растений.
*****Вредные газы, соединяясь с атмосферной влагой и выпадая в виде кислых дождей, изменяя химический состав земли и воды, делая их опасными для жизни.
3 группа.
*Леса называют «лёгкие нашей планеты, так как один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек.
**В лечебных целях люди используют ягоды, грибы, травы; для питания – дичь, а перо и пушнину – применяют в быту и пошиве одежды. Из древесины получения строительный материал, бумагу, искусственные ткани и кожу, киноплёнку и рд.
***В 1902 г. в Париже рядом стран была подписана Международная конвенция по охране птиц, которая стала первой «Красной книгой» по охране природы.
****4 мая 2011 года в акции по посадке леса на всей территории Российской Федерации приняли участие более 190 тыс. человек.
*****Природа для человека – это не только источник питания и телесного здоровья, но и источник творческих идей для создания картин, стихов, музыки.
Приложение 2.Раздаточный фотоматериал.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.