Учимся общаться.
Цельи урока:
· создание условий для формирования у учащихся толерантного отношения к окружающим;
· разрешение межличностного конфликта.
Задачи урока:
· развитие навыков сотрудничества;
· сплочение коллектива;
· развитие доброжелательности, этических норм поведения;
· учить учащихся находить компромисс;
· помочь учащимся осознать влияние позитивного общения на их здоровье и успешность в учебе.
Ход классного часа
1. Начало
1.1. Приветствие.
Учитель: Добрый день, мои дорогие. Я рада нашей встрече. Надеюсь, что то бесценное время, которое нам дано для решения наших вопросов, будет проведено с пользой.
(музыкальный фон)
1.2. Наш час общения мы начнем с игры “Я тебя люблю за то, что…”
Мы будем передавать это красивое сердце-символ любви, и, обращаясь к однокласснику по имени, глядя ему в глаза, четко произносить то, за что вы его любите. Например, Ирина, я люблю тебя за то, что ты такая открытая, доверчивая, и когда тебе делают замечание, ты стараешься не обижаться, а стремишься исправиться.
После окончания игры:
Молодцы, ребята. Мы с вами, действительно, прекрасный коллектив, так как вы замечаете в своих одноклассниках так много хороших качеств, а, самое главное, вы умеете об этом открыто сказать. Это говорит о том, что вы откровенные и смелые люди.
-Попробуйте ответить на вопросы:
1. Всегда ли тебя устраивает то, как с тобой общаются одноклассники?
2. Что тебя не устраивает в общении с одноклассниками?
3. Что тебе нравится в общении с одноклассниками?
4. О каком общении ты мечтаешь?
5. Были ли такие моменты, когда тебя не поняли?
2. Основная часть.
2.1. Ввод в проблему.
Обсудите в группах и скажите, существует ли у нас с вами проблема, которую важно срочно разрешить.
Проблема есть? Какая? ( Происходит обсуждение в группах. Учащиеся высказывают свои мнения по очереди)
Итог: главная проблема в том, что вас никто не слышит.
Слайд 2.
2.2. Сформулируйте проблемный вопрос (дети предлагают свои проблемные вопросы, учитель подводит их к формулированию следующего проблемного вопроса)
Итог: Проблемный вопрос: Почему бывает трудно договориться?
Слайд 3.
2.3. Как вы думаете, какая тема нашего классного часа?
Слайд 4.
“Учимся общаться!”, так как “Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения” – так сказал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.
2.4. Так почему же бывает трудно общаться?
Ребята, послушайте, пожалуйста, индийскую сказку “Мудрецы и слон” и скажите, в чём была ошибка мудрецов?
Мудрецы
и слон.
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в
город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал
один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы
будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый
ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на
веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож
на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на
веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», —
воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!»
Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы
все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!»
– «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга
целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Слайд
5
И в чем же была ошибка мудрецов? Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
Итог: Молодцы, вы правы.
· Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.
· Никто не хотел слушать, что говорят другие, а пытался криком доказать свою точку зрения.
· А в результате, у них возникла ссора и конфликт. Конфликт был основан на различиях в восприятии – слон был один и тот же, а разным было восприятие этого слона.
Какой вывод можно сделать из этого?
(После высказываний детей, подводим итог:
· Нужно прислушиваться к мнению других
· Нет смысла кричать
· Должна быть согласованность в действиях…)
2.5. Ребята, а в нашей классной жизни бывают подобные ситуации?
Слайд 6.
2.6. Посмотрите, пожалуйста, на список качеств и выберите те, которых нам с вами не хватило, чтоб избежать ссоры (Дети получают карточки со списком качеств личности).
2.7. Ребята, все эти качества можно объединить в одно понятие. Кто знает, как называется такое качество?
Слайд 7.
Толерантность.
Зачитайте, пожалуйста, что понимают под словом “толерантность” разные культуры .
Понятие очень объемное. Давайте из всех этих определений выберем лишь то, что для нас особенно актуально сейчас. Составьте свое краткое определение толерантности. (Работа в группах. Представители каждой группы зачитывают свое определение).
Слайд 8.
Толерантность – это умение принять другую точку зрения.
2.8. Как же вы думаете, а зачем нам воспитывать в себе такое качество?
· Верно, чтоб легче было общаться
· Поможет избежать ссор, конфликтов.
· Но есть еще очень важная причина.
Внимательно послушайте информацию, посмотрите видеосюжет и сделайте вывод: зачем нам важно учиться быть толерантными?
Ученые определили, что тело человека содержит 70-80% воды от общего веса. Это кровь, лимфа, межклеточная жидкость, мозг. Мозг содержит до 80% воды. От состояния мозга зависит ваша память, мышление, что влияет на вашу успешность в учебе.
Многие ученые занимаются исследованием воды. Знаменитый японский ученый, доктор, исследователь Масару Эмото доказал, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Он показал, как вода реагирует на разные слова и интонации. Форма кристаллов льда при замерзании воды была разной в зависимости от того, как на нее воздействовали.
Слайды 9-13.
После просмотра – обсуждение в группах.
Итог:
· Толерантность нам поможет сохранить здоровье
· Быть более успешными в учебе
· Избежать конфликтов
2.9. А любой ли крик отрицательно влияет на наш организм? Нет
Если вы “болеете” друг за друга на соревнованиях – вы посылаете положительные эмоции, а это только помогает и придает участникам еще больше сил.
2.10. Вернемся к нашему проблемному вопросу: “Почему бывает трудно договориться?” (после высказываний ребят подвести итог:
Да, действительно, договориться бывает нелегко, т.к. все люди разные, у всех разные характеры, иногда не точно выражаем свою мысль, не умеем сдерживать свои отрицательные эмоции, не хватает терпения, выдержки, не умеем остановиться первыми в споре, не хочется уступать и т.д.)
Мы сумели ответить на этот вопрос?
Убедились в том, что нужно воспитывать в себе такое важное качество как толерантность?
2.11. А как его воспитывать? Для этого давайте сами составим правила толерантного общения.
(Работа в группах). После выступления каждой группы, зачитываем правила на слайде
Слайд 14.
Эти правила будем постоянно соблюдать.
2.12. Сейчас, зная правила, давайте “проживем” ситуации заново. “Перепишите” конец индийской сказки.
Выступления групп.
Молодцы, ребята. В будущем, как только начнете спорить, вспомните мудрецов из сказки, надеюсь, что ваши поступки будут намного мудрее.
3. Заключительная часть.
3.1. Слайд 24.
Домашнее задание звездочкам (группам) – в классе объявляется конкурс на самый оригинальный символ толерантности и на этот символ мы запишем правила толерантного общения и поместим его в наш классный уголок.
3.2. Рефлексия.
Ребята, мы завершаем наш классный час. Я благодарю вас за прекрасное общение. Передавая сердечко, закончите фразу: “Чтоб нам легко было договориться /общаться я буду/не буду…”.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.