Разработка конспекта урока по теме "Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания: смысловые и интонационные особенности, знаки препинания в конце предложения"

  • docx
  • 19.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект открытого урока.docx

Конспект открытого урока
5 класс

Тема: Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания: смысловые и интонационные особенности, знаки препинания в конце предложения (1-й из 1 ч.)

Урок: получения новых знаний

Цель: дать понятие о предложении как единице синтаксиса, обобщить имеющиеся знания о предложении, уметь распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, количеству грамматических основ, наличию второстепенных членов и характеризовать их.

Задачи:

1.        Понять отличие предложения от словосочетания;

2.        Уметь грамматически правильно составлять предложение;

  1. Уметь соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.
  2. Развивать коммуникативные навыки; работать с текстом; работать в парах.

 

1 этап. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Ребята, какое у вас настроение? Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь Вам, а вы улыбнитесь мне. Я хочу Вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил Вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом.

 

-Ребята, посмотрите на картинку. Это ребус. В нём спряталось слово, которое мы должны с вами изучить на уроке.

-Какая тема сегодняшнего урока?

 

 

2 этап. Постановка цели:

 

Прекрасно… а давайте подумаем, что же мы должны узнать на уроке…, чему научиться?

 

Отлично, молодцы.

 

 

3 этап. Мотивация к учебной деятельности:

 

- Ребята, вспомните наш предыдущий урок. Если бы у вас была сейчас возможность выйти в парк и сфотографировать летний день, что бы вы сняли? (зелёные деревья, прогулку по парку, красивые цветы).

- Что это такое? (словосочетание)

- Достаточно ли словосочетания, чтобы описать какое-то событие, фрагмент действительности? (нет)

- А что для этого нужно? (предложение)

Напишите слова, которые вы  произнесли во время разминки*на всяки       й случай

Для обоих случаев*

- Затем составьте с любым из словосочетаний предложение. Прочитайте, что у вас получилось.

- Помните что такое предложение из начальной школы? Дайте определение.

Вы просто замечательно поработали! Проверьте у своего соседа или соседки по парте получилось ли составить предложение.

4 этап. Создание проблемной ситуации:

-Ребята, у меня появился такой вопрос : труднее было придумывать словосочетания или предложение? (обучающиеся однозначно отвечают, что предложение)

- А почему? С чем это может быть связано?( предположительно обучающиеся отвечают, что для предложения нужно было подбирать больше слов, а в словосочетании их только два)

 Со словосочетаниями всё ясно. Но не ясно с предложениями. Что же это такое? Чем оно отличается от словосочетания? (обучающимися выдвигаются предположения)

- Мы не всё знаем о предложении. Так может  разузнаем поподробнее? Согласны?

5 этап. Изучение нового материала: (сценка)

 А объяснят новую тему… ваши одноклассники в небольшой сценке. Пожалуйста!

 Главные действующие лица: Предложение, Грамматическая основа предложения, Интонация конца предложения, Точка, Вопросительный знак, Восклицательный знак, Многоточие. У героев сценки -знаков препинания- на груди помещены кружки с символами – (.), (?), (!), (…). У остальных действующих лиц в руках плакаты – “кирпичики” с признаками предложения. Из этих “кирпичиков” в конце сценки будет построен дом для Предложения).

Предложение:

- Пора знакомиться, друзья,
Я – Предложение,
А вот моя семья (показывает на других участников сценки).

Грамматическая основа предложения:

- Кто достоин восхищенья?
Кто ядро предложенья?
Ну, конечно, это я -
Основа грамматическая!
В свой состав включаю часто
Оба главных члена я.
А бывает, что найдёте
Подлежащее одно
Или же сказуемое!

Интонация конца предложения:

- В устной речи я, друзья,
Укажу на конец предложения!

Знаки препинания (хором):

В речи письменной, друзья,
Ставьте знаки препинания!

Точка:

- Ты сообщенье записал –
Поставь скорее точку!
И не смотри, что я мала,
Ведь я помощница твоя.
За мной на карте города:
Москва, Кувшиново и Тверь,
Я так важна, уж ты поверь!

Вопросительный знак:

- Я, ребята, знак вопроса,
Изогнулся весь в дугу-
Тяжела вопроса ноша:
Что? Зачем? И почему?
Как спросить что соберётесь-
Без меня не обойдётесь!

Восклицательный знак:

- Я везде, где радость
И где восхищенье,
Хочешь чувства подчеркнуть?!
Меня поставить не забудь!

Многоточие:

- Вам больше нечего сказать?
Поставьте многоточие…

Предложение:

- Что сказали мы, друзья,
Записать в тетрадь пора.
Вы постройте-ка мне дом,
Буду жить комфортно в нём!

 

- Что получилось выполнить? Что не получилось?

Ребята в парах составляют домик для предложения, заполняют его. Проговариваем все вместе.

Ой, вот беда! Все слова перемешались, где какое предложение, не разберёшь. Ребята, помогите мне восстановить предложения (каждое слово поставить на своё место) – я раздам вам полоски бумаги с записанными словами, а вы составите предложения и запишите в свои тетради.

  1. утро летнее хорошо!
  2. из-за показалось полоски вот солнце синей.
  3. расстилается над туман рекой.
  4. в глядится небо зеркальную синее воду.
  5. на листве блестит яркой роса деревьев.
  6. утру радуются птицы, деревья, летнему цветы.

 

Проверим ваши знания. Откроем учебник на стр. 68 , упр. 141 (по вариантам)

6.       Работа по учебнику*

 

 

 

 

 

8 этап. Самостоятельная работа:

Ребята!  Нам пришло письмо, которое мы должны сейчас прочитать. Но я никак не могу понять и разобраться в том, что написано. Может быть, вы мне поможете?

 1)Учитель раздаёт текст ученикам.

2)Ученики пробуют прочитать текст.

3) Что мешает вам понять текст? (Нет знаков препинания в конце предложения, слиты слова, нет деление на части текста)

 


Исходный текст

               Чтобы стать человеком сильной воли, надо воспитывать свою волю. Одним людям это дается легче, другим – труднее, но каждому она в жизни необходима.

              Воспитывать в себе волевые качества на всякий случай – дело бесполезное. Нужна цель, которая и поможет воспитанию этой хорошей черты характера человека.

             Перед вами цель – успешно окончить школу. Значит, необходимо хорошо готовиться к каждому уроку, ничего не делать наспех. Сумейте отказаться от того, что отвлекает от дела. Сделайте это – и воля ваша укрепится. Всего наилучшего вам, ребята!      

Отредактированный текст

Чтобы стать человеком сильной воли, надо воспитывать свою волю Одним людям это дается легче, другим – труднее, но каждому она в жизни необходима  Воспитывать в себе волевые качества на всякий случай – дело бесполезное Нужна цель, которая и поможет воспитанию этой хорошей черты характера человека Перед вами цель – успешно окончить школу Значит необходимо хорошо готовиться к каждому уроку, ничего не делать наспех Сумейте отказаться от того, что отвлекает от дела Сделайте это – и воля ваша укрепится Всего наилучшего вам, ребята         

 

                                           (Ю.Гагарин)

                              


 

- А какие знаки препинания вы ставите в конце предложения? Знаете ли вы, почему в конце одних предложений ставится (!) или (?) или (.) ?

 

- Давайте вновь обратимся к тексту. Попробуйте ещё раз выполнить задание и расставить знаки препинания в конце каждого предложения. (Ученикам выдаются тексты для самопроверки). Проверьте, правильно ли Вы расставили знаки препинания в тексте. Прокомментируйте, почему именно этот знак вы поставили в конце предложения.

 

- Прочитайте выразительно текст.

О чём этот текст? Как вы понимаете слово воля и цель? О какой сильной воли идёт речь? Почему важно ставить перед собой цель?

Скажите, получалось ли вам достигать поставленных целей? Это легко или сложно сделать?

 

Действительно, ребята поставить цель – это одно, а достигнуть её –

Это совсем другое, нужно верить в себя, применить терпение и усилие, и тогда всё получится.

 

9 этап. Подведение итогов:

- Что мы узнали ?

- Что такое предложение?

Давайте вспомним основные признаки предложения (ученики называют черты предложения по дому – схеме): Предложение – это высказывание о ком-то, о чём-то.

- Чем предложение отличается от словосочетания?

 В предложении обязательно есть грамматическая основа – подлежащее и сказуемое, основа предложения может включать только подлежащее или только сказуемое. В устной речи предложение произносят с особой интонацией – интонацией конца предложения. В письменной речи в конце предложения ставят точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.

- А чему научились?

 

10 этап. Многие ребята активно работали и получили хорошие отметки:

 

11этап. Домашняя работа: упр. 142 п. 28

Спасибо за работу на уроке! Урок окончен.