Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО.. 5
1.1 Порядок регистрации безработных граждан и признания их безработными. 5
1.2 Права и обязанности безработного. 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНЫХ ВЫПЛАТ БЕЗРАБОТНЫМ ГАРАНТИИ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА.. 13
2.1 Виды социальной поддержки. 13
2.2 Пособие по безработице в 2020 году: размер и порядок оформления денежных выплат. 16
2.3 Приостановление и прекращение пособия по безработице………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
Список использованной литературы.. 25
Приложение. 27
Безработицей является незанятость экономически активного населения в хозяйственной деятельности. Существует фрикционная безработица, имеющая место тогда, когда индивид не ищет работу по собственному желанию, и институциональная безработица, которая возникает в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в нестесненном рыночном хозяйстве.
Актуальность данной курсовой работы заключается в денежных выплатах безработным и в том, что многие граждане, оставшиеся без работы, не могут самостоятельно адаптироваться в условиях современного рынка труда. Закон «О занятости населения в Российской Федерации»
Безусловно, такая система имела свои положительные стороны, но в силу ряда причин она не смогла, в конечном счете, обеспечить достаточно эффективное использование потенциала трудовых ресурсов страны, привела к уравниловке в распределении доходов, создала условия для появления и роста скрытой безработицы, снижения трудовой дисциплины, что резко отрицательно повлияло на производительность труда и жизненный уровень населения.
Этот закон, обнаруживая свои недостатки, и развиваясь в динамике реформирования экономики и изменений на рынке труда, претерпел семь редакций. Настоящий Закон о занятости определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Цель работы заключается в рассмотрении особенностей выплаты пособий по безработице гражданам России, зарегистрированным в органах служб занятости. В соответствии с поставленной целью, были определены следующие задачи: порядок регистрации безработных граждан и признания их безработными, права и обязанности безработного, виды социальной поддержки, пособие по безработице в 2020 году: размер и порядок оформления денежных выплат.
Вопрос социальной поддержки безработных на менее актуален и в настоящее время. Многие граждане, оставшиеся без работы, не могут самостоятельно адаптироваться в условиях современного рынка труда. Несмотря на снижение уровня безработицы, эта проблема существует до сих пор.
В своей работе я наглядно продемонстрирую формы социальной поддержки безработных граждан, оказываемые государством через службу занятости населения, попытаюсь выявить недостатки сложившейся законодательной системы, регулирующей социальную поддержку безработных граждан.
В процессе подготовки данной курсовой работы мной было переработано большое количество литературы, в том числе периодических изданий. Работа построена в строгом соответствии с последними изменениями законодательства.
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО
1.1 Порядок регистрации безработных граждан и
признания их безработными
В первую очередь, прежде чем говорить о социальных гарантиях безработным, необходимо определить, что подразумевается под понятием «безработный». Дело в том, что для получения безработным гражданином социальной поддержки государства, необходимо наличие у него определенного статуса. Если гражданин не занят какой-либо деятельностью, то это еще не дает основания называть его безработным. Опять же, всегда существует категория граждан, которые способны, могут, но не желают трудиться. Это их право, принудительный труд в РФ запрещен. По сути, в общеупотребительном смысле они также являются безработными, но социальная поддержка государства направлена на определенную группу незанятых граждан, отвечающим определенным критериям.
Трудоспособность граждан оценивается по двум критериям: состояние здоровья и возраст. Так, например, инвалид не может считаться трудоспособным, если у него нет заключения медико-социальной экспертной комиссии, где конкретно указывается, какую работу данный гражданин может выполнять, рекомендуемый для него режим труда и отдыха. Граждане, не достигшие трудоспособного возраста (16 лет) или достигшие пенсионного возраста, также не принадлежат к категории трудоспособных граждан.
[1]
Под гражданами, не имеющими работы и заработка, подразумеваются граждане, не работающие и не имеющие каких-либо форм доходов. Доходы могут быть самыми разнообразными. Это не только заработная плата, но и получение процентов по ценным бумагам, получение дохода от участия в хозяйственных товариществах и обществах и т.д.
Готовность приступить к работе – такое условие, которое носит чисто субъективный характер и определяет отношение гражданина к труду, его желание трудиться.
Одним из основных условий получения статуса безработного является регистрация гражданина в службе занятости населения. Регистрация безработных граждан осуществляется в соответствии с Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1997г. № 458. (ред. от 14.12.2006, с изм. от 26.04.2010)
Регистрация трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (дохода), ищущих работу и готовых приступить к ней, обратившихся в органы по вопросам занятости осуществляется в 3 этапа: первичная регистрация безработных граждан, регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы и, наконец, регистрация граждан в качестве безработных;
Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в органы по вопросам занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов.
Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами по вопросам занятости населения по месту жительства граждан со дня их личного обращения (2 ст.3 Закона о занятости и п. 2,4,7 Порядка регистрации безработных граждан). Место жительства определяется наличием паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства или соответствующей справкой из органов внутренних дел.
Для осуществления регистрации безработным гражданам надлежит представить следующие документы:
- паспорт или иной документ, заменяющими паспорт, которым является удостоверение личности и свидетельство о регистрации по месту жительства (справка, выданная органами внутренних дел по форме № 9);
- трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж, Документом, заменяющим трудовую книжку, является дубликат трудовой книжки. Документами, подтверждающими трудовой стаж, являются справки о времени, засчитываемом в общий трудовой стаж, выписки из приказов, письменные трудовые договоры (контракты), договоры гражданско-правового характера с отметкой об их исполнении и иные документы, содержащие сведения о периодах работы. [2]
- документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;
- справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), оформленную в установленном порядке (выдается работодателем). Порядок определения среднего заработка установлен Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.05.2000г. № 38 «О порядке исчисления среднего заработка в 2000-2001 годах».
Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.
Инвалиды, в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.
Органы по вопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера или план самостоятельного поиска работы, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.
Согласно ст. 4 Закона о занятости подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Для некоторых категорий граждан предусматривается, что подходящей работой может быть любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных или иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде (п.3 ст. 4 Закона о занятости). Это правило применяется в отношении граждан:[3]
- впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы; уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия,
- отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
- состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работающих;
- обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органа по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении его в орган по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) с предложениями органа по вопросам занятости.
Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных, предъявляют в органы по вопросам занятости следующие документы:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;
- документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.
Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.
Таким образом, гражданин, имеющий все основания для регистрации в качестве безработного, после регистрации в целях поиска подходящей работы в течение 10 дней не имеет статуса безработного и подлежит трудоустройству. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы данные граждане признаются безработными с первого дня предъявления необходимых документов (ст. 3 Закона о занятости).[4]
Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости с учетом Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2001) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Так, для регистрации в качестве безработного, ему надлежит представить дополнительно к перечисленным выше документам, индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную государственной службой медико-социальной экспертизы.
Безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста;
- которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложения оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды, в том числе и профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности;
- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
- осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
Если гражданину отказано в регистрации в качестве безработного, за ним сохраняется право повторного обращения в органы по вопросам занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о регистрации их безработными.
Основаниями для снятия безработных с регистрационного учета, следствием которого является прекращение у гражданина статуса безработного, закон выделяет следующие случаи:
- признание гражданина занятым в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
По Закону о занятости (ст.2) занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору (контракту), занимающиеся предпринимательской деятельностью, занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность, проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы; проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, включая обучение по направлению органов службы занятости населения; временно отсутствующие на рабочем месте, когда оно сохраняется за ними; являющиеся учредителями (участниками) организаций, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей) за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций; [5]
- неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости для предложения ему подходящей работы, а также при неявке в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации его в качестве безработного;
- длительная (более месяца) неявка гражданина в органы по вопросам занятости без уважительных причин;
- переезд в другую местность;
- если при обращении в органы по вопросам занятости со стороны гражданина допущены злоупотребления (сокрытие заработка (дохода), предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными и т.п.);
- осуждение гражданина к исправительным работам или наказанию в виде лишения свободы;
- назначение в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.
Снятие безработных граждан с регистрационного учет осуществляется исключительно на основании решения органа по вопросам занятости.
1.2 Права и обязанности безработного
С момента получения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности.
Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы:
- правомочия, направленные на реализацию права на труд;
- правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы. [6]
Право граждан на труд может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора (контракта). Во втором случае обращение граждан к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при поиске подходящей работы. Именно в этом втором смысле право на трудоустройство приобретает характер субъективного права, составляющего правовой статус безработного.
Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:
- право на получение подходящей работы (ст. 4 Закона о занятости);
- право на выбор места работы (ст.8 Закона о занятости), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст.10 Закона о занятости);[7]
- право на бесплатные консультационные услуги, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст. 9, 23 Закона о занятости);
- право на участие в общественных оплачиваемых работах (ст. 24 Закона о занятости);
Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости и предусматривают возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации:
- пособие по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного (ст. 30 – 35, п.1 ст.28 Закона о занятости.
- стипендия на период обучения по направлению службы занятости (ст.29 Закона о занятости);
- материальная помощь безработным и членам из семей (ст. 36 Закона о занятости);
- назначение досрочной пенсии безработным (п.2 ст.32 Закона о занятости);
- организация отдыха и лечения детей безработных граждан;
- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости (абз.4 п.1 ст.28 Закона о занятости);
- оплата стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность (п. 8 ст.29 Закона о занятости).
- к этой группе, как и к предыдущей можно отнести общественные работы, потому как они являются не только возможностью осуществить право на труд, но и направлены на поддержку безработного.
Но у безработных, помимо правомочий, существует ряд обязанностей. Обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин обязан сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработными назначении ему пособия по безработице.
Безработные граждане обязаны активно содействовать своему трудоустройству, безработный должен регулярно, не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию в органах службы занятости (п. 6 ст. 31 Закона о занятости); заранее сообщать о длительном отсутствии по месту регистрации в качестве безработного (абз.4 п.2 ст.35 Закона о занятости), явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости (п. 5 ст. 35 Закона о занятости); безработный должен соглашаться на предложение подходящей работы (абз. 1 п. 3 ст. 35 Закона о занятости), информировать органы по вопросам занятости о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера.[8]
Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), так и специфическими, присущими только данному правовому институту. К числу таких специфических мер относится приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25% на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания – лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.[9]
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНЫХ ВЫПЛАТ БЕЗРАБОТНЫМ ГАРАНТИИ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА
2.1 Виды социальной поддержки
В соответствии со ст. 28 Закона о занятости населения государство предоставляет безработным гражданам следующие виды социальной поддержки:
- выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.
Если гражданин зарегистрирован в качестве безработного, то периоды времени, в течение которых он в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывают трудового стажа и засчитываются в общий трудовой стаж. Аналогичным образом учитываются периоды времени, необходимые для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность с целью трудоустройства, а также периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.[10]
Закон о занятости не относит материальную помощь безработным к гарантиям социальной поддержки, а именно в ст. 28 «Гарантии социальной поддержки безработных» о ней ничего не говорится. Наверняка это обусловлено тем, что оказание материальной и иной помощи безработным осуществляется по усмотрению службы занятости, это не обязательная выплата.
В последнее время появились несколько новых льгот, пособий и программ государственной поддержки для разных категорий граждан: семей с детьми, пенсионеров, собственников имущества, автовладельцев и заемщиков.
Вот несколько вариантов, как использовать новые законы и постановления, чтобы уменьшить налоги, получить дополнительный доход, сэкономить на кредите или купить жилье.
Льготная ипотека для покупки квартир и домов
Есть четыре новых программы ипотеки, по которым государство частично субсидирует ставку. За счет этого заемщики могут взять кредит на покупку жилья на более выгодных условиях и сэкономить на процентах.
Ставка 6,5% для всех граждан РФ. С 17 апреля 2020 года по 1 июля 2021 года можно купить жилье у застройщика в ипотеку с льготной ставкой. В условиях этой программы нет требований к возрасту заемщика, его семейному положению и наличию детей. Максимальная сумма кредита для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области составляет 12 млн рублей, для других регионов — 6 млн рублей. Минимальный взнос — 15%. [11]
Основание: Постановление Правительства РФ от 23.04.2020 г. № 566
Ставка 6% для семей с двумя и более детьми.
Ставка 3% для покупки жилья в сельской местности.
Основание: Постановление Правительства РФ от 30.11.19 г. № 1567
Ставка 2% для Дальнего Востока. Отдельная программа государственной поддержки действует для покупки и строительства жилья в регионах Дальневосточного федерального округа. Заемщиками могут стать супруги с гражданством РФ не старше 35 лет, родитель в возрасте до 35 лет с несовершеннолетним ребенком или владелец "дальневосточного гектара". Также участниками этой программы могут стать граждане РФ, которые переехали работать на Дальний Восток по программам повышения мобильности трудовых ресурсов — для них нет ограничений по возрасту.
Ежемесячная выплата на первого и второго ребенка до трех лет
Материнский капитал на первого ребенка.
Повышенный размер материнского капитала при рождении второго ребенка
С 2020 года при рождении или усыновлении второго ребенка повышается сумма материнского капитала.
Новые условия назначения материнского капитала:
1. Если право на материнский капитал возникло до 31 декабря 2019 года, его размер в 2020 году составляет 466 617 рублей.[12]
2. Если первый ребенок родился или усыновлен до 2020 года, а второй ребенок — начиная с 1 января 2020 года, размер материнского капитала на второго ребенка составит 616 617 рублей.
3. Если первый и второй ребенок родился или усыновлен в 2020 году или позже, материнский капитал на первого ребенка составит 466 617 рублей, а на второго — 150 000 рублей дополнительно. Общая сумма материнского капитала — 616 617 рублей.
При рождении или усыновлении третьего, или последующего ребенка с 2020 года материнский капитал составит 616 617 рублей, при условии, что до 2020 года права на этот вид господдержки не возникало. Основание: Федеральный закон от 01.03.2020 № 35-ФЗ.
Освобождение предпенсионеров от имущественных налогов
В 2020 году предпенсионеры смогут использовать налоговые льготы:
1. Освобождение от налога на имущество за одну квартиру, комнату, дом, гараж или хозпостройку.
2. Вычет в размере 6 соток для одного земельного участка.
Основание: пп. 9 п. 5, п. 6.1 ст. 391, пп. 10.1 п. 1, п. п. 2, 3 ст. 407 НК РФ
2.2 Пособие по безработице в 2020 году: размер и порядок оформления денежных выплат.
Пособие по безработице — это одна из форм социальной поддержки людей, лишившихся работы. Его размер варьируется от 1 500 до 12 130 рублей, но до октября минимальная выплата для всех — 4 500 рублей.
Гражданам, временно оставшимся без заработка, положены регулярные денежные выплаты от государства. И хотя сумма, сколько сейчас платят на бирже труда по безработице, не превышает минимальный размер оплаты труда, эти деньги все равно подспорье для семей.[13]
Чтобы их получить, необходимо обратиться в центр занятости населения (ЦЗН). Функции таких центров:
· предоставление заинтересованным лицам актуальных сведений о вакансиях;
· направление желающих на профессиональное обучение или переподготовку;
· содействие в трудоустройстве граждан; оформление пособия по безработице.
В связи с пандемией коронавируса процедура, как встать на учет и как оформить пособие по безработице, изменилась. Постановлением Правительства от 08.04.2020 № 460 утверждены временные (по 31 декабря 2020 г.) правила регистрации граждан в качестве безработных и осуществления им социальных выплат. Особенности получения статуса уточняйте в региональном ЦЗН.
После того как вы подготовите и передадите пакет документов, вам присвоят статус безработного. Затем в ЦЗН рассчитают, сколько платить, исходя из различных факторов.
Если у человека нет работы, но он не обратился к специалистам ЦЗН для постановки на учет, никакое пособие он не получит. Кроме того, ему не предоставят информацию о свободных рабочих местах на предприятиях и в фирмах, сведения о которых есть в центре занятости.
Нормативно-правовое регулирование
Правила и порядок выплаты пособия указаны в Федеральном законе от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (ред. от 07.03.2018), нескольких постановлениях правительства.
Но не все люди торопятся наведаться в центр. Бытует мнение, что там предлагают только низкооплачиваемые вакансии. А если посмотреть, какое пособие по безработице выплачивается на бирже труда в 2020 году, оно не стоит того, чтобы утруждать себя оформлением бумаг.
С 30.03.2020 вступило в силу Постановление правительства от 27.03.2020 № 346, в котором зафиксирован новый размер пособия по безработице. В 2020 году он составит:
· минимальная величина пособия — 1 500 руб.;
· максимальная величина доходит до 12 130 руб.
Продержаться на такой скромной месячной выплате трудно, но эти суммы в любом случае достаточно высоки по сравнению с прошлым годом. До 2020 года размер выплат не менялся в течение 10 лет.
Максимальные суммы положены тем, у кого в течение 12 месяцев, предшествующих увольнению, общий стаж оплачиваемой работы был не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или недели. В новом Постановлении правительства от 10.06. 2020 № 844 уточняется, еще кому положены выплаты 12 130 рублей по безработице, — индивидуальным предпринимателям, которые из-за карантина прекратили бизнес-деятельность и зарегистрировались в качестве безработных.[14]
Кому выплатят пособие. В 2020 году пособие по безработице выплачивают гражданам:
· которые официально получили статус безработного, то есть зарегистрировались в установленном порядке;
· отработавшим не менее 26 недель за прошедший, то есть 2019 календарный год. Наличие работы — одно из основных условий, как получить 12 000 по безработице от государства на протяжении нескольких месяцев;
· у которых бывший работодатель до того, как увольнять сотрудников, прилежно выплачивал за них страховые отчисления;
· являющимся трудоспособными и не имеющим противопоказаний к трудовой деятельности;
· и самое главное — реально ищущим работу.
Некоторые категории граждан нельзя оформить как безработных:
· лиц, проходящих воинскую службу; студентов очных отделений;
· несовершеннолетних и пенсионеров по старости;
· осужденных граждан и приговоренных к исправительным работам, лишению свободы;
· граждан, у которых отсутствуют необходимые документы для постановки на учет.
Чтобы начать получать деньги, гражданин обращается в территориальный ЦЗН по месту проживания. До 31 декабря заявителям разрешено не идти лично, а подавать документы онлайн. Через портал Госуслуг или сайт «Работа в России» пособие по безработице назначат и выплатят по общим правилам.
Процедура постановки на учет предполагает сбор следующих документов (ст. 3 п. 2 ФЗ от 19.04.1991 № 1032-1):[15]
· заполненное заявление;
· общегражданский паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
· аттестат, диплом об образовании или иной документ, подтверждающий квалификацию заявителя;
· трудовая книжка с указанием последнего места работы и причины увольнения;
· справка о среднем заработке за три предыдущих месяца с последней работы. Важно, чтобы этот документ заполнили правильно, без ошибок и помарок. Если бухгалтер заполнит справку ненадлежащим образом, ее просто-напросто не примут;
Сколько, как и когда выплачивают
Размер пособия в 2020 году зависит от следующих условий:
· наличия работы в течение года перед постановкой на учет в ЦЗН;
· величины официальной (белой) зарплаты по последнему месту работы;
· причин увольнения;
· продолжительности безработицы.
При этом дополнительно в алгоритме, как начисляется пособие по безработице в центре занятости в 2020 году, учитывают еще и срок, в течение которого начисляют выплату. За основу расчетов берется средний показатель зарплаты, которая выплачивалась до постановки на учет в ЦЗН, исчисляемый за три рабочих месяца:
· в первые три месяца выдается 75% от этого среднего показателя;
· в следующие три месяца — 60%.
2.3 Приостановление и прекращение пособия по безработице.
В некоторых случаях выплату пособия по безработице приостанавливают или прекращают по инициативе ЦЗН. Так, одновременно со снятием с учета в качестве безработного прекращают платить в следующих случаях:
1. Трудоустройство человека.
2. Получение профессионального обучения по направлению ЦЗ при условии выплаты стипендии.
3. Неявка в течение одного месяца в ЦЗ при отсутствии уважительных причин.
4. Переезд или переселение в другую местность.
5. При выявленном обмане или подлоге с целью получения пособия.
6. Лишение свободы.
7. Назначение пенсии.
8. Отказ от посредничества со службой занятости на основании письменного заявления.
9. Смерть.
Выплата пособия по безработице не производится в периоды:
· отпуска по беременности и родам;
· если безработный временно покинул место постоянного проживания в связи с обучением;
· призыва на военную службу.
Но вышеперечисленные периоды не входят в общий срок выплаты пособия по безработице и не продлевают его.
В каких случаях временно приостанавливают выплату пособия с сохранением статуса: в Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 представлена информация о том, как выплачивают пособие по безработице в центре занятости и по каким причинам приостанавливают выплаты (см. ст. 35). Из него следует, что на срок до одного месяца перестают платить в следующих случаях:
· отказа безработного от двух предложенных ему вариантов работы, которая ему подходит;
· отказа по истечению одного месяца безработного периода от участия в общественных работах, оплачиваемых государством, или от направления на обучение;
· явки безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (спайсы сюда тоже входят);
· увольнения с последней работы по причине нарушения трудовой дисциплины, отчисления из образовательного учреждения за виновные действия; нарушения безработным условий и сроков перерегистрации при отсутствии уважительных причин;
· прекращения обучения по направлению службы занятости в самовольном порядке.
В указанных случаях выплаты пособия приостанавливаются, но этот период входит в общий суммарный срок исчисления безработицы.[16]
Иногда ЦЗН принимает решение снизить размер пособия по безработице на 25% на срок до одного месяца. Это возможно в следующих случаях:
· неявки человека без уважительной причины на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;
· отказа без уважительных причин явиться в органы занятости для получения направления на работу или обучение.
Материальная помощь безработным
По истечении максимального периода выплаты безработным оказывают и иную помощь. Безработному гражданину ее предлагают в процессе:
· профессиональной подготовки;
· профессиональной переподготовки;
· повышения квалификации.
Но существуют несколько условий получения этой помощи:
1. Обучение осуществляется по направлению службы занятости, которая и оказывает эту материальную помощь.
2. Обучение успешно, то есть занятия регулярно посещаются, а экзамены и зачеты сдаются.
3. Человек своевременно является в центр занятости для перерегистрации.
Размер матпомощи и условия ее предоставления в каждом регионе свои. Например, в Москве есть единовременная материальная помощь, которая выплачивается в случае смерти самого безработного или члена его семьи. Сумма выплаты равняется величине максимального пособия по безработице в столице.
О всех решениях, которые принимаются органами службы занятости в отношении пособия по безработице (прекращение, приостановка выплаты, снижение размера пособия), безработный гражданин должен быть уведомлен в обязательном порядке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таковы основные гарантии социальной поддержки безработных, обеспечиваемые государством в нашей стране. Несмотря на свои недостатки система отлажена и довольно неплохо работает. Хочется посетовать на низкую инерционность законодательной системы, не успевающую за изменением положения в сфере трудоустройства и занятости.
Что касается общественных работ, то считаю, что в целях урегулирования финансирования общественных работ на уровне субъектов федерации и местного самоуправления целесообразно было бы разработать нормативную базу по организации общественных работ и их финансирования на соответствующих уровнях.
В отношении оказания материальной и иной помощи безработным пока изменений не предвидится, хотя не мешало бы на местном уровне обеспечить дополнительные гарантии в этой форме поддержки в целях усиления социальной защищенности безработных граждан.
Защита занятости должна осуществляться не только на уровне государства и ограничиваться в рамках конкретного предприятия, но и сам работник, который находится по каким-то причинам под риском увольнения, либо остался без работы и заработка не должен сидеть, сложа руки и ждать, что все решится само собой, он должен препятствовать поиску работы.
В свою очередь просто необходимо безработному зарегистрироваться в органах службы занятости для приобретения статуса безработного. Статус безработного позволяет гражданину получить поддержку от государства в виде пособий, а также в кротчайшие сроки реализовать (восстановить) свое право на труд.
Подводя итоги, сформулируем следующие основные выводы.
Пособие по безработице является способом компенсации материальной необеспеченности в виде утраты дохода в связи с отсутствием возможности получения подходящей работы. Данное пособие выполняет две функции: обеспечительную, заключающуюся в стабилизации потребления, т.е. недопущении резкого падения уровня жизни безработного и его семьи в результате потери работы, и стимулирующую, заключающуюся в стимулировании безработного к активному поиску работы. Оно представляет собой периодическую денежную выплату, предоставляемую гражданину, признанному в установленном порядке безработным, в виде частичной компенсации утраченного по причине отсутствия подходящей работы заработка (дохода), с одной стороны, обеспечивающую недопущение резкого снижения уровня его жизни в период поиска подходящей работы, а с другой - способствующую активному поиску безработным подходящей работы.
В случае сохранения действующей системы материальной поддержки безработных, в целях повышения ее эффективности необходимо внести изменения в правила обеспечения пособием по безработице. В частности, должны быть предусмотрены равные условия предоставления пособия для всех лиц, участвовавших в период, предшествовавший обращению в органы службы занятости, в экономической деятельности и плативших налоги, за счет которых, в конечном счете, выплачивается пособие по безработице.
Список использованной литературы
1. Занятость и безработица в Московской области. Под ред. кандидата экономических наук Н.П. Пашина. - М., 2016.
2. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: Издательство БЕК, 2017.
3. Зущина Г.М., Султанова Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России. - М., 2017.
4. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Книжный мир, 2016.
5. Пашков А.С., Магницкая Е.В. Правовой статус безработного // Правоведение, 2017, № 2.
6. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. - М.: ИНФРА-М, 2017.
7. Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник. - М.: Юристъ, 2016.
8. Цуриков В.В. Трудовое право. - М.: Статус ЛТД, 2018.
9. Войтинский, В. Безработица и локауты / В. Войтинский. - М.: ЁЁ Медиа, 2018. - 284 c.
10. Демидова, О. А. Использование пространственных эконометрических моделей при прогнозе регионального уровня безработицы / О.А. Демидова. - М.: Синергия, 2018. - 477 c.
11. Дорохова, Наталья Молодежная безработица / Наталья Дорохова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 180 c.
12. Костыря, Анна Безработица и её регулирование / Анна Костыря. - М.: 2020. - 336 c.
13. Куракова, Анна Административно-правовая защита от безработицы: моногр. / Анна Куракова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 136 c.
14. Ашуркина, А.В. Проблема занятости и безработицы в РФ / А.В. Ашуркина // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2019. С. 17-19.
15. Вон, С. М. Безработица: ее причины и последствия / С.М. Вон // Молодой ученый. - 2019. - №17.1. - С. 71-77.
16. Баева, А.С. Теоретические аспекты оценки уровня занятости и безработицы / А.М. Баева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5. С. 93-95.
17. Бексултанова, А.И. Проблема занятости населения в РФ / А.И. Бексултанова // European Research. 2017. № 5 (28). С. 38-41. 8. Болор, Б.Б. Проблема занятости и безработицы / Б.Б. Болор // Научный журнал. 2017. № 7 (20). С. 25
18. Бризгалова, А. С. Статистическое исследование занятости населения Российской Федерации / А.С. Бризгалова // Вопросы экономики и управления. - 2016. - №3.1. - С. 96-101.
19. Горшенина, Е.В. Занятость и безработицы / Е.В. Горшенина // Экономические исследования. 2017. № 3. С. 5.
20. Даньшина, Д. Н. Проблемы безработицы в Российской Федерации / Д.Н. Даньшина // Молодой ученый. - 2019. - №6.6. - С. 64-66.
21. Зайцева, И.Ю. Занятость и безработица в России: анализ основных тенденций / И.Ю. Зайцева // Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2018 №5 (1). С. 44-46
22. Семерикова, Е. В. Безработица в Западной и Восточной Германии: пространственный анализ панельных данных: моногр. / Е.В. Семерикова. - М.: Синергия, 2018. - 285 c.
23. Фурманов, К. К. Об измерении средней продолжительности безработицы по данным Российского мониторинга экономики и здоровья / К.К. Фурманов. - М.: Синергия, 2019. - 486 c.
24. Сулейманова Г.В. Трудоустройство и занятость. Правовое регулирование. - М.: Издательство ПРИОР, 2017.
25. Соловьев А.А. Вопросы занятости и трудоустройства. - М.: Издательство ПРИОР, 2018
Приложение
[1] Занятость и безработица в Московской области. Под ред. кандидата экономических наук Н.П. Пашина. - М., 2016.
[2] Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: Издательство БЕК, 2017.
[3] Зущина Г.М., Султанова Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России. - М., 2017.
[4] Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Книжный мир, 2016.
[5] Пашков А.С., Магницкая Е.В. Правовой статус безработного // Правоведение, 2017, № 2.
[6] Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. - М.: ИНФРА-М, 2017.
[7] Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник. - М.: Юристъ, 2016.
[8] Цуриков В.В. Трудовое право. - М.: Статус ЛТД, 2018.
[9] Войтинский, В. Безработица и локауты / В. Войтинский. - М.: ЁЁ Медиа, 2018. - 284 c.
[10] Демидова, О. А. Использование пространственных эконометрических моделей при прогнозе регионального уровня безработицы / О.А. Демидова. - М.: Синергия, 2018. - 477 c.
[11] Дорохова, Наталья Молодежная безработица / Наталья Дорохова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 180 c.
[12] Костыря, Анна Безработица и её регулирование / Анна Костыря. - М.: 2020. - 336 c.
[13] Куракова, Анна Административно-правовая защита от безработицы: моногр. / Анна Куракова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 136 c.
[14] Ашуркина, А.В. Проблема занятости и безработицы в РФ / А.В. Ашуркина // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2019. С. 17-19.
[15] Вон, С. М. Безработица: ее причины и последствия / С.М. Вон // Молодой ученый. - 2019. - №17.1. - С. 71-77.
[16] Баева, А.С. Теоретические аспекты оценки уровня занятости и безработицы / А.М. Баева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5. С. 93-95.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.