Проект «Сохраняя традиции»
Содержание
Пояснительная записка
Настоящий проект разработан на основании следующих нормативных документов:
Конвенция о правах ребенка;
Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2021г. № 273-ФЗ;
Устав МБОУ «СОШ № 5» им.Н.Ю.Куека» а.Кунчукохабль
Проект направлен на сохранение и развитие культуры, традиций, языка адыгейского народа, проблеме сохранения и возрождения его культурных традиций, народных промыслов, декоративно-прикладного искусства, сохранение национальной и культурной идентичности, и на приобщение подрастающего поколения к культуре, народному творчеству.
Организация работает в данном направлении, проект будет способствовать сохранению культурного наследия, поддержанию культурных ценностей, обогащению культурной жизни, созданию условий для творческого общения и благоприятной этнокультурной среды для творчества, распространению лучших достижений в сфере культуры и искусства, приобщению подрастающего поколения к истокам народной культуры, формированию у него духовных и нравственных качеств, пробуждению и развитию интереса к культурным традициям.
В рамках мероприятия проекта «Акция «Родной язык» планируется проведение исследований состояния культуры и языка адыгейского народа, определение основных направлений работы по сохранению и возрождению, семинара по обмену опытом общественности и социальных партнеров школы, конференции. Будут организованы кружки народного творчества, круглые столы, семинары, мастер-классы и другие культурные акции, оказана поддержка творческим людям, обучающимся. Будут проведены мероприятия, направленные на сохранение традиционной народной культуры, определяющих самобытность культуры адыгейского народа, разработаны методы и формы внедрения традиций народной культуры в современную культурную практику и общественную жизнь. Планируется участие обучающихся, педагогических работников и родительской общественности в фестивалях, выставках, конкурсах, имеющих национально-культурную тематику, содействие созданию уголков традиционной культуры в помещениях школы, проведение традиционных народных праздников, фольклорных вечеров, организация и подготовка мероприятий, связанных с развитием культуры адыгейского народа.
Проект направлен главным образом на воспитание у подрастающего поколения интереса к изучению родного языка, его истории и современности, народному искусству, на стремление к самовыражению посредством творческой деятельности.
1. Актуальность проекта.
Задача обеспечения качественного воспитания и дополнительного образования и равного доступа к ним для всех детей независимо от социального, экономического и культурного уровня их семей – одна из ключевых для современного образования. В связи с этим становится все более актуальным понимание качества работы школы как ее способности повышать жизненные шансы каждого ученика независимо от индивидуальных стартовых возможностей и семейных условий, в том числе по сохранению родного языка и культуры.
Язык – это своеобразная совокупность звуков и символов, каждый из которых имеет определенное значение. Язык – это важный инструмент человеческого взаимодействия и общения. Благодаря языку мы можем выражать свои мысли в материальной речевой форме.
Язык не только средство для общения, это еще историческая память каждого народа. В каждом языке находит свое отображение духовная культура, многовековая история каждой нации.
Язык представляет собой социальное явление, ведь вне социальных отношений им овладеть невозможно. Человек не обладает даром речи при рождении. Ведь маленький ребенок начинает разговаривать только тогда, когда ему удается научиться повторять фонетические звуки, которые издают окружающие его люди, и благодаря умению мыслить, он предает им правильное значение.
Основные функции современного языка – коммуникативная и мыслительная. Главная из них, безусловно, коммуникативная: благодаря языку люди могут общаться между собой, передавать нужную информацию друг другу, выражать свои мысли, чувства, пожелания.
С помощью мыслительной функции языка, человек не только имеет возможность передавать свои мысли, но и с помощью языка формирует свои собственные.
Наряду с выше указанными существует еще такая функция языка, как гносеологическая или познавательная – человек анализирует всю информацию, полученную от других членов общества, благодаря этому зарождается процесс научного познания окружающего мира.
Также язык имеет эстетическую функцию, которая чаще всего используется в художественных произведениях. Благодаря своему применению в литературе, такой язык дарит людям чувство эстетического наслаждения, он провоцирует их на эмоции, заставляет человеческую душу волноваться.
Развитие языка неразрывно связано с развитием общества. Язык это живой организм, который поддается влиянию исторических, политических и социальных изменений в жизни общественности.
Под влиянием времени, некоторые слова отмирают и навсегда уходят из обихода, взамен им в язык приходят новые слова, которые максимально соответствуют требованиям времени.
Язык – это, безусловно, огромный дар человечества. Поэтому, надо ценить его, стараться не засорять не нормативной лексикой и словами-паразитами, ведь этим самым мы причиняем огромный вред в первую очередь многовековой культуре нашего народа и своей личности.
Степень значения языка в жизни каждого человека и общества в целом неоспорима высокая. Язык используется как постоянное и основное средство общения между людьми. Причем такой инструмент как язык выполняет множество функций, основные из которых- это способ передачи информации и способ оформления собственных мыслей. Важно также отметить, что одним из восьми известных значений языка является народ. Именно с его помощью культурное наследие мира и разных народов передаются из поколение в поколение.
Язык тесно связан с историей своего народа. Во-первых, нам язык рассказывает о тех исторических изменениях, о том прогрессе, которые пережила наша родная страна. Именно это средство общения отображает развитие того или иного народа, узнавая о трансформацмях, которые в нем произошли, мы приобщаемся к историческому наследию его страны. Особенности каждого языка обусловлены менталитетом и историей, которую пережил определенный народ. Здесь прослеживается связь языка с культурой народа, ведь именно он может показать то культурное наследие, которым обладает определенная страна.
Именно поэтому стоит понимать, что к собственному языку стоит относиться бережно, его необходимо ценить и охранять. Ведь он содержит в себе духовное и культурное наследие, и, искажая его и обедняя, мы с пренебрежением относимся к нашим предкам и к самим себе.
Стоит чаще задумываться о культуре речи, ведь это крайне важно для того, чтобы чувствовать себя уверенным и образованным.
Адыгейский язык – в нем сочетается могущество народа, его многовековая история, культура множества поколений и самобытные традиции нации. Для каждого человека родной язык – это не только средство общения или передачи информации, но и бесценный дар, который передали ему предки.
В настоящее время в целях сохранения языка предпринимается ряд мер как со стороны общественности, так и соответствующих структур, но эту работу необходимо значительно усилить. Учитывая, что дальнейшее развитие связано с возрождением его культуры, ведь культура – это воплощение народа, его душа, глубина. И если старшее поколение в определенной ( но недостаточной) степени знает язык, культуру, традиции народа, то подрастающее поколение необходимо к ним активно приобщать. Известна нарастающая проблема культуры, изменение ценностей среди людей, но нет такой сферы жизнедеятельности человека, на которую культура бы не повлияла. В культуре отражается история народа, придающая ей самобытность, неповторимость, только ей свойственные черты, и это требует скорейшего развития.
Актуальность проекта обусловлена потребностью сохранения и развития родного языка, культуры, традиций адыгейского народа, и в этих целях будет проведен ряд мероприятий с привлечением общественности- конференций, круглых столов, семинаров о ит.д. , будет издан иллюстрированный журнал , создана интернет-презентация, предметно-развивающая среда, которые охватят большой круг целевой аудитории. Проект будет содействовать решению проблемы сохранения языка, возрождения и развития национальных и культурных традиций, осуществлению мер по поддержке творческой деятельности обучающихся, педагогических работников и родителей. Будет создана развивающая этнокультурная среда для обучения, воспитания и развития детей, формирования национального самосознания и значимости.
Проект поможет педагогам, обучающимся, родителям в рамках духовно-нравственного воспитания постичь духовные истоки адыгейского народа, сохранить язык и этнокультурную память.
2. Цели и задачи проекта.
Цели:
Содействие сохранению и развитию родного языка, культуры, национальных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства адыгейского народа.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся через обогащение подрастающего поколения знаниями о языке и культуре своего народа, формирование его интереса к культурным традициям, приобщение к истории и современности родного языка.
Создание этнокультурной среды, способствующей развитию творческой личности, обладающей чувством уважения к другим народам и их языкам и культуре.
Формирование интереса к изучению родного языка через возрождение традиций для обеспечения оптимальной самореализации в общественно-значимой деятельности представителей молодого поколения- носителей адыгейского языка.
Задачи:
Усиление деятельности образовательной организации и общества по сохранению и развитию родного языка, сохранению, распространению, созданию и освоению культурных ценностей, национальных традиций и обычаев адыгейского народа.
Создание в МБОУ «СОШ № 5» условий для развития культуры, родного языка, традиций. Содействие созданию благоприятной этнокультурной среды для воспитательного процесса, дополнительного образования детей, проектной деятельности и творчества. Распространение лучших достижений в сфере изучения адыгейского языка как народного, журналистики на родном языке, ознакомление обучающихся с их культурой, национальным искусством, народными промыслами, фольклором, декоративно-прикладным искусством для достижения целей духовно-нравственного воспитания.
Содействие воспитанию детей в культурных и духовных традициях своего народа, приобщение к истокам народной культуры. Формирование средствами литературы и журналистики нравственных ценностей, направленных на воспитание чувств национальной гордости.
Реализация комплекса мер по развитию информационно-образовательной среды школы.
Издание иллюстрированного сборника по итогам реализации проекта, на страницах которого будут освещаться проблемы сохранения и развития родного языка, культуры, национальных традиций. Создание интернет - презентации проекта.
Основные мероприятия проекта, дорожная карта реализации проекта представлены в приложении 1.
Настоящий проект является инструментом для образовательной организации по созданию этнокультурной воспитательной и образовательной среды, способствующей сохранению т развитию адыгейского языка как родного, и направлен на достижение следующих результатов:
результаты - эффекты:
- повышение квалификации и формирование профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников школы в области образования детей духовно-нравственного воспитания, направленного на сохранение адыгейского языка и культуры;
- получение доступа к культурно-образовательным ресурсам путем создания информационно-образовательно-развивающей среды;
- повышение результатов участия обучающихся в конкурсах, конференциях, акциях, посвященных родным языкам;
- увеличение доли участников и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников;
результаты – продукты:
- создание этнокультурной предметно-развивающей среды в физическом пространстве школы, информационных стендов в целях духовно-нравственного воспитания,
- интернет-презентация проекта;
- выпуск иллюстрированного сборника.
5. Кадровые, финансовые, материально-технические условия реализации проекта
Финансирование мероприятий осуществляется в соответствии с календарным планом проведения мероприятий, сметой расходов на выполнение мероприятий проекта (приложение 2).
Механизмы реализации проекта основаны на принципах партнерства МБОУ «СОШ № 5» с учреждениями социальной сферы, родительской общественностью (приложение 3).
Корректировка проекта осуществляется педагогическим составом образовательной организации, управляющим советом.
Обсуждение и подведение промежуточных итогов происходит на педагогическом совете, управляющем совете, родительских собраниях. Общее руководство и контроль реализации программы осуществляет администрация МБОУ «СОШ № 5».
6.Система оценки результативности и эффективности проекта
Система оценки результативности и эффективности проекта включает в себя общую координацию деятельности и взаимодействие исполнителей проекта;
- подготовку предложений об уточнении перечня мероприятий и сроков исполнения по отдельным мероприятиям, а также механизмов реализации проекта;
- информационное сопровождение проекта;
- мониторинг результатов реализации мероприятий проекта.
Приложение 1 к проекту
Основные мероприятия проекта. Дорожная карта реализации проекта
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные |
Ожидаемые результаты |
1. Организационные мероприятия |
||||
1.1 |
Создание рабочей группы по реализации проекта |
Ноябрь 2021г. |
Заместитель директора |
Утверждение состава рабочей группы по реализации проекта |
1.2 |
Разработка подробного плана –графика реализации проекта |
Ноябрь 2021г. |
Заместитель директора, члены рабочей группы |
Разработка и утверждение подробного плана –графика реализации проекта |
1.3 |
Разработка локальных актов образовательной организации по реализации мероприятий проекта |
Ноябрь – декабрь 2021г. |
Директор |
Разработка, рассмотрение и утверждение локальных актов образовательной организации по реализации мероприятий проекта |
2. Основные мероприятия |
||||
2.1 |
Круглый стол по вопросам сохранения и развития адыгейского языка |
Январь 2022г |
Директор, заместитель директора Управляющий совет |
Привлечение общественности к проблемам сохранения и развития адыгейского языка как родного. |
2.3 |
Конференция школьников «Сыбзэу сиадыгабз» |
Апрель 2022г |
Заместитель директора Учитель адыгейского языка и литературы |
Защита ученических работ по проблемам сохранения и развития адыгейского языка как родного. |
2.4. |
Создание развивающей этнокультурной среды |
2021-2022 учебный год |
Заместитель директора, учителя изо, музыки, технологии |
Создание развивающей этнокультурной среды для обучающихся |
2.5 |
Акция «Родной (адыгейский) язык» |
Ежегодно (март) |
Заместитель директора, учителя адыгейского языка и литературы, учителя начальных классов |
Создание в МБОУ «СОШ № 5» условий для развития культуры, родного языка, традиций адыгейского народа. Содействие созданию благоприятной среды для проектной деятельности и творчества. |
2.6 |
Выпуск рекомендаций для педагогических работников по использованию приемов, направленных на приобщение обучающихся к истории и традициям адыгейского языка |
Июнь 2022 |
Заместитель директора, учителя адыгейского языка и литературы, учителя начальных классов |
Выпуск иллюстрированного карманного сборника для педагогических работников по использованию приемов, направленных на приобщение обучающихся к истории и традициям адыгейского языка |
2.7 |
Конкурс сочинений «Адыгейский язык» |
Ежегодно (февраль) |
Заместитель директора, учителя адыгейского языка и литературы, учителя начальных классов |
Конкурс сочинений, направленных на развитие творческих и речевых способностей обучающихся |
2.8 |
Новогодние мероприятия, направленные на духовно-нравственное воспитание посредством материалов адыгейского фольклора |
Декабрь, январь 2021-2022 учебный год |
Заместитель директора, учителя адыгейского языка и литературы, учителя начальных классов |
Участие обучающихся, педагогических работников и родительской общественностив мероприятиях, посвященных празднованию Нового года, имеющих национально – культурную тематику, фольклорное оформление |
2.9 |
Издание иллюстрированного сборника |
Июнь 2022 |
Заместитель директора, учителя адыгейского языка и литературы, |
Издание иллюстрированного сборника по результатам реализации проекта, на страницах которых будут освещаться проблемы сохранения и развития родного языка, культуры |
2.10 |
Создание on-line путеводителя «Родные языки» |
Июнь 2022 |
Заместитель директора |
Создание on-line путеводителя «Родные языки» |
3. Мероприятия по информационному сопровождению проекта |
||||
3.1 |
Поэтапное размещение мероприятий проекта на сайте внеурочной деятельности образовательной организации |
2021-2022 учебный год |
Заместитель директора |
Создание раздела сайта, поэтапное размещение мероприятий проекта на сайте внеурочной деятельности образовательной организации (план- график, информация о проводимых мероприятиях, фотоотчеты) |
3.2 |
Выпуск буклетов для проведения круглого стола и конференции школьников |
Январь, апрель 2022г. |
Заместитель директора |
Выпуск буклетов для участников и гостей круглого стола и конференции школьников по вопросам сохранения и развития родного адыгейского языка |
3.3 |
Создание информационного стенда |
Февраль 2022 |
Заместитель директора |
Создание и функционирование информационного стенда для обучающихся, педагогических работников, родительской общественности |
3.4 |
Интернет – презентация проекта |
Июнь 2022 г. |
|
Интернет – презентация проекта на сайте внеурочной деятельности школы |
Приложение № 2 к проекту
Показатели планируемых результатов и эффектов при реализации проекта
№ |
Количественные/качественные целевые показатели, характеризующие достижение целей и задач |
Единица измерения |
Плановое значение показателя(конечные результаты) |
1 |
Доля обучающихся, охваченных мероприятиями по приобщению к духовным и языковым ценностям для достижения целей духовно-нравственного воспитания |
Процент |
100 |
2 |
Доля обучающихся, принимающих участие в конкурсах, проектах, акциях, направленных на языковое развитие |
Процент |
100 |
3 |
Доля педагогических работников школы( учителя адыгейского языка и литературы, начальных классов), которым при прохождении аттестации присвоена первая и высшая категория |
Процент |
100 |
4. Доля |
Доля участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам адыгейский язык и литература |
Процент |
100 |
5 |
Доля победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады по предметам адыгейский язык и литература от общего количества участников |
Процент |
60 |
6 |
Доля участников регионального этапа Всероссийской олимпиады по предметам адыгейский язык и литература от общего количества обучающихся |
Процент |
5 |
7 |
Доля победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады по предметам адыгейский язык и литература от общего количества участников |
Процент |
30 |
8 |
Доля обучающихся, вовлеченных в этнокультурную образовательную среду образовательной организации |
Процент |
100 |
9 |
Выпуск газеты, посвященным проблеме сохранения родного языка и культуры, материалам проекта |
Экземпляр |
5 |
10 |
Буклеты для конференции школьников и круглого стола |
Экземпляр |
20 |
11 |
Иллюстрированный сборник с материалами проекта |
Экземпляр |
5 |
12 |
Карманный сборник для педагогических работников |
Экземпляр |
30 |
13 |
Информационный стенд с материалами проекта |
Щт. |
1 |
14 |
Интернет-презентация |
Цифровой ресурс |
1 |
Ожидаемые результаты и эффекты проекта
Результаты |
Эффекты |
Внутришкольное повышение квалификации учителей: проведение мастер – классов, семинаров |
Профессиональная компетентность педагогических работников, овладение новыми формами и методами |
Овладение новыми педагогическими технологиями, использование цифровых ресурсов при организации учебных занятий по предметам «Родной язык», «Родная литература» и внеурочной деятельности |
Активизация обучающихся, раскрытие возможностей и развитие индивидуальных способностей обучающихся |
Обмен опытом через сетевое взаимодействие в районе и регионе |
Создание методической копилки для работы в МБОУ «СОШ № 5» |
Количество призеров и победителей муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по предметам «Адыгейский язык», «Литература» увеличено |
Повышение мотивации к обучению у обучающихся |
Взаимодействие с родителями: консультирование, информирование родителей о реализации проекта через сайт МБОУ «СОШ № 5», родительское собрание |
Усиление ответственности родителей и их роли в достижении результативности обучения, участие в жизни школы и управлении школы |
Психолого-педагогическое сопровождение |
Личностное развитие обучающихся, комфортной психологический климат |
Основной результат: Создание инструментальной модели внутришкольной системы управления качеством образования, способствующая инновационному развитию воспитательной и образовательной этнокультурной среды МБОУ «СОШ № 5», обеспечивающей удовлетворение образовательных потребностей личности, общества и государства с использованием материально-технических и кадровых возможностей по сохранению и развитию адыгейского языка как родного. |
Повышение эффективности и результативности управленческой деятельности в системе дополнительного образования детей: повышение степени открытости образовательного учреждения, повышение степени осмысленности участниками образовательных отношений работы по сохранению и развитию родного языка |
Приложение 3 к проекту
Смета расходов на реализацию проекта
№ п/п |
Наименование |
Цена за ед.руб |
Количество ед. |
Стоимость руб. |
Источник финансирования |
|||
Создание информационного стенда |
||||||||
1 |
Бумага |
300 |
1 |
300 |
Бюджет школы |
|||
2 |
Папка -вкладыш |
200 |
1 |
200 |
Бюджет школы |
|||
3 |
Краска для принтера |
600 |
1 |
600 |
Бюджет школы |
|||
ИТОГО |
1100 |
|||||||
Выпуск буклетов для проведения круглого стола и конференции школьников |
||||||||
1 |
Бумага |
300 |
1 |
300 |
Бюджет школы |
|||
2 |
Краска для принтера |
600 |
1 |
600 |
Бюджет школы |
|||
ИТОГО |
900 |
|||||||
Выпуск газеты |
||||||||
1 |
Бумага |
700 |
1 |
700 |
Бюджет школы |
|||
2 |
Краска для принтера |
600 |
1 |
600 |
Бюджет школы |
|||
ИТОГО |
1300 |
|||||||
Создание развивающей этнокультурной среды |
||||||||
1 |
Бумага |
700 |
1 |
700 |
Бюджет школы |
|||
2 |
Краска для принтера |
600 |
1 |
600 |
Бюджет школы |
|||
3 |
Краска для стен |
300 |
2 |
600 |
Спонсорская помощь |
|||
4 |
Доска деревянная обрезная |
2800 |
0,4 |
700 |
Спонсорская помощь |
|||
5 |
Лак для дерева |
300 |
2 |
600 |
Спонсорская помощь |
|||
6 |
Ткань хлопок |
400 |
10 |
4000 |
Спонсорская помощь |
|||
7 |
Нитки швейные |
50 |
5 |
250 |
Спонсорская помощь |
|||
8 |
Цветной картон |
200 |
5 |
100 |
Спонсорская помощь |
|||
9 |
Зажимы канцелярские |
100 |
5 |
500 |
Бюджет школы |
|||
10 |
Леска |
100 |
1 |
100 |
Спонсорская помощь |
|||
ИТОГО 9150 |
||||||||
Выпуск иллюстрированного карманного сборника |
||||||||
1 |
Бумага |
700 |
1 |
700 |
Бюджет школы |
|||
2 |
Краска для принтера |
600 |
1 |
600 |
Бюджет школы |
|||
3 |
Скобы |
50 |
1 |
50 |
Бюджет школы |
|||
ИТОГО |
1350 |
|||||||
Приложение 4 к проекту
Социальное партнерство МБОУ «СОШ № 5» (действующие и планируемые)
![]() |
Совет
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.