Разработка методические
Оценка 4.9

Разработка методические

Оценка 4.9
doc
30.05.2021
Разработка методические
metodicheskaya_razrabotka_0.doc

Департамент образования г. Арзамаса

МОУ СОШ № 1 им. Горького

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

раздела образовательной программы

к курсу «Русский язык»

(УМК « Гармония»)

3 класс

 

 

Тема: Особенности изучения категорий времени глагола в 3 классе как фактор обогащения лексического и грамматического строя речи учащихся

 

 

 

 

Выполнил

 учитель начальных классов

1 квалификационной категории

 МОУ СОШ № 1им. Горького

Калашова А. А.

 

 

 

 

Арзамас, 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                                            2

Основная часть                                                                                                                                  4

Тематическое планирование                                                                                                            6

Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать                        7

Внутрипредметные и межпредметные связи                                                                                 8 

Рекомендации по организации и методике изучения категории времени глагола в 3 классе  9

Заключение                                                                                                                                      16

Список использованных источников                                                                                            17

Приложения                                                                                                                                     18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 С самого раннего детства до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком, с речью Но речь наших учеников часто бывает невыразительна, безграмотна, бессвязна.

  Один из существенных недостатков речи обучающихся – неумение нарисовать событие, детально показать происходившие действия. Нормы литературного произношения часто нарушаются: дети делают неправильную постановку ударения в словах («позвонишь», «включишь»), можно услышать примеры неточного употребление слов (охотник « одел» шапку и вышел),  использование глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах    ( Надвигалась темная туча, и полил дождь.), встречаются повторы глаголов, а также нелепые грамматические выражения («мы хочем», « поклал», « сбег»). Приведенные примеры подтверждают, что необходимо исправить недостатки в речи детей, формировать и совершенствовать их коммуникативную компетенцию, в том числе, в сфере употребления глагольных форм.

  Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности, различные явления природы. По частоте употребления глагол занимает второе место (после имен существительных). В общий частотный список из 9000 слов глаголов входит около 2500. Кроме содержательной насыщенности, глагол обладает еще высокой эстетической ценностью, на что обращали внимание многие писатели. « Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие» ( А. Югов )

  Многие русские поэты очень любили глаголы. О любви А. С. Пушкина к глаголам можно судить по отрывку:

Полки ряды свои сомкнули,

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь конница летит;

Пехота движется за нею.

Исследователи отмечали, что поэт всегда был скуп на прилагательные. Идейно –художественным центром становятся глаголы. Они великолепны, энергичны, действенны.

  Изучение грамматических форм глагола необходимо для лингвистического и социокультурного развития детей. Они начнут воспринимать глагол как активный процесс. Научатся, используя глагольные формы,  высказываться конкретно, динамично, грамотно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Характеристика раздела

Образовательные цели и задачи

 

ЦЕЛЬ. Сформировать у учащихся навык  использования временных форм глагола.

Задачи.

Образовательные

Познакомить с грамматическими, словообразовательными, лексическими особенностями каждой временной формой глагола.

Сформировать орфографический навык правописания глаголов в неопределенной форме.

Научить правописанию родовых окончаний и суффиксов  глаголов прошедшего времени.

Научить изменять глаголы настоящего времени по лицам и числам.

Научить правильно образовывать глаголы будущего времени.

Развивающие

Развивать познавательный интерес.

Развивать умение опираться на личный опыт при употреблении глаголов в речи.

Развивать лингвистическое мышление ребенка, его природную интуицию в использовании родного языка.

Воспитательные

Воспитывать интерес к родному языку и уважение к себе как его носителю и представителю великой культуры.

Воспитывать терпимость к чужому мнению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование

Тема « Изучение категории времени глагола в 3 классе» в программе М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко к курсу «Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений («Гармония») включена после раздела « Каждое слово – часть речи». Последовательность изучения морфологических тем в учебнике отличается от принятой. Избран концентрический способ подачи материала. Представляются сразу все части речи, подлежащие изучению, а затем предполагается более детальное изучение каждой. Кроме того, они разграничиваются не только по вопросу и значению ( предмет, признак, количество, действие ), но и по особенностям изменения. Глагол – первая часть речи, которая изучается детально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

Темы раздела

Тип урока

Элементы содержания

Количество часов

1

Как изменяются глаголы?

Комбинированный

Изменение глаголов по временам, особенности каждой временной формы. Изменение по числам и лицам.

3 часа

2

Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег и ходьба?

Комбинированный

Уточнение комплекса признаков, руководствуясь которым следует определять принадлежность слова к той или иной части речи.

1 час

3

Поговорим о начальной форме глагола.

Комбинированный

Н. ф. глагола как его начальная форма. Способы ее нахождения.

3 часа

4

Размышляем о прошедшем времени.

Комбинированный

Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам в единственном числе. Правильное ударение в словах (послала, начала).

3 часа

5

Из прошлого - в настоящее.

Комбинированный

Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам. Постановка ударений в глаголах «позвонишь», «включишь». «Окошки» на месте безударных гласных в окончаниях. Правописание Ь в глаголах 2 лица ед. ч.

2 часа

6

Из настоящего -  в будущее.

Комбинированный

Значение глаголов будущего времени. Две формы будущего времени (простая и сложная).

2 часа

7

Проверь свои умения.

Обобщающий

Повторение изученного материала. Работа по развитию устной и письменной речи.

3 часа

 

Знания и умения, которые должны получить или совершенствовать учащиеся.

 

Учащиеся должны знать                                      Учащиеся должны уметь

 

- значение числа у слов этой части речи (действие нескольких предметов);

-значение форм времени и внешние приметы;

- две формы будущего времени;

- изменение глаголов в прошедшем времени по родам;

- изменение глагола в настоящем и будущем времени по лицам;

- значение форм лица;

- неопределенную форму глагола как его начальную

- использовать глаголы в текстах о действиях людей и животных;

- изменять глаголы по числам;

- изменять глаголы по временам;

- использовать временные формы в речи;

- правильно писать родовые окончания;

- правильно ставить ударения в словах «послала», «начала»;

- соотносить значение форм лица с личными местоимениями;

- образовывать глагольные формы с чередованием гласных (бегут, бежишь; хотят, хочешь);

_ ставить ударение в глаголах позвонишь, включишь;

-уметь писать окончания глаголов 2 лица ед. ч.

- писать в неопределённой форме Ь;

- решать орфографическую задачу ТСЯ или ТЬСЯ;

- писать гласные в суффиксах н. ф. глаголов таять, лаять, строить, клеить, верить;

- писать эти суффиксы в глаголах прошедшего времени

 

 

 

 

 

 

Внутрипредметные и межпредметные связи.

 Тема« Изучение категории времени глагола в 3 классе» имеет  большой образовательный потенциал, который способствует внутрипредметным и межпредметным связям.

Предложение – минимальная единица речи, представляющая грамматически организованное соединение слов. Глагол, являясь сказуемым, от которого зависят многие второстепенные члены предложения, играет большую роль в организации предложения.  Это обусловливает

прямую связь с синтаксисом ( раздел « Предложение»). Хотя в целом в речи детей преобладает простое предложение,  их нужно учить строить предложения по законам синтаксиса. Можно использовать прием распространения.  (  Солнце светит.  Солнце светит ЯРКО.  ЛЕТНЕЕ солнце светит ярко. НАД  ГОЛОВОЙ  летнее солнце светит ярко.)

Следует остановиться и на словообразовании. В русском языке глаголы образуются как от основ других частей речи, например, существительных и прилагательных ( зелень – зеленеть, пила – пилить, победа – победить,  белый – белеть, светлый – светлеть), так  и от глаголов. Внутриглагольное словообразование с помощью приставок и суффиксов позволяет передать различную степень реализации действий. Это становится очевидным на примере следующих упражнений.

В первый столбик записать слова, обозначающие приближение, а во второй – слова, обозначающие удаление. Убежать, прибежать; угнать, пригнать; отползти, подползти; подъехать, отъехать. Указать, какие приставки придают словам значение удаления и приближения.

Употребите нужное по смыслу однокоренное слово.

Упражнение с учебника ( спиши ). Новую тетрадь ( подпиши ). Из текста слова с безударной гласной ( выпиши ). Плохо выполненное задание ( перепиши ).  

Чем отличаются по своему значению слова читать, прочитать, почитывать?

При определении у глаголов лица и числа прослеживается явная связь с морфологией, с темой «Личные местоимения»

Межпредметная связь с уроками литературного чтения реализуется в процессе  творческих пересказов с изменением лица рассказчика. Так, например, изучая русскую народную сказку « Морской царь и Василиса Премудрая», дети готовятся к творческому пересказу: мальчики от лица Ивана-царевича, девочки от лица Василисы Премудрой.

Абсолютно на всех уроках у обучающихся формируется навык монологической и диалогической речи. И их задача – выбрать наилучший способ выражения своих мыслей, т. е. такую конструкцию, с помощью которой можно передать тончайшие смысловые оттенки. А это невозможно сделать без использования глагольных форм.

 

 

Рекомендации по организации и методике изучения категории времени глаголов в 3 классе

Глагол- это класс слов очень важных для речи, особенно для повествования, которое распространено в свободных высказываниях младших школьников. В программе предусмотрена регулярная практическая работа, направленная на обогащение лексического и грамматического строя речи. Детализации событий в повествованиях детей начинают учиться дети, изучая данную тему.

 Отличием от традиционного подхода к изучению времен является внимание, во-первых, к значению, которое передается временными формами, а во-вторых, к внешним приметам, по которым их можно различить. Первое важно как для понимания элементов системы языка, так и для речи, а второе – для практического распознавания временных форм.

Вся работа при изучении данной темы направлена на то, чтобы будить мысль учеников, стимулировать их познавательную активность. Используется проблемный метод. Некоторые темы уроков сформулированы в виде вопросов. Ученики идут от поставленной проблемы к ее решению на протяжении урока.

Как изменяются глаголы?

 На этих уроках учащиеся узнают об изменении глаголов по временам. Избран тот же путь, что и в целом в морфологии: от общего знакомства к более детальному рассмотрению. Для повторения об изменении глаголов и постановки учебной задачи предназначено выполнение следующего задания.

Начальная форма_________________________________________________________________

Изменения глагола

по____________________________________            по _________________________________

                                                                    по ______________________

что делали?                                                                       ( они) что делают?

_________________________________________            _________________________________

что делал?                                                                          ( я ) что делаю?

_________________________________________             ________________________________

что делала?                                                                         ( он, она ) что делает?

_________________________________________             ________________________________

Над первым столбиком ученики должны надписать - по числам, родам, а над вторым – по числам, лицам, на третьей строке они ставят знак вопроса, чтобы на следующем уроке, узнав еще об одном изменении глагола, вместо вопросительного знака написать - по временам.

Приведенная ниже схема, является опорой для восприятия информации об изменениях глаголов по временам.

 

Момент

речи

до момента речи                                                                                      после момента речи              

( вчера)                                                      (сегодня)                                 (завтра)

прошедшее время                               настоящее время                        будущее время

            

 

Для закрепления полученных знаний следует выполнить следующие упражнения.

Поставь в конце предложений пропущенные знаки и вставь нужные буквы.

- Привет! Что ты делаешь

- Уроки Мат*мат*ку

- А по рус*кому задание уже делал

--Нет, буду делать после мат*мат*ки

- А потом ты на улицу выйдешь

- Конечно

- И я выйду

- Тогда (до) встречи!

- Пока!

Из диалога ребят выпиши все глаголы, располагая их так, как подсказывает описание значений.

 

Действие происходило

до разговора ____________________________________________________________________

Действие происходит

 во время разговора _______________________________________________________________

Действие будет происходить

после разговора __________________________________________________________________

Какой глагол можно добавить в первый ответ мальчика, взявшего трубку? Какое значение передает его форма? Допиши слово в нужную строчку. Чем отличаются друг от друга глаголы, записанные тобой в разные строки?

Коротко ответь на вопросы словами: п*сать, ч*тать.

Ты что сейчас делаешь? ____________________ , ________________________

Что ты делал раньше? ______________________ , ________________________

Что будешь делать? ________________________ , ________________________

Выполняя практические задания, наблюдая за изменениями глаголов, учащиеся приходят к выводам, которые фиксируются в соответствующих графах таблицы.

 

Как изменяются глаголы?

по временам

 

прошедшее время

настоящее время

будущее время

по числам

+

+

+

по лицам

-

+

+

по родам

+ ( в ед. ч.)

-

-

 

 

Эта таблица может служить справочником, которым рекомендуется пользоваться при выполнении заданий. Может показаться, что данная работа не нужна в начальных классах – пусть пока ученики просто тренируются в определении времени, числа, рода лица у глаголов. Конечно, ученики должны приобрести именно названные умения. Но часто сталкиваешься с тем, что дети пытаются определить род у глаголов настоящего времени, а лицо – у глаголов прошедшего. Они не понимают, почему учитель их исправляет, а лишь подчиняются ему. Проведенные наблюдения сделают  умения детей не механическими, а осознанными. При определении времени глагола «нес» примета прошедшего времени ( суффикс –л-) в вопросе есть всегда, а в самом глаголе ее иногда нет. Что определять у глагола – род или лицо – можно устанавливать по таблице, но лучше сначала ставить опыт, т. е. требовать изменять глагол, получать ответ, а потом проверять по таблице. Тогда постепенно будет происходить не просто запоминание грамматических признаков глагола в той или иной временной форме, но и понимание существа проблемы, а также накопление опыта осознанных действий со словом для решения различных лингвистических вопросов.

 

Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?

 

 На этом уроке отчетливо проявляется одна из особенностей подхода к изучению морфологии, реализуемая в учебнике. Части речи квалифицируются не только по вопросу, на который отвечают ( чтобы определить часть речи, в вопросе можно ошибиться), и значению    ( мало узнать, что слово называет, оно может называть действие и не быть глаголом, а иногда оказываться глаголом, хотя действие не называть), но и по характеру изменения ( важно определить, как слово умеет изменяться). Опора на последний из названных признаков дает возможность учащимся правильно определить часть речи и при этом не «насиловать» свое сознание, говоря, что бег – это предмет. В рамках данной темы сопоставляются прежде всего конфликтные слова ( лежать, сидеть, бег, ходьба, гудок, объяснение, молчать, движение, зеленеть). Помогает в этом памятка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируем слова как часть речи

Чтобы определить или проверить, какой частью речи является слово, узнай:

                                                 - на какой вопрос отвечает слово;

                                                 - что слово обозначает;

                                                 - как может изменяться:

по временам?                                                              по падежам?

Это глагол.                                                                   Это имя.

                                                                            Изменяется ли по родам?

                                                                            Нет (-)                        Да (+)

                                                                      Это им. сущ.             Это им. прил.

 

Пользуясь памяткой, легко можно понять, почему «зеленеет» - глагол. Действительно, слово зеленеть больше передает признак ( цвет ), чем действие. Но оно изменяется по временам как глагол и отвечает на вопрос глагола. Потому оно и относится к этой части речи. При анализе слова можно не определять, что называет тот или иной глагол, а о любом говорить: обозначает действие.

 

Поговорим о начальной форме.

 

На этих уроках дети знакомятся со способом действия для нахождения начальной формы глагола и образования временной формы от заданной неопределенной, а также с суффиксами неопределенной формы глагола и правописанием слов с ними. Основной вид работы на этих уроках – комментирование. Ребята учатся рассуждать, определяя принадлежность слова к классу глаголов и форму, в которой он употреблен, ставя глагол в указанную форму.

Для закрепления этого навыка следует выполнить следующее упражнение.

Вписывай нужные вопросы; если в них есть приставка с-, выделяй ее, буквы перед –ть узнавай по словарной странице.

 

 

Вопрос к форме глагола

Вопрос неопределенной формы

Неопределенная форма глагола

лает

 

 

 

залаяла

 

 

 

видит

 

 

 

увидел                        

 

Параллельно организуется целенаправленное запоминание суффиксов глаголов в наиболее употребительных словах. Ученики выписывают из орфографического словаря глаголы в неопределенной форме с безударными гласными в суффиксах, распределяя их в столбики.

Для самопроверки ученики вспоминают секреты начальной формы глагола, которые открылись.

1. Как называют начальную форму глагола? Почему?

2. На какие вопросы она может отвечать?

3. Как правильно находить эту форму? За чем важно следит? Почему?

4. Как по неопределенной форме глагола искать другие его формы?

5. По каким приметам в самом слове можно отличить начальную форму глагола от других?

 

 

 

 

 

Размышляем о прошедшем времени

 

Дети усваивают изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам в единственном числе.

Очень интересно следующее задание.

В какой части текста ты как бы близко подъезжаешь к героям, а в какой – отодвигаешься и смотришь на действие как на уже прошедшее?

                                         _________________________________

- Кыш! Быстрей! Там твой первый в жизни снег!

 Я открыл дверьподъезда и пропустил Кыша вперед. Он высунул на улицу нос, принюхался и чихнул. Выше во двор. Он сначала понюхал снег, потрогал передней лапой. Потом откинул двумя задними ногами, хватанул немного для пробы, пожевал. Но вот кувыркнулся и кругами помчался по двору.

Впиши название.В каком времени употреблены глаголы во второй части текста? Как ты это определишь? Укажи его над словами. Кто выполняет действия? Выпиши под словом Алеша название его действий, а под словом  Кыш – названия действий щенка. Примету времени отмечай, А окончание выделяй. Представь, что вместо Алеши была девочка. Во второй столбик запиши это имя, а под ним название тех действий, которые выполнял Алеша. Если нужно, изменяй глаголы.А теперь кличку Кыш Замени именем существительным собака. Как изменятся названия действий. Запиши слова в последний столбик. Догадайся, почему окончания прошедшего времени единственного числа называют родовыми?

Алеша

 

Кыш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведут наблюдение за грамматическими связями подлежащего и сказуемого, учатся устанавливать эти связи. Работа дополняется заданиями на совершенствование правильности речи, ее точности, выразительности.

На этих же уроках дети учатся правильно ставить ударение в словах,  обращается внимание на слова с чередованием.

Одеть или надеть?

Мама песню распевала,

Одевала дочку…

Одевала – надевала белую сорочку.

Мама песенку допела.

Мама девочку одела.

Запиши слова в форме прошедшего времени, изменяя так, как могут изменяться эти формы.

 

Мн. число

Ед. число (м. р., ж. р.)

послать

 

 

класть

 

 

убрать

 

 

понять

 

 

начать

 

 

Вслух произноси слова и указывай ударение. Обязательно проверяй по словарю.

Зачеркни неверные формы и надпиши правильные.

Мальчики бегли из леса.

Все побегли домой.

 

Из прошлого в настоящее

 

На этих уроках организуется наблюдение за окончанием глаголов настоящего времени, за их способностью передавать значение числа и лица, обсуждается сущность названий этих окончаний – личные. Идет тренировка в написании Ь в формах 2 лица единственного числа.

 Запиши формы глаголов говорить, петь и выдели окончание

 

Ед. ч

1 лицо Я что делаю?

__________________

Мн.ч.

МЫ что делаем?

____________________

2 лицо ТЫ что делаешь?

__________________

ВЫ что делаете?

____________________

3 лицо ОН, ОНА, ОНО что делает?

__________________

ОНИ что делают?

____________________

 

Какие окончания выделили? Что заметили? Всегда ли окончания глаголов ударные? Запиши глагол писать в форме 3 лица единственного и множественного числа. Почему окончания в настоящем времени называют личными? Какая форма в них встречается?

Найди и исправь ошибки. Поработай со словами, в которых были ошибки. Определи, в форме какого числа и лица ребята употребили глаголы? Поставь их в те формы, которые указаны на свободной строке, и запиши.

- Смотри, вон собаки бежат!

Неопр. ф. _______________________  1 лицо ед. ч. _____________________________________

                                                                  2 лицо ед. ч. ____________________________________

- Мы хочем, Чтобы быстрее наступили каникулы. Все хочут праздников.

Неопр. ф ________________________ 1 лицо ед. ч._____________________________________

                                                                  2 лицо ед. ч._____________________________________

 

Из  настоящего в будущее.

 

Изучая эту тему, обучающиеся выявляют значение будущего времени, осмысливается название личные окончания. Трудность будущего времени для ее распознавания связана с наличием двух форм: простой и сложной. Именно эту трудность помогают преодолеть все задания учебника.

Реши орфографические задачи.

Коля  ( с) мамой через два дня будут г*ворить ( со) мной (по) телефону. Потом  (п*) едут д*мой.

Какими значениями формы глаголов похожи? А чем различаются?

 

 

 

Проверь свои умения

 

Следующие уроки отводятся на обобщение материала, подготовку к контрольной работе и ее проведение. Еще раз обсуждается значение каждого времени. Постоянное обращение к схемам поможет постепенно осмыслить особенности временных значений. Это будет означать определенный шаг в их лингвистическом развитии, позволит более осознанно пользоваться формами времени в речи. Нужно затронуть вопрос о том, зачем изменяются глаголы. Его можно « оживить» заданием: на уроке, на перемене проследить, пользуемся ли мы в разговоре формами разных времен, изменяем ли мы эти формы. Дети понимают, мы изменяем слова, чтобы правильно, а потому понятно выражать свои мысли. Чтобы дети активизировались, можно предложить им  выучить наизусть стихотворение.

Прошедшее время-

То, что прошло:

« Вчера мы писали»,

« Солнце ушло».

 Настоящее время

Приходит теперь:

« Мы пишем имя»,

« Бегает зверь».

Будущее время

Еще не пришло:

«После уроков

Пойдем мы в кино».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Изучение темы «Изменение глаголов по временам» имеет большое значение в программе по русскому языку, так как дает основу для изучения спряжения глаголов, что сочетается с освоением правописания безударных личных окончаний этой части речи. Вся проводимая работа на раскрытие лексико-грамматических признаков глагола способствует правильному, точному и осознанному использованию глаголов в собственной речевой практике детей и в творческой работе. Дети лучше пишут сочинения, изложения  - грамотнее, красивее. У учащихся развивается речевой слух, языковой вкус. Как показала тестовая работа по теме «Времена глагола», 92% учащихся умеют определять время глагола, 88% - умеют записывать глаголы в указанном времени, 83% - умеют определять родовые окончания глаголов прошедшего времени. Дети класса с желанием принимают участие в конкурсах по русскому языку ( « Русский медвежонок »).

Еще хотелось бы сказать о том, что эффективность организации учебно-познавательного процесса в значительной степени зависит от взаимоотношений учителя и учащихся. Учителю необходимо создать такую ситуацию, при которой каждый ученик имел бы желание поделиться своими знаниями с остальными, ощущая при этом всю красоту произнесенного. А для этого нужно, чтобы класс жил в атмосфере взаимного общего интереса друг к другу, в атмосфере доверия. Эту атмосферу создает своим поведением учитель как один из участников общения – тем, как он ставит вопрос для обсуждения, как воспринимает разные мнения, насколько деликатно выражает свое мнение, оценивая высказывания других. Ребенок должен ощущать радость от общения с учителем, только в этом случае его познавательный труд будет эффективным, а обучение развивающим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко  Программа к курсу «Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. .- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.

 

2. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко  К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям – задачникам по русскому языку для 3 класса четырехлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.

 

3. Русский язык: к тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразоват. учреждений . В 2 ч. Ч. 1/ М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко .- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.

 

4. К тайнам нашего языка: Тетрадь – задачник 2 к учебнику русского языка для 3 класса общеобразоват. учреждений. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.

 

5. Нефедова Е. А, Узорова О. В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. – К.: ГИППВ, 1999.

 

6. Кустарева В А. Грамматика современного русского литературного языка. – М.,1990.

 

7. Журжина Ш. В. Словарная работа в связи с изучением темы « Глагол» в начальных классах. – М. Просвещение, 1973.

 

8. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

 

9. Новейший справочник школьника. 1-4 классы/ Г. П. Шалаева.- М.: СЛОВО, Эксмо, 2007.

 

10. Соловейчик М. С. К Тайнам языка. Работа над словом как лексической единицей. // Начальная школа. 1994. - №8

 

11. Контрольные и проверочные работы по русскому языку./ Пособие для начальной школы.-К.: ГИППВ, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Разноуровневые задания.

 

Уровень 1(низкий).

 

Запиши глаголы в три столбика.

Закроют, строим, нарисовал, бегали, надену, гуляете, будем есть, свяжете, иду, ловить, светит.

 

Уровень 2(средний).

 

Укажи с помощью глаголов на цвет ромашки, васильков, одуванчиков, травы. Составь с этими глаголами предложения.

 

Уровень 3(высокий).

 

Придумайте глаголы, используя окончания –ю, -ем, -им, -ешь, -ишь, -ет, --ит, -ут, -ют, -ат, -ят.

 

 

Творческое задание « Логические цепочки».

 

Прочитай первые и последние предложения логических цепочек. Составь для них по два недостающих промежуточных звена, передающих последовательность событий. Полученные цепочки запиши. Определи время глаголов.

 

I. 1 Поднялся ветер. 2 … . 3 … . 4 Деревья обнажились

 

II 1 Вспахали землю. 2 … . 3 … . 4 Сняли урожай.

 

III 1 Пошли сильные дожди. 2 … .3 … . 4 Коровы остались без корма

 

Образец : Поднялся ветер. Закачались ветки. Опали листья. Деревья обнажились.

 

 

Тест « Глагол»

 

1. Глаголы обозначают:

А. действия предметов;
Б. признаки предметов;
В. предмет.

2. Выберите верное утверждение.

А. Глаголы изменяются по временам.
Б. Глаголы не изменяются по временам.

3. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы:

А. что делал? что сделал?
Б. что сделает? что будет делать?
В. что делает? что делают?

4. Глаголы прошедшего времени указывают на то, что:

А. действие происходит сейчас;
Б. действие произошло или происходило ранее;
В. действие произойдет когда-то в будущем.

5. Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы:

А. что сделает? что будет делать?
Б. что делает? что делают?
В. что делал? что сделал?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверочная работа

 

Фамилия, имя __________________________________________________

1.      Определите время глагола.                                                                                    

Закроют ( … вр.), строим ( … вр.), нарисовал ( … вр.), бегали ( … вр.), надену      ( … вр.), гуляете  ( … вр.), будем есть ( … вр.), свяжете ( … вр.),  иду ( … вр.),  ловит  ( … вр.), светит ( … вр.).

 

2.      Запишите глаголы хрустеть, свистеть, гудеть в настоящем, прошедшем и будущем времени.

 

Наст. время: _________________________________________________________

Прош. время: _________________________________________________________

Буд. время: ___________________________________________________________

3.      Напишите глаголы в прошедшем времени.

Лампа свети . Мама говори . Варенье кипе . Солнце светил . Столб стоя . Вода кипе .  Суп кипе .

 

 

 

…………………………………………………………………………………………

Фамилия, имя __________________________________________________

1.Определите время глагола.                                                                                    

 Напишут ( … вр.), поём ( … вр.), прибежал ( … вр.), рисовали ( … вр.), принесу

( … вр.), смотрите  ( … вр.), будем спать ( … вр.), отрежете              ( … вр.),  ловлю          ( … вр.),  светит ( … вр.), хрустит ( … вр.).

 

2.      Запишите глаголы смотреть, лететь, читать в настоящем, прошедшем и будущем времени.

 

Наст. время: _________________________________________________________

Прош. время: _________________________________________________________

Буд. время: ___________________________________________________________

3.      Напишите глаголы в прошедшем времени.

Мама чита . Музыка игра . Море шуме . пальто висе . Чайник кипе . Река шуме .  Мальчик крича .

 

 

 

Тестовая работа  по теме « Время глагола»

 

 

 

 

п/п

 

 

 

 

     Фамилия, имя

         ученика                  

 

Показатели отслеживания

 

умение определять время глагола

умение записывать глаголы в указанном времени

умение определять родовые окончания глаголов прошедшего времени

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

11

 

 

 

 

12

 

 

 

 

13

 

 

 

 

14

 

 

 

 

15

 

 

 

 

16

 

 

 

 

17

 

 

 

 

18

 

 

 

 

19

 

 

 

 

20

 

 

 

 

21

 

 

 

 

22

 

 

 

 

23

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 Показатель по классу (%)

 

 

 

 

Норматив:  

100-90 % - высокий (оптимальный)

89-70 % - выше среднего (достаточный)

69-40 % - средний (критический, допустимый)

менее 40 % - ниже среднего (недопустимый)

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

Методическая разработка включает цикл уроков по русскому языку по теме « Изучение категории времени глаголов в 3 классе» .Она посвящена проблеме изучения правильного образования и употребления грамматических форм глагола, связанных с категорией времени. Может быть полезна учителям начальных классов общеобразовательных учреждений.


Департамент образования г. Арзамаса

Департамент образования г. Арзамаса

СОДЕРЖАНИЕ Введение 2

СОДЕРЖАНИЕ Введение 2

ВВЕДЕНИЕ С самого раннего детства до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком, с речью

ВВЕДЕНИЕ С самого раннего детства до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком, с речью

Изучение грамматических форм глагола необходимо для лингвистического и социокультурного развития детей

Изучение грамматических форм глагола необходимо для лингвистического и социокультурного развития детей

Основная часть Характеристика раздела

Основная часть Характеристика раздела

Планирование Тема « Изучение категории времени глагола в 3 классе» в программе

Планирование Тема « Изучение категории времени глагола в 3 классе» в программе

Тематическое планирование №

Тематическое планирование №

Знания и умения, которые должны получить или совершенствовать учащиеся

Знания и умения, которые должны получить или совершенствовать учащиеся

Внутрипредметные и межпредметные связи

Внутрипредметные и межпредметные связи

Рекомендации по организации и методике изучения категории времени глаголов в 3 классе

Рекомендации по организации и методике изучения категории времени глаголов в 3 классе

Приведенная ниже схема, является опорой для восприятия информации об изменениях глаголов по временам

Приведенная ниже схема, является опорой для восприятия информации об изменениях глаголов по временам

Что ты делал раньше? ______________________ , ________________________

Что ты делал раньше? ______________________ , ________________________

Анализируем слова как часть речи

Анализируем слова как часть речи

Размышляем о прошедшем времени

Размышляем о прошедшем времени

Вслух произноси слова и указывай ударение

Вслух произноси слова и указывай ударение

Проверь свои умения Следующие уроки отводятся на обобщение материала, подготовку к контрольной работе и ее проведение

Проверь свои умения Следующие уроки отводятся на обобщение материала, подготовку к контрольной работе и ее проведение

Заключение Изучение темы «Изменение глаголов по временам» имеет большое значение в программе по русскому языку, так как дает основу для изучения спряжения глаголов, что сочетается…

Заключение Изучение темы «Изменение глаголов по временам» имеет большое значение в программе по русскому языку, так как дает основу для изучения спряжения глаголов, что сочетается…

Список использованных источников

Список использованных источников

Приложения Разноуровневые задания

Приложения Разноуровневые задания

А. что делал? что сделал? Б

А. что делал? что сделал? Б

Проверочная работа Фамилия, имя __________________________________________________ 1

Проверочная работа Фамилия, имя __________________________________________________ 1

Тестовая работа по теме « Время глагола» № п/п

Тестовая работа по теме « Время глагола» № п/п

Разработка методические

Разработка методические

Аннотация Методическая разработка включает цикл уроков по русскому языку по теме «

Аннотация Методическая разработка включает цикл уроков по русскому языку по теме «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021