ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1
Разработка наглядно-дидактического материала «Коллекция тканей»
по профессионально-трудовому обучению («швейное дело»)
Разработала: учитель профессионально-трудового
обучения Шестирякова В. П.
Новочеркасск, 2019г.
АННОТАЦИЯ
Тип документа: наглядно-дидактическое пособие «Коллекция тканей».
Объект назначения: обучающиеся 5-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обоснование необходимости создания наглядно-дидактического пособия:
Проблема:
Традиционные подходы к организации уроков в специальной школе не позволяют эффективно решать задачи формирования ключевых компетенций, из которых одной из важнейших для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является умение использовать свои знания и умения в новой нестандартной ситуации. Анализ программы по швейному делу показал, что в основном, она ориентирована на детей с неосложнённой формой умственной отсталости. Поэтому возникла потребность в создании данного наглядно-дидактического материала.
Известно, что дети с нарушением интеллекта испытывают большие трудности при усвоении понятий (знаний), в которых отражаются наиболее общие, существенные и специфические признаки предметов и явлений. Понятия различаются по содержанию и степени абстрактности. Чем больше признаков содержит понятие, и чем выше степень абстрактности, тем хуже учащиеся им овладевают. Например, при изучении хлопчатобумажных или льняных тканей дети вначале испытывают трудности в их определении, но применив особые методы девочки в дальнейшем могут отличить хлопчатобумажную ткань от льняной (по толщине, жесткости, разной толщине ниток у льняной ткани и т.д.), определить образцы разных хлопчатобумажных тканей (ситец, сатин, батист, фланель).
Хуже дело обстоит с синтетическими тканями. Их довольно таки большое количество. Но так как получение этих тканей связано с химическим производством, непонятным для учащихся, а поэтому воспринимаемое абстрактно, то у учителя создаются трудности в подаче этого материала на уроке. Надо отметить, что раздел «Материаловедение» наиболее труден для восприятия учащимися, а тема «Синтетические ткани» мною, даже при использовании определенных методов не дает нужного результата.
Характерные особенности наглядно-дидактического пособия «Коллекция тканей»:
Пособие содержит подробное описание основных свойств различных тканей, что способствует лучшему запоминанию и, в дальнейшем при многократном повторе, усвоению данного материала; способствует развитию памяти, мышления, внимания, что очень важно для учащихся с нарушением интеллекта. Доступность материала поддерживает положительный эмоциональный фон на занятиях. Использование данного пособия позволяет осуществить ненавязчивое повторение и закрепление нужных учебных навыков.
Главная цель наглядно-дидактического пособия «Коллекция тканей» - данное пособие поможет детям не только освоить и закрепить основные теоретические сведения программного материала, систематизировать и закреплять пройденный материал, но и оперативно проводить контроль усвоенных знаний и сформированных умений и навыков; развивать в комплексе логическое мышление, речь, воображение, память и другие высшие психические функции.
Результаты: наглядно-дидактическое пособие «Коллекция тканей» апробировано в ГКОУ РО Новочеркасской школе-интернате №1 в течение 2018-2019 учебного года. Использование наглядно-дидактического пособия «Коллекция тканей» позволило повысить мотивацию к изучению предмета «швейное дело», стабилизировать успеваемость и качество знаний, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе обучения швейному делу; организует взаимопроверку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.