Конспект урока по биологии в 5 классе
Тема: Мхи
Учитель: Баринова Т.Н.
Тема |
Мхи
|
Цели
|
Образовательные: сформировать представления о существенных признаках мхов как группе растений, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания; познакомить с их ролью в природе и жизни человек; создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - ЛичностныеУУД: сформировать познавательный интерес, направленный на изучение растений; умения строить рассуждения - Регулятивные УУД: оценка своих учебных достижений - Коммуникативные УУД: использовать для решения задачи различные источники информации - Познавательные УУД: |
Планируемый результат |
Предметные: выделения существенных признаков строения и жизнедеятельности мхов как просто устроенных растений; сравнение мхов с другими представителями царства растений; объяснение роли мхов в природе и жизни человека Знать: как устроены мхи, их образ жизни и значение в природе и жизни человека Уметь: сравнивать мхи с другими представителями царства растений
Личностные: использовать приобретенные знания для
профилактики заболеваний Метапредметные: умение работать с источниками информации, выделять главное и делать краткие записи
|
Основные понятия |
Ризоиды, споры, болото, кукушкин лен, сфагнум, торф |
Межпредметные связи |
Экология, литература, медицина, география |
Ресурсы: - основные
- дополнительные |
Учебники, электронное приложение, гербарии мхов, дополнительная информация, компьютер, пульты для тестирования, рисунки мхов
Рабочие листы, рассказ Верзилина Н.М. |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Технология проведения |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные |
УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация
( 10 мин) |
Готовы к началу урока. Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя по теме «Лишайники» |
На прошлом уроке мы изучали тему «Лишайники ». |
Экспресс-опрос 1)Какие нам уже известны царства живой природы? 2) Где обитают лишайники? 3) Какое строение имеют лишайники? 4)Почему лишайники относятся к симбиотическим организмам? 5) Какое значение имеют лишайники для человека и природы? 6) На какие группы мы можем разделить лишайники? 7) Почему лишайники называют пионерами растительного покрова? |
- назовут изученные царства живой природы; - вспомнят строение лишайников; - способ питания и дыхания; - многообразие лишайников; -значение лишайников в природе и жизни человека; |
Регулятивные (самоорганизация к уроку) Коммуникативные( умение слушать и слышать учеников) |
||||||||||||||||||||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности (5 мин) Цели:
|
Отгадывают о чем идет речь?
Карандашом подчеркивают интересные моменты. |
(На фоне спокойной музыки.) Великий ученый Альберт Эйнштейн как-то сказал: «Есть два способа прожить свою жизнь. Первый – так, как будто чудес не бывает. Второй – так, как будто все на свете является чудом». Какой из этих способов вам больше нравится? Почему? Представьте себе, что мы находимся в лесу. Тепло, ласково светит солнышко. Мы идем по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Слышим птичий гомон, вокруг летают бабочки, шмели. Нам хорошо и радостно.
Но вдруг на пути возникает…ни море, ни земля, корабли не плывут и ходить нельзя. Что это?
Что там интересного?
Во- первых: из таких болот берут начало реки. И великая русская река Волга, на которой мы имеем счастье жить, тоже начинается с такого небольшого ручейка.
(Слайды.)
А во –вторых… Чтобы ответить на вопрос нам поможет рассказ Н.М.Верзилина.
Какую бы вы предложили тему урока? О какой группе организмов пойдет речь на уроке? |
Загадка о болоте. Потом появляется картинка болота.
Читают рассказ Николая Михайловича Верзилина «Склад перевязочных средств на болоте».
|
|
(Познавательные УУД). Умение выделять главное из прочитанного (Коммуникативные УУД). Умение слушать (Регулятивные УУД). Умение слушать других |
||||||||||||||||||||||||||||||
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели:
|
Формулируют цели урока. |
Итак, тема урока - «Мхи». Закончите фразу: «Сегодня на уроке я хочу узнать…»
Дополняет и обобщает: 1) Строение мхов; 2) Сравнение сфагнума и кукушкина льна 3) Практическое применение мхов.
Как построим свою работу на уроке?
Если в процессе урока у вас возникнет вопрос, запишите его в рабочий лист.
|
На рабочих листах записывают, чтобы хотели узнать на уроке. Потом проговаривают.
- прочитаем текст в учебнике - посмотрим на рисунки в учебнике - запишем и сравним особенности строения мхов
|
|
(Познавательные УУД). Интерес к изучаемой теме (Коммуникативные УУД). Умение слушать (Регулятивные УУД). Умение ставить задачи на урок |
||||||||||||||||||||||||||||||
III. Изучение нового (10 мин) Цели:
|
л/р «Строение мха» отчет в тетради
После просмотра ответят на вопрос; Есть стебель, лист, но нет корней.
1 вариант – кукушкин лен 2 вариант - сфагнум |
Как продолжили фразу в тетради? Почему мхи относятся к высшим споровым растениям? Мхи однолетние или многолетние растения?
Все ли мхи имеют одинаковое строение? |
1) Смотрят электронное приложение к УМК. № 81 Многообразие мхов.
2) В рабочей тетради выполнить задание № 46,47
№ 93 Мох – это высшее растение.
№94 Перечислите основные черты строения мхов_____ ( стебель, лист, ризоиды, споры(для размножения)
3) Используя, учебник §14 составить сравнительную характеристику мха сфагнум и кукушкина льна.
4) Через 6 мин рассказывают друг другу об изученном объекте. В итоге должна быть таблица заполнена следующим образом.
Физкультминутка
5) Интерактивная доска ( работа всего класса)
Он снизу седоватый, Повыше - зеленей. Коль нужно будет ваты, Нарви его скорей. На кустиках поляны Подсушен в летний зной, Он партизанам раны Лечил в глуши лесной.
6) Какую оценку вы бы поставили автору стихотворения за знанием мхов. ( работа в группе)
7) Выполните задание в тетради № 46
8) Просмотр анимации электронного приложения № 83 Образование торфа и его использование.
9) Записать в рабочем листе «Как используется торф человеком» |
|
(Коммуникативные УУД).работа в паре, умение слушать друг друга.
(Познавательные УУД) Слушают информацию, делают краткие записи в тетради Метапредметные: умение сравнивать два объекта, выделять существенные признаки, анализировать информацию |
||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Закрепление нового (15 мин) Цель:
|
|
1) Почему мхи относятся к высшим споровым растениям? 2) Какое строение имеют мхи? 3) Как они размножаются? 4) Чем кукушкин лен отличается от сфагнума? 5) Почему мхи способствуют заболачиванию территории ? 6) Чем объяснить разную интенсивность зеленой окраски сфагнума и кукушкина льна
|
|
|
(Познавательные УУД).
(Коммуникативные УУД). Умение слышать и слушать других |
||||||||||||||||||||||||||||||
V. Контролирующее задание (4 мин) Цель: - проверить умение . |
|
|
Тест с использованием системы быстрого тестирования.
А) многолетнее растение В ) двулетнее растение С ) однолетнее растение
А) есть ризоиды В) есть хлорофилл С) есть стебель, листья
А) отсутствием листьев В)отсутствием стебля С) отсутствием ризоидов
А) фотосинтезирует В) проводит питательные вещества С) впитывает воду
кукушкина льна и сфагнума? А) есть ризоиды В) есть листья и стебли С) есть корни
А) бурый уголь В) каменный уголь С) торф
А) вместо гипса В) как перевязочный материал С) как продукт питания
|
|
(Познавательные УУД)
(Личностные УУД).
(Регулятивные УУД). |
||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: |
|
- Вернемся к высказыванию Альберта Эйнштейна. С какими чудесами земной природы мы сегодня впервые познакомились? - Что вам показалось самым интересным? Полезным для природы и человека? Жизненно необходимым для природы и человека?
Оцените свою работу на уроке. Кого бы вы с одноклассников отметили за активную работу на уроке. Проанализируйте на все ли вопросы мы нашли ответы в процессе урока.
|
|
|
(Коммуникативные УУД).
(Регулятивные УУД).
(Личностные УУД). |
||||||||||||||||||||||||||||||
Итог урока. Д\З |
§ 14, в . |
Спасибо за урок! Вы все очень хорошо работали. И мне бы хотелось , чтобы вы жили – так, как будто все на свете является чудом!
|
|
|
|
Тема:_______________________________________
Я хочу узнать______________________________________________
_________________________________________________________ __________________________________
_________________________________________________________ ___________________________________
__________________________________________________________ ___________________________________
__________________________________
Черты сравнения |
1вариант
|
2 вариант |
Стебли |
не ветвистые ветвистые
|
Не ветвистые ветвистые |
Листья |
Узкие Более широкие |
Узкие Более широкие
|
Наличие ризоидов |
Есть Нет |
Есть Нет |
Коробочка |
Удлиненная Круглая |
Удлиненная Круглая |
Наличие воздушных клеток |
Нет Есть |
Нет Есть |
Окраска растения |
Ярко- зеленая Светло-зеленая |
Ярко-зеленая Светло-зеленая |
Количество накапливаемой влаги |
Небольшое Очень большое |
Небольшое Очень большое |
Где растет |
В лесу На болоте |
В лесу На болоте |
Образует ли торф |
Нет Да |
Нет Да |
Оценка за тест:__________
Оцените свою работу на уроке
Оцените работу всего класса
Д\З: §14, № 96,
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.