Тема урока: Сложные эфиры
І. Организационный момент. (1 мин.)
1. Приветствие.
2. Проверка подготовленности обучающихся к учебному занятию.
3. Организация внимания.
ІІ. Проверка домашнего задания. (7 мин.)
Для проверки домашнего задания (повторение химических свойств спиртов и карбоновых кислот) обучающимся выдаются карточки с заданиями (2 варианта). Работы выполняются в тетрадях для самостоятельных работ. По истечении времени ребята сдают работы учителю.
Задания 1 варианта:
1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений веществ:
Этан → Этилен → Этиловый спирт → Уксусная кислота → Ацетат натрия
2. К раствору, содержащему 24,4 г карбоната натрия прибавили избыток уксусной кислоты. Определите массу образовавшейся соли.
3. В двух склянках без этикеток находятся два вещества: этилен, этанол. Как определить эти вещества химическим путем?
Задания 2 варианта:
1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений веществ:
Карбид кальция → Ацетилен → Этилен → Этанол → Уксусная кислота
2. К раствору, содержащему 24,4 г карбоната натрия прибавили избыток уксусной кислоты. Определите объем (н.у) выделившегося газа.
3. В двух склянках без этикеток находятся два вещества: глицерин, уксусная кислота. Как определить эти вещества химическим путем?
III. Изучение нового материала (25 мин)
Учитель. При изучении кислот мы неоднократно встречались с их производными — сложными эфирами. Рассмотрим этот класс соединений более углубленно. Откройте, пожалуйста, §29, страница 135. Органические вещества, которые образуются в реакциях кислот со спиртами, относят к сложным эфирам. (Дети записывают определение)
Реакции образования сложных эфиров идут с отщеплением воды:
O O
// //
R - C + H-O-R1 → R - C + H2O
\ \
O-H O-R1
карбоновая спирт сложный
кислота эфир
(R и R1 – радикалы углеводородов, одинаковые или разные).
При помощи изотопа кислорода с массовым числом 18 удалось установить, что гидроксильная группа в этой реакции отщепляется от молекулы карбоновой кислоты:
O O
// //
R - C + H 188O-R1 → R - C + H2O
\ \
O-H 188O-R1
Физкультминутка. (1 мин.)
Упражнения для глаз.
Ø Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Ø Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.
Учитель. Молодцы! А теперь продолжим изучать сложные эфиры. Итак, номенклатура.
Названия сложных эфиров образуют от названий соответствующих спиртов и кислот, например: (дети записывают формулы и названия веществ)
O O
// //
H - C R - C
\ \
O-CH3 O-C2H5
метилформиат, этилацетат,
или метиловый эфир или этиловый эфир
муравьиной кислоты уксусной кислоты
O
//
H - C
\
O-CH2-СH2-CH-CH3
|
CH3
изопентилацетат,
или изопентиловый эфир уксусной кислоты
Физкульминутка. (1 мин.)
Выполнение несколько упражнений для улучшения мозгового кровообращения и для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
Учитель. Изучим нахождение сложных эфиров в природе и физические свойства.
ЦОР: Нахождение сложных эфиров в природе
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d777bfad-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_21_03.jpg
Сложные эфиры содержатся в цветках, фруктах, ягодах. Сложные эфиры простейших одноосновных кислот и спиртов — жидкости, легче воды, летучие и в большинстве случаев обладающие приятным запахом. Например, изопентиловый эфир уксусной кислоты (изопентилацетат) имеет запах груши, бутиловый эфир масляной кислоты — ананаса (рис.37, страница 136). Синтетические сложные эфиры в виде фруктовых эссенций используются наряду с другими душистыми веществами в производстве вод, кондитерских изделий, при изготовлении духов и одеколонов. Некоторые из сложных эфиров (например, этиловый эфир уксусной кислоты) служат растворителями.
Температуры кипения и плавления сложных эфиров ниже, чем соответствующих органических кислот. В воде растворимы только сложные эфиры с небольшой относительной молекулярной массой.
Учитель: Рассмотрим получение эфиров. В лаборатории получают эти вещества путем взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. Реакции образования сложных эфиров называют реакциями этерификации.
Реакции этерификации обратимы. Чтобы сместить равновесие такой реакции в сторону выделения сложного эфира, обычно пользуются концентрированной серной кислотой, которая связывает воду.
Сложные эфиры получают также при взаимодействии минеральных кислот со спиртами, например при нитровании глицерина.
Лабораторная работа
Тема: Получение уксусноэтилового эфира
Цель: провести реакцию этерификации и получить уксусноэтиловый эфир
Оборудование: прибор для получения галоидоалканов, штатив, горелка, огнезащитная прокладка, мерный цилиндр, мерная пробирка.
Техника безопасности. Соблюдать правила работы с кислотами и правила работы с горючими жидкостями.
Ход работы:
Проведем реакцию этерификации в приборе для получения галоидоалканов. В реакционную колбу поместим этиловый спирт, уксусную кислоту и концентрированную серную кислоту. Серная кислота используется как водоотнимающее средство. Так как реакция этерификации обратима, необходимо удалять воду. В холодильник нальем насыщенный раствор поваренной соли. В этом растворе растворимость эфира минимальна. При нагревании смеси образуется летучий уксусноэтиловый эфир. Он конденсируется в холодильнике. Он легче воды и раствора соли. Поэтому он образует верхний слой жидкости. Для лучшей видимости прибавим в холодильник подкрашенную воду. Эфир растворяет краситель, и верхний слой становится хорошо заметен.
СН3СООН + С2Н5ОН = H2О + CH3COOС2Н5
Примечание: Видео «Получение уксусноэтилового эфира»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2638df79-e8e5-0109-e2e2-cd2fa153a7bb/index.htm
Учитель: Рассмотрим химические свойства. Характерное свойство сложных эфиров — их взаимодействие с водой — гидролиз:
O O
// //
CH3 - C + HOH → CH3 - C + C2H5OH
\ \
O-C2H5 OH
этилацетат уксусная кислота этанол
Гидролиз протекает как в кислой, так и в щелочной среде. В щелочной среде гидролиз становится необратимым, поскольку щелочь связывает карбоновую кислоту в соль:
Реакцию щелочного гидролиза сложного эфира называют омылением.
O O
// //
R1 - C + NaOH → R1 - C + R2-OH
\ \
O-R2 ONa
Учитель: Применение сложных эфиров
ЦОР. Применение сложных эфиров
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d777bfae-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_21_04.jpg
Рассмотрим рисунок 38, страница 137. Полиметилакрилат (полимер сложного эфира CH2=CH-COOCH3) широко используются в производстве пластмасс.
В конце XIX — начале ХХ века, когда органический синтез делал свои первые шаги, было синтезировано и испытано фармакологами множество сложных эфиров. Они стали основой таких лекарственных средств, как салол, валидол и др. Как местнораздражающее и обезболивающее средство широко использовался метилсалицилат, в настоящее время практически вытесненный более эффективными средствами.
Ребята, скажите, пожалуйста, где применяются сложные эфиры? (Ответы: в парфюмерной, пищевой промышленностях, как растворители, для получения волокон (нитрона)).
Учитель: Рассмотрим схему 7 на странице 130. На схеме показана генетическая связь сложных эфиров с другими классами органических веществ. Из каких веществ можно получить сложные эфиры? (Ответы: из карбоновых кислот и спиртов).
IV. Закрепление знаний. (7 мин.)
Учитель. Для закрепления знаний выполним задания №1, 2, 3, 4, 5(а) по учебнику, страница 138.
Задание №1
Какие вещества относят к сложным эфирам? Составьте две-три уравнения реакций их образования.
Задание №2
Какой вид изомерии характерен для сложных эфиров? Напишите формулы двух-трех изомеров и их названия.
Задание №3
Охарактеризуйте физические и химические свойства сложных эфиров. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Задание №4
Где применяют сложные эфиры?
Задание №5
Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
СН → СH3OH
↓
C2H2 → ? →CH3COOH →CH3COOC2H5
Задание №6
Какую массу (в г) этилацетата можно получить из 60 г уксусной кислоты и 70 г этанола, если выход сложного эфира равен 80%?
V. Домашнее задание. (1 мин.)
§ 29, №5 (б), 6 с.138
Творческое задание: подготовить сообщение «Сложные эфиры в медицине»
VI. Рефлексия. (1 мин.)
Ответьте на утверждение знаком «+» или «–».
1. На уроке было над чем подумать.
2. Я понял новую тему.
3. На все возникшие у меня вопросы я получил ответы.
4. По новой теме мне необходима дополнительная консультация.
5. На уроке я поработал добросовестно.
VII. Подведение итогов урока. (1 мин.)
Сложные эфиры – класс соединений на основе минеральных (неорганических) или органических карбоновых кислот, у которых атом водорода в НО-группе замещен органической группой R. Реакции образования сложных эфиров называют реакциями этерификации. Характерное свойство сложных эфиров — их взаимодействие с водой. Реакцию щелочного гидролиза сложного эфира называют омылением. Сложные эфиры содержатся в цветках, фруктах, ягодах. Применяются сложные эфиры в парфюмерной, пищевой промышленностях, как растворители, для получения волокон (нитрона).
Спасибо за внимание! До свидания!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.