Разработка проекта по поликультурному образованию для реализации в образовательном учреждении
Название проекта:
Миру мир
Актуальность
Формирование духовного мира детей – одна из сложных и очень
важных проблем современного мира. Новые социально-экономические условия, рыночные отношения устанавливают задачу более раннего гражданского и творческого становления подрастающего поколения.
Актуальность данной темы определена рядом событий и причин, которые происходят в обществе и образовании в целом. С одной стороны, происходит рост национального самосознания, а с другой - усиление проявлений национализма и шовинизма. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их следует воспитывать вновь и вновь. Чем быстрее начнется формирование данных качеств личности, тем большую устойчивость они получают.
В многонациональном социуме идея поликультурного воспитания видится в использовании научных и культурных достижений других народов в воспитательных целях, воспитание в духе дружбы, разумной терпимости
и взаимопонимания людей различных национальностей, а присутствие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решение двойной задачи: стимулировать интерес обучающихся к новому знанию и вместе с этим предлагать разные точки зрения на окружающий мир. В процессе конструирования знаний понимаются, изучаются определяются знания при помощи опыта всех этнических и культурных групп.
С учетом обстоятельств, которые были названы, поликультурное образование является одной из самых сложных, но злободневных задач настоящего времени. Образование, начиная с дошкольного, должно содействовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам. Ребенку следует понемногу в практике настоящего общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми.
Бесспорно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, которое направленно на интеграцию культур и народов, имеющих цель дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это доказывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, которая способна к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.
Цель
Создать полноценную систему поликультурного образования, которая способна на основе формирования личности, сохраняющей собственное этнокультурное наследие и стремящейся к пониманию других культур, готовой к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде. Обеспечить благоприятный демократический и гуманистический социальный климат, который способствует гармонизации отношений между представителями всех социокультурных групп населения в интересах гражданской идентичности.
Задачи
-овладение основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, которое направленно на осознание эффективности комфортного поведения в многоэтническом социуме на пользу развития России;
- воспитание понимания, позитивной силы национальной культуры для исторической миссии нации, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям;
- воспитание положительного отношения к культурным различиям, которые обеспечивают условия для самореализации личности;
- приобщение к основам мировой культуры, и воспитание уважения к представителям других народов;
- формирование культуры межнациональных отношений учащихся;
- воспитание личности в духе мира, взаимопонимания с другими народами, осознания необходимости сохранения культуры мира;
- глубокое и всестороннее усвоение основ национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума.
Целевая аудитория, длительность
Средняя школа. Год
Примерный план мероприятий
1. Ознакомление и обсуждение проекта.
2. Заседание педагогического совета «Планирование работы по
реализации проекта». Проведение лекций для учителей
по вопросам поликультурного воспитания.
3. Анкетирование участников образовательного процесса «Мое отношение к носителям различных культурных, религиозных, этнических традиций».
4. Консультативная помощь детям в разрешении конфликтов с друзьями, родителями, учителями.
5. Проведение тренингов по групповой сплоченности, снятие личностной и ситуативной тревожности.
6. Обучение умению выхода из конфликтной ситуации и ее предотвращения.
7. Проведение бесед по воспитанию терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.
8. Целесообразное использование интерактивных технологий, содержащие большие возможности эмоционально-личностного воздействия на формирование личности, ее коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений.
Основополагающие принципы
- принцип преемственности;
- принцип дифференциации и разнообразия;
- принцип креативности;
- принцип культурной целостности;
- принцип объемной картины мира.
Этапы реализации и их содержание.
Тематика |
Занятия |
«Я и другие» |
Сочинения на заданную тему, выставка работ, которые выполняются своими руками Перепись населения в 5 классе Классные часы: «Мы составляем наш автопортрет» (5 класс) «Откровенный разговор о нас самих». |
«Мой дом, моя семья, мой город» |
Совместные с родителями мероприятия (в т.ч. спортивные) Детско-родительские праздники: «Мои предки в труде и в быту» «Человек и его корни». |
«Мир вокруг» |
Разбор политических, социальных, нравственных ситуаций Классные часы: «Что мы знаем о народах населяющих Россию «Золотое кольцо России» «Праздники народов России |
«Грамматика общения», «Основы конструктивного взаимодействия» |
Цикл классных часов, бесед: «Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!» «Что за роскошь – человеческое общение» Праздник русской масленицы; «Основы нравственности». |
«Все разные – все равны» |
«Национальный язык», «Национальная литература» Праздник «Великое русое слово» Заочные экскурсии по литературным местам |
«Человек и природа» |
Составление рассказов о природе, доклады и выступления Праздник «Русская береза» Уроки неожиданных открытий природы Экологическая тропа «Заочная экскурсия по музеям- заповедникам» |
«Человек и общество» |
«Введение в этнологию» «Информационная культура» Классные часы: «Чем вправе гордиться русская нация» «Противоречивость русского характера. Хорошо это или нет?» «Волшебный мир народных инструментов» «Народные ремесла (Палех, Хохлома, Городец, Гжель, Дымковская игрушка) |
«Человек и история» |
Политические информации, обзор событий в мире Мировая история, имена в мировой истории Ток-шоу «Кого можно считать патриотом?» Факультативы «Светочи России (великие полководцы, ученые, путешественники, деятели православия, строители дорог актеры) Классные часы: «Достижения русских ученых и изобретателей» «Отечество славлю, которое есть…» |
«Человек и мир» |
Цикл классных часов, бесед на раскрытие духовных и культурно-исторических ценностей: Уроки этикета, гостеприимства, умного зрителя, любимой книги, возвращения к истокам, фантазии; Конкурсы творчества, любимого труда. |
Ожидаемый результат (конечные цели)
Проект нацелен на формирование личности, которая способна к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, которая обладает хорошим чувством понимания и уважения собственной национальной культуры и иных национальных культур.
Результатом проекта является формирование поликультурного мышления, которое способствует бесконфликтной гражданской идентификации личности в многокультурном обществе.
В качестве конкретных показателей, параметров и характеристик
эффективности могут выступать следующие признаки:
- онаправленность на гуманистические ценности, общую культуру личности, российские общенациональные культурные ценности;
- социальная адаптированность и адекватность развивающейся личности;
- изменчивость и гибкость предлагаемой технологии (для возможной
корректировки);
- применение личностно-ориентированного, возрастного и индивидуального подходов к проблеме;
- согласование индивидуального подхода с групповой гармонией;
- согласование требований образовательной программы и желаний ребенка;
- включенность родителей и учитывание их запросов в данном направлении воспитания;
- готовность педагога к осуществлению поликультурного образования.
Список литературы
1. Сыродеева А.А. Поликультурное образование: учеб.-метод. пособие. – М.,2001.
2. Баранова Т.С. Психологическое исследование социальной идентичности // Социальная идентификация личности: В 2-х кн. – М.,
1994. – Кн. 2.
3. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. – СПб, 2005.
4. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. –2000. – № 2. – С. 105–107.
5. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности
школьника в процессе поликультурного образования на уроках. // Педагогика. –2002. –285 с.
6. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. — СПб.: Питер, 2002.
7. Макаев В. Поликультурное образование – актуальная проблема
современной школы // Педагогика. – 1999. – № 4.
8. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. – М.; Воронеж, 2000.
9. Галкина Е.М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентичности (опыт зарубежных исследований) // Духовная культура и этническое самосознание наций. – М., 1990. – Вып. 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.