Разработка проекта по поликультурному образованию для реализации в образовательном учреждении

  • docx
  • 27.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала п.docx

 

 

 

 

 

 

Разработка проекта по поликультурному образованию для реализации в образовательном учреждении

 

Название проекта:

Миру мир

Актуальность

Формирование духовного мира детей – одна из сложных и очень

важных проблем современного мира. Новые социально-экономические условия, рыночные отношения устанавливают задачу более раннего гражданского и творческого становления подрастающего поколения.

Актуальность данной темы определена рядом событий и причин, которые происходят в обществе и образовании в целом. С одной стороны, происходит рост национального самосознания, а с другой - усиление проявлений национализма и шовинизма. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их следует воспитывать вновь и вновь. Чем быстрее начнется формирование данных качеств личности, тем большую устойчивость они получают.

В многонациональном социуме идея поликультурного воспитания видится в использовании научных и культурных достижений других народов в воспитательных целях, воспитание в духе дружбы, разумной терпимости

и взаимопонимания людей различных национальностей, а присутствие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решение двойной задачи: стимулировать интерес обучающихся к новому знанию и вместе с этим  предлагать разные точки зрения на окружающий мир. В процессе конструирования знаний понимаются, изучаются определяются знания при помощи опыта всех этнических и культурных групп.

 

С учетом обстоятельств, которые были названы, поликультурное образование является одной из самых сложных, но злободневных задач настоящего времени. Образование, начиная с дошкольного,  должно содействовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам. Ребенку следует  понемногу в практике настоящего  общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми.

Бесспорно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, которое направленно на интеграцию культур и народов, имеющих цель  дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это доказывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, которая способна к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.

 

 

 

Цель

Создать полноценную систему поликультурного образования, которая способна на основе формирования личности, сохраняющей собственное этнокультурное наследие и стремящейся к пониманию других культур, готовой к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде. Обеспечить благоприятный демократический и гуманистический социальный климат, который способствует гармонизации отношений между представителями всех социокультурных групп населения в интересах гражданской идентичности.

 

Задачи

-овладение основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, которое направленно на осознание эффективности комфортного поведения в многоэтническом социуме на пользу развития России;

- воспитание понимания, позитивной силы национальной культуры для исторической миссии нации, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям;

- воспитание положительного отношения к культурным различиям, которые обеспечивают условия для самореализации личности;

- приобщение к основам мировой культуры, и воспитание уважения к представителям других народов;

- формирование культуры межнациональных отношений учащихся;

- воспитание личности в духе мира, взаимопонимания с другими народами, осознания необходимости сохранения культуры мира;

- глубокое и всестороннее усвоение основ национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума.

 

Целевая аудитория, длительность

Средняя школа. Год

 

 

Примерный план мероприятий

 

1. Ознакомление и обсуждение проекта.

2. Заседание педагогического совета «Планирование работы по

реализации проекта». Проведение лекций для учителей

по вопросам поликультурного воспитания.

3. Анкетирование участников образовательного процесса «Мое отношение к носителям различных культурных, религиозных, этнических традиций».

4. Консультативная помощь детям в разрешении конфликтов с друзьями, родителями, учителями.

5. Проведение тренингов по групповой сплоченности, снятие личностной и ситуативной тревожности.

6. Обучение умению выхода из конфликтной ситуации и ее предотвращения.

7. Проведение бесед по воспитанию терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.

8. Целесообразное использование интерактивных технологий, содержащие большие  возможности эмоционально-личностного воздействия на формирование личности, ее коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений.

 

 

 

 

Основополагающие принципы

 

- принцип преемственности;

- принцип дифференциации и разнообразия;

- принцип креативности;

- принцип культурной целостности;

- принцип объемной картины мира.

 

Этапы реализации и их содержание.

 

Тематика

Занятия

«Я и другие»

Сочинения на заданную тему, выставка работ, которые выполняются своими руками

Перепись населения в 5 классе

Классные часы:

«Мы составляем наш автопортрет» (5 класс)

«Откровенный разговор о нас самих».

«Мой дом, моя семья, мой город»

Совместные с родителями мероприятия (в т.ч. спортивные)

Детско-родительские праздники:

«Мои предки в труде и в быту»

«Человек и его корни».

«Мир вокруг»

Разбор политических, социальных, нравственных ситуаций

Классные часы:

«Что мы знаем о народах населяющих Россию

«Золотое кольцо России»

«Праздники народов России

«Грамматика общения»,

«Основы конструктивного взаимодействия»

Цикл классных часов, бесед:

«Здравствуй, мир! Здравствуй,

друг!»

«Что за роскошь – человеческое

общение»

Праздник русской масленицы;

«Основы нравственности».

«Все разные – все равны»

«Национальный язык», «Национальная литература»

Праздник «Великое русое слово»

Заочные экскурсии по литературным местам

«Человек и природа»

Составление рассказов о природе,

доклады и выступления

Праздник «Русская береза»

Уроки неожиданных открытий

природы

Экологическая тропа

«Заочная экскурсия по музеям-

заповедникам»

«Человек и общество»

«Введение в этнологию»

«Информационная культура»

Классные часы:

«Чем вправе гордиться русская нация»

«Противоречивость русского характера. Хорошо это или нет?»

«Волшебный мир народных инструментов»

«Народные ремесла (Палех, Хохлома, Городец, Гжель, Дымковская игрушка)

«Человек и история»

Политические информации, обзор событий в мире

Мировая история, имена в мировой истории

Ток-шоу «Кого можно считать

патриотом?»

Факультативы «Светочи России

(великие полководцы, ученые, путешественники, деятели православия, строители дорог актеры)

Классные часы:

«Достижения русских ученых и

изобретателей»

«Отечество славлю, которое

есть…»

«Человек и мир»

Цикл классных часов, бесед на

раскрытие духовных и культурно-исторических ценностей:

Уроки этикета, гостеприимства,

умного зрителя, любимой книги,

возвращения к истокам, фантазии;

Конкурсы творчества, любимого

труда.

 

 

 

 

 

 

Ожидаемый результат (конечные цели)

 

Проект  нацелен  на формирование личности, которая способна к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, которая обладает хорошим чувством понимания и уважения собственной национальной культуры и иных национальных культур.

Результатом проекта  является формирование поликультурного мышления, которое способствует бесконфликтной гражданской идентификации личности в многокультурном обществе.

В качестве конкретных показателей, параметров и характеристик

эффективности могут выступать  следующие признаки:

- онаправленность на гуманистические ценности, общую культуру личности, российские общенациональные культурные ценности;

- социальная адаптированность и адекватность развивающейся личности;

- изменчивость и гибкость предлагаемой технологии (для возможной

корректировки);

- применение личностно-ориентированного, возрастного и индивидуального подходов к проблеме;

- согласование индивидуального подхода с групповой гармонией;

- согласование требований образовательной программы и желаний ребенка;

- включенность родителей и учитывание их запросов в данном направлении воспитания;

- готовность педагога к осуществлению поликультурного образования.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Сыродеева А.А. Поликультурное образование: учеб.-метод. пособие. – М.,2001.

2. Баранова Т.С. Психологическое исследование социальной идентичности // Социальная идентификация личности: В 2-х кн. – М.,

1994. – Кн. 2.

3. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. – СПб, 2005.

4. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. –2000. – № 2. – С. 105–107.

5. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности

школьника в процессе поликультурного образования на уроках. // Педагогика. –2002. –285 с.

6. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. — СПб.: Питер, 2002.

7. Макаев В. Поликультурное образование – актуальная проблема

современной школы // Педагогика. – 1999. – № 4.

8. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. – М.; Воронеж, 2000.

9. Галкина Е.М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентичности (опыт зарубежных исследований) // Духовная культура и этническое самосознание наций. – М., 1990. – Вып. 1.