разработка рабочей тетради к авторской образовательной программе дополнительного образования « Я И МОЯ ПЛАНЕТА»

разработка рабочей тетради к авторской образовательной программе дополнительного образования « Я И МОЯ ПЛАНЕТА»

Медиа
docx
29.11.2019
Я и Моя Планета.docx

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Глазовский государственный педагогический институт

имени В.Г. Короленко»

 

 

 

 

 

 

 

 

рабочая тетрадь к образовательной программе дополнительного образования

« Я и моя планета»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направленность: естественнонаучная

Форма обучения: очная

Класс: 3 класс.

Место реализации программы: ФГБОУ ВО «ГГПИ»

Автор: студентка 1 курса, Аверкиева М.Е

Научный руководитель: старший преподаватель каф. ФК и БЖД Петрова З.Н.

 

 

Глазов 2019

 

 

 

 

Рабочая тетрадь предназначена для сопровождения курса « Я и МОЯ ПЛАНЕТА» направленного на формирование экологической культуры и экологического сознания детей в начальной школе. Основной акцент в заданиях рабочей тетради сделан на проблему охраны природы и ресурсосбережения.

Работа в рабочей тетради позволяет решить следующие задачи:

Обучающие:

  • Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в хозяйственной деятельности;
  • Учить основам экологических знаний;
  • Знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

  • Продолжить формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
  • Воспитывать у учащихся ответственное отношение к окружающей среде;
  • Продолжить формировать необходимость соблюдения человеком правил поведения в природе.

Развивающие:

·                    Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой, экономичного введения хозяйства.

·                    Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

·                    Развивать эмоционально доброжелательное отношение к природе, духовно-нравственные чувства.
Ожидаемые результаты:

·         формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности;

·          формирование способности обучающихся к бережному отношению природы;

·         развитие целесообразного пользования и отношения к природе.
Метапредметные результаты:

·          планирование деятельности, составление плана и анализ промежуточных результатов;

·         умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

·          умение пользоваться экологическими  ресурсами, оценивать полезность, своих действий;

·          приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов (проведение экологических игр с помощью программы learningapps).

·         получение представления о чрезмерном пользовании экологических ресурсов.

Задание №1

 

Давай поиграем!

 

Наведем порядок в куче мусора.
Разложи кapточки с обознaчением paзных предметов в кругах игрового поля.       

 

Игровое поле

Задание:
Понаблюдай, сортируют ли мусор жильцы вашего дома? Выясни, как долго разрушаются в природе вещества из разных материалов.

Как ты думаешь для чего необходимо сортировать мусор?

______________________________________________________________

Задание №2
Давайте поэкспериментируем!

Сколько мусора и хлама накапливается в классе (масса, г)?

 

Работaем в группе

 Aккуратно, в перчатках пересыпьте мусор из классной урны в большой пластиковый мешок. Обсудите содержимое. Завяжите мешок и взвесьте на бытовых весах. Результат занесите в таблицу, которую повесьте в классе. Повторите опыт в течение нескольких дней или недель.     

 

Где

накапливается мусор

За какой срок

 

За день

 

За неделю

 

За месяц

В урне

 

 

 

На полу

 

 

 

В партах

 

 

 

 

1. Как изменилось количество мусора, которое вы выбрасываете?

_________________________________________________________

2. Какой мусор у вас преобладает (бумажный, пластиковый, пищевой)?

_________________________________________________________

3. Обсудите, Как можно уменьшить количества мусора?


Задание №3

Давай пообщаемся!

 

 Интервью

Представь что ты журналист.

Давай узнаем, каково мнение разных людей о проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами.

Составь вопросы для интервью, приготовь (если есть такая возможность) диктофон для записи ответов анкеты. Во время интервью соблюдай правила:

1.Выбеpи группу людей.
2.  Уточни, есть ли у них свободное время для ответов на вопросы;
3. Задавай вопросы вежливо;
4. Внимательно выслушай ответы и не забудь поблагодарить за них.

 

Примерные вопросы для интервью:

·        Вам нpавится видеть улицы (школу, магазин, стадион и т.д.), полные мусора?

·        Как Вы думаете, откуда берется мусор?

·        А вы оставляете мусор на улице (в школе, магазине и т.д.)?

·        Какого типа мусоp Вы встречаете чаще всего?

·        Пользуетесь ли Вы урнами?

·        Каковы Ваши предложения по уменьшению количества мусора и поддержанию чистоты?

·        Распределяете ли Вы мусор по специальным мусорным бакам        (пластик, стекло, бумага и т.д.)?

·        Как часто Вы выбрасываете мусор?

 

 

Готов к работе? Тогда вперед!

 

 

Задание №4

Давай порассуждаем!

 

«Хозяйский взгляд»

Попробуй  дать определение человеку, про которого можно сказать «хозяйственный человек», «хозяин». Попытайся объяснить, кaкой смысл ты вкладываешь в эти слова. Узнай мнение своих родителей по этому вопросу и сравни, чем отличаются твои ответы и родителей. Заполнить таблицу «Хозяин ли я?», поставив знак «+» на пересечении строк и столбцов, чтобы получилась фраза, подходящая для ответа. Например, «собирать макулатуру» + «я это делаю», или «использовать многократно пластиковые пакеты  +  я не хочу это делать» и т.д. Дополни строки таблицы своими предложениями по экономному и бережному ведению хозяйства.

Возможные действие

Я это делаю

Я не хочу  это делать

Я не могу это делать

Я сделаю это

Собирать макулатуру

 

 

 

 

Покупать молочные продукты в стеклянной таре

 

 

 

 

Использовать для записи обе стороны листа

 

 

 

 

Использовать пластиковые пакеты несколько раз

 

 

 

 

 Вопросы:
1. Захотелось ли тебе поделиться своими размышлениями с друзьями?
__________________________________________________________________
2. Что изменится в твоей жизни после выполнения этого задания?
__________________________________________________________________
3. Как изменится окружающая среда, если люди буду поступать, так же как и ты?

_______________________________________________________________________

Задание №5

Давай поконструируем!

 «Исчезновение мусора»

На ленте делается разметка временных интервалов: 1 месяц, 6 месяцев, 100 лет, 500 лет, 1000 лет.
Подготавливаются предметы или карточки с их изображениями, в скобках указывают сроки разложения отходов в природе: огрызок яблока (1 месяц),

лист бумаги (6 месяцев), газета (1 год), консервная банка ( 100 лет), отходы пенопласта ( от 80 лет  до 400 лет, пластиковые бутылки и отходы пластмасс ( 500 лет), стекло (1000 лет) https://joeforamerica.com/wp-content/uploads/2013/04/apple.jpg   https://egiprinting.com/wp-content/uploads/2015/03/20160330_142618-1024x576.jpg   https://newsn1.com/img/knews/20190113/19422591.jpghttps://img.novobyt.ru/images/p/67/679f0c96-ce22-4b77-bb1d-cc808faf6e35.jpg

https://secure.diary.ru/userdir/3/1/9/8/3198072/81736931.jpg     https://img02.flagma.ru/photo/pet-tara-butylka-vedro-kolpachek-5100137_medium.jpg      https://www.zg66.ru/images/2019/09/19/2551128.jpg

 

 

 

 

 

Задание №6

Давай рассортируем!
«Вредно и полезно»
Перед тобой список вредных и полезных советов. Рассортируй их в два столбика.

 

А) Ходите в магазин со своей сумкой, не покупайте пакеты

Б) Летайте самолетами, путешествуйте с комфортом

В) Сортируйте мусор. Не забывайте о пунктах приема макулатуры, алюминия, пластиковых бутылок

Г) Максимально используйте естественное освещение

Д) Используйте натуральные средства борьбы с вредителями. Например, бархатцы и мята помогают избавиться от тли
Е) Стирайте в полупустой стиральной машине. Не жалейте стирального порошка!

Ж) Принимайте ванну каждый день

З) Покупайте только хорошо упакованные или имеющие  индивидуальную упаковку товары

И) Выбрасывайте отработанные батарейки на свалку, а перегоревшие энергосберегающие ламы в мусорное ведро

К) Вспомните о носовых палатках из ткани, одноразовые салфетки загрязняют окружающую среду

 

Вредные советы

Полезные советы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

674-160104124310F7-lp.jpgЗадание №7

Давай проанализируем!

Предложи устроить, экологическое собрание в своей семье изучите, таблицу, и выясните 

Таблица «Мой экостиль»
Выбери утверждения, с которыми ты согласен, и в графе «выбор»  делай отметки (в виде галочек, крестиков, кружков и пр.). Затем подсчитай количество отметок в каждой строке таблице, и полученные данные умножь на: в красной ячейке на 4, в синей – на 3, в желтой – на 2, в зеленой ячейке отметки не умножаются. По  полученным результ
aтaм определи свой экостиль.

Поглотители киловатт

Энергосбе-режение

Водопо-требление

«Бумажные» привычки

Пластиковый мусор

Выбор

Открыв холодильник, я медленно выбираю продукты

Приходя домой, я везде зажигаю свет

Когда я чищу зубы, водопроводный кран открыт

Я не использую для черновиков « оборотки»

Я пользуюсь одноразовой пластиковой посудой

Красный (х4)

Я не закрываю крышками кастрюли, когда готовлю еду на плите

Раз в год я мою окна и протираю лампочки

Я чаще принимаю ванну, чем душ

Я беру на улице рекламные листовки

Я беру в магазине полиэтиленовые пакеты для своих покупок

Синий (х3)

Иногда после работы на компьютере я выключаю «пилот» 

В моем доме есть и энергосберегающие лампы, и лампы накаливания

В моей квартире есть счетчики воды

Я стараюсь выбирать двухстороннюю печать

Я стараюсь не покупать продукты с излишней упаковкой

Желтый (х2)

Я всегда вынимаю зарядное устройство из розетки

Уходя, я всегда гашу свет

В моем доме экономичная сантехника

Я сдаю использованную бумагу в пункты макулатуры

Я использую вместо полиэтиленовых пакетов холщовые экосумки

Зеленый

Общее количество баллов:

 

 

 

Задание №8

Давай прогуляемся!

 Сегодня мы отправимся на экскурсию, посмотри в окно. Какая сегодня погода? Соответствует ли она сезону? Какую одежду ты выберешь? Из каких она материалов?

А как защищаются от холода (жары) растения и животные? Давай выясним!

Соверши прогулку по своему двору и заполни лист наблюдения.

Лист наблюдения (пример)

Название объекта

Характер объекта

Примечание

1

Береза

Листья давно сброшены, на ветках видны маленькие почки (побеги будущего года)

Дерево находится в состоянии зимнего покоя

2

Воробьи

Перелетают с места на место в поисках корма

Находят мало пищи, нуждаются в подкормке

 

Выбери наиболее красивый, с твоей точки, зрения  объект и сфотографируй его.

Как ты думаешь, испытывает ли этот объект дефицит ресурсов? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

От кого зависит его благополучие?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Задание № 9


 Подведем итоги!

 

 

 В течение последних недель ты изучал проблему сбережения  ресурсов. По результатам исследованиям ты заполнял рабочую тетрадь.

А как получилась эта работа у твоих одноклассников? Обсудите свои результаты в классе.

Попробуй пройти экологический тест с родителями.

Обсудите результаты и   нарисуйте плакат призывающий экономить ресурсы нашей планеты.

Спасибо за работу!

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)