Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Глазовский государственный педагогический институт
имени В.Г. Короленко»
рабочая тетрадь к образовательной программе дополнительного образования
« Я и моя планета»
Направленность: естественнонаучная
Форма обучения: очная
Класс: 3 класс.
Место реализации программы: ФГБОУ ВО «ГГПИ»
Автор: студентка 1 курса, Аверкиева М.Е
Научный руководитель: старший преподаватель каф. ФК и БЖД Петрова З.Н.
Глазов 2019
Рабочая тетрадь предназначена для сопровождения курса « Я и МОЯ ПЛАНЕТА» направленного на формирование экологической культуры и экологического сознания детей в начальной школе. Основной акцент в заданиях рабочей тетради сделан на проблему охраны природы и ресурсосбережения.
Работа в рабочей тетради позволяет решить следующие задачи:
Обучающие:
Воспитательные:
Развивающие:
· Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой, экономичного введения хозяйства.
· Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
·
Развивать эмоционально доброжелательное отношение к природе,
духовно-нравственные чувства.
Ожидаемые результаты:
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности;
· формирование способности обучающихся к бережному отношению природы;
·
развитие целесообразного
пользования и отношения к природе.
Метапредметные результаты:
· планирование деятельности, составление плана и анализ промежуточных результатов;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение пользоваться экологическими ресурсами, оценивать полезность, своих действий;
· приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов (проведение экологических игр с помощью программы learningapps).
· получение представления о чрезмерном пользовании экологических ресурсов.
Задание №1
Давай поиграем!
Наведем
порядок в куче мусора.
Разложи
кapточки с обознaчением paзных предметов в
кругах игрового поля.
Игровое
поле
Задание:
Понаблюдай,
сортируют ли мусор жильцы вашего дома? Выясни, как долго разрушаются в природе
вещества из разных материалов.
Как ты думаешь для чего необходимо сортировать мусор?
______________________________________________________________
Задание
№2
Давайте поэкспериментируем!
Сколько мусора и хлама накапливается в классе (масса, г)?
Работaем в группе
Aккуратно, в перчатках пересыпьте мусор из классной урны в большой пластиковый мешок. Обсудите содержимое. Завяжите мешок и взвесьте на бытовых весах. Результат занесите в таблицу, которую повесьте в классе. Повторите опыт в течение нескольких дней или недель.
Где накапливается мусор |
За какой срок |
||
За день |
За неделю |
За месяц |
|
В урне |
|
|
|
На полу |
|
|
|
В партах |
|
|
|
1. Как изменилось
количество мусора, которое вы выбрасываете?
_________________________________________________________
2. Какой мусор у вас преобладает (бумажный, пластиковый, пищевой)?
_________________________________________________________
3. Обсудите, Как можно
уменьшить количества мусора?
Задание №3
Давай пообщаемся!
Интервью
Представь что ты журналист.
Давай узнаем, каково мнение разных людей о проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами.
Составь вопросы для интервью, приготовь (если есть такая возможность) диктофон для записи ответов анкеты. Во время интервью соблюдай правила:
1.Выбеpи
группу людей.
2. Уточни, есть ли у них свободное время для ответов на вопросы;
3. Задавай вопросы вежливо;
4. Внимательно выслушай ответы и не забудь поблагодарить за них.
Примерные вопросы для интервью:
· Вам нpавится видеть улицы (школу, магазин, стадион и т.д.), полные мусора?
· Как Вы думаете, откуда берется мусор?
· А вы оставляете мусор на улице (в школе, магазине и т.д.)?
· Какого типа мусоp Вы встречаете чаще всего?
· Пользуетесь ли Вы урнами?
· Каковы Ваши предложения по уменьшению количества мусора и поддержанию чистоты?
· Распределяете ли Вы мусор по специальным мусорным бакам (пластик, стекло, бумага и т.д.)?
· Как часто Вы выбрасываете мусор?
Готов к работе? Тогда вперед!
Задание №4
Давай порассуждаем!
«Хозяйский взгляд»
Попробуй дать определение человеку, про которого можно сказать «хозяйственный человек», «хозяин». Попытайся объяснить, кaкой смысл ты вкладываешь в эти слова. Узнай мнение своих родителей по этому вопросу и сравни, чем отличаются твои ответы и родителей. Заполнить таблицу «Хозяин ли я?», поставив знак «+» на пересечении строк и столбцов, чтобы получилась фраза, подходящая для ответа. Например, «собирать макулатуру» + «я это делаю», или «использовать многократно пластиковые пакеты + я не хочу это делать» и т.д. Дополни строки таблицы своими предложениями по экономному и бережному ведению хозяйства.
Возможные действие |
Я это делаю |
Я не хочу это делать |
Я не могу это делать |
Я сделаю это |
Собирать макулатуру |
|
|
|
|
Покупать молочные продукты в стеклянной таре |
|
|
|
|
Использовать для записи обе стороны листа |
|
|
|
|
Использовать пластиковые пакеты несколько раз |
|
|
|
|
Вопросы:
1. Захотелось ли тебе поделиться своими размышлениями с друзьями?
__________________________________________________________________
2. Что изменится в твоей жизни после выполнения этого задания?
__________________________________________________________________
3. Как изменится окружающая среда, если люди буду поступать, так же как и
ты?
_______________________________________________________________________
Задание №5
Давай поконструируем!
«Исчезновение мусора»
На ленте делается
разметка временных интервалов: 1 месяц, 6 месяцев, 100 лет, 500 лет, 1000 лет.
Подготавливаются предметы или карточки с их изображениями, в скобках указывают
сроки разложения отходов в природе: огрызок яблока (1 месяц),
лист бумаги (6 месяцев), газета (1 год), консервная банка ( 100 лет), отходы пенопласта ( от 80 лет до 400 лет, пластиковые бутылки и отходы пластмасс ( 500 лет), стекло (1000 лет)
Задание №6
Давай рассортируем!
«Вредно
и полезно»
Перед
тобой список вредных и полезных советов. Рассортируй их в два столбика.
А) Ходите в магазин со своей сумкой, не покупайте пакеты
Б) Летайте самолетами, путешествуйте с комфортом
В) Сортируйте мусор. Не забывайте о пунктах приема макулатуры, алюминия, пластиковых бутылок
Г) Максимально используйте естественное освещение
Д)
Используйте натуральные средства борьбы с вредителями. Например, бархатцы и
мята помогают избавиться от тли
Е) Стирайте в полупустой стиральной машине. Не жалейте стирального порошка!
Ж) Принимайте ванну каждый день
З) Покупайте только хорошо упакованные или имеющие индивидуальную упаковку товары
И) Выбрасывайте отработанные батарейки на свалку, а перегоревшие энергосберегающие ламы в мусорное ведро
К) Вспомните о носовых палатках из ткани, одноразовые салфетки загрязняют окружающую среду
Вредные советы |
Полезные советы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №7
Давай проанализируем!
Предложи
устроить, экологическое собрание в своей семье изучите, таблицу, и выясните
Таблица
«Мой экостиль»
Выбери утверждения, с которыми ты согласен, и в графе «выбор» делай отметки (в
виде галочек, крестиков, кружков и пр.). Затем подсчитай количество отметок в
каждой строке таблице, и полученные данные умножь на: в красной ячейке на 4, в
синей – на 3, в желтой – на 2, в зеленой ячейке отметки не умножаются. По
полученным результaтaм
определи свой экостиль.
Поглотители киловатт |
Энергосбе-режение |
Водопо-требление |
«Бумажные» привычки |
Пластиковый мусор |
Выбор |
Открыв холодильник, я медленно выбираю продукты |
Приходя домой, я везде зажигаю свет |
Когда я чищу зубы, водопроводный кран открыт |
Я не использую для черновиков « оборотки» |
Я пользуюсь одноразовой пластиковой посудой |
Красный (х4) |
Я не закрываю крышками кастрюли, когда готовлю еду на плите |
Раз в год я мою окна и протираю лампочки |
Я чаще принимаю ванну, чем душ |
Я беру на улице рекламные листовки |
Я беру в магазине полиэтиленовые пакеты для своих покупок |
Синий (х3) |
Иногда после работы на компьютере я выключаю «пилот» |
В моем доме есть и энергосберегающие лампы, и лампы накаливания |
В моей квартире есть счетчики воды |
Я стараюсь выбирать двухстороннюю печать |
Я стараюсь не покупать продукты с излишней упаковкой |
Желтый (х2) |
Я всегда вынимаю зарядное устройство из розетки |
Уходя, я всегда гашу свет |
В моем доме экономичная сантехника |
Я сдаю использованную бумагу в пункты макулатуры |
Я использую вместо полиэтиленовых пакетов холщовые экосумки |
Зеленый |
Общее количество баллов: |
|
Задание
№8
Давай прогуляемся!
Сегодня мы отправимся на экскурсию, посмотри в окно. Какая сегодня погода? Соответствует ли она сезону? Какую одежду ты выберешь? Из каких она материалов?
А как защищаются от холода (жары) растения и животные? Давай выясним!
Соверши прогулку по своему двору и заполни лист наблюдения.
Лист наблюдения (пример)
№ |
Название объекта |
Характер объекта |
Примечание |
1 |
Береза |
Листья давно сброшены, на ветках видны маленькие почки (побеги будущего года) |
Дерево находится в состоянии зимнего покоя |
2 |
Воробьи |
Перелетают с места на место в поисках корма |
Находят мало пищи, нуждаются в подкормке |
Выбери наиболее красивый, с твоей точки, зрения объект и сфотографируй его.
Как ты думаешь, испытывает ли этот объект дефицит ресурсов? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
От кого зависит его благополучие?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 9
Подведем
итоги!
В течение последних недель ты изучал проблему сбережения ресурсов. По результатам исследованиям ты заполнял рабочую тетрадь.
А как получилась эта работа у твоих одноклассников? Обсудите свои результаты в классе.
Попробуй пройти экологический тест с родителями.
Обсудите
результаты и нарисуйте плакат призывающий экономить ресурсы нашей планеты.
Спасибо за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.