Родительское собрание на тему
«Дом Благополучия и Счастья»
Цель: повышение педагогической культуры родителей в вопросах семейного воспитания.
Задачи:
1.Познакомить родителей со стилями семейного воспитания.
2.Помочь осознать родителям важность стиля воспитания в семье для формирования личности ребёнка.
3.Помочь родителям выбрать наиболее эффективные способы взаимодействия с ребёнком.
Форма проведения: круглый стол
Элементы организации собрания:
1.В классе расставляются парты полукругом, который разбит на 5 отделов, чтобы родители могли сесть в группы по 5 человек.
2. В классном кабинете готовится на доске 5 контуров домов из листов А3
Приветствие. Эмоциональное «вхождение» в тему разговора
-Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня мы с вами поговорим о том, что влияет на формирование личности ребенка в вашей семье, в вашем доме.
- В становлении ребенка как личности наибольшую роль играют родители.
Родители сеют «семя», маленькому ростку помогают развиваться, формируют разные качества, росток даёт бутон - родители помогают раскрыться и окрепнуть. (на слайде анимация растущего из семени цветка). Всё, чего достигает ваш ребёнок - это под воздействием своих родителей, учителей – своих наставников. Этот цветок распускает корни, а затем даёт плоды.
Определение темы собрания
- Посмотрите на эти растения.
(3 разные фотографии на слайде: цветок с красивым соцветием, с пожелтевшими листьями, больное растение)
- Почему такая разница? Какие факторы повлияли на их развитие?
- Верно, различные внутренние и внешние факторы.
Известно всем давным-давно,
Что есть у нас огромное богатство,
Оно человеку с рожденья дано.
Наверное, кто-то уже догадался, что же это за богатство?
А вы согласны со мной, что для каждого родителя дороже всех сокровищ и всякого
гроша – улыбка и здоровье родного ребёнка, т.е. психическое здоровье ребенка,
о чём сегодня и пойдёт речь.
- Психическое благополучие ребенка формируется под воздействием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся личностные особенности ребенка, его темперамент, характер, привычки, интересы, способности и также относится состояние его центральной нервной системы. К внешним факторам относят взаимоотношения со сверстниками и обстановка в семье. Вот именно об атмосфере в семье, как факторе, влияющем на психическое здоровье ребенка, я хочу остановиться подробнее.
- Какая атмосфера царит в каждом из этих домов?
(На доске большие фигуры-силуэты 4 домиков, пока пустых, не раскрашенных)
-Наша задача – найти для себя Дом Благополучия и Счастья
-Мать и отец - главные естественные воспитатели ребенка. Не зря говорят, что «яблоко от яблони не далеко падает», «какое дерево, такие и ветки, какие родители, такие и детки». И очень важно, какое место занимают дети по отношению к родителям.
Работа с кругами Эйлера. (Тест по выявлению стиля воспитания в семье)
- Перед вами кружочки, красные символизируют родителей, синие – детей. Выберите из предлагаемых вариантов свой вариант взаимоотношения вас с вашим ребенком.
- Покажите, что у вас получилось.
- Разные стили взаимоотношений в разных семьях.
(прикрепляются на крышу к каждому дому по 1 варианту)
- В каждом доме свой стиль семейного воспитания.
- В первом доме - отчужденный стиль семейного воспитания.
Девиз «Активно избегать ребенка». (прикрепляю на фундамент 1 дома)
-Во втором доме - авторитарный стиль.
Девиз «Делай, как сказано» (прикрепляю на фундамент 2дома)
-В третьем доме - Попустительский (либеральный) стиль.
Девиз «Вседозволенность и отсутствие дисциплины» (прикрепляю на фундамент 3дома)
В 4 доме - Демократический стиль
Девиз «Вместе» (прикрепляю на фундамент 4 дома)
Пятый дом остаётся без записей пока за открывающейся стороной доски.
Характеристика стилей семейного воспитания
1. Определение жителей каждого «дома».
- И вы знаете, что дети хорошо на своих рисунках изображают стили воспитания. Предлагаю поработать в группах.
(Каждой группе раздаю по 1 рисунку)
- Попробуйте по рисункам определить стиль воспитания в семье .
- Пусть эти картинки будут «окошками» в этих домах. Прикрепите на стены домов. (Родители выходят к доске и прикрепляют к стенам домов)
2. Определение отношений родителей и детей в каждом «доме».
- У вас на столах у каждой группы лежат конверты с возможными характеристиками отношений в семье. Это «кирпичики», из которых сложим стены домов. Выберите те из них, которые подходят к данному стилю воспитания.
- Выберите из своего конверта характеристики
1 группа – 1 стиля воспитания
2 группа – 2 стиля воспитания
3 группа – 3 стиля воспитания
4 группа – 4 стиля воспитания
(Идёт обсуждение в группах)
- Итак, в первом доме отчужденный стиль семейного воспитания
- 1 группа, прошу вас выйти с листочками и зачитать свои характеристики, которые вы выбрали.
(Стены дома заполняют «кирпичиками», на которых написаны характеристики стиля семейного воспитания)
1 группа родителей зачитывает и заполняет
стены дома следующими «кирпичиками»:
Родители безразличны к ребенку
Держат его от себя на расстоянии.
Дети предоставлены сами себе.
-
Присаживайтесь. Как вы думаете, какие качества сформируются в ребенке при
данном стиле воспитания?
( Подобное безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко
несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, учиться,
может сформироваться агрессивность, грубость, раздражительность, мстительность,
жестокость.)
- Какие советы можете дать родителям?
-Совет родителям - поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку.
Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение, проявляйте любовь.
-Напишите, пожалуйста, свои советы на этих чистых «кирпичиках»
2 группа - авторитарный стиль.(2 дом)
- Какие «кирпичики» выбрали участники второй группы? Строим 2 дом.
Выходят, зачитывают, строят «стены»
наказывают за неудачи
жестко контролируют
решают за ребенка, что ему лучше
не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права.
От ребенка просто требуется полное и безоговорочное послушание.
- Как вы думаете, какие качества сформируются в ребенке при данном стиле
воспитания? (покорный исполнитель чужой воли, пассивен, подавлен, зависим, или
проявляет грубое отношение к окружающим, агрессивность и конфликтность. )
Совет родителям - такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.
Следует срочно принять меры и смягчить жесткий контроль над ребенком.
- Напишите свои советы на чистых «кирпичиках»
3 дом
3 группа Попустительский (либеральный) стиль.
- Зачитайте. Строим 3 дом
Родитель позволяет ребенку делать абсолютно все, что он хочет.
Не накладывает никаких ограничений.
Не исправляют поведение ребенка.
- Как вы думаете, какие качества сформируются в ребенке при данном стиле
воспитания?
( Ребенок самолюбив, озлоблен, разочарован. Могут проявляться эгоизм, упрямство, капризность, хамство, непослушание, завышенная самооценка).
- Какие советы дадите таким родителям?
Совет родителям - не очень хорошо, когда ребенок предоставлен самому себе,
измените свое поведение пока ещё не поздно. Уделяйте больше времени ребенку и
занимайтесь с ним.
-Напишите советы
4
дом
4 группа Демократический стиль
Родители ориентированы на личность ребенка,
на его активную роль в семье
заботятся о дисциплине
не препятствуют самостоятельности детей
уважительно относятся к мнению детей.
- Как это отразится на детях?
(Дети психически уравновешены, не агрессивны, умеют строить отношения с
окружающими, доброжелателен, заботлив, самостоятельность, уверенность,
трудолюбив).
- Какие риски существуют в этих отношениях?
- Иногда детям из таких семей очень трудно приспосабливаться к школе и к учителям, если педагоги придерживаются авторитарного стиля управления детским коллективом. Такие дети начинают протестовать против авторитарного управления классом на уроках, поэтому часто учителя с авторитарным стилем общения называют таких детей трудными.
Совет родителям - поддерживайте дружеские отношения с ребенком, но не
увлекайтесь, поддерживайте свой авторитет и чувство меры. Учите спокойно и
ровно относиться к людям авторитарного стиля.
-Напишите на отдельном «кирпичике».
- Вот мы построили 4 дома. Какой из них вы смогли бы назвать Домом Благополучия и Счастья?
3. Строительство «ДОМА БЛАГОПОЛУЧИЯ И СЧАСТЬЯ»
- В каждом доме – стиле воспитания - есть минусы. Где-то большие, где-то малденькие. Давайте построим дом без «минусов» (Открываю 5 дом за доской)
- В каждой группе есть для этого дома свои «кирпичики» – советы. Возьмите их и прикрепите на стены.
-Чему же учат ребёнка в этой семье – в этом доме?
(Зачитывают свои советы)
- Какие круги Эйлера подойдут для этого дома?
(Строят новые круги и предлагают)
- А в окошке счастливая семья. Это и есть ДОМ БЛАГОПОЛУЧИЯ И СЧАСТЬЯ.
(На стене дома прикрепляю фото счастливой семьи)
- А какой девиз будет в таком доме? Какой бы вы выбрали? Перед вами они на слайде.
Семья в куче – не страшна и туча
Когда семья вместе, и сердце на месте
Где любовь и совет, там и горя нет
Мой дом - моя крепость
Дружная семья – любовь и гармония
Будьте вместе, любовь берегите
- Если обобщить ваши предложения, то девиз получается из трех важных слов: гармония, любовь, радость (запись появляется на фундаменте дома)
4. Упражнение «ОБЛАКО СЛОВ»
- Над этим домом ярко светит солнышко, и плывут нежные облака.
Соедините части облака и зачитайте те, которые подойдут для нашего Дома Благополучия и Счастья (облака разрезаны на 2 половинки, на которых написаны половинки высказываний, раздаю по группам по 2 высказывания собрать)
Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.
Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.
Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относится.
Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
Если ребёнка любят слепой любовью – он учится быть зависимым и нежизнеспособным.
(Выделенные высказывания верные, должны выбрать, прикрепляются над 5м домиком)
- В таком доме психическому здоровью ребёнка ничего не угрожает. Каждая мама должна взять на вооружение советы Дома Благополучия и Счастья.
5. Упражнение «Снежинка».
Сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. У вас в руках листы бумаги, все листы одинаковой формы, размера, качества. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию:
- сложите лист пополам
- оторвите правый верхний уголок
- опять сложите пополам
- снова оторвите правый верхний уголок
- сложите лист пополам
- оторвите правый верхний уголок
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку.
Сейчас я попрошу Вас найти и среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? А почему? Как вы думаете?»
- У всех ли одинаковые листки? Мы видим, что они все получились разными.
- Каждый понимает инструкцию по-своему, все мы разные. И эти советы Дома Благополучия и Счастья каждый понимает по-своему.
Также и наши дети. Читая нотации, правила детям, можно ли быть уверенным, что они нас правильно поняли и все уяснили? Должен быть пример родительского поведения для детей. Можно сколько угодно говорить, как правильно переходить дорогу, но если вы сами не соблюдаете эти правила, можете быть уверены, что и ваш ребенок их нарушит».
Заключение.
Говорят, что дети – драгоценность, а процесс воспитания – бесперебойная работа сердца, разума и воли родителей. «Не думайте, что воспитываете детей только тогда, когда с ними говорите или наказываете. Вы воспитываете их каждым мигом своей жизни, даже тогда, когда вас нет дома» - говорил А. Макаренко.
Источники информации:
1.Родительские собрания в начальной школе: Часть II /Сост. Н.А.Горбунова.- Волгоград: Учитель- АСТ, 2003. -96с.
2. https://pedagogical_dictionary.academic.ru/2901/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B
Автор-составитель :
Измайлова Марьям Рахимжановна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №2 города Пугачёва Саратовской области»
2024 г
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.