Разработка урока для 7 класса по русскому языку "Предлог как часть речи"
Оценка 4.8

Разработка урока для 7 класса по русскому языку "Предлог как часть речи"

Оценка 4.8
doc
18.04.2024
Разработка урока для 7 класса по русскому языку "Предлог как часть речи"
Предлог как часть речи.doc

Анонс урока

Учитель: Черных Тамара Викторовна

Предмет: Русский язык

Класс: 7

Учебник: Русский язык. 7 кл.: учеб.  для  общеобразоват. организаций / [М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. ]. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016.

Тема урока: Предлог как часть речи.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели: Определение роли предлога в предложении как служебной части речи.

Задачи:

- Формировать умения  определять роль предлога в предложении.

- Закреплять умения находить предлоги в тексте и характеризовать их.

- Развивать речевую компетентность по составлению связного текста.

Ожидаемый результат: учащиеся умеют распознавать предлоги среди слов других частей речи и использовать их для связи слов в предложении.

 

КОНСПЕКТ УРОКА

Организационный момент

Сегодня на уроке речь пойдёт о словах одной части речи, значение которых точно определил лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав эти слова «словечками отношений».

Мотивационный момент урока

В преддверии праздника мы получили на свой сотовый телефон смс-сообщение:  «Поздравляем праздником Вам желаем счастья жизни День Защитников Отчизны»

- Как вы думаете, какие слова в тексте смс пропущены? (Правильно, предлоги)  

- И сегодня тема урока – Предлог как часть речи. (Записываем число и тему урока)

- А теперь представьте, что вам нужно поздравить с  Днём защитника Отечества дедушку.  Но он проживает в деревне, где сотовая связь отсутствует. Как быть тогда в этой ситуации? (Предположительные ответы детей)

- Правильно, обратиться к старому, так сказать «дедовскому способу» - отправить телеграмму. Так выглядит сегодня бланк телеграммы  (фото бланка).

- Давайте составим текст поздравительной телеграммы нашему дедушке, но нужно помнить, что знаки препинания при телеграфировании заменялись словами: «Дорогой дедушка воскл Поздравляем праздником воскл Вам желаем счастья зпт крепкого здоровья и долгих лет жизни тчк Твой внук тчк».

- Как  вы думаете, почему в текстах телеграммы выпущены предлоги? (Правильно, чтобы меньше была стоимость телеграммы, т.к. в телеграмме оценивалось каждое слово). Но не следует отвергать этот вид письма, так как это ещё и эстетично: получать красивые поздравительные открытки.

- Правда, читать такой текст весьма неинтересно. Причина, как вы уже сказали, отсутствие предлогов. Назовите, какие предлоги можно вставить в текст телеграммы?  (Ответ: С и В)

- А что вы знаете о предлогах? (Дети называют то, что им известно об этой части речи, приводя примеры)

- Но, приходя на урок, мы обязательно чему-то учимся. Как вы думаете, есть ли ещё что-то неизведанное в изучении этой темы? Предлагаю выполнить следующие задания:

1 группа: В предложении найдите предлоги и дайте их характеристику:

По  старинному поверью,  солнце и месяц с начала зимы расходятся в разные стороны

 

2 группа:  Найди «лишнее» слово и объясните свой выбор: в, до, вблизи, несмотря на, к, по.

 

3 группа: Сравните предложения и докажите, что в одном из них есть предлог. Отлив оставил вокруг корабля мало воды. Всё вокруг дышало покоем и тишиной.

- Поднимите руки, кто справился с заданием. Почему возникла трудность? (Не хватает знаний, неизученный материал)

Определение задач урока:

- Для того чтобы успешно справиться с этими заданиями, нам необходимы новые знания:

- характеризовать предлог как служебную часть речи;

- знать морфологические признаки предлогов;

- знать разряды предлогов;

- уметь правильно писать производные предлоги.

- А это задачи сегодняшнего и последующих уроков.

Работаем с теоретическим материалом:

- Откройте учебники на стр.135. Прочитайте теоретический материал и снова выполните предложенные вам задания.

- Проверяем, что у вас получилось:

1 группа: В предложении найдите предлоги и дайте их характеристику: По  старинному поверью,  солнце и месяц с начала зимы расходятся в разные стороны.  

2 группа:  Найди «лишнее» слово и объясните свой выбор: в, до, вблизи, несмотря на, к, по («лишнее» слово – несмотря на, так как это составной предлог, а все остальные – простые предлоги).

3 группа: Сравните предложения и докажите, что в одном из них есть предлог. Отлив оставил вокруг корабля мало воды. Всё вокруг дышало покоем и тишиной.  (в первом предложении слово «вокруг» является производным простым предлогом,  а во втором  - это наречие).

- А что такое предлог? Давайте обратимся к определению. Все ли слова достаточно ясны?  Предлог  - служебная часть речи, выражающая зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении.

Служебные слова – ничего не называют и не изменяются.

Грамматические отношения – возможность связывать слова в словосочетания и предложения.

Словами – разных самостоятельных частей речи.

Работаем с новым материалом:

- Сейчас я предлагаю применить знания на практике. Выполните разноуровневые задания (Приложение 2-4) и оцените свою работу, используя критерии: 2 балла – всё сделал правильно; 1 балл – допустил 1-2 ошибки; 0 баллов – не справился с заданием.

1 уровень: Найти в тексте все предлоги (10 предлогов).

Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки. Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем мягко укладывались на пожухлую траву, блестящую от воды, на чёрную землю, не успевшую замёрзнуть.

Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости. Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. Легковые машины, одетые в тёплые тулупы, уткнув тупые носы в сугробы, мирно задремали.

 

 2 уровень: Найти в тексте все предлоги и определить, какие из них наиболее употребительные. (12 предлогов; наиболее употребительные  предлоги – НА: 3 раза и ПОД: 2 раза)

В течение долгой северной ночи люди мечтают о лете.

Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже по­теряли надежду на приход лета, холодный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Тёмные тучи поползли к деревне. Они ползли медленно, грозно, клубясь и властно разрас­таясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.

Несмотря на ливень, захлопали двери. Люди выбе­гали на улицу, ставили ушаты под потоки, под про­ливным дождём радостно перекликались друг с дру­гом. По лужам носились босоногие ребя­тишки, всю весну высидевшие дома. (По Ф. Абрамову.)

 

3 уровень: Прочитать внимательно текст. Вычислить, какой процент составляют предлоги. (78 слов, 12 предлогов: 15% составляют предлоги)

Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в ещё не убранный от опавших листьев сад.

В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. Золочёная и посеребрённая посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из гранёного хрусталя. (По И.В. Сорокиной.)

(Дети выполняют задания и оценивают себя сами).

Подведем итог: Назовите ключевые слова урока. (Ответы детей).

 

Домашнее задание: Изучить теоретический материал параграфа 52 учебника. Выполнить упр. 329 (по заданию).

 

Рефлексия: Ответьте на вопросы:

1.       Что я узнал на уроке?

2.       Чему я научился на уроке?

3.       Что мне ещё нужно узнать?

- Спасибо за урок!

 

Литература:

1.       Русский язык. 7 кл.: учеб.  для  общеобразоват. организаций / [М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. ]. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016

2.       Уроки русского языка в 7 классе: поурочные планы по программе М.М. Разумовской / авт.-сост. О. А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2007.

3.       http://statehistory.ru/2056/Izobretenie-telegrafa-v-Rossii/  (сообщение «Из истории телеграммы»)

4.       http://www.grafo77.ru/telegramme-00.gif  (бланк телеграммы)

5.       http://www.culturemap.ru/upload/img/object_24.1218708933.10616.jpg (фото В. А. Богородицкого)

 

Приложение 1

 

1 группа: В предложении найдите предлоги и дайте их характеристику: По  старинному поверью,  солнце и месяц с начала зимы расходятся в разные стороны  

2 группа:  Найди «лишнее» слово и объясните свой выбор: в, до, вблизи, несмотря на, к, по

3 группа: Сравните предложения и докажите, что в одном из них есть предлог. Отлив оставил вокруг корабля мало воды. Всё вокруг дышало покоем и тишиной.  

 

Приложение 2

1 уровень: Найдите в тексте все предлоги.

         Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки. Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем мягко укладывались на пожухлую траву, блестящую от воды, на чёрную землю, не успевшую замёрзнуть.

Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости. Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. Легковые машины, одетые в тёплые тулупы, уткнув тупые носы в сугробы, мирно задремали.

 

 

Приложение 3

2 уровень: Найдите в тексте все предлоги и определите, какие из них наиболее употребительные.

В течение долгой северной ночи люди мечтают о лете.

Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже по­теряли надежду на приход лета, холодный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Тёмные тучи поползли к деревне. Они ползли медленно, грозно, клубясь и властно разрас­таясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.

Несмотря на ливень, захлопали двери. Люди выбе­гали на улицу, ставили ушаты под потоки, под про­ливным дождём радостно перекликались друг с дру­гом. По лужам носились босоногие ребя­тишки, всю весну высидевшие дома. (По Ф. Абрамову.)

 

Приложение 4

3 уровень: Прочитайте внимательно текст. Вычислите, какой процент составляют предлоги.

Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в ещё не убранный от опавших листьев сад.

В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. Золочёная и посеребрённая посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из гранёного хрусталя. (По И.В. Сорокиной.)

 

 

Приложение 5

Сообщение учащегося «Из истории телеграммы»

Самая первая телеграфная станция в России начала действовать почти 160 лет назад с 1 октября 1852 года в здании Николаевского вокзала. Благодаря Борису  Семёновичу  Якоби, который разработал "пишущий телеграф", теперь телеграмму мог отправить любой человек, при этом доставка осуществлялась специальными почтальонами на бричках и велосипедах - все понимали, что это не письмо и передать информацию надо быстро. Стоимость отправки сообщения по городу составляла 15 копеек за факт отправки сообщения и сверх этого - по копейке за слово - по тем временам, тариф значительный (средний заработок рабочего составлял 2 рубля). Если сообщение было междугородним, то применялась уже дополнительная тарификация. Сегодня стоимость одного слова в простой телеграмме составляет  2 рубля 40 копеек, а в срочной - 3 рубля 64 копейки. Если телеграмма оформлена на простом бланке, стоимость её составляет 20 рублей, на специальном бланке-открытке - 30 рублей. В пункты назначения, где отсутствует телеграф, срочная телеграмма не может быть отправлена. Спасибо за внимание!


Скачано с www.znanio.ru

Анонс урока Учитель: Черных

Анонс урока Учитель: Черных

Но не следует отвергать этот вид письма, так как это ещё и эстетично: получать красивые поздравительные открытки

Но не следует отвергать этот вид письма, так как это ещё и эстетично: получать красивые поздравительные открытки

А что такое предлог? Давайте обратимся к определению

А что такое предлог? Давайте обратимся к определению

Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из гранёного хрусталя

Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из гранёного хрусталя

Найдите в тексте все предлоги

Найдите в тексте все предлоги

Если сообщение было междугородним, то применялась уже дополнительная тарификация

Если сообщение было междугородним, то применялась уже дополнительная тарификация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2024