Анонс урока
Учитель: Черных Тамара Викторовна
Предмет: Русский язык
Класс: 7
Учебник: Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций / [М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. ]. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
Тема урока: Предлог как часть речи.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели: Определение роли предлога в предложении как служебной части речи.
Задачи:
- Формировать умения определять роль предлога в предложении.
- Закреплять умения находить предлоги в тексте и характеризовать их.
- Развивать речевую компетентность по составлению связного текста.
Ожидаемый результат: учащиеся умеют распознавать предлоги среди слов других частей речи и использовать их для связи слов в предложении.
КОНСПЕКТ УРОКА
Организационный момент
Сегодня на уроке речь пойдёт о словах одной части речи, значение которых точно определил лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав эти слова «словечками отношений».
Мотивационный момент урока
В преддверии праздника мы получили на свой сотовый телефон смс-сообщение: «Поздравляем праздником Вам желаем счастья жизни День Защитников Отчизны»
- Как вы думаете, какие слова в тексте смс пропущены? (Правильно, предлоги)
- И сегодня тема урока – Предлог как часть речи. (Записываем число и тему урока)
- А теперь представьте, что вам нужно поздравить с Днём защитника Отечества дедушку. Но он проживает в деревне, где сотовая связь отсутствует. Как быть тогда в этой ситуации? (Предположительные ответы детей)
- Правильно, обратиться к старому, так сказать «дедовскому способу» - отправить телеграмму. Так выглядит сегодня бланк телеграммы (фото бланка).
- Давайте составим текст поздравительной телеграммы нашему дедушке, но нужно помнить, что знаки препинания при телеграфировании заменялись словами: «Дорогой дедушка воскл Поздравляем праздником воскл Вам желаем счастья зпт крепкого здоровья и долгих лет жизни тчк Твой внук тчк».
- Как вы думаете, почему в текстах телеграммы выпущены предлоги? (Правильно, чтобы меньше была стоимость телеграммы, т.к. в телеграмме оценивалось каждое слово). Но не следует отвергать этот вид письма, так как это ещё и эстетично: получать красивые поздравительные открытки.
- Правда, читать такой текст весьма неинтересно. Причина, как вы уже сказали, отсутствие предлогов. Назовите, какие предлоги можно вставить в текст телеграммы? (Ответ: С и В)
- А что вы знаете о предлогах? (Дети называют то, что им известно об этой части речи, приводя примеры)
- Но, приходя на урок, мы обязательно чему-то учимся. Как вы думаете, есть ли ещё что-то неизведанное в изучении этой темы? Предлагаю выполнить следующие задания:
1 группа: В предложении найдите предлоги и дайте их характеристику:
По старинному поверью, солнце и месяц с начала зимы расходятся в разные стороны.
2 группа: Найди «лишнее» слово и объясните свой выбор: в, до, вблизи, несмотря на, к, по.
3 группа: Сравните предложения и докажите, что в одном из них есть предлог. Отлив оставил вокруг корабля мало воды. Всё вокруг дышало покоем и тишиной.
- Поднимите руки, кто справился с заданием. Почему возникла трудность? (Не хватает знаний, неизученный материал)
Определение задач урока:
- Для того чтобы успешно справиться с этими заданиями, нам необходимы новые знания:
- характеризовать предлог как служебную часть речи;
- знать морфологические признаки предлогов;
- знать разряды предлогов;
- уметь правильно писать производные предлоги.
- А это задачи сегодняшнего и последующих уроков.
Работаем с теоретическим материалом:
- Откройте учебники на стр.135. Прочитайте теоретический материал и снова выполните предложенные вам задания.
- Проверяем, что у вас получилось:
1 группа: В предложении найдите предлоги и дайте их характеристику: По старинному поверью, солнце и месяц с начала зимы расходятся в разные стороны.
2 группа: Найди «лишнее» слово и объясните свой выбор: в, до, вблизи, несмотря на, к, по («лишнее» слово – несмотря на, так как это составной предлог, а все остальные – простые предлоги).
3 группа: Сравните предложения и докажите, что в одном из них есть предлог. Отлив оставил вокруг корабля мало воды. Всё вокруг дышало покоем и тишиной. (в первом предложении слово «вокруг» является производным простым предлогом, а во втором - это наречие).
- А что такое предлог? Давайте обратимся к определению. Все ли слова достаточно ясны? Предлог - служебная часть речи, выражающая зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении.
Служебные слова – ничего не называют и не изменяются.
Грамматические отношения – возможность связывать слова в словосочетания и предложения.
Словами – разных самостоятельных частей речи.
Работаем с новым материалом:
- Сейчас я предлагаю применить знания на практике. Выполните разноуровневые задания (Приложение 2-4) и оцените свою работу, используя критерии: 2 балла – всё сделал правильно; 1 балл – допустил 1-2 ошибки; 0 баллов – не справился с заданием.
1 уровень: Найти в тексте все предлоги (10 предлогов).
Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки. Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем мягко укладывались на пожухлую траву, блестящую от воды, на чёрную землю, не успевшую замёрзнуть.
Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости. Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. Легковые машины, одетые в тёплые тулупы, уткнув тупые носы в сугробы, мирно задремали.
2 уровень: Найти в тексте все предлоги и определить, какие из них наиболее употребительные. (12 предлогов; наиболее употребительные предлоги – НА: 3 раза и ПОД: 2 раза)
В течение долгой северной ночи люди мечтают о лете.
Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже потеряли надежду на приход лета, холодный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Тёмные тучи поползли к деревне. Они ползли медленно, грозно, клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.
Несмотря на ливень, захлопали двери. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под потоки, под проливным дождём радостно перекликались друг с другом. По лужам носились босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома. (По Ф. Абрамову.)
3 уровень: Прочитать внимательно текст. Вычислить, какой процент составляют предлоги. (78 слов, 12 предлогов: 15% составляют предлоги)
Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в ещё не убранный от опавших листьев сад.
В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. Золочёная и посеребрённая посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из гранёного хрусталя. (По И.В. Сорокиной.)
(Дети выполняют задания и оценивают себя сами).
Подведем итог: Назовите ключевые слова урока. (Ответы детей).
Домашнее задание: Изучить теоретический материал параграфа 52 учебника. Выполнить упр. 329 (по заданию).
Рефлексия: Ответьте на вопросы:
1. Что я узнал на уроке?
2. Чему я научился на уроке?
3. Что мне ещё нужно узнать?
- Спасибо за урок!
Литература:
1. Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций / [М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. ]. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016
2. Уроки русского языка в 7 классе: поурочные планы по программе М.М. Разумовской / авт.-сост. О. А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2007.
3. http://statehistory.ru/2056/Izobretenie-telegrafa-v-Rossii/ (сообщение «Из истории телеграммы»)
4. http://www.grafo77.ru/telegramme-00.gif (бланк телеграммы)
5. http://www.culturemap.ru/upload/img/object_24.1218708933.10616.jpg (фото В. А. Богородицкого)
Приложение 1
1 группа: В предложении найдите предлоги и дайте их характеристику: По старинному поверью, солнце и месяц с начала зимы расходятся в разные стороны. |
2 группа: Найди «лишнее» слово и объясните свой выбор: в, до, вблизи, несмотря на, к, по |
3 группа: Сравните предложения и докажите, что в одном из них есть предлог. Отлив оставил вокруг корабля мало воды. Всё вокруг дышало покоем и тишиной. |
Приложение 2
1 уровень: Найдите в тексте все предлоги. Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки. Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем мягко укладывались на пожухлую траву, блестящую от воды, на чёрную землю, не успевшую замёрзнуть. Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости. Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. Легковые машины, одетые в тёплые тулупы, уткнув тупые носы в сугробы, мирно задремали.
|
Приложение 3
2 уровень: Найдите в тексте все предлоги и определите, какие из них наиболее употребительные. В течение долгой северной ночи люди мечтают о лете. Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже потеряли надежду на приход лета, холодный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Тёмные тучи поползли к деревне. Они ползли медленно, грозно, клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю. Несмотря на ливень, захлопали двери. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под потоки, под проливным дождём радостно перекликались друг с другом. По лужам носились босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома. (По Ф. Абрамову.) |
Приложение 4
3 уровень: Прочитайте внимательно текст. Вычислите, какой процент составляют предлоги. Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в ещё не убранный от опавших листьев сад. В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. Золочёная и посеребрённая посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из гранёного хрусталя. (По И.В. Сорокиной.)
|
Приложение 5
Сообщение учащегося «Из истории телеграммы»
Самая первая телеграфная станция в России начала действовать почти 160 лет назад с 1 октября 1852 года в здании Николаевского вокзала. Благодаря Борису Семёновичу Якоби, который разработал "пишущий телеграф", теперь телеграмму мог отправить любой человек, при этом доставка осуществлялась специальными почтальонами на бричках и велосипедах - все понимали, что это не письмо и передать информацию надо быстро. Стоимость отправки сообщения по городу составляла 15 копеек за факт отправки сообщения и сверх этого - по копейке за слово - по тем временам, тариф значительный (средний заработок рабочего составлял 2 рубля). Если сообщение было междугородним, то применялась уже дополнительная тарификация. Сегодня стоимость одного слова в простой телеграмме составляет 2 рубля 40 копеек, а в срочной - 3 рубля 64 копейки. Если телеграмма оформлена на простом бланке, стоимость её составляет 20 рублей, на специальном бланке-открытке - 30 рублей. В пункты назначения, где отсутствует телеграф, срочная телеграмма не может быть отправлена. Спасибо за внимание!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.