Разработка урока "Как пишутся падежные окончания прилагательных"
Оценка 5

Разработка урока "Как пишутся падежные окончания прилагательных"

Оценка 5
docx
12.02.2023
Разработка урока "Как пишутся падежные окончания прилагательных"
как пишутся падежные окончания прилагательных.docx

 

Как пишутся безударные падежные окончания прилагательных?

 

Задачи: создать условия для того, чтобы учащиеся

1) провели наблюдение за написанием падежных окончаний прилагательных и сделали выводы,

2) проверили правильность своих выводов, сравнив их с правилом,

3)    осознали     текст     правила,     сформулировали    вопросы    к    тексту     правила    для одноклассников, получили ответ на свои вопросы и оценили правильность ответов.

4) учились рассуждать по образцу, обосновывать выбор правильного падежного окончания,

5) применили свои знания о типах речи, теме и основной мысли текста, осознанно озаглавили текст,

6) учились соотносить зрительный и словесный образ, расширили культурный кругозор, познакомились с культурными объектами Петергофа,

7) познакомились с написанием нового словарного слова «колонна»; уточнили значение многозначного слова,

8) осваивали УУД: наблюдение, формулирование выводов, формулирование вопросов к теоретическому материалу, рассуждение по образцу.

 

Ход урока.

 

1. Чистописание СЛАЙД На доске буквосочетания

–ая,-яя, -ый,-ий,-ой, -ое,-ее. Где можно встретить? На какие группы можно распределить? 1 способ ( по родам )

Женский род ая,яя Мужской род –ой, -ий,-ый Средний род –ее,-ое

2 способ ( по звуковому составу)

Количество звуков и букв совпадает ий, ый, ой Звуков больше , чем букв ая,яя,ое,ее,

3 способ ( окончания после тв и мягк согласных) -яя, ий,ее

ая, ое,ый,ой

 

2. Актуализация знаний

Сегодня мы продолжаем знакомство с именем прилагательным. Перед нами стоит проблема: Как правильно писать окончания имен прилагательных?

2.1. Работа со смысловой картой. Работа в парах. СЛАЙД

Внимательно прочитайте вопросы. Выберите 4 основных вопроса, которые помогут решить проблему. Объясните свой выбор.

 


Форма

 

Что мы называем именем прилагательным?


Функция

 

Какова роль имени прилагательного в речи?


Связь

 

С какой частью речи связано имя прилагательное?


 

Как имя прилагательное связано с именем


существительным?

 

Изменения                                                                               Причинность

 


Как изменяется имя прилагательное?

 

 

 

Ответственность

 

Как правильно писать окончания имён прилагательных в слабой позиции?


Имя

 

прилагательное

 

 

Перспектива

 

Как наши знания помогут нам сделать речь яркой, выразительной?


Почему окончание имён прилагательных может меняться?

 

 

Рефлексия

 

Как мы можем определить уровень наших знаний?


 

 

СЛАЙД Связь, изменения, причинность, ответственность

 

3. Объявление и осмысление темы урока. СЛАЙД

Тема урока: «Как пишутся безударные падежные окончания прилагательных?»

- Как вы думаете, почему возник такой вопрос? (Если дети затрудняются, можно спросить: почему не спрашивается, как пишутся ударные падежные окончания прилагательных?)

Цель урока: научиться

 

4. Наблюдение за языковым материалом. Выведение правила. (Работа с учебником) - Прочитайте название рубрики:

Наблюдаем и делаем выводы

- Что нам предстоит сделать? ( наблюдать и делать выводы) За чем мы будем наблюдать? ( за словосочетаниями) Прочитайте словосочетания.

 

И. небо какое? голубое, ясное

Р. неба    какого? голубого, ясного Д. небу какому? голубому, ясному В. небо какое?                голубое, ясное

Т. небом каким? голубым, ясным П. о небе каком? голубом, ясном

 

- Как вы думаете, почему в учебнике даны словосочетания существительного с прилагательными, а не одни прилагательные?

Выполняем задания. (Работать целесообразно фронтально, с комментарием.) 1) Спиши. Поставь ударение в словах.

2) Выдели окончания прилагательных. Сравни, как пишутся ударные и безударные окончания. Сделай вывод. (одинаково)

3) Сравни окончания вопроса и окончание прилагательных. Сделай вывод.

 

5.    Знакомство      с    формулировкой      правила.     Работа    по     осмыслению     текста формулировки правила.

- Давайте проверим, к правильным ли выводам мы пришли. Читаем правило в рубрике: Прочитай и проверь себя


 

Ударные и безударные падежные окончания прилагательных пишутся одинаково. Падежные окончания прилагательных совпадают с падежными окончаниями вопросов,

на которые они отвечают. Проверить написание безударного падежного окончания прилагательного можно по ударному окончанию вопроса.

- Правильные выводы мы сделали? Сформулируй вопросы к тексту определения. Задай их одноклассникам.

6. Освоение порядка рассуждения. Рассуждение по образцу. (Работа на листочке) СЛАЙД

 

Определи падежные окончания прилагательных. Рассуждай так:

 

Помнить о радостн(?) дне.

П.                    П. Помнить (о чём?) о дне (каком?) радостном.

 

1.Дождаться радостн(?) дня.

 

Дождаться (             ) дня (                 ) радостн…

 

2. Готовиться к радостн(?) дню.

 

Готовиться (             ) дню (               ) радостн….

 

1) Рассуждай, вставляя пропущенные вопросы и окончания прилагательного.

2) Укажи падеж существительного и прилагательного. Выдели окончания вопроса и прилагательного.

 

6.1. На доске СЛАЙД

Найди словосочетание, в котором правильно объяснено написание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Пользуйся алгоритмом

7. Работа со словарным словом. СЛАЙД

На экране картинки. Рассмотрите иллюстрации. Какое слово с непроверяемым написанием я зашифровала?

Загадки: И опора, и украшение

Не богов, а людей творение

И стройна она, и многотонна Называется это …..

 

10 солдат выстроились в ряд 10 солдат шли на парад.

Это многозначное слово –колонна. Запишите его в тетрадь. Придумайте ассоциацию для запоминания.

 

 

 

8. Закрепление. Работа с учебником. СЛАЙД Упражнение 139.

-Что нам нужно сделать?

-Читаем текст упражнения, рассматриваем колонну. - Почему даны две фотографии?


-Что изображено на второй фотографии? -Понравилась ли вам колонна?

-Приходилось ли видеть ее раньше? -Значение всех ли слов понятно?

Постамент- возвышение, основание, пьедестал, подставка, подножие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хрустальная колонна. Петергоф.

 

139. Прочитай текст.

 

Рассмотри высок.. нарядн.. колонну, которая украшает парк Петергофа.

Колонна состоит из голуб.. и бел.. стеклянн.. трубок. Ее основание украшено золот.. цветами и листьями. Она служит постаментом для статуи «Девочка, кормящая попугая».

Колонна так восхищает взгляд, что в народе её стали называть хрустальн.. колонной. (По Е. Кальницкой)

 

Определите тип речи. (описание) Почему так разделили на абзацы? Озаглавьте текст.

Тему или основную мысль отражает твоё название?

Спишите, вставляя пропущенные окончания прилагательных.

 

 

9. Подведение итогов урока Я УЗНАЛ

Я УДИВИЛСЯ ЯЗАДУМАЛСЯ


 

Скачано с www.znanio.ru

К ак пи ш у тс я б ез у д а р н ые п а д еж ны е о к о н…

К ак пи ш у тс я б ез у д а р н ые п а д еж ны е о к о н…

И зм е н е ния

И зм е н е ния

Ударны е и бе зу да р н ы е падеж ные окон ч а ни я прила г а т ельных пи ш у…

Ударны е и бе зу да р н ы е падеж ные окон ч а ни я прила г а т ельных пи ш у…

Что из о б р ажен о на второ й ф о т ографи и ? -

Что из о б р ажен о на второ й ф о т ографи и ? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2023