Разработка урока: Математика и краеведение. Челябинская область
Оценка 4.9

Разработка урока: Математика и краеведение. Челябинская область

Оценка 4.9
doc
14.09.2022
Разработка урока: Математика и краеведение. Челябинская область
матем и краевед в челяб (1).doc

Урок математики с элементами краеведения.

3 класс, программа «Школа 2100»

 

Тема: Формулы. Решение задач.

Цели: 1. Учить применять знание формул при решении задач; обобщить полученные     

               знания о величинах;

           2. Развивать навыки устного и письменного счёта; повторить алгоритм выполнения

               арифметических действий в выражениях, алгоритм решения уравнений;

           3. Способствовать развитию математической речи, памяти, внимания и мышления,

                навыков совместной работы;

           4. Прививать любовь, чувство патриотизма к родному краю.

Оборудование: карта Челябинской области, иллюстрации гор, городов, рек, озёр  Челябинской области, карточки для игры, презентации: «Южный Урал – достояние мирового масштаба», «Камни – самоцветы», фильм: «Ильменский заповедник», компьютер, проектор, экран, карточки-слова: любить, беречь, охранять, заботиться, ухаживать, ценить, быть внимательным, Челябинск, Нургуш, Увильды, Аркаим, Ай, Миасс, Ильменский заповедник.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Учитель: Что мы имеем ввиду, когда говорим «РОДИНА»? (ответы детей)

                      Что мы Родиной зовём?

                      Край, в котором мы живём,

                      И берёзки, вдоль которых,

                      Взявшись за руки, идём.

                      Что мы Родиной зовём?

                      Солнце в небе голубом

                      И душистый, золотистый

                      Хлеб за праздничным столом.

                      Что мы Родиной зовём?

                      Край, где мы с тобой живём?

Я предлагаю Вам сегодня совершить путешествие по нашему краю, который называем: Южный Урал.

III. (презентация  Приложение1)

      Учитель: В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Здесь мы живём. Край получил своё название по Уральским горам, пересекающим район с севера на юг. Они протянулись от Карского моря до границ с Казахстаном почти на 2000 км. Это бескрайние леса и степи, плавно переходящие в горную тайгу, а затем в альпийские луга и горные тундры. Именно за такое богатство территория Южного Урала 4 года назад была признана Всемирным фондом дикой природы экологическим регионом глобального масштаба. 4 года назад леса южного Урала вошли в престижный список «200 сокровищ Земли», сохранив которые человечество избежит экологической катастрофы. Славится наш край озёрами и реками. Вот некоторые из них: озеро Увильды, ….., реки Ай, …

      Основное население – башкиры. Название этого народа Урала переводится как «волк – вожак». По древней легенде, именно волк был предком башкир – отличных наездников и стрелков.

IV. Учитель: Путешествие наше будет заключаться в следующем: вам необходимо узнать что изображено на иллюстрациях, помещённых на доске, и найти их место положения на карте Челябинской области, применяя при этом математические знания, умения решать задачи по формулам, уравнения, знания таблицы умножения. Начинаем путешествие.

V. 1) иллюстрация №1 (г.Челябинск)

      Учитель: расставьте ответы в порядке названных примеров (ответы на карточках). При правильном выполнении на обратной стороне карточек получится слово.

7 х 7                  14 : 2              16 : 8

18 : 3                 81 : 9               4 х 6

21 : 3                 25 : 5               9 х 9

(Ответы: 49-Ч, 6-Е,7-Л, 7-Я,9-Б,5-И, 2-Н, 24-С, 81-К)

Прочитайте ответ. Правильно. Челябинск – центр челябинской области, расположен на восточном склоне Южного Урала, на реке Миасс. Основан город в 1736 году.

( за правильный ответ на доске прикрепляется слово «любить», на карте – карточка «Челябинск»)

 2)иллюстрация №2 ( Нургуш)

       Учитель: решите задачи в стихотворной форме, предложенные ответы поставьте по порядку, при правильном выполнении на обратной стороне карточек должно получиться слово – название иллюстрации.

- Есть у нашего Андрейки

Шесть монет по две копейки

На покупку сладкой плюшки.

Сколько денег у Андрюшки? (12)

- Мышка зёрна собирала

По два зёрнышка таскала.

Принесла уж девять раз.

Каков Мышкин стал запас? (18)

- Две весёлые мартышки

Покупать ходили книжки.

И купили книг по пять,

Чтобы было что читать.

Только глупые мартышки

Сосчитать не могут книжки.

Ты мартышкам помоги,

Сколько книг у них, скажи? (10)

Получилось слово «Нургуш». Правильно. Хребет Нургуш – мощная горная цепь. Называют его «Крыша Челябинского Урала». Ходить здесь очень опасно. Более 10 рек берут начало на хребте Нургуш. (на доску – слово «беречь», на карту - «Нургуш»)

 3)иллюстрация №3 (Увильды)

          Учитель: перед вами формулы. Поставьте их в том порядке, в котором называю. В результате на обратной стороне – слово.

- периметр прямоугольника (Р=(а + в) х 2

- периметр квадрата (Р = а х 4)

- площадь прямоугольника (S = а х в)

- площадь квадрата (S = а х а)

- объём прямоугольного параллелепипеда (V = а х в х с)

- объём куба (V = а х а х а)

- формула деления с остатком (а = в х с + r, r < в)

Получилось слово «Увильды». Правильно. Увильды – бессточное озеро на восточном склоне Южного Урала. Ни одну реку из себя не выпускает. Его площадь – 68 кв.км., глубина до 38м. На юго-восточном берегу озера расположен курорт. Здесь самая качественная вода. Озеро охраняется законом. (на доску – «охранять», на карту – «Увильды»)

4) иллюстрация №4 (Аркаим)

Учитель: разложите по группам единицы измерения – длины, площади, объёма. (на карточках). Единицы измерения длины расставьте в порядке возрастания. На обратной стороне карточек – слово. Получилось – «Аркаим». Правильно. Это археологический комплекс, «страна городов», сохранившаяся с эпохи бронзового века. В переводе означает «хребет», «спина». Это сохранившиеся поселения, хозяйственные площадки, могильник. Комплекс исследуется учёными с 1987г. (на доску – «заботиться», на карту – «Аркаим»).

5) иллюстрация №5 (Ай)

Учитель: составьте задачу, решите, объясните решение, выберите ответ, на обратной стороне – слово. (Приложение 2)

Река Ай в переводе с башкирского означает «луна». Это одна из самых крупных и красивых рек на Южном Урале. Узкая, извилистая долина реки богата не только пещерами, но и разнообразием своего растительного мира. По левому берегу реку окружают сосновые леса, по правому – берёзовые. (на доску – «ухаживать», на карту – Ай).

6) иллюстрация №6 (Миасс)

Учитель: Как найти неизвестное слагаемое, вычитаемое, множитель? Решите уравнение, выберите ответ, на обратной стороне – слово.

48 : t + 7 = 15

Ответ – 6, слово- Миасс. Правильно. Миасс – город, расположен на восточном склоне Южного Урала у подножия Ильменских гор. Построен на реке Миасс. В долине реки были обнаружены в 1820г. богатейшие на Урале золотые россыпи. Здесь был найден один из самых крупных в мире золотых самородков «большой треугольник» массой 36 кг. (на доску – «ценить», на карту – «Миасс»)

7) иллюстрация №7 (Ильменский заповедник)

Учитель: Решите пример, определив сначала порядок выполнения действий, выберите ответ, прочитайте слово на обратной стороне.

7 : (15 : 15) – (21 – 21) х 5 + 1 х 9 =

Ответ – 16, слово – «Ильменский заповедник». Правильно.

Ильменский заповедник основан в 1920г. недалеко от г.Миасс. главное богатство заповедника – его минералы. Это единственный минералогический заповедник нашей страны. Недра заповедника таят замечательные сокровища – горные породы и минералы. Мы их называем самоцветами. Камни – самоцветы вдохновили писателя Павла Бажова рассказать в сказках «Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце» о сокровищах, хранящихся в тайниках Урала. Урал знаменит своими самоцветами, припрятанными хозяйкой Медной горы. Не для всех открыты её кладовые, но всё – таки некоторым мастерам удаётся проникнуть в чертоги хозяйки, и тогда перед нами открывается удивительный мир красоты и гармонии в камне. (на доску – «быть внимательным», на карту – «Ильменский заповедник»)

VI. Презентация «Камни – самоцветы», фильм «Ильменский заповедник»

VII.Учитель: Прочитайте слова, которые появлялись на доске во время нашего путешествия. Как нам нужно относиться к родному краю, чтоб сохранить его?

Дети: любить, беречь, охранять, заботиться, ухаживать, ценить, быть внимательным.

Учитель: Край родной, хвала тебе и честь!

                За суровость каменных вершин,

                За озёра и родник лесной,

                И за цвет черёмухи весной.

VIII. Итог урока.


Урок математики с элементами краеведения

Урок математики с элементами краеведения

Ответы: 49-Ч, 6-Е,7-Л, 7-Я,9-Б,5-И, 2-Н, 24-С, 81-К)

Ответы: 49-Ч, 6-Е,7-Л, 7-Я,9-Б,5-И, 2-Н, 24-С, 81-К)

Это сохранившиеся поселения, хозяйственные площадки, могильник

Это сохранившиеся поселения, хозяйственные площадки, могильник
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2022