Класс |
4 |
№ урока 4 |
Дата:___________________________________ |
Тема |
Песни народов мира |
Цели урока: |
|
Образовательные |
познакомить с музыкой разных народов на основе Детского альбома П.И. Чайковского формирование знаний о мелодиях разных народов; |
Развивающие |
развитие эмоционально-образного видения мира, художественного мышления на материале урока; |
Воспитательные |
воспитание чуткого, толерантного отношения к музыке других народов. |
Планируемые задачи |
|
Личностные |
формирование уважительного отношения к культуре других народов |
Метапредметные |
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой и коллективной хоровой и инструментальной деятельности; |
Предметные |
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; умение определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр; соблюдение при пении певческой установки; использование в процессе пения правильного певческого дыхания |
Вид урока |
Урок ознакомления с новым материалом. |
Форма урока |
Урок беседа |
Оборудование |
Компьютер, экран, наглядность, портрет П.И. Чайковского, иллюстрации к Детскому альбому, аудиозапись Детского альбома |
Учебно-дидактическое обеспечение |
Музыка: Детский альбом П.И. Чайковского. «Дружат дети всей земли» В. Викторов, Д. Львов-Компанеец. |
ХОД УРОКА |
|
1. Организационный момент. |
|
Вход в класс. Приветствие. Распевка. |
|
2. Актуализация знаний учащихся по теме |
|
Беседа по теме прошлого урока (отличительные особенности музыки разных народов) |
|
3. Объявление темы и целей урока. У: Сегодня на уроке, мы познакомимся с песнями разных народов из Детского альбома русского композитора Петра Ильича Чайковского. Что вы знаете о Детском альбоме? Д: Детский альбом посвящен племяннику композитора, состоит из 23 пьес для фортепиано. У: Сегодня мы будем путешествовать вместе с Чайковским. Я расскажу вам немного о жизни композитора, ведь именно они стали основой для создания Детского альбома.
4. Основная часть урока. - Будучи ещё ребёнком, Чайковский часто смотрел в окно и мечтал побывать везде, где звучит музыка.
Конечно, композитор очень любил русскую народную песенность. Её отзвуки мы слышим в Детском альбоме. Слушание: «Русская песня» У: Какая мелодия по характеру и, что изображает? Д: Характер спокойный, напоминает девичий хоровод. У: А сейчас, обратите внимание на эту иллюстрацию. Среди
лесистых гор, У: Послушайте музыку к этой иллюстрации. Слушание: «Немецкая песенка». У: Что можете сказать о мелодии? Д: Озорная, подпрыгивающая, слышны звучания деревянных каблучков, тяжёлых башмаков. У: Мелодия похожа на старинный и популярный в Германии и Австрии танец – лендлер. Куда мы попали с вами? Д: В Германию. У: Это «Немецкая песенка». У: В доме Чайковских была гувернантка-француженка, которая рассказывала истории о славных деяниях рыцарей и их прекрасных дамах. Послушаем и мы эту историю. Слушание: «Старинная французская песенка». У: Какой характер этой мелодии? О чём она? Д: Мелодия задумчивая, о девушке, которая ждёт своего рыцаря. У: А вот ещё одна история из жизни композитора. Однажды во Флоренции Чайковский услышал на улице пение под гитару десятилетнего итальянского мальчика, окружённого толпой народа. Он пел чудесным густым голосом, с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается. В письме родным композитор писал: «Как жаль мне этого ребёнка. Его, очевидно, эксплуатируют отец, дядя и всякие родственники. Теперь, по случаю карнавала, он поёт с утра до вечера и будет петь до тех пор, пока голос не пропадёт безвозвратно». Песня, которую записал Чайковский от мальчика, вошла в Детский альбом под названием «Итальянская песенка». Слушание: «Итальянская песенка». У: По характеру мелодии и её строении, мы можем сказать о чём поёт этот мальчик? Д: О чём-то хорошем, потому что песня спокойная, но не грустная. физкультминутка
У: Ну, а эта иллюстрация вам подскажет, о чём следующая пьеса и как она называется. Д: Все люди спешат в порт, их ждёт большая новость, скоро прибудет огромный теплоход. У: Послушайте, как это изображает музыка. Слушание: «Неаполитанская песенка». У: Что вы можете сказать о характере мелодии, её изменении? Д: Спокойный темп, в конце ускорение, настроение радостное. Путешествуя по европейским странам, Пётр Ильич Чайковский задумывал многие страницы своих музыкальных произведений. Но, где бы не бывал Чайковский, он снова возвращался в свой родной дом, садился у камина, вспоминал все встречи и записывал мелодии разных стран народов. Вокально-хоровая У: А сейчас мы с вами исполним песню о дружбе всех народов. Певческая установка. Исполнение песни : «Дружат дети всей земли». 6. Подведение итогов У: Где мы смогли побывать сегодня с помощью музыки Чайковского? Д: В Италии, Германии, во Франции. У: Какие герои нас встречали? Д: Танцующие немецкие пары на лугах, французский рыцарь и девушка Элейна, итальянцы, собирающие виноград и жители города Неаполя. У: Скажите, ребята, а можно ли путешествовать с помощью музыки, но, не зная языка? Д: Да, слушая и изучая музыку других народов, которая ярко и полно выражает характер и обычаи народа. У: Слушая весёлые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли, мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать их песни, искусство, природу. Рефлексия Что было трудным для вас? Что особенно понравилось? Как изменилось ваше настроение? (рефлексия ручки) До свиданья. V. Музыкальное прощание
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.