Урок 3. Тема урока: Как сказать о профессии, занятии человека?
Цели урока:
Образовательная: дать понятие о профессиях, познакомить с лексикой по теме
Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся, Формирование умений применять приемы сравнения, обобщения по теме «Профессии»
Воспитательная: привить уважительное отношение к профессиям, людям труда
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод: Объяснительно – иллюстративный
Оборудование: презентация, экран, проектор, компьютер, иллюстрации учебника, кроссворд
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок
Речевая разминка.
- Когда начинается учебный год?
- осенью, в сентябре
- Какие праздники мы отмечаем осенью?
- День Независимости, День знаний, День учителей и наставников, праздник узбекского языка, день принятия флага Узбекистан и многое другое.
Чтобы наш урок был интересным, мы сегодня, будем работать в командах. Проведём урок – соревнование.
Первая команда: «Художники»
Вторая команда: «Спортсмены»
Третья команда: «Программисты»
2.Актуализация знаний.
«Художники» подготовили презентацию по пройденной теме.
«Спортсмены» выразительно рассказывают стихотворение из упражнения 7.
«Программисты» читают слова из упражнения 6 на узбекском и русском языках.
Каждая команда собирает жетоны, которые в конце урока подытоживаются.
3.Изучение нового материала.
Названия профессий в мужском роде образуются при помощи суффиксов: - тель -, - ник -, - чик -, - щик -, - ист -, - ец -, а в женском роде при помощи суффиксов: - ( - тель)ниц -, - чиц -, - щиц -, - истк -, - иц –
Упражнение 1 выполняется устно.
Слушать – слушатель, слушательница, учить – учитель, учительница, преподавать – преподаватель, преподавательница, читать – читатель, читательница, мечтать – мечтатель, мечтательница, жить – житель, жительница, водить – водитель, водительница, получать – получатель, получательница, спасать – спасатель, спасательница.
Футбол – футболист, футболистка, волейбол – волейболист, волейболистка, хоккей – хоккеист, хоккеистка, гандбол – гандболист, гандболистка.
4.Закрепление темы.
«Художники» выполняют упражнение 2, «Спортсмены» – 3 упражнение, «Программисты» – 4 упражнение.
Решение кроссворда. Каждой команде дается лист А 3 и время (3 минуты)
1.Кто водит автобус? (водитель)
2.Кто нам поможет при пожаре? (пожарник)
3.Кто с палочкой в руках на сцене? (дирижёр)
4.Кто снимает вас на память? (фотограф)
5.Кто пасёт коров, коз, овец? (пастух)
6.Кто охраняет границу? (пограничник)
7.Кто строит дома? (строитель)
8.Кто вкусно готовит? (повар)
9.Кто сошьёт сапоги? (сапожник)
10.Кто нас лечит? (доктор)
11.Кто вас учит? (учитель)
12.Кто наводит порядок в город (милиционер)
13.Кто летает в космос? (космонавт)
Выполнение упражнения 5. Как называются эти профессии на русском языке?
Bog’bon, oshpaz, paxtakor, kitobxon, yozuvchi, g’allakor, soatsoz, duradgor, dutorchi, kutubxonachi, quruvchi, o’qituvchi
Каждая команда переводит по 4 слова (садовник, повар, хлопкороб, читатель, писатель, зерновод, часовщик, плотник, дутарист, библиотекарь, строитель, учитель)
«Конкурс чтецов» Каждая команда выразительно рассказывает стихи о профессиях. «Узнай». По иллюстрациям учащиеся должны узнавать профессии (по слайдам)
«Современные профессии» (дети заранее готовят информацию о современных профессиях) Это задание можно провести в сильном классе.
«Художники»
Контент–менеджер – это человек, который наполняет сайты материалами: статьями, новостями, фотографиями.
Веб-дизайнер – это человек, который занимается разработкой дизайна сайтов.
Бренд-менеджер – специалист, руководящий продажей некоей группы товаров определённой торговой марки.
Банермейкер – специалист по изготовлению графической и анимационной рекламы в сети Интернет, чаще всего – баннеров.
Риелтор – посредник при заключении сделок купли-продажи.
«Спортсмены» - современные медицинские профессии:
Врач-кибернетик – проектирует компьютерные автоматизированные системы медицинского назначения.
Провизор – фармацевт высшей квалификации, имеющий право на самостоятельную фармацевтическую работу (изготовление лекарств).
Сурдолог – врач-специалист по нарушению слуха.
Фониатр –врач, специалист по проблемам голоса.
Врач-флеболог –специалист по лечению вен.
Врач-оптометрист – специалист по коррекции зрения с помощью очков и линз
«Программисты» - современные педагогические профессии:
Тьютор – обучает по индивидуальной программе.
Коуч – занимается личностным развитием ученика, мотивирует, вдохновляет и ищет пути реализации потенциала ученика.
Фасилитатор – занимается социальной адаптацией.
Актуарий – специалист по страховой математике, владеющий теорией актуарных расчётов.
5.Подведение итогов урока.
Награждение победителей по номинациям «Творческая команда», «Изобретательная команда», «Целеустремлённая команда»
6.Задание на дом: восстановить пословицы из упражнения 7.
Какой тракторист, такой и трактор. Рыбак рыбака видит издалека. Сапожник ходит без сапог. Не молот железо делает, а кузнец. У хорошего пильщика пила острая.
Дополнительное задание: подготовить презентацию о профессиях (рисунки, нарисованные самими учащимися, слайды, творческие работы и т.д.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.