Разработка урока на тему: Никитин "Встреча зимы"

  • docx
  • 10.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала НИКИТИН ВСТРЕЧА ЗИМЫ.docx

Разработка открытого урока на тему: И.С.Никитин «Встреча зимы»

Цель: формирование у учащихся представлений и знаний о про­изведениях русских классиков; ознакомление с произведением И. Ни­китина «Встреча зимы».

Задачи урока:

— ознакомить с краткой биографией И. Никитина и содержанием отрывка из стихотворения «Встреча зимы»;

— совершенствовать навык правильного и выразительного чтения;

— углубить представление о средствах образного языка и их роли в произведении;

— воспитывать любовь к природе.

Тип урока: закрепление знаний и умений учащихся.

Оборудование: портрет И. Никитина, исполнение пьесы П.И. Чайковского «Тройка» («Вре­мена года»),  А. Вивальди отрывок из «Времена года», — «Зима»,  презентации Power Point , мультимедийные средства.

                                  Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

Друг на друга посмотрели

И пожелали друг другу хорошей работы на уроке.

II. Позитивный настрой
(
Звучит музыкальный отрывок «Декабрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского)
Путешествие в зимний лес
Сядьте удобно. Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов. Расслабьтесь. Мы отправляемся на прогулку в зимний лес. Представьте, вы медленно идёте по сказочно красивому зимнему лесу. Остановитесь на мгновение и оглядитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть зимней природы. Вся земля покрыта белым пушистым снегом. Ходит Зима вместе с нами по лесу в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

-Угадайте загадку:

Дел у меня немало —

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома.

Зовут меня…

-С чем вы ассоциируете зиму? Что происходит зимой?

- Сегодня мы с вами будем говорить о зиме, познакомимся с творчеством Ивана Саввича Никитина, изучим его стихотворение «Встреча зимы»

Иван Саввич Никитин родился в 1824 году в Воронеже. Учился в духовной семинарии (религиозное учебное заведение). Отец его был торговцем. Еще во время учебы Никитин увлекся литературой, начал писать стихи. Вскоре его творчество получило широкую извест­ность. В 1856 году вышла в свет его первая книжка стихов.

Любимыми поэтами Никитина были В. Жуковский, А. Пушкин, А. Кольцов.

Большая часть произведений поэта посвящена природе: «Утро», «Лес», «Русь», «Поле» и многие другие.

Чтение стихотворения учителем.

Слушание стихотворения «Встреча зимы» в исполнении мастера художественного слова.

Первичное понимание текста

– Понравилось вам стихотворение?
– Какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения? 
(В начале мне было грустно, шёл осенний холодный дождь, веял холод в лицо и плакал лес. А потом природа меняется: упал белый пушистый снежок на грязную землю, воздух стал чистым, лес весело смотреть. И мои чувства менялись. Стало радостно, светло на душе…)

Словарная работа:

Песни севера петь — будут вьюги, метели.

Строй мосты по рекам и ковры расстилай — зимой вода в ре­ках превращается в лед, и по реке можно ходить как по мосту.

Наша русская кровь на морозе горит! — Русские люди не бо­ятся холода.

IV. Закрепление.

Чтение стихотворения учащимися.

Составление кластера «Зима»

 

Выноска-облако: снеговик
Выноска-облако: санки
 

 

 

 

 

 

 


«Диаманта»

      Зима

      Холодная, снежная

      Засыпает, белеет, морозит

      Холодная зима, жаркое лето

      Наступает, согревает, радует

      Солнечное, весёлое

      Лето

«Корзина идей»

      Дождь

      Туман

      Снег

      Река замёрзла

      Ледяные мосты

      Ковры из снега

      Мороз трещит

Метод «Ромашка»

Ответы на вопросы:

      Какой была погода утром? (дождь в окна стучал)

      Какой стала земля в полдень? (дождь перестал, снег пошёл)

      Как изменилось всё вокруг утром? (река замёрзла, воздух лёгкий и чистый)

      Почему дети радуются приходу зимы? (можно играть в снежки, кататься на санках)

V. Итог урока

      — Каков же замысел И..С. Никитина? (любовь к родной природе)

— Почему произведение называется «Встреча зимы? (Описывая природу, поэт показывает своё отношение к Родине, к русскому человеку)

VI. Оценки. Домашнее задание:

 Выучить наизусть стихотворение.

Написать мини-сочинение «Первый снег»

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

 

 

Учитель русского языка школы № 7 города Ангрена Ташкентской области Дусматова Хонбиби Аблазизовна