Разработка урока окружающего мира на тему "Что такое глобус?"

  • docx
  • 18.12.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала окр мир 25.11.docx

Технологическая карта урока

Тема урока:

 

Цель урока:

Что такое глобус?

 

-способствовать формированию понятий «модель», «глобус», «океан», «материк»,  умений работать с глобусом;

-познакомить с методикой организации учебных исследований;

-развивать навыки исследовательской деятельности учащихся, формировать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.

Метапредметные :

*Регулятивные: 

1.Осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

2.Планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;

3.Осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач.

*Коммуникативные: 

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.

2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

4.Постановка вопросов .

*Познавательные: 

1.Давать определения понятиям.

2.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Предметные:

1. Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты);

2.Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Тип урока:

комбинированный

Формы, приемы и методы:

 

Методы работы: объяснительно–иллюстративные, частично–поисковые, словесные, наглядные, практические. 

Формы: коллективная, групповая.

Приемы: работа с презентацией

Образовательные ресурсы:

Т.С .Гулуева"Окружающий мир", учебник Г.Г.Ивченковой "Окружающий мир" 2 класс

 

План урока:

1. ОНУ (целеполагание): приветствие, эмоциональный настрой (1-2мин)

2.Актуализация знаний (3-4мин)

3.Усвоение новых знаний (20-22мин)

4.Физминутка (2-3мин)

5.Закрепление (5мин)

6.Рефлексия (4мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

1. ОНУ (целеполагание): приветствие, эмоциональный настрой (1-2мин)

Учитель

 

 

 

 

 

 

Учащиеся

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

Внимательно слушают учителя и все выполняют.

2.Актуализация знаний (3-4мин)

Учитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся

- Давайте вспомним всё, что мы изучали. Для этого разгадаем кроссворд. А главное слово, которое у нас получится в середине - это тема нашего урока.

·         Кто был первым космонавтом? (Ю. А. Гагарин)

·         Назови одним словом - Юпитер, Марс, Сатурн (планеты)

·         Самая близкая к нам звезда? (солнце)

·         Путь, по которому движется планета? (орбита)

·         Спутник Земли. ( Луна)

·         Природное или созданное человеком тело, которое движется вокруг
планет? (спутник)

Что будем сегодня изучать? ( в середине кроссворда – г л о б у с) Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

Отвечают на вопросы учителя.

3.Усвоение новых знаний (20-22мин)

 

 

 

 

 

Учитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся

Формирование понятий «модель», «глобус». 

Что такое глобус? Давайте поразмышляем.

У.  - Чем похожи предметы, лежащие на столе? (Похожи - формой) (машинка, самолет, грузовик)

У.  - Чем они отличаются от настоящих предметов? (Отличаются - размером)

( Дети пробуют сформулировать понятие «модель»)

У.  - Как вы понимаете значение слова «модель»?

 Д. - Модель – это уменьшенное изображение предмета.

У. - Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель.  

У.  - Как называется предмет, который стоит у меня на столе? (Глобус)

Глобус – это уменьшенное изображение Земли.

У.  - Давайте выясним, что означает слово «глобус»?

Глобус – латинское слово, оно означает шарообразный, шар, круглый.

Глобус – это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Шар нанесен на ось и наклонен по отношению к подставке. Есть другое определение глобуса. Глобус – это модель Земли в миллион раз меньше самой планеты Земля.

А теперь поговорим о том,  « Какие глобусы самые древние?» 

 Посмотрите на слайд. Известно, что модель земного шара впервые построил греческий ученый, хранитель Пергамской библиотеки Кратес Малосский во II в. до н.э., однако,  она, к сожалению, не сохранилась, но рисунок остался. На нем даже не все материки изображены. Мир, знакомый человеку древности, был очень мал.
Первый дошедший до нас земной глобус был изготовлен в 1492 г. немецким географом и путешественником Мартином Бехаймом (1459-1507).  Сделан он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На этой модели земного шара диаметром 54 см (показать на линейке), именовавшейся «Земным яблоком». Глобусом это маленькое подобие нашей планеты стали называть позже. Конечно, изображения на нем были далеки от истины. Глобус Мартина Бехайма можно увидеть в музее в Германии. 
Самый большой земной глобус диаметром 12,5 м построен в 1998 году в США.

Глобусы – “моряки”.

       Когда – то, мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – “моряки” за свою долгую службу на кораблях немало повидали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры, они были все в пятнах от морской соленой воды.

“Глобусы - щёголи”. Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями.

“Глобус-космонавт”. Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль.

Есть лунный глобус и глобус Марса. Есть даже глобус звездного неба. На нем изображены созвездия, Млечный путь. Много разных глобусов есть и теперь. Есть глобусы, на которых изображены все страны мира.

Бывают глобусы с неровной поверхностью: все горы, все возвышенности на них выпуклые.  

У.: «Как устроен глобус?»

Введение понятий «экватор», «параллели»,  «меридианы».        

С опорой на демонстрацию  глобуса,  ученики отмечают все данные на воздушных шарах.)

- На глобусе нанесено множество линий. Каждая линия имеет свое название.

Экватор– «главный пояс Земли». Это линия, которая делит наш земной шар на два полушария – Северное и Южное.

Длина окружности Земли равна 40 тыс. км. Для того чтобы проехать это расстояние скором  поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком — примерно пять лет.

На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии.

- Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы.

- Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели.

- Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке».

Есть еще не видимая нам  ось, вокруг которой вращается Земля. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Ведь глобус - уменьшенная копия Земли.

 

У: Пришло время и нам  сменить наш вид деятельности, немного отдохнуть.

 

Активно работают, отвечают на вопросы учителя, задают вопросы, интересующие их.

4.Физминутка(2-3мин)

 

 

     На ноге стоит одной,

     Крутит-вертит головой.

     Нам показывает страны,

     Реки, горы, океаны.

     Ты как глобус покрутись,

     А теперь остановись!

5.Закрепление (5мин)

 

 «О чем может рассказать глобус?»

У. - Искать информацию на этот вопрос мы будем вместе, и  главным нашим помощником станет глобус.  

 Формирование понятий «океан», «материк».

У.  Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.

Космонавты с любовью называют Землю - «Голубая планета» Почему как вы думаете?

- Какими цветами окрашена поверхность глобуса? ( Голубой, зелёный и коричневый.)

- Какого цвета на глобусе больше? (если разделить весь шар на 3 части, то 2 части из них это вода, а 1 часть это суша)

У.  - Что обозначают цвета на глобусе?

Д. -Голубой, синий цвета – обозначают воду. Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают  сушу. Белый – снег или лёд.

У.  - Посмотрите на глобус. На нём действительно больше всего синего цвета. Это моря и океаны.

Рассмотрим океаны. Их 4: Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический. Морей гораздо больше.

Ребята, посмотрите, есть темно синий, светлее и совсем светлый. Как вы думаете от чего это зависит? (от глубины)

- Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками. На глобусе материки раскрашены в зелёный и коричневый цвета. Это опять таки зависит от высоты. Материков 6: Евразия, Африка, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Австралия.

Работа по парам.

У.- Сейчас  вам предстоит изучать глобус, как когда-то ученые исследовали нашу Землю.

-Найдите и запишите на глобусе материки и океаны.

(Самостоятельная работа в группах.)

Задание для первого ряда и третьего.

Найдите на глобусе материки, назовите их .

1. _______________

2. _______________

3. _______________

4. _______________

5. _______________

6. _______________

Задание для второго ряда.

1). Найдите  на глобусе океаны  и назовите их.

1. _______________

2. _______________

3. _______________

4. _______________

У. Молодцы, ребята. Много нового и  интересного мы узнали о глобусе.

6.Рефлексия (4мин)

 

 

Ребята, что же такое глобус?

Оценка  работы на уроке .

 – А за что вы можете похвалить себя?

- Что осталось непонятным, вызвало скуку?

 - О чем захотелось узнать поподробнее?

 - Где могут пригодиться умения сбора информации?