Разработка урока по читательской грамотности в 1 классе
на тему «Весна» Шукур Саъдулла
Дата проведения: 11.03.2024г
Учитель: Кадырова Э.В.
Класс: 1 «Е»
Тема: «Весна» Шукур Саъдулла
Цель:
- Привлечь детей к изучению и обсуждению темы «Весна», с использованием видео – аудио чтения стихотворения Ивана Сурикова «Весна», познакомить с жизнью и творчеством Шукура Саъдуллы, учить выразительному, осознанному чтению; обогащать словарный запас, дать понятие новых слов – алая, рокочет; совершенствовать умения анализировать, сравнивать, понимать.
Оборудование:
- иллюстрации по теме, портрет писателя Ш.Саъдуллы, раздаточные карточки; учебник, музыкальное сопровождение, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организация класса
Ребята, сегодня я приглашаю вас провести совместно этот урок и почувствовать красоту сердцем и душою.
2. Мотивация учебной деятельности
Отгадайте загадку:
Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко – красном
Шагает по земле… (весна)
3. Сообщение темы и цели
- как вы думаете, ребята, о чем сегодня мы будем говорить?
- да, правильно. Сегодня мы будем говорить о весне, о том, какие изменения происходят в природе весной, что она нам приносит, а также познакомимся со стихотворением Шукура Саъдйллы «Весна».
4 .Актуализация опорных знаний учащихся
Весна приглашает вас в путешествие по просторам земли. Прослушайте мелодию. (запись музыки Вивальди)
. 1.- При помощи чего композитор показал приход весны? (Музыки)
-Какие изменения в природе говорят о приходе весны?(Солнце, ручьи, трава, прилёт и пение птиц)
-Какие весенние месяцы вы знаете?
-Рассмотрите картину И. И. Левитана «Март»
-Как художник показал красоту прихода весны? (красок)
-Сразу ли после зимы к нам приходит весна? (Нет, она приходит постепенно).
2.Действительно, весна – это волшебная пора года, когда всё оживает и расцветает. Говорят, что весна – это утро года.
ОПРОС
- какие пословицы и поговорки о весне вам известны?
- прослушайте предложения о весне:
В марте весна пробуждается от зимнего сна, разливается водой.
В апреле надевает зеленый наряд,
в мае уже прилетают все певчие птицы, все цветет.
5 .Работа над стихотворениями
1. Слушание текста Ивана Сурикова «Весна»
А сейчас мы узнаем как поэты рассказывают о весне. Посмотрите видеоролик
- как поэт описывает приход весны?
- какие слова использованы?
2. Чтение стихотворения «Весна» Ш.Саъдулла учителем.
Опрос:
- какие слова в стихотворении говорят о весне?
- что автор говорит о саде, тучах, тракторе?
- какая работа кипит на полях весной?
- опишите своими словами весенний сад.
3. Составление кластера «ВЕСНА»
4 .Теперь я предлагаю вам попробовать превратиться в юных художников.
- какую бы картину вы нарисовали к стихотворению?
6. Работа над развитием речи. «Лексический комментарий».
Работа со словариком. Запись значения слов в рабочую тетрадь.
Алая – красная.
РокОчет – гремит, грохочет.
7. Выучим стихотворение наизусть.
Чтение а) строфами по рядам; б)мальчиками; в)девочками.
8. Итог урока. Задание на дом.
- Поэты, композиторы и художники восхищаются красотой родной природы.
- Вы сегодня тоже сумели увидеть неповторимость весенней природы, расскажите об этих чувствах родным дома.
- выучить стихотворение наизусть.
Биография
Шукур Саъдулла — поэт, драматург, прозаик, переводчик и издатель, знал психологический мир и психологические свойства личности ребятишек, уникальный человек, считавший, что жизненный путь и будущее человека должно обеспечиваться ещё в юношеском возрасте.
Хотя и детство пролетело очень быстро, его впечатления, воспоминания запомнились на всю жизнь. Во времена учёбы в Джизакской школе имени Нариманова высокий интерес к художественной литературе заставило его начать творческий путь.
Первый сборник, изданный в 1932 году под названием «Хайкирик» (Зов), пробуждает надежду и веру в будущее молодого поэта. Затем шаг за шагом были объявлены сборники «Уч айиқ» (Три медведя), «Айёр чумчуқ» (Хитрая птичка), «Сен нима қилдинг?» (Что ты сделал?), «Шоҳиста», «Думсиз тулкилар» (Бесхвостые лисы).
Глубоко изучив детскую психологию, Ш. Саъдулла наполняет свои произведения в основном сюжетностью и событиями.
Если присмотреться глубже, то можно заметить, что событийность стихов Ш. Саъдуллы — это следствие плодотворного влияния народной художественной литературы. Действительно, переработав народные сказки, он издаёт ряд сказок, как «Думсиз тулкилар» (Бесхвостые лисы), «Икки сандиқ» (Два сундука), «Уч тулки» (Три лисицы), «Қарғавой» (Ворона), «Тулки билан Турна» (Лиса и Журавль), также сам пишет сказки: «Икки донишманд» (Два мудреца), «Айёр чумчуқ» (Хитрая птичка), «Лақма ит» (Доверчивая собака), «Оч бўри, шўх қўзи ва қирчанғи» (Голодный волк, шустрый и ловкий ягнёнок).
Такие литературные произведения, как «Качал полвон», «Ёрилтош» были воодушевлённо встречены читателями. Также стоит отметить, что такие стихи поэта, как «Тулки билан ғозлар» (Лиса и гуси), «Митти» (Крохотный), «Улоқча» (Козлёнок), «Бола билан тўрғай» (Дитя и жаворонок), «Чучвара қайнайди» (Кипят пельмени), «Тўрт фасл» (Четыре сезона) напитаны воспитательным духом, тогда как некоторые произведения, как «Озода», «Менинг аям» (Моя мама), «Дастёр қиз» (Дочка помощница) носят поучительный характер.
Рассказы «Командирнинг бошидан кечирганлари» (Испытание командира), «Качал полвон» (Богатырь), «Азиз қишлоғим» (Родная деревня), были переведены на русский язык и изданы несколько раз. Пьесы в стихах «Ёрилтош», «Афсонани енгган қиз» (Девочка, победившая легенду) не сходятся со сцен уже несколько лет.
Ш. Саъдулла многогранный человек. Ряд стихов русских и мировых поэтов, таких как Г.Х. Андерсен, А. Пушкин, С. Маршак, С. Михалков, К. Чуковский были переведены Шукуром Саъдуллой, и по сей день читаются с большим восторгом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.