Конспект урока по истории
Учитель: Конышева Наталья Геннадиевна
Класс 8
Тема: «Внешняя политика Екатерины II»
Цель урока: узнают основные направления внешней политики и их особенности.
Планируемые результаты:
Предметные: смогут определить направления и цели внешней политики Екатерины II, рассмотреть ход и итоги русско-турецких войн;
Метапредметные: продолжат развивать умения работать с картой, учебником, анализировать текст, обосновывать свои выводы фактами; развивать умение находить причинно-следственные связи исторических событий и явлений;
Личностные: продолжат формировать гражданственность и патриотизм, чувства уважения к прошлому своей страны через личное отношение к истории Родины, развивать интерес к изучению отечественной истории.
Основные понятия и термины: протекторат, коалиция, контрибуция
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: История России учебник для 8 класса под ред А.В. Торкунова, карта «России во второй половине XVIII в.», презентация «Внешняя политика Екатерины II»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада, что у вас сегодня хорошее настроение. Мы с вами продолжаем путешествие по истории России. Я предлагаю вам вспомнить исторические факты. Давайте сыграем в игру «Полет на воздушном шаре»
Ребята, представьте себе, что мы летим на воздушном шаре , и он стремительно теряет высоту. Чтобы не разбиться, нам нужно сбросить лишний вес. В нашей корзине вместо мешочков с песком для баласта уложены даты. Но сбросить их мы сможем только назвав событие, соответствующее каждой дате.
1725 г.- в России была открыта Академия наук
1764 г.- приказ Екатерины о секуляризации церковных владений
1767 г.- Екатерина II созвала Уложенную комиссию
1785г. - была издана Жалованная грамота дворянству
1773-1775 гг.-восстание под предводительством Е.Пугачева.
Учитель: Ребята, вспомните, как складывались взаимоотношения России с европейскими странами и Османской империей в середине XVIII века.
Ответ учащихся: После смерти Петра I внешняя политика в целом сохранила свою направленность, Россия участвовала в войне за «польское наследство», русско-турецкой войне 1735-1739 гг. (крымские походы), русско-шведской войне 1741-1743 гг., в Семилетней войне 1756-1762 гг.
Учитель: Ребята, перечислите итоги Семилетней войны?
Ответ учащихся:(смерть Елизаветы Петровны и вступление на престол Петра III свели успехи русских войск к безрезультатным итогам войны)
Учитель:Какие задачи внешней политики России не были реализованы в эпоху дворцовых переворотов?
Ответ учащихся:(не добилась выхода к Чёрному морю, не решены «украинский» и «белорусский» вопросы)
Учитель: В составе какого государства находились украинские и белорусские земли? Ответ учащихся: (Речи Посполитой)
3. Переход к изучению новой темы.
Учитель: Елизавета Петровна, вступая на престол, заявила, что ее правление будет прямым продолжением времен Петра1. Однако ее замыслы и свершения нельзя уравнять с петровскими. Действительное свое продолжение , особенно во внешнеполитических делах петровская эпоха нашла в свершениях Екатерины 2. Давайте в ходе урока докажем это.
4.Изучение нового материала
Учитель: Мы с вами вспомнили основные моменты внешней политики эпохи «дворцовых переворотов». Теперь мы можем предположить, каковы будут основные задачи внешней политики Екатерины II?
Ответ учащихся: придя к власти, Екатерина унаследовала две главные внешнеполитические проблемы - турецкую и польскую, сохранялась задача обеспечения безопасности петровских завоеваний в Прибалтике.
Учитель: Стремясь противодействовать враждебной политике Франции,Россия создала союз государств, находившихся на севере Европы-Дании, Пруссии, Польши и Швеции при участии Англии- первой антифранцузской коалиции.
Учитель: Ребята, нам необходимо понять, что такое коалиция. Давайте вспомним этот термин. Что такое коалиция?
Ответ учащихся: Коалиция – союз государств, направленный против другого государства или других государств.
Учитель: После успешных внешнеполитических действий на западном направлении и завоевания выхода к Балтийскому морю основными задачами внешней политики России стала борьба за выход к южным морям- Черному и Азовскому.
Учитель: Ребята, подумайте, почему для России это было важно?
Ответ учащихся: Ликвидировалась бы опасность набегов со стороны Крымского ханства, возможность заселения и освоения южных плодородных земель, развитие внешнеторговых связей с Западом через Черное море -экспорт хлеба из России).
Учитель: Ребята, следующее задание вы будете выполнять в группе.
Давайте изучим ход военных действий и определим итоги русско-турецких войн. Для экономии времени я предлагаю выполнить эту работу в группах. Изначально, каждая группа будет выполнять свое задания, потом представлять результаты для всего класса. Вторая группа готовить вопросы для своего оппонента.
Первая группа изучает события русско-турецкой войны 1768-1774 гг., выполняя следующие задания:
1.Задания по русско-турецкой войне 1768-1774 гг.
- Запишите в тетрадь победы русской армии и флота в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.
-Какие военные деятели внесли весомый вклад в эти победы?
-Определите итоги русско-турецкой войны 1768-1774 гг.
-Найдите на карте территории, вошедшие в состав Российской империи.
- Сражения у реки Ларги и реки Кагул (1770 г. П. А. Румянцев)
- Морской бой в Чесменской бухте (5 июля 1770 г., эскадра А. Г. Орлова и Г.А. Спиридова)
- Заняли Туртукай и форсировали Дунай (1773г.А. В. Суворов)
Итоги войны
1774 г. – Кючук – Кайнарджийский мирный договор.
(Право строительства военного флота на Чёрном море, беспрепятственный проход через черноморские проливы в Средиземном море, признание независимости Крымского ханства).
Работа с картой.
Учитель: Ребята, Кючук-Кайнарджийский договор обе стороны рассматривали как временный. Они готовились к новой войне за Северное Причерноморье. И она вскоре разразилась. Поводом послужили события в Крыму, где произошел переворот, в результате которого к власти пришли противники России. В ответ на это в 1783 году Екатерина II издала манифест о прекращении существования Крымского ханства и присоединении его земель к России. В результате Крым и часть Северного Кавказа вошли в состав России. А демонстративное путешествие Екатерины вместе с императором Австрии в Крым стало последней каплей в чаше терпения Турции. В июле 1787 года султан предъявил ультиматум России, в котором потребовал возвратить Крым, восстановить власть Турции в Грузии и досматривать русские корабли, идущие через Босфор и Дарданеллы. После отказа России султан в августе 1787 года объявил ей войну. На стороне Росси выступала Австрия, а Турции помогала Франция. Учитель объясняет причины создания коалиции.
Вторая группа выполняет задания по русско-турецкой войне 1787-1791 гг.
Вопросы:
1. Определите повод к русско-турецкой войне 1787-1791 гг.
2. Запишите в тетрадь победы русской армии и флота в русско-турецкой войне 1787-1791 гг.
3. Какие военные деятели принесли победу в этой войне?
4. Каковы итоги войны 1787-1791 гг?
5. Найдите на карте территории, вошедшие в состав Российской империи.
Ответы группы №2:
Поводом послужили события в Крыму, где произошел переворот в пользу открытого ставленника Турции и противника России. В ответ на это в 1783 году Екатерина издала манифест о прекращении существования Крымского ханства и присоединении его земель к России. В результате весь Крым и часть Северного Кавказа вошли в состав России.
Разгром турецкого десанта у крепости Кинбурн (июль 1787г.А. В. Суворв)
Взятие крепости Очаков (1788г.Г. А. Потемкин)
Поражение турок на реке Рымник (1789 г.)
Падение крепости Измаил (11 декабря 1790 г.)
Морское сражение у мыса Калиакрия (1791 г.)
1791 г. – Ясский мирный договор
Россия получила земли между Днестром и Южным Бугом. Вывод русских войск из Молдавии, Валахии и Бессарабии
Учитель:Ребята, сейчас я предлагаю вам обратиться к презентации и проверить правильность своих ответов.
Учитель: Молодцы, вы хорошо поработали. Сейчас я предлагаю записать термины, которые вам нужно знать. Открываем свои словарики и записываем.
Коалиция – союз государств, направленный против другого государства или других государств.
Контрибуция – платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу победителя.
Протекторат – форма зависимости, при которой страна, сохраняя свое государственное устройство, подчинена другой стране.
4. Систематизация и обобщение знаний.
Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать с картой.
1. Покажите земли, отошедшие к России в 1774 г., в 1783 г.
2. Найдите и покажите территории, крепости, отошедшие к России по Ясскому мирному договору 1791 г.
3. Показать границы Российской империи в 1791 г.
Учащиеся показывают территории на карте.
5. Организация Домашнее задание ()
Учитель: Ребята, дома вы внимательно прочитываете параграф, составляете художественный рассказ о событиях одной из русско-турецких войн от лица современника.
6. Подведение итогов
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами узнали о двух войнах нашего государства. В ходе русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг. Россия не только получила выход в Черное море, новые земли, необходимые для хозяйствования, обезопасила южные границы, но и стала одной из великих европейских держав. Во время русско-турецких войн Россия участвовала в войне со Швецией, которая пыталась оспорить результаты петровских завоеваний в Прибалтике, участвовала в разделе Речи Посполитой, вела борьбу с революционной Францией, наладила дипломатические отношения с Северной Америкой.Об этом направлении внешней политики узнаем на следующем уроке.
Всем спасибо за урок, до свидания.
Выставление оценок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.