Разработка урока по Истории России "Внешняя политика Екатерины II"
Оценка 4.7

Разработка урока по Истории России "Внешняя политика Екатерины II"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
Взрослым
10.12.2023
Разработка урока по Истории России "Внешняя политика Екатерины II"
История России учебник для 8 класса под ред А.В. Торкунова, карта «России во второй половине XVIII в.», презентация «Внешняя политика Екатерины II»
Конспект урока по истории России на тему _Внешняя политика Екатерины II_ ( 8 к.docx

 

Конспект урока по истории

Учитель: Конышева Наталья Геннадиевна

Класс 8

Тема: «Внешняя политика Екатерины  II»

 

Цель урока: узнают основные направления внешней политики и их особенности.

Планируемые результаты:

Предметные: смогут определить направления и цели внешней политики Екатерины II, рассмотреть ход и итоги русско-турецких войн;

Метапредметные: продолжат развивать умения работать с картой, учебником, анализировать текст, обосновывать свои выводы фактами; развивать умение находить причинно-следственные связи исторических событий и явлений;

Личностные:  продолжат формировать  гражданственность и патриотизм,  чувства уважения к прошлому своей страны через личное отношение к истории Родины, развивать интерес к изучению отечественной истории.

 

Основные понятия и термины: протекторат, коалиция, контрибуция

 

Тип урока: изучение нового материала

 

Оборудование: История России  учебник для 8 класса под ред А.В. Торкунова, карта «России во второй половине XVIII в.», презентация «Внешняя политика Екатерины  II»

 

ХОД УРОКА

 

1.                  Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада, что у вас сегодня хорошее настроение. Мы с вами продолжаем путешествие по истории России. Я предлагаю вам вспомнить исторические факты.  Давайте сыграем в игру «Полет на воздушном шаре»

Ребята, представьте себе, что мы летим на воздушном шаре , и он стремительно теряет высоту. Чтобы не разбиться, нам нужно сбросить лишний вес. В нашей корзине вместо мешочков с песком для баласта уложены даты. Но сбросить их мы сможем только назвав событие, соответствующее каждой дате.

 

1725 г.- в России была открыта Академия наук

 

1764 г.- приказ Екатерины о секуляризации церковных владений

 

1767 г.-  Екатерина II созвала Уложенную комиссию

 

1785г. - была издана Жалованная грамота дворянству

 

1773-1775 гг.-восстание под предводительством Е.Пугачева.

 

Учитель: Ребята,  вспомните, как складывались взаимоотношения России с европейскими странами и Османской империей в середине XVIII века.

Ответ учащихся: После смерти Петра I внешняя политика в целом сохранила свою направленность, Россия участвовала в войне за «польское наследство», русско-турецкой войне 1735-1739 гг. (крымские походы), русско-шведской войне 1741-1743 гг., в Семилетней войне 1756-1762 гг.

 

Учитель: Ребята, перечислите итоги Семилетней войны?

Ответ учащихся:(смерть Елизаветы Петровны и вступление на престол Петра III свели успехи русских войск к безрезультатным итогам войны)

 

Учитель:Какие задачи внешней политики России не были реализованы в эпоху дворцовых переворотов?

Ответ учащихся:(не добилась выхода к Чёрному морю, не решены «украинский» и «белорусский» вопросы)

Учитель: В составе какого государства находились украинские и белорусские земли? Ответ учащихся: (Речи Посполитой)

 

3. Переход к изучению новой темы.

 

Учитель: Елизавета Петровна, вступая на престол, заявила, что ее правление будет прямым продолжением времен Петра1. Однако ее замыслы и свершения нельзя уравнять с петровскими. Действительное свое продолжение , особенно во внешнеполитических делах петровская эпоха нашла в свершениях Екатерины 2. Давайте в ходе урока докажем это.

 

4.Изучение нового материала

 

Учитель: Мы с вами вспомнили основные моменты внешней политики эпохи «дворцовых переворотов». Теперь мы можем предположить, каковы будут основные задачи внешней политики Екатерины II?

 

Ответ учащихся: придя к власти, Екатерина унаследовала две главные внешнеполитические проблемы - турецкую и польскую, сохранялась задача обеспечения безопасности петровских завоеваний в Прибалтике.

 

Учитель: Стремясь противодействовать враждебной политике Франции,Россия создала союз государств, находившихся на севере Европы-Дании, Пруссии, Польши и Швеции при участии Англии- первой антифранцузской коалиции.

 

Учитель: Ребята, нам необходимо понять, что такое коалиция. Давайте  вспомним этот термин. Что такое коалиция?

Ответ учащихся: Коалиция –  союз государств, направленный против другого государства или других государств.

 

Учитель: После успешных внешнеполитических действий на западном направлении и завоевания выхода к Балтийскому морю основными задачами внешней политики России стала борьба за выход к южным морям- Черному и Азовскому.

 

Учитель: Ребята, подумайте, почему для России это было важно?

 

Ответ учащихся: Ликвидировалась бы опасность набегов со стороны Крымского ханства, возможность заселения и освоения южных плодородных земель, развитие внешнеторговых связей с Западом через Черное море -экспорт хлеба из России).

 

Учитель: Ребята, следующее задание вы будете выполнять в группе.

Давайте изучим ход военных действий и определим итоги русско-турецких войн. Для экономии времени я предлагаю выполнить эту работу в группах. Изначально, каждая группа будет выполнять свое задания, потом представлять результаты для всего класса. Вторая группа готовить вопросы для своего оппонента.

 

Первая группа изучает события русско-турецкой войны 1768-1774 гг., выполняя следующие задания:

 

1.Задания по русско-турецкой войне 1768-1774 гг.

 

- Запишите в тетрадь победы русской армии и флота в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.

 

-Какие военные деятели внесли весомый вклад в эти победы?

 

-Определите итоги русско-турецкой войны 1768-1774 гг.

 

-Найдите на карте  территории, вошедшие в состав Российской империи.

 

- Сражения у реки Ларги и реки Кагул (1770 г. П. А. Румянцев)

 

- Морской бой в Чесменской бухте (5 июля 1770 г., эскадра А. Г. Орлова и Г.А. Спиридова)

 

- Заняли Туртукай и форсировали Дунай (1773г.А. В. Суворов)

 

Итоги войны

 

1774 г. – Кючук – Кайнарджийский мирный договор.

 

(Право строительства военного флота на Чёрном море, беспрепятственный проход через черноморские проливы в Средиземном море, признание независимости Крымского ханства).

 

Работа с картой.

 

Учитель: Ребята, Кючук-Кайнарджийский договор обе стороны рассматривали как временный. Они готовились к новой войне за Северное Причерноморье. И она вскоре разразилась. Поводом послужили события в Крыму, где произошел переворот, в результате которого к власти пришли противники России. В ответ на это в 1783 году Екатерина II издала манифест о прекращении существования Крымского ханства и присоединении его земель к России. В результате Крым и часть Северного Кавказа вошли в состав России. А демонстративное путешествие Екатерины вместе с императором Австрии в Крым стало последней каплей в чаше терпения Турции. В июле 1787 года султан предъявил ультиматум России, в котором потребовал возвратить Крым, восстановить власть Турции в Грузии и досматривать русские корабли, идущие через Босфор и Дарданеллы. После отказа России султан в августе 1787 года объявил ей войну. На стороне Росси выступала Австрия, а Турции помогала Франция. Учитель объясняет причины создания коалиции.

 

Вторая группа выполняет задания по русско-турецкой войне 1787-1791 гг.

 

Вопросы:

1.                  Определите повод к русско-турецкой войне 1787-1791 гг.

2.                  Запишите в тетрадь победы русской армии и флота в русско-турецкой войне 1787-1791 гг.

3.                  Какие военные деятели принесли победу в этой войне?

4.                  Каковы итоги войны 1787-1791 гг?

5.                  Найдите на карте территории, вошедшие в состав Российской империи.

 

Ответы группы №2:

Поводом послужили события в Крыму, где произошел переворот в пользу открытого ставленника Турции и противника России. В ответ на это в 1783 году Екатерина издала манифест о прекращении существования Крымского ханства и присоединении его земель к России. В результате весь Крым и часть Северного Кавказа вошли в состав России.

 

Разгром турецкого десанта у крепости Кинбурн (июль 1787г.А. В. Суворв)

 

Взятие крепости Очаков (1788г.Г. А. Потемкин)

 

Поражение турок на реке Рымник (1789 г.)

 

Падение крепости Измаил (11 декабря 1790 г.)

 

Морское сражение у мыса Калиакрия (1791 г.)

 

1791 г. – Ясский мирный договор

 

Россия получила земли между Днестром и Южным Бугом. Вывод русских войск из Молдавии, Валахии и Бессарабии

 

Учитель:Ребята, сейчас я предлагаю вам обратиться к презентации и проверить правильность своих ответов.

Учитель: Молодцы, вы хорошо поработали. Сейчас я предлагаю записать термины, которые вам нужно знать. Открываем свои словарики и записываем.

 

Коалиция – союз государств, направленный против другого государства или других государств.

 

Контрибуция – платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу победителя.

 

Протекторат – форма зависимости, при которой страна, сохраняя свое государственное устройство, подчинена другой стране.

4. Систематизация и обобщение знаний.

Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать с картой.

 

1. Покажите земли, отошедшие к России в 1774 г., в 1783 г.

2. Найдите и покажите территории, крепости, отошедшие к России по Ясскому мирному договору 1791 г.

3. Показать границы Российской империи в 1791 г.

Учащиеся показывают территории на карте.

5.                  Организация  Домашнее задание ()

Учитель: Ребята, дома вы внимательно прочитываете параграф, составляете художественный рассказ о событиях одной из русско-турецких войн от лица современника.

6.                  Подведение итогов

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами узнали о двух  войнах нашего государства. В ходе русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг. Россия не только получила выход в Черное море, новые земли, необходимые для хозяйствования, обезопасила южные границы, но и стала одной из великих европейских  держав. Во время русско-турецких войн Россия участвовала в войне со Швецией, которая пыталась оспорить результаты петровских завоеваний в Прибалтике,  участвовала в разделе Речи Посполитой, вела борьбу с революционной Францией, наладила дипломатические  отношения с Северной Америкой.Об этом направлении внешней политики узнаем на следующем уроке.

 

Всем спасибо за урок, до свидания.

Выставление оценок.

 

 

 

 


 

Конспект урока по истории Учитель:

Конспект урока по истории Учитель:

Семилетней войне 1756-1762 гг.

Семилетней войне 1756-1762 гг.

Давайте изучим ход военных действий и определим итоги русско-турецких войн

Давайте изучим ход военных действий и определим итоги русско-турецких войн

Вопросы: 1.

Вопросы: 1.

Организация Домашнее задание ()

Организация Домашнее задание ()
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2023