Каспийский институт морского и речного транспорта
имени генерал-адмирала Ф.М.Апраксина -
филиал Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«Волжский государственный университет водного транспорта»
Методическая разработка
открытого урока
по дисциплине |
История |
|
|
||
для курсантов |
1 |
курса |
|
||
специальности |
20.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» |
РАССМОТРЕНО |
|
СОСТАВИЛ |
|||||||||||||
на заседании цикловой методической комиссии |
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
Т.Г. Бантя |
|||||||||||
|
|
(подпись) |
|
(Ф.И.О.) |
|||||||||||
Протокол |
№ |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|||||||||||||
от |
« |
|
» |
|
2020 года |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Председатель ЦМК |
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||
(подпись) |
|
(Ф.И.О.) |
|
|
|||||||||||
ОДОБРЕНО |
|
|
|||||||||||||
учебно-методическим отделом СПО |
|
|
|||||||||||||
Начальник |
|
В.А.Овсянников |
|
|
|||||||||||
Ст. методист |
|
О.Н. Вербицкая |
|
|
|||||||||||
2020 г.
Ход урока:
I. Организационный момент 2 мин.
II. Проверка домашнего задания 10 мин.
III. Подготовка к восприятию нового материала 2 мин.
IV. Мотивация 2 мин.
V. Изучение нового материала 20 мин.
VI. Закрепление знаний и умений 5 мин.
VII. Подведение итогов урока 2 мин.
VIII. Домашнее задание 2 мин.
ИТОГО: 45 мин.
Тема урока: Причины.Смутного времени.
Тип урока: Комбинированный.
Актуальность темы: Изучение данного периода может раскрыть многие вопросы как истории так и современной жизни. Это событие служит нам напоминанием о единении народа в трудный исторический период.
Место темы в изучаемой дисциплине: тема урока продолжает раздел: «Россия в ХVI –ХVII веках: от великого княжества к царству.»
Оборудование к уроку: персональный компьютер, проектор.
Дидактический материал: конспекты, иллюстрации, раздаточный материал.
Методическая цель: Организация фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке.
Цель урока:
Образовательная:
1.Дать представление определить причины, сущность Смутного времени.
2. Создать целостную картину исторической эпохи, раскрыть причинно-следственные
связи событий Смуты.
Развивающая:
1. продолжить формирование умений работать с текстом.
2. систематизировать материал.
3. развивать умение сравнивать, выделять главное в материале.
4. Формировать критическое мышление у студентов.
5. Вырабатывать умения работать в группе.
Воспитательная:
1. Способствовать развитию у учащихся чувств патриотизма, уважения к истории своего государства.
2. Сформировать гражданскую и гуманистическую позиции.
3. Способствовать пониманию роли личности в исторических событиях разного времени.
Формирование метапредметных и предметных результатов обучения.
Метапредметными результатами:
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
- развивать умения представлять и защищать работы самостоятельной творческой деятельности; развивать коммуникативную культуру студентов.
Предметными результатами:
- учащиеся должны получить представление о роли народа в ликвидации Смуты, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности; развивать навыки работы с текстом учебника.
- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Содержание темы занятия:
Причины Смутного времени начала XVII века.
Смута: причины, участники.
План (или структурно-логическая схема занятия)
1. Социально-экономическая и политическая ситуации в России накануне смутного времени.
2. Точки зрения историков о периодизации смутного времени.
3. Причины смутного времени.
Организационно-деятельностная структура занятия
№ |
Основные этапы занятия, их функции и содержание |
Деятельность преподавателя (учителя) |
Деятельность обучающихся (учащихся) |
1 |
2 |
3 |
4 |
I |
Подготовительный этап 1.Организационный момент: проверка внешнего вида обучающихся, заполнение журнала.
2.Проверка домашнего задания. (Приложение 1.)
3. Постановка учебных целей и мотивация занятия. |
Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих.
Контроль усвоения знаний по теме «Внешняя политика Ивана Грозного.». Контроль правильности и полноты выполнения домашнего задания, выявление и устранение в ходе проверки обнаруженных проблем. Выборочная проверка домашнего задания, выявление проблем через организацию фронтальной беседы, анализ типичных ошибок, организация дифференцированной коррекционной работы. Оценивание результата.
Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей занятия. Обращает внимание на актуальность темы. |
Проверяют готовность рабочего места к занятию.
Отвечают устно (фронтальный и индивидуальный опрос),письменно (по карточкам) по теме: «Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного».
Выяснение и анализ допущенных ошибок, выполнение коррекционной работы.
Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания. |
II |
Основной этап Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение всего занятия. Конспект занятия. (Приложение 2.)
План изложения теоретического материала: 1.Социально-экономическая и политическая ситуации в России накануне смутного времени. 2.Точки зрения историков о начале смутного времени. 3.Причины смутного времени.
|
В исторической науке нет точного определения Смуты. Долгое время этот период называли лихолетьем. В толковом словаре В.И. Даля «смута» означает возмущение, восстание, мятеж, общее неповиновение, крамола, раздор меж народом и властью. Тревога. Дрязги, наушничество, наговоры . Из предложенных исторических источников выберете те определения которые раскрывают полное содержание термина « Смута» Какие черты были присущи историческому периоду, носящему название «Смутное время»? Давайте из всего сказанного сформулируем и запишем определение «Смута». Предлагает записать в тетрадь. Вместе с группой формулируется понятие СМУТА. Работа над выявлением ПРИЧИН Смутного времени. Преподаватель организует работу в группах по определению причин Смуты. Группа делится на 4 подгруппы. Задача. Используя материалы учебника стр.171-172, рабочий лист часть 2 определить причины смутного времени. 2 задание. Предлагается несколько высказываний историков Смутном времени. Вам необходимо выбрать одно, которое, на ваш взгляд наиболее точно характеризуют изучаемый период.
. Преподаватель организует анализ полученных результата. Резюмирует ответы курсантов и предлагает записать в тетрадь причины смутного времени.
|
Обучающиеся дают ппредположительные ответы
Усваивают новую информацию. Слушают объяснение.
Участвуют в обсуждении Особенностей смутного времени. Делают записи в тетради.
Высказывают свои предположения. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении
Группа записывает понятие СМУТА в тетрадь. Записывают хронологические рамки и различные точки зрения историков по вопросу хронологии.
Работа в группах.
По - разному формулируют проблему. Записывают в тетрадь тему, проблему урока
Работа с документами (в группах) Один из курсантов, представитель группы, высказывает возможные причины.
Делают выводы по теме занятия. |
III |
Заключительный этап 2. Контроль усвоения знаний 3. Рефлексия результатов
обучения: -отмечаются лучшие обучающиеся (учащиеся)
4.Домашнее задание. В.В. Артемов и Ю.Н. Лубченков Пр.43. Ответить на вопросы после параграфа.
5.Задание к самостоятельной внеаудиторной работе |
Благодарю Вас, ребята. Выскажите своё мнение об уроке одним предложением, выбирая начало фразы на слайде. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я приобрёл… Я научился… Меня удивило… Урок дал мен для жизни… Мне захотелось… |
Отвечают на вопросы для закрепления знаний. Индивидуальная работа. Формируют краткий ответ
Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы. |
Проверка домашнего задания. (Приложения 1.)
Фронтальный и индивидуальный опрос по вопросам:
1. Что такое опричнина? Каковы ее последствия?
2. Какую внешнюю политику
3. В чем состоялись причины и последствия разорения России в 70-80е годы 16 века?
4. Почему и как зарождалось в России крепостное право?
Конспект изучаемой темы
(Приложение 2)
«Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого…»
Николла Макиавелли
Организационная часть. Приветствие курсантов и присутствующих гостей. Проверка готовности группы к занятию.
Озвучивание темы, цели и плана урока.
¨ Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с высказываний Аристотеля «Если нам известны причины, ведущие к гибели государственных устройств, то мы тем самым знаем и причины, обусловливающие их сохранение» .
¨ Но прежде чем, перейти к изучению новой темы, мы должны с вами повторить события, которые были изучены нами на прошедшем уроке и которые самым прямым образом отразились, а в какой то степени привели к событиям, ставшими сложнейшим и тяжелейшим периодом в истории нашего государства.
¨ Итак, тема наших прошедших занятий была: «Внутренняя и внешняя политика Ивана 4». Давайте повторим. 1.Что такое опричнина, когда она была введена и каковы ее последствия?
¨ Какую внешнюю политику вел Иван 4. Назвать основные направления и итоги.
¨ В чем состояли причины и последствия разорения России в 70-80е годы 16 века.
¨ Почему и как зарождалось в России крепостное право?
¨
Итак ребята, итогом правления Ивана 4 стал глубокий политический и социально-экономический кризис. И сейчас мы разберем события, которые произощли в России после смерти Ивана 4.
Звучит набат.( Наба́т — оповещение или тревожный сигнал для сбора народа, подаваемый обычно ударами в колокол, било (звонило, сторожевую доску или плиту), реже барабанным боем.) На экране памятник Минину и Пожарскому. Обратите внимание на экран. Вы видите памятник, который стоит в Москве, возле храма Василия Блаженного. На постаменте из красного гранита возвышаются бронзовые фигуры двух людей. Один сидит, опершись о круглый щит и вытянув раненую ногу, другой, стоя перед ним с простёртой рукой, вручает ему тяжёлый меч. Как вы думаете, кому посвящён этот памятник, какую роль сыграли эти люди в истории России?
Этот колокольный звон называется «Набат». Подумайте, какие чувства, эмоции он у вас вызывает?
Начало 17 века для нашей страны было очень сложным и трагическим. Под каким названием этот период вошёл в историю России?
- Если бы ситуация не изменилась, к чему бы это привело? Что стало бы с Россией?
- Как вы думаете, о чём пойдёт разговор на сегодняшнем уроке? Как назвать тему урока?
Смута.
Давайте попытаемся определить цели нашего сегодняшнего урока.
Образовательные:
1.Дать представление определить причины, сущность и итоги Смутного времени.
2. Выделить основные периоды Смуты и отождествлять с конкретными политическими
лидерами.
3.Создать целостную картину исторической эпохи, раскрыть причинно-следственные
связи между событиями Смуты.
Развивающие:
6. продолжить формирование умений работать с текстом.
7. систематизировать материал.
8. развивать умение сравнивать, выделять главное в материале.
9. Формировать критическое мышление у студентов.
10. Вырабатывать умения работать в группе.
Воспитательные:
4. Способствовать развитию у учащихся чувств патриотизма, уважения к истории своего государства.
5. Сформировать гражданскую и гуманистическую позиции.
6. Способствовать пониманию роли личности в исторических событиях разного времени.
Сегодня на занятии мы должны будем рассмотреть основной вопрос:
1.Понятие Смутного времени.
2. Причины смутного времени.
Работать мы будем сегодня в группах. У вас на столах лежат рабочие листы с заданиями. (Приложение 3). Вы совместно обсуждаете, а затем представитель от каждой команды дает ответ.
В исторической науке нет точного определения Смуты. Долгое время этот период называли лихолетьем. В толковом словаре В.И. Даля «смута» означает возмущение, восстание, мятеж, общее неповиновение, крамола, раздор меж народом и властью. Тревога. Дрязги, наушничество, наговоры . Из предложенных исторических источников выберете те определения которые раскрывают полное содержание термина «Смута». Какие черты были присущи историческому периоду, носящему название«Смутное время»?
Это время глубокого внутреннего кризиса, который охватил все стороны жизни российского общества, государства и поставили вопрос вообще о существовании России.
Давайте из всего сказанного сформулируем и запишем определение «Смута». Итак, запишите понятие смутное время.
Смута – это политический, экономический, социальный, национальный и культурный кризис, который вылился в кровопролитные крестьянские войны, упадок морали, в иностранной интервенции в борьбе за национальную независимость.
СМУТА- период борьбы за власть, сопровождающийся сменой династий, интервенцией и другими потрясениями.)
2. В исторической науке существуют различные точки зрения по вопросу о начале Смутного времени. Одни исследователи С.В. Бушуев) связывают его начало со смертью Ивана Грозного (1584г.), другие (И.Н. Ионов) – с гибелью в Угличе в 1591 г. Сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. Большинство же исследователей считают временем начала Смуты вступление на престол Бориса Годунова.
3. Причины Смутного времени.
Просмотр видеоролика.
1. царствование царя Федора и Бориса Годунова.
В припадке гнева Иван Грозный убил своего старшего сына Ивана, такого же крутого нравом, как и его отец. В 1584 г. на престол взошел другой сын Грозного, Федор. По описанию английского ученого юриста и посла.в России Джельса Флетчера, Федор был «Прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, не имел склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен». Оставался еще малолетний Дмитрии (от последней жены Ивана IV из рода Нагих. : В отличие от отца Федор обладал мягким нравом, был, по выражению современников, «кротким» царем. Но Федор Иванович совершенно не любил государственные дела, быстро уставал от них. Он предпочитал проводить время в церкви, за тихими беседами, в покое. Основные государственные заботы и власть вместе с этим перешли к шурину (брату жены) царя Борису Годунову. Государь очень любил свою супругу Ирину, а Годунов, в свою очередь, имел на сестру большое влияние. Таким образом, боярин Годунов приобрел исключительное влияние в царстве. Надо отметить, что Борис обладал серьезным государственным умом, хваткой, имел широкий кругозор. Дела России при нем пошли достаточно успешно. Страна отдыхала от бесконечных войн, казней, нестабильности, происходивших из-за взбалмошного характера Грозного. Постепенно заселялись покинутые села началась колонизация Сибири. На Юге одни за другим возникали города-крепости от татар.
В то же время Борис Годунов многих бояр сослал в ссылку, подозревая их в измене или соперничестве. Кроме того, он наводнил страну шпионами и доносчиками, подкупал слуг своих соперников, чтобы ослабить возможных конкурентов на власть. Особенно жестоко он расправился с семьей крупнейших и родовитейших бояр Шуйских, имевших большой авторитет в стране за полководческие услуги Петра Ивановича Шуйского и его сына Ивана Петровича, героя знаменитой оборону Пскова от польского короля Стефана Батория в 1581—82 гг.
Власть Бориса Годунова, помимо его личных качеств, главным образом держалась на родстве с женой царя. Между тем у Федора и Ирины детей не было, и среди знати постоянно возникали требования о расторжении этого бездетного брака. Сам царь и, понятно, особенно Годунов всячески противились этому. Бездетному Федору должен был наследовать младший сын Грозного Дмитрий. Но в 1591 г. Дмитрий, который находился с матерью в Угличе, неожиданно погиб. Обстоятельства этого дела полностью не ясны. Официальная версия гласила, что царевич в припадке падучей болезни (которой наградил его отец) упал на нож и зарезался. Однако в самом Угличе произошел мятеж, поскольку молва вполне определенно называла виновниками убийства царевича подосланных Годуновым людей. Скорее всего, так и было. За мятеж угличан строго наказали и многих выселили. Существует и еще одна версия, что царевич был спрятан, а убит другой ребенок.
Смерть Дмитрия приближала исполнение властолюбивых замыслов Годунова. Когда в 1598г. Федор умер, династия Ивана Калиты, которая шла еще от Рюрика, пресеклась. Это было очень серьезное событие для страны с уже устоявшимися представлениями о совершенной необходимости царской власти, о том, что править в Москве могут только лица определенной династии, что страна в определенной мере не просто Россия, а их законная вотчина. Царь имеет право на жизнь и смерть, собственность любого. Царь — божий помазанник;, его власть от бога, а потому он должен быть из определенной династии. Сознание, не только народа, но и знати было почти полностью проникнуто религиозными догмами, верой в сверхъестественное, в различные события нравственно-религиозного характера (например, несправедливый развод с супругой, несоблюдение церковного обета и прочее), которые могут иметь важнейшее значение для страны. С другой стороны, всяческие бедствия объяснялись господним гневом за те или иные грехи. Следовательно, за грехи царя могла страдать от бога вся держава. В этих условиях пресечение династии давало пищу для самых различных толкований, слухов, высказываний, юродствований и т. п.
Загадочная смерть царевича Дмитрия в Угличе в 1591 г., выгодная Годунову, и смерть болезненного и бездетного царя Федора, поставили перед страной небывалую проблему: необходимость выбора царя. К 1598 г. на царство был избран Борис Годунов.
Боясь остаться без царя на долгое время (а бесчинства бояр во времена малолетства Ивана IV были еще на памяти), Земский собор при поддержке патриарха позвал на царство Бориса Годунова. Первые годы его царствования проходили спокойно. Борис при многих отрицательных характера, в общем-то обычных для того времени, обладал государственным умом. В частности, он ясно понимал роль образования, необходимость перенимать опыт передовых стран, учиться у европейцев. Им предпринимается попытка послать некоторых молодых людей учиться за границу. Он пытается выдать замуж свою дочь за датского принца (но жених неожиданно умер). Он учит своего сына Бориса государственным и иным наукам.
2.Усиление общественных противоречий. Голод 1601—03 гг.
Оскудение и разорение России при Иване Грозном между тем даром не прошло. Крестьяне массами уходили на новые земли от крепостей н государственной тягости. Эксплуатация оставшихся усиливалась. Земледельцы были опутаны долгами и повинностями. Все более затруднялся переход от одного помещика к другому. При Борисе Годунове было издано еще несколько указов, усиливающих крепостную неволю. В 1597 г.—о пятилетнем сроке поиска беглых, в 1601—02 об ограничении перевода крестьян одними землевладельцами от других. Желания дворянства исполнялись. Но общественная напряженность от этого не ослабевала, а лишь росла.
Главной причиной обострения противоречий в конце XVI -- начале XVII вв. было усиление крепостной тягости н государственных повинностей крестьян н горожан (посадских людей). Большие противоречия были между московским привилегированным и окраинным, особенно южным, дворянством. Составившееся из беглых крестьян и иных вольных людей, казачество представляло собой горючий материал в обществе: во-первых, у многих были кровные обиды на государство н бояр-дворян, во-вторых, это были люди, главное занятие которых составляли война и грабеж. Сильны были интриги между различными группами бояр.
В 1601—03 гг. в стране разразился небывалый голод. Сначала шли проливные дожди 10 недель, потом, в конце лета, мороз повредил хлеб. На будущий год опять неурожай. Хотя царь делал многое, чтобы облегчить положение голодных: раздавал деньги и хлеб, сбивал цену на нею, устраивал общественные работы и т.п., но последствия были тяжелые. Только от болезней, последовавших за голодом, в одной Москве умерло около 130 тысяч человек. Многие от голода отдавали себя в холопы, и, наконец, нередко господа, не в силах прокормить слуг, выгоняли слуг. Начались разбои и волнения беглых и гулящих людей (предводитель Хлопка Косолап), которые действовали под самой Москвой и в бою с царскими войсками даже убили воеводу Басманова. Бунт подавили, а его участники бежали на юг, где присоединились к войскам самозванца, Болотникова и другим. Голод и другие несчастья обострили все противоречия. Народ связывал бедствия страны с убийством Дмитрия и неправедным воцарением Годунова.
Итак в результате проведенной работы мы выявили следующие причины Смутного времени.
К причинам Смуты относят:
1. «великое разорение и поруха Московского государства», которая была следствием опричнины и Ливонской войны Ивана Грозного.
2. Закрепощение крестьян и их бегство на окраины России, на юг.
3. Недовольство многих слоев населения правящей политикой.
4. Пресечение царской династии Рюриковичей, что связано со смертью сыновей Грозного в 1581г. Убит Иван, в 1591г. в Угличе умер царевич Дмитрий, в 1598г. – царь Федор.
5. Неурожаи и голод 1601-1602 гг.
6. Посягательства Польши и Швеции на Российское государство, их вмешательство во внутреннюю политику России.
3. Закрепление материала.
Итак, сегодня мы с вами окунулись в эпоху одного из самых ярких исторических событий – в события Смутного времени. Вы познакомились со всеми особенностями этих событий, их характеристикой, действующими лицами, ходом и результатами. Я надеюсь, что вы сможете применять полученные знания при оценке последующих периодов нашей истории, дать правильную оценку этим событиям.
Рабочий лист. (Приложение 3.)
Выберите наиболее точное определение которое раскрывает понятие « Смута» и подчеркните самое важное на ваш взгляд.
С.М. Соловьев считал Смуту результатом падения народной нравственности и борьбы казачества как антигосударственной силы против прогрессивных государственных порядков. К.С. Аксаков рассматривал Смуту как случайное явление, затронувшее интересы влиятельных людей, которые боролись за власть после пресечения династии Рюриковичей.
Н.И. Костомаров обратил внимание на социальные причины Смуты, показывая, что в ней повинны все слои русского общества, но главной причиной считал интриги папства, иезуитов и польскую интервенцию. В.О. Ключевский изучал в основном социальные аспекты Смуты. По его мнению, общество находилось в состоянии социальной неустойчивости из-за борьбы всех его слоев за лучшее для себя соотношение между обязанностями и привилегиями. С.Ф. Платонов тоже не рассматривал социальный кризис как причину и сущность Смуты. Он не считал определяющей для понимания этих явлений борьбу внутри господствующего сословия русского общества.
.В.Н. Татищев искал причины "Смуты" в "безумной распре знатных шляхетских родов". В то же время он первым высказал мысль, что "великая беда" начала XVII века была следствием законов Бориса Годунова, сделавших невольными крестьян и холопов. Наблюдение Татищева заложило основы научной концепции "Смуты".
Дворянский историограф Н.М. Карамзин не видел закономерности в народных выступлениях начала XVII в. и утверждал, что в то время "разврат" затронул все слои общества - "от черни до вельможного сана". По мнению Н.М. Карамзина, в наибольшей мере "Смута" была вызвана вмешательством иноземных врагов России.
Н.И. Костомаров подчеркивал, что казачество сыграло положительную роль в защите границ, но бунты казаков, поднявших "кровавое знамя переворота Русской земли вверх дном", имели одни отрицательные последствия, мешая "успеху развития русской общественной жизни".
В.О. Ключевский впервые разработал цельную концепцию "смутного времени" как порождения сложного социального кризиса. Поводом к "Смуте", писал В.О. Ключевский, явилось пресечение династии Калиты, но ее подлинные причины коренились в самом строе государства, в неравномерном распределении государственных повинностей, порождавшем социальную рознь.
Часть 2.
«Играл царевич Дмитрий ножиком, и тут на царевича пришла опять та ж черная болезнь, и бросило его о землю, и тут царевич сам себя ножиком поколол в горло, и било его долго, да тут его и не стало»
(Примечание: Царевич Дмитрий – младший последний сын Ивана Грозного, наследник Российского престола)
«Дело розыскное 1591 г. про убийство царевича Дмитрия Ивановича на Угличе»
«Начался в Москве среди бояр мятеж, потому что многие захотели на царство… И оттого началось во всех людях великое смятение»
Пискаревский летописец
«Гражданская война была порождена в первую очередь глубоким социальным кризисом, возникшим на почве ломки старой социальной структуры и становления крепостного права»
Р.Г. Скрынников, историк.
«В наибольшей мере Смута вызвана вмешательством папской власти и польского короля, желавших подчинить себе Русское государство».
Н.И. Костомаров, историк.
«В 1601 г. начался тот великий голод, который продлился три года…В продолжение этих трех лет совершались вещи столь чудовищные, что выглядят невероятными… Словом, это был столь великий голод, что, не считая тех, кто умер в других городах России, в городе Москве умерли от голода более 120 тыс. человек».
Жак Маржерет.
Царь и великий князь Федор Иванович всея Руси указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за всяких людей, из поместий и из вотчин… выбежали до нынешнего году за пять лет… тех беглых крестьян… сыскивати. А по суду и по сыску тех крестьян беглых с женами и с детьми возити их назад, где кто жил… (Из «Указа о беглых крестьянах» 1597 г)
ЛИТЕРАТУРА.
Основная:
Список использованной литературы
1. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н.. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. – М.: Издательский центр «Академия», 2013
2. Карамзин Н.А. Об истории государства Российского
Дополнительная:
3. Соловьев В.М. История России. Белый город, 2003 г.
4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней М, 2000 г.
Интернет-ресурсы (например)
1. Википедия. Смутное время. wikipedia.org/wiki/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.