Тема: Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников
Старая часть города Кронштадт, форты.
Тип: развитие темы
Форма: творческое исследование, интегрированная
Цель: познакомить с историческим замыслом построения Санкт-Петербурга, уникальными архитектурными идеями Исторического центра города и связанными с ним комплексами памятников, с особенностями фортификационных сооружений; развивать пространственное образное мышление; воспитывать эстетику культуры восприятия.
Планируемый результат и УУД:
Понятийные – «код Санкт – Петербурга», «небесная линия», «фортификация», «форт»
Коммуникативные – умение проследить причинно-следственные связи в истории развития города
Регулятивные – умение выстраивать иерархию в информационном потоке
Личностные – обогатить свои историко-культурные знания, развитие познавательной активности
1 Установочно - мотивационный этап (У – М)
1)мотивация: «МИНУТА ИСКУССТВА» поэтический эпиграф
Люблю тебя, Петра творенье.
Люблю твой строгий, стройный вид.
Невы державное теченье,
Береговой её гранит….
*
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия…
2)самостоятельное определение темы и задач урока – «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» (фронтально)
- кто такой Пётр?
- о каком «граде Петровом» идёт речь в поэтическом отрывке?
- что вам известно об этом городе?
- для чего в начале урока по Всемирному наследию человечества вам был прочитан этот отрывок из поэмы Пушкина «Медный всадник»?
ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ УРОКА
Просмотр видео фрагмента «Исторический центр Санкт-Петербурга»
- эту тему мы раскроем,
если узнаем о………………………….(ребята перечисляют, определяя для себя важные на их
взгляд пункты. Учитель это учитывает в изложении материала урока)
- эту тему мы раскроем, если познакомимся с ………..(назвать предполагаемые
источники информации)
2Содержательно-поисковый этап (С-П)
1)Исторический центр Санкт-Петербурга
За Санкт-Петербургом давно закрепился статус культурной столицы России.
Да и сам город вполне можно назвать музеем под открытым небом.
Здесь каждый дворец, театр или мост может «похвастаться» не только своей многовековой историей, но и множеством тайн и легенд, связанных с ними.
Детище Петра I на Неве стало настоящей туристической Меккой
Работа с презентацией
- четыре названия одного города
- «Исторический центр Санкт-Петербурга». Один из первых в практике ЮНЕСКО случаев предоставления статуса памятника огромному культурно - природному ландшафту
В него вошли даже те объекты, связь которых с центром Петербурга далеко не очевидна
- Дворцово-парковые ансамбли
- Зимний дворец, Адмиралтейство
В середине XVIII века был построен Зимний дворец. Он соответствовал стилю, который позже был назван елизаветинским барокко. Дворец находился совсем недалеко от Адмиралтейства.
Их разительная несхожесть и принадлежность к разным эпохам легко бросались в глаза. Поэтому в начале XIX столетия городские власти рассмотрели несколько проектов по обновлению и перестройке здания Адмиралтейства.
- Уникальный образ: общая композиция ВАЖНЕЕ отдельных зданий
- Туристическая карта Петербурга и окрестностей – почему этот город называют «Северной Венецией»?
- река Нева с берегами и набережными
- мосты
- водные артерии
Опережающее задание перед самостоятельным просмотром материала – «журналистским исследованием» :
«Код» - это ключ к какой-то разгадке, к пониманию сокровенной тайны. Есть такие тайны и в Санкт – Петербурге. Постарайтесь разобраться, какую роль играют:
-Единство композиции
-Архитектурные ансамбли
-Регулярная застройка
-«Небесная линия»
-Дворцовые пригороды
-Почему Питер носил название «Новая столица»?
Просмотр фильма «Код Санкт – Петербурга»
Санкт – Петербург – город-панорама, так как имеет плоский ландшафт высотой 2.5 м
Промежуточная рефлексия первого вопроса урока: Санкт – Петербург и его окрестности – единое целое. Первый в России объект, включённый в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Решение о включении Санкт-Петербурга в число памятников всемирного наследия было принято в 1990 году.
2) Старая часть города Кронштадт, форты.
«МИНУТА ИСКУССТВА»
Над широкою рекой,
Пояском-мостом перетянутой,
Кронштадт – город небольшой,
Летописцем не раз помянутый.
Знаю, в этом городке -
Человечья жизнь настоящая,
Словно лодочка на реке,
К цели ведомой уходящая. (Н. Гумилёв)
Кронштадт – город-побратим Феодосии. Художник Иван Айвазовский, живший в Феодосии, создал картины, посвящённые Кронштадту:
Кронштадт Форт Император Александр I Кронштадский рейд
Кронштадт (до 1723 Кроншлот) - город и порт, имеет богатую драматическими и героическими событиями историю.
Продолжение работы с презентацией
- карта фортов: для защиты Санкт-Петербурга с моря была построена цепочка крепостей - форты Кронштадта, состоящие из 21-го укрепления, семнадцать из которых расположены в Финском заливе.
- каждый форт имеет название
- Россия боролась за выход к морю и чтобы надежно преградить дорогу шведским кораблям к землям невской губы и Петербургу, Петр решил дополнительно укрепить оборону Кронштадтской крепости
- Кроншта́дт (от нем. Krone — корона и Stadt — город) Сразу же с началом своего существования Кронштадт, как крепость, стал надежным щитом Петербурга и северо-западных рубежей России. Эскадры российского флота, снаряженные в Кронштадте, одерживали победы в морских сражениях
Кронштадт являлся крупным центром подготовки кадров для флота. Большое значение в жизни страны играл торговый порт Кронштадта. В Кронштадте сделано и внедрено много открытий и изобретений.
Опережающее задание перед самостоятельным просмотром материала – «журналистским исследованием» :
Кронштадт - уникальный исторический комплекс мирового значения - в течение многих лет являлся закрытым военным гарнизоном. 11 ноября 1996 года город-крепость был открыт для свободного посещения. Сейчас все желающие могут посетить Кронштадт в любое время. «Посетим» его и мы с целью поближе познакомиться с городом, узнать больше о его населении, памятниках, изобретениях и значении.
Просмотр фильма «Кронштадт»Промежуточная рефлексия второго вопроса урока: блиц-тест «выбери правильный ответ»
1.Город основан:
а) в1704г. б) в 1800г. в) в 1600 г.
2.Численность населения
а)100тыс. б)50 тыс. в) 42 тыс.
3.Город стоит на острове
а) Васильевском б) Котлин в) Заячьем
4. За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества Кронштадту присвоено звание
а) Город-музей б) Город воинской славы в) Город-памятник
Какими техническими открытиями вы заинтересовались?
3 Адаптивно-преобразующий этап (А – С) Художественно-творческая работа: создание туристического буклета «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников. Старая часть города Кронштадт, форты». (Самостоятельный или парный проект)
*Примечание: фотошаблоны с видами по теме учитель готовит заранее
Итог урока: Выставка, анализ и оценивание получившихся проектов. Нашей задачей на уроке было познакомиться с объектами Всемирного наследия России – первыми в списке ЮНЕСКО- Историческим центром Санкт-Петербурга и связанными с ним комплексами памятников. Старой частью города Кронштадтом, фортами.- к какой информации ВЫ бы хотели вернуться, чтобы изучить подробнее?
Домашнее задание.Темы для индивидуальных проектов: «Мосты Санкт – Петербурга», «Знаменитые архитекторы Питера»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.