Разработка урока по литературному чтению в 4 классе на тему "Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
Оценка 4.6

Разработка урока по литературному чтению в 4 классе на тему "Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Оценка 4.6
docx
11.07.2024
Разработка урока по литературному чтению  в 4 классе  на тему "Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
лит чтение 4 класс.docx

Тема. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная: развитие умения анализа сказки, её отдельных эпизодов, системы образов героев, композиции; сравнительного анализа героев; понимание особенности сказочного конфликта между Добром и Злом ;формирование навыков смыслового чтения текста.

Содержательная: знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; выявление нравственной основы сказки, её идейно-художественного своеобразия.

Планируемые результаты

Личностные: формирование ценностной сферы ученика в ходе работы с ценностными понятиями «добро», «зло»; воспитание любви к сказкам; научить готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные  УУД:  

Регулятивные  УУД:

Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале.

Обучающийся получит возможность научиться: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные УУД: обучающийся научится давать определения понятиям; находить ответы на вопросы, используя учебник; научится устанавливать причинно-следственные связи. Обучающийся получит возможность научиться: основам рефлексивного чтения, ставить проблему, аргументировать, самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения.

Коммуникативные УУД: учащийся научится учитывать разные мнения и интересы, научится работать в паре, группе; оформлять свои мысли в устной форме, работая в паре и группе; научится брать на себя инициативу в организации совместного действия, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения не враждебным для одноклассников образом.

Предметные: понимание ключевых проблем сказки; владение литературоведческими терминами «типы сказочных персонажей», «народная и литературная сказка»; приобщение к духовно-нравственным ценностям  русского народа.

Необходимое оборудование: учебник - «Литература», 5 класс, автор - Меркин Г.С.

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, компьютер, таблица с заданиями.

Демонстративный материал: эталоны для самопроверки

                                                                  

        

                                                                  

                                 План урока

                                                                   

                                                          «Под именем любым зло будет злом,

                                                                   Как и добро останется добром»

                                                                                                        У. Шекспир

1.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель рассказывает притчу о добре и зле. Беседа по прослушанному .

2.Актуализация опорных знаний и пробного учебного действия.

Учитель. Чтобы приступить к изучению новой темы, необходимо проверить ваши знания по предыдущим темам. Проведем викторину.

Учитель. Закончите мою фразу: сказки бывают народные и…

Ученик. Литературные.

Учитель. Чем они отличаются?

Ученик. У народных сказок нет автора, их сочинил народ, а у литературных сказок есть автор.

Учитель. В чём сходство народной и литературной сказки?

Ученик. В сказках всегда добро побеждает зло.

Ученик. В сказках бывают волшебные предметы.

Ученик. В сказках есть присказка, зачин, концовка.

Ученик. Сказочные выражения, постоянные эпитеты.

Учитель. Назовите главных героев в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»

 Ученик. Царица и царевна. 

 Учитель. Это народная сказка?

Ученик. Нет. Литературная.

Учитель. По какому признаку вы догадались?

Ученик. Её написал А.С. Пушкин, она написана в стихотворной форме.

Учитель. Чем близка она по содержанию к народной?

Ученик. Герои сказки, помощь сил природы, участие неодушевлённых предметов в действии, победа добра над злом.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Изучение нового материала

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2.Анализ содержания сказки.

2.1. Слово учителя об истории создания сказки.

В статье «Возражение на статью «Атенея» А.С.Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, «Песни о Стеньке Разине») принимали за подлинно народные.

Со слов Арины Родионовны А.С.Пушкин сделал следующую запись: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, - говорят, - тут был кто-то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра»… Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапоги и шапку. «Если кровию нальются, то не жди нас». – Первый раз – 12 дней, второй – 24, третий – 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель. Мачеха приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в её труп и проч.»

Эта запись стала основой «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», созданной осенью 1833 

Работа с текстом.

Учитель.  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным (фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

Ученик. Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван – крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.

Учитель. Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?

Заполните таблицу, распределив по колонкам + и – героев, работая, можете советоваться друг с другом. Работа в парах.

Чернавку кто-то отнёс к положительным героям, а кто-то к отрицательным?

Учитель. Почему?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным.)

Проверка по эталону (на экране) . Положительные (царевна, королевич Елисей, семь богатырей) ,отрицательные  (царица )

Работа с текстом сказки

- чтение отрывков ;

-  Выразительное чтение и анализ эпизода «Раз царевна молодая».

-Выразительное чтение учащимися отрывка.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Учитель. Хорошо, ребята. Сейчас я вам предлагаю  составить сравнительную характеристику царевны и  царицы.

Работа в группах по заданному плану. Заполнение таблицы.

1.     Описание внешности- 1 группа

2.     Черты характера-2 группа

3.     Отношение окружающих к героине-3 группа

4.     Отношение автора к героине-4 группа

     5.Цветовая гамма-5 группа

Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.

 

Царевна

Царица

Внешность

 

 

Черты характера

 

 

Отношение окружающих к героине

 

 

Отношение автора к героине

 

 

 

Цветовая гамма

 

 

Моё отношение к героине

 

 

 

Учитель. А теперь сопоставим ваши ответы (Эталон для самопроверки).

 

Царевна

Царица

Внешность

Белолица
          Черноброва

Высока
           Стройна
            Бела

Черты характера

Добрая

Бескорыстная

Скромная

Кроткая

Трудолюбивая

Вежливая

 

Злая

Завистливая

Гордая

Своенравная

Ленивая

Грубая

Отношение окружающих к героине

Они любили её (Чернавка, богатыри)

Боялись её,           не любили

Отношение автора к героиням

Тёплое отношение (моя душа, к алым губкам)

 

Холодное отношение (гневная баба, злая мачеха)

Цветовая гамма

Черный (зависть)

Белый
          Красный
           Румяный

 

Учитель. А теперь оцените свою работу на данном этапе урока.

1 балл — если вы активно работали на этом этапе урока,

0,5 -  если отвечали, но не на все вопросы,

0                — если не участвовали в беседе.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Теперь вы уверены в своих умениях?

Ученик.  Да.

Учитель. Как проверить?

Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Учитель. Я предлагаю вам выполнить графический диктант «да – нет».

Вы ставите знак + если согласны с утверждением.

Вы ставите знак - если не согласны с утверждением

1.     «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» относится к народным сказкам.

2.     В сказках главными героями являются королевич Елисей и семь богатырей.

3.     Главная мысль сказок выражена пословицей  «Добро не умрет, а зло пропадет».

4.     В сказках бывает композиционные части : присказка, зачин, кульминация, концовка.

               5.Создатель литературных сказок-народ.

              6.   «Я там был, мёд, пиво пил, да усы лишь обмочил»-концовка.

              7.Характерная черта литературной сказки-реальные события.

Учитель. Проверьте себя по эталону.

1

2

3

4

5

6

7

-

-

+

+

-

+

-

 

 

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Вновь обратимся к эпиграфу нашего урока.

«Под именем любым зло будет злом, как и добро останется добром»

                                                                                         (У.Шекспир)

Учитель. Теперь вы сможете ответить на вопрос: так ли это?

                                           9.Этап рефлексии.

Учитель. Чему был посвящён урок, что нового вы узнали? Для этого продолжите фразы:

1.                 Я научился…

2.                 Я узнал на уроке…

3.                 Мне было трудно, когда…

4.                 Мне было интересно…

5.     Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание:

6.     1. Составьте кластер по теме «Царевна и её помощники».

7.     2. Какой эпиграф предложили бы вы к нашему уроку? Объясните свой выбор.

8.      3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое добро и зло?»

 


 

Тема. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Тема. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Коммуникативные УУД : учащийся научится учитывать разные мнения и интересы, научится работать в паре, группе; оформлять свои мысли в устной форме, работая в паре и…

Коммуникативные УУД : учащийся научится учитывать разные мнения и интересы, научится работать в паре, группе; оформлять свои мысли в устной форме, работая в паре и…

Учитель . Чтобы приступить к изучению новой темы, необходимо проверить ваши знания по предыдущим темам

Учитель . Чтобы приступить к изучению новой темы, необходимо проверить ваши знания по предыдущим темам

В статье «Возражение на статью «Атенея»

В статье «Возражение на статью «Атенея»

Заполните таблицу, распределив по колонкам + и – героев, работая, можете советоваться друг с другом

Заполните таблицу, распределив по колонкам + и – героев, работая, можете советоваться друг с другом

Черты характера Отношение окружающих к героине

Черты характера Отношение окружающих к героине

Отношение автора к героиням

Отношение автора к героиням

Я там был, мёд, пиво пил, да усы лишь обмочил»-концовка

Я там был, мёд, пиво пил, да усы лишь обмочил»-концовка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2024