Разработка урока: «Циклические формы
инструментальной музыки. Кончерто
гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (2 часа)
Особенности формы инструментального концерта, кончерто
гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».
Цель урока: углубление и расширение представлений учащихся о камерных формах инструментальной музыки.
Задачи:
Образовательные:
1. Обобщение представлений учащихся о камерной музыке.
2. Знакомство учащихся с циклическими формами инструментальной музыки: Кончерто гроссо и Сюитой на примере творчества А.Шнитке.
Воспитательные:
3. Приобщение детей к сокровищам отечественной и зарубежной музыкальной классики;
4. Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
5. Формирование музыкального вкуса.
6. Развивитие вокально-хоровых навыков.
Оборудование: мультимедийная презентация, опорная таблица.
Музыкальный материал: Видео с записью «Кончерто гроссо» А. Шнитке.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие детей
II. Организационно-мотивационный этап
Яркое эмоциональное пятно – видео “Органная фуга” (соль-минор) И.С.Баха
Учитель:
Вопросы к детям:
Кто мог написать эту музыку?
Может ли И.С.Бах исполнить это произведение дома?
Почему?
У него дома мы, наверное, можем послушать не церковную и не придворную музыку, т.к. нет органа и хора. Здесь будет звучать предок рояля – клавесин, или скрипка и флейта, или поют песни.
Такие музыкальные вечера бывали не только в домах музыкантов, а всюду, где любили музыку. Конечно, музыка на таких вечерах исполнялась самая разная: простая – развлекательная, танцевальная, и любительские несложные импровизации, и серьезные, глубокие произведения, написанные замечательными композиторами.
Музыканты, собравшись вместе в большой комнате, играли на скрипках, виолончелях, флейтах и клавесинах. Это были настоящие домашние концерты, на которые приглашали знакомых. От этих домашних концертов и произошло выражение “комнатная музыка». Скажите, пожалуйста, как называется музыкальный жанр, рождённый в уютных гостиных прошлых веков? Правильно, камерная музыка! ” Ведь итальянское слово – camere, в переводе означает “комната”.
Сообщение темы и цели урока.
Таким образом, цель нашего урока продолжить знакомство с камерными формами инструментальной музыки. Тема урока «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке».
Учитель: Но для того, чтобы продолжить знакомство с жанрами камерной музыки, давайте вспомним, какие жанры камерной музыки мы с вами уже знаем.
III. Проверка знаний полученных на предыдущем уроке. Игра «Счастливый случай»
Раздаю листочки с номером команды. Дети делятся на микрогруппы. Записывают свои фамилии на листочках по микрогруппам.
Правильный ответ при выпадении обычного сектора приносит одно очко. Также на игровом поле присутствует сектор «Счастливый случай» — он дает игрокам возможность заработать 1 очко без ответа!
Вопросы:
Музыкальная культура :
1. Какие 2 направления музыкальной культуры вы знаете? (светское и духовное, т.е. церковное).
2. На какие по числу музыкантов виды делится камерная музыка (Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку).
3. Назовите известные вам жанры инструментальной камерной музыки (Этюд и транскрипция).
Музыкальные термины :
1.Что такое инструментальная музыка (музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса).
2. Дайте понятие «камерная музыка» (от лат. Camera – комната. Музыка, исполняемая небольшим составом музыкантов).
3.Что такое этюд (Этюд - музыкальная пьеса для одного инструмента или голоса, предназначенная для развития технического мастерства исполнителя).
4. Что такое транскрипция (Транскри́пция - переложение музыкального произведения (Аранжировка) или его свободная виртуозная обработка).
Композиторы :
1. Назовите фамилии выдающихся музыкантов в жанре этюда
2. Назовите известных вам музыкантов в жанре транскрипции
Музыкальная иллюстрация :
1. Назовите это произведение: автора и название (этюд «Революционный» этюд для фортепиано до минор, Opus 10, № 12, написанный польским композитором Фредериком Шопеном во время восстания в Польше 1830 года против русского самодержавия).
2. Назовите это произведение: автора и название (транскрипция для фортепиано М.Глинка – М.Балакирев «Жаворонок»)
1. «Счастливый случай»
1
|
1
|
1 |
Счастливый случай |
2
|
1 |
2 |
2
|
3 |
4 |
2
|
3 |
Учитель: Молодцы! Итак, каждая команда получила возможность ответить на 3 вопроса – 3 балла – это пятерка всей команде!
Объявляет результаты.
IV. Организационно-деятельностный этап.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с циклическими формами инструментальной музыки. Слово «циклический» - какой имеет корень? (Цикл)
Что такое цикл на ваш взгляд?
Ответы детей: Процесс, совершающих законченный круг развития в течение какого-то промежутка времени. Какие вы знаете циклы. Приведите примеры.
Ответы детей (цикл жизни, времена года, технологический цикл и т.д.).
Учитель: В музыке также существуют особые музыкальные формы, объединенные в циклы. Циклические - музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла:
- Кончерто гроссо
- Сюита
- Симфония
- Концерт.
Итак, кончерто гроссе. Кончерто гроссо (итал. concerto grosso, буквально — большой концерт) - жанр ансамблево-оркестровой музыки, возник в 17—18 вв., основанный на противопоставлении группы солирующих инструментов (Концертино) и всего оркестра или ансамбля.
Сегодня мы познакомимся с этим жанром на примере произведения замечательного советского композитора Альфреда Гариевича Шнитке по просьбе скрипачей Татьяны Гринденко и Гидона Кремера и посвящен им.
Состав — 2 скрипки, клавесин, подготовленное фортепиано и струнный оркестр.
Концерт написан в жанре полистилистики. Что такое полистилистика?
Музыкальный материал Concerto Grosso использован композитором в работе над кинофильмами. Например, танго прозвучало в фильме "Агония", главные темы Прелюдии и Рондо — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил (5 часть), заключительные такты Каденции - в мультфильме «Бабочка», в третьей части — тема из фильма «Восхождение».
Слушание: 5 части Кончерто гроссо Альфреда Шнитке.
V. Контрольно-регулятивный этап.
Вопрос: Какие противопоставления вы заметили?
Ответы детей: Воля, целеустремленность – злобный, враждебный мир.
Учитель: Наплывы, искажающие чистые звуки скрипки воспринимаются как вторжение сил. Противопоставленных активности главной темы.
Какие чувства испытывает герой концерта?
Ответы детей: страстность, взволнованность, энергия, драматизм, трагика, напряжение, свет.
Задание: нарисовать или сделать коллаж настроения, переданного автором этого произведения.
Исполнение песни “Моя Россия, моя страна” Хоровое и индивидуальное исполнение.
VI. Оценочно-результативный этап.
Что нового обучающиеся узнали на уроке?
Домашнее задание: Страницы учебника. Рисунок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.