Разработка урока по музыке для 7 класса "Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке"
Оценка 4.7

Разработка урока по музыке для 7 класса "Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке"

Оценка 4.7
Контроль знаний +2
doc
музыка
7 кл
09.01.2020
Разработка урока по музыке для 7 класса "Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо.  Сюита в старинном стиле А. Шнитке"
Авторская разработка урока по программе Сергеевой и Критской
конспект урока кончерто гроссо.doc

Разработка урока: «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (2 часа)

Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».

 

Цель урока: углубление и расширение представлений учащихся о камерных формах инструментальной музыки.

Задачи: 

Образовательные:

1.    Обобщение представлений учащихся о камерной музыке.

2.    Знакомство учащихся с циклическими формами инструментальной музыки: Кончерто гроссо и Сюитой на примере творчества А.Шнитке.

Воспитательные:

3.    Приобщение детей к сокровищам отечественной и зарубежной музыкальной классики;

4.    Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

5.    Формирование музыкального вкуса.

6.    Развивитие вокально-хоровых навыков.

 

Оборудование: мультимедийная презентация, опорная таблица.

 

Музыкальный материал: Видео с записью «Кончерто гроссо» А. Шнитке.

 

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие детей

II. Организационно-мотивационный этап

 

Яркое эмоциональное пятно – видео  “Органная фуга” (соль-минор) И.С.Баха

 

Учитель:

Вопросы к детям:

Кто мог написать эту музыку?

Может ли И.С.Бах исполнить это произведение дома?

Почему?

У него дома мы, наверное, можем послушать не церковную и не придворную музыку, т.к. нет органа и хора. Здесь будет звучать предок рояля – клавесин, или скрипка и флейта, или поют песни.

Такие музыкальные вечера бывали не только в домах музыкантов, а всюду, где любили музыку. Конечно, музыка на таких вечерах исполнялась самая разная: простая – развлекательная, танцевальная, и любительские несложные импровизации, и серьезные, глубокие произведения, написанные замечательными композиторами.

Музыканты, собравшись вместе в большой комнате, играли на скрипках, виолончелях, флейтах и клавесинах. Это были настоящие домашние концерты, на которые приглашали знакомых. От этих домашних концертов и произошло выражение “комнатная музыка». Скажите, пожалуйста, как называется музыкальный жанр, рождённый в уютных гостиных прошлых веков? Правильно, камерная музыка! ” Ведь итальянское слово – camere, в переводе означает “комната”.

Сообщение темы и цели урока.

Таким образом, цель нашего урока продолжить знакомство с камерными формами инструментальной музыки. Тема урока «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке».

Учитель: Но для того, чтобы продолжить знакомство с жанрами камерной музыки, давайте вспомним, какие жанры камерной музыки мы с вами уже знаем.

III. Проверка знаний полученных на предыдущем уроке. Игра «Счастливый случай»

Раздаю листочки с номером команды. Дети делятся на микрогруппы. Записывают свои фамилии на листочках по микрогруппам.

Правильный ответ при выпадении обычного сектора приносит одно очко. Также на игровом поле присутствует сектор «Счастливый случай» — он дает игрокам возможность заработать 1 очко без ответа!

Вопросы:

Музыкальная культура      :

1. Какие 2 направления музыкальной культуры вы знаете? (светское и духовное, т.е. церковное).

2. На какие по числу музыкантов виды делится камерная музыка (Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку).

3. Назовите известные вам жанры инструментальной камерной музыки (Этюд и транскрипция).

 


Музыкальные термины       :

1.Что такое инструментальная музыка (музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса).

2. Дайте понятие «камерная музыка» (от лат. Camera – комната. Музыка, исполняемая небольшим составом музыкантов).

3.Что такое этюд (Этюд - музыкальная пьеса для одного инструмента или голоса, предназначенная для развития технического мастерства исполнителя).

4. Что такое транскрипция (Транскри́пция    -  переложение музыкального произведения (Аранжировка) или его свободная виртуозная обработка).

 


Композиторы       :

1. Назовите фамилии выдающихся музыкантов в жанре этюда

2. Назовите известных вам музыкантов в жанре транскрипции

 

Музыкальная иллюстрация       :

1. Назовите это произведение: автора и название (этюд «Революционный» этюд для фортепиано до минор, Opus 10, № 12, написанный польским композитором Фредериком Шопеном во время восстания в Польше 1830 года против русского самодержавия).

2. Назовите это произведение: автора и название (транскрипция для фортепиано М.Глинка – М.Балакирев «Жаворонок»)

1. «Счастливый случай»

 

1

 

1

1

Счастливый случай

 

2

 

1

2

2

 

3

4

2

 

 

3

 

Учитель: Молодцы! Итак, каждая команда получила возможность ответить на 3 вопроса – 3 балла – это пятерка всей команде!

Объявляет результаты.

 

IV. Организационно-деятельностный этап.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с циклическими формами инструментальной музыки. Слово «циклический» - какой имеет корень? (Цикл)

Что такое цикл на ваш взгляд?

Ответы детей: Процесс, совершающих законченный круг развития в течение какого-то промежутка времени. Какие вы знаете циклы. Приведите примеры.

Ответы детей (цикл жизни, времена года, технологический цикл и т.д.).

Учитель: В музыке также существуют особые музыкальные формы, объединенные в циклы. Циклические - музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла:

- Кончерто гроссо

- Сюита

- Симфония

- Концерт.

Итак, кончерто гроссе. Кончерто гроссо (итал. concerto grosso, буквально — большой концерт) - жанр ансамблево-оркестровой музыки, возник в 17—18 вв., основанный на противопоставлении группы солирующих инструментов (Концертино) и всего оркестра или ансамбля.

Сегодня мы познакомимся с этим жанром на примере произведения замечательного советского композитора Альфреда Гариевича Шнитке по просьбе скрипачей Татьяны Гринденко  и Гидона Кремера и посвящен им.

Состав — 2 скрипки, клавесин, подготовленное фортепиано и струнный оркестр.

Концерт написан в жанре полистилистики. Что такое полистилистика?

Музыкальный материал Concerto Grosso использован композитором в работе над кинофильмами. Например, танго прозвучало в фильме "Агония", главные темы Прелюдии и Рондо — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил (5 часть), заключительные такты Каденции - в мультфильме «Бабочка», в третьей части — тема из фильма «Восхождение».

 

Слушание: 5 части Кончерто гроссо Альфреда Шнитке.

 

V. Контрольно-регулятивный этап.

Вопрос: Какие противопоставления вы заметили?

Ответы детей: Воля, целеустремленность – злобный, враждебный мир.

Учитель: Наплывы, искажающие чистые звуки скрипки воспринимаются как вторжение сил. Противопоставленных активности главной темы.

Какие чувства испытывает герой концерта?

Ответы детей: страстность, взволнованность, энергия, драматизм, трагика, напряжение, свет.

Задание: нарисовать или сделать коллаж настроения, переданного автором этого произведения.

 

Исполнение песни “Моя Россия, моя страна” Хоровое и индивидуальное исполнение.

 

VI. Оценочно-результативный этап.

Что нового обучающиеся узнали на уроке?

Домашнее задание: Страницы учебника. Рисунок.

 

Разработка урока по музыке для 7 класса "Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке"

Разработка урока по музыке для 7 класса "Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо.  Сюита в старинном стиле А. Шнитке"

Разработка урока по музыке для 7 класса "Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке"

Разработка урока по музыке для 7 класса "Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо.  Сюита в старинном стиле А. Шнитке"

Разработка урока по музыке для 7 класса "Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке"

Разработка урока по музыке для 7 класса "Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо.  Сюита в старинном стиле А. Шнитке"

Разработка урока по музыке для 7 класса "Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке"

Разработка урока по музыке для 7 класса "Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо.  Сюита в старинном стиле А. Шнитке"

Разработка урока по музыке для 7 класса "Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке"

Разработка урока по музыке для 7 класса "Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо.  Сюита в старинном стиле А. Шнитке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2020