Учитель: -Здравствуйте, ребята !Сегодня мы вновь отправляемся в увлекательное музыкальное путешествие .Музыка и математика: что может быть общего? Попробуем разобраться…
Один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии, почетный доктор двадцати ведущих университетов мира, член многих Академий наук, математик Альберт Эйнштейн считал: настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса.
Вместе с тем, довольно долгое время не утихают дискуссии о том, что музыка и такая точная наука как математика не могут быть связаны. В этой статье мы разберемся, так это или нет? И заодно узнаем, каким образом музыка влияет на наши математические способности?
Многие великие умы человечества периодически приходили к мысли представить музыку в математическом виде. Так, например, философ Лейбниц в переписке с философом Гольдбахом отмечал: «музыка есть скрытое арифметическое упражнение души, не умеющей считать». А Гольдбах ему отвечал: «Музыка – это проявление скрытой математики».
Музыка и математика
Учитель: Здравствуйте, ребята !Сегодня мы вновь отправляемся в
увлекательное музыкальное путешествие .Музыка и математика: что
может быть общего? Попробуем разобраться…
Один из основателей современной теоретической физики, лауреат
Нобелевской премии, почетный доктор двадцати ведущих университетов
мира, член многих Академий наук, математик Альберт Эйнштейн считал:
настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного
процесса.
Вместе с тем, довольно долгое время не утихают дискуссии о том, что музыка и такая
точная наука как математика не могут быть связаны. В этой статье мы разберемся, так
это или нет? И заодно узнаем, каким образом музыка влияет на наши математические
способности?
Многие великие умы человечества периодически приходили к
мысли представить музыку в математическом виде. Так,
например, философ Лейбниц в переписке с философом
Гольдбахом отмечал: «музыка есть скрытое арифметическое
упражнение души, не умеющей считать». А Гольдбах ему
отвечал: «Музыка –
это
проявление
скрытой
математики».
Мы не замечаем
присутствия в музыке математики, а на самом
деле – семь нот октавы, звуковые частоты
являются геометрической прогрессией, музыкальный ритм делит время на
единицы. Первым, кто поставил музыку в один ряд с математикой был
Пифагор. Философию своей школы он основывал на том, что музыку следует
воспринимать как научную дисциплину, а не практическое занятие. Он
изобрел инструмент, известный всему миру как монохорд Пифагора, с
помощью которого изучал интервалы в музыке с точки зрения математики и
первым пришел к выводу, что с помощью музыки можно лечить. По егомнению, определенный тип музыки подходит для лечения определенного
заболевания. Кроме того, Пифагор считал, что музыка помогает легче
переживать негативные эмоции – страх, ревность, тревогу.
Помимо прочего, в школе Пифагора существовало твердое убеждение: миром и
жизнью управляют числа, которые в свою очередь подвластны музыке. Все свои
занятия, в частности, по математике, пифагорейцы проводили под музыку. Они
заметили, что так усвоение материала происходит значительно легче. Этого же
мнения придерживаются и современные ученые. Еще один яркий пример – музыка
Моцарта и ее влияние на работу головного мозга человека.Вместе с тем, согласно
учению Пифагора, по дате рождения человека можно определить, склонен он к
творчеству или точным наукам. Эксперимент проходил таким образом: у группы
людей выписывалась дата рождения, которая затем переводилась в нотный вид.
Зачастую дата рождения человека выглядела как полный аккорд. У некоторых людей
он звучал красиво и мелодично, у других представлял собой просто набор звуков или
звучал резко. Как показало дальнейшее исследование, люди «звучавшие мелодично»
оказывались художниками, танцорами и т.д. А те кто «не звучал» вовсе были
математиками, физиками. Другими словами, данное исследование доказывает: любое
музыкальное произведение можно представить в виде математической модели (и
наоборот) со своими числовыми закономерностями.
У многих выдающихся музыкантов наблюдается математическая одаренность:
великий дирижер Эрнест Ансерме является профессиональным математиком, Леонид
Сабанеев – выпускник математического факультета Московского университета,
является и прекрасным пианистом и композитором, Эдисон Денисов – преподавал
математику в Томском университете и являлся композитором, выдающийся
виолончелист Давыдов закончил физикоматематический факультет, Дремлюга –
украинский композитор и профессор Национальной музыкальной академии закончил
Киевский индустриальный институт, факультет химического машиностроения.В
Америке проводилось масштабное исследование, в котором принимало участие 25000
школьников, занимавшиеся по специальным артпрограммам. По итогам было
замечено, что дети, учившиеся музыке, сдавали математические тесты лучше, чем те,
кто музыкой не занимался. Особенно яркий прогресс в постижении точных наук был
заметен у детей из неблагополучных семей. В восьмых классах прогресс не сильно
заметен: высокие математические баллы до начала эксперимента наблюдались только
у 11% детей против 21. Значительный прогресс заметили в десятых классах, где
разрыв составлял уже 33%. Интересно, что лучшие показатели математических
тестов были у детей, которые занимались музыкой именно на фортепиано.Некоторые
ученые, не согласные с теорией взаимосвязи музыки и математики, приводят примеры
гениальных композиторов, которые совершенно не разбирались в математике, или
гениальных, например, физиков, которые абсолютно не понимают и не слышат
музыку. Но всетаки между музыкой и математикой есть связь, выраженная в четкой
цифровой привязке музыкальных звуков: деление на числовое количество нот,деление на ритм и такт.Исходя из вышеперечисленного, можно подумать, что
достаточно позволить ребенку слушать хорошую музыку и из него вырастет
математический гений. На деле это вовсе не так. Чтобы легче постичь точные науки,
человеку совершенно недостаточно слушать музыку. Он обязательно должен
заниматься музыкой и, желательно, какоето продолжительное время.