Тема: Координаты вектора, скалярное произведение векторов.
Типовая задача о треугольнике.
Задания для самопроверки:
1. Написать разложение вектора
по
координатным ортам.
2. Даны векторы
и
.
Найти векторы
,
,
.
3. Длины векторов
и
равны
и
угол между векторами
. Найти скалярное произведение
векторов.
4. Найти длины векторов
и
скалярное произведение этих векторов.
5. Найти угол между векторами
Типовая задача с треугольником на плоскости, как правило, формулируется так: Даны три вершины треугольника. Требуется найти…
Пример 1
Даны
вершины треугольника
.
Требуется:
1)
составить уравнения сторон
и
найти их угловые коэффициенты;
2) найти длину стороны
;
3) найти
;
4) составить уравнение высоты
и
найти её длину;
5) вычислить площадь треугольника
;
6) составить уравнение медианы
;
Решение: Начать целесообразно с выполнения чертежа. По условию этого
можно не делать, но для самоконтроля и самопроверки всегда строим чертёж на
черновике.

Ещё раз напоминаю, что самый выгодный масштаб 1 единица = 1 см (2 тетрадные
клетки).
1)
Составим уравнения сторон
и
найдём их угловые коэффициенты.
Поскольку известны вершины треугольника, то уравнения каждой стороны составим по двум точкам.
Составим
уравнение стороны
по
точкам
:

Для
проверки следует мысленно либо на черновике подставить координаты каждой точки
в полученное уравнение. Теперь найдём угловой коэффициент. Для этого перепишем
общее уравнение в виде уравнения с угловым коэффициентом:
![]()
Таким
образом, угловой коэффициент: ![]()
Аналогично
находим уравнения сторон
.
Не вижу особого смысла расписывать то же самое, поэтому сразу приведу готовый
результат:
![]()
2)
Найдём длину стороны
.
Для точек
используем
формулу:
![]()
По этой же формуле легко найти и длины других сторон. Проверка очень быстро выполнятся обычной линейкой.
3)
Найдём
.
Это угол при вершине
.
Есть несколько способов решения, но самый универсальный способ – находить угол
при вершине, как угол между векторами.
Используем
формулу
.
Найдём
векторы:
![]()

Таким
образом:

Кстати,
попутно мы нашли длины сторон
.
В
результате:
![]()
для убедительности к углу можно приложить транспортир.
4)
Составим уравнение высоты
и
найдём её длину.
От строгих определений никуда не деться:
Высотой треугольника называется перпендикуляр, проведённый из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону.
То
есть, необходимо составить уравнение перпендикуляра, проведённого из
вершины
к
стороне
.
Из уравнения
снимаем
вектор нормали
.
Уравнение высоты
составим
по точке
и
направляющему вектору
:


Обратите
внимание, что координаты точки
нам
не известны.
Точка
известна:
,
уравнение прямой тоже известно:
,
Таким образом:

5) Вычислим площадь треугольника.
Используем
школьную формулу:
–
площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту.
В
данном случае:
![]()
6)
Составим уравнение медианы
.
Медианой треугольника называется отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.
а) Найдём
точку
–
середину стороны
.
Известны координаты концов отрезка:
,
тогда координаты середины:

Таким
образом: ![]()

Уравнение медианы
составим
по точкам
:

Чтобы
проверить уравнение, в него нужно подставить координаты точек
.
отношение ![]()

Нам
известны точки
.
По формулам
деления отрезка в данном отношении:

Таким
образом, центр тяжести треугольника: ![]()
Как уже отмечалось, на практике рассмотренная задача с треугольником на плоскости очень популярна.
Домашнее задание:
Решить задачу по образцу для треугольника с координатами А(1;1) , В(6;5) и С(9;2)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.