Тема: Координаты вектора, скалярное произведение векторов.
Типовая задача о треугольнике.
Задания для самопроверки:
1. Написать разложение вектора по
координатным ортам.
2. Даны векторы и
.
Найти векторы ,
,
.
3. Длины векторов и
равны
и
угол между векторами
. Найти скалярное произведение
векторов.
4. Найти длины векторов и
скалярное произведение этих векторов.
5. Найти угол между векторами
Типовая задача с треугольником на плоскости, как правило, формулируется так: Даны три вершины треугольника. Требуется найти…
Пример 1
Даны
вершины треугольника .
Требуется:
1)
составить уравнения сторон и
найти их угловые коэффициенты;
2) найти длину стороны ;
3) найти ;
4) составить уравнение высоты и
найти её длину;
5) вычислить площадь треугольника ;
6) составить уравнение медианы ;
Решение: Начать целесообразно с выполнения чертежа. По условию этого
можно не делать, но для самоконтроля и самопроверки всегда строим чертёж на
черновике.
Ещё раз напоминаю, что самый выгодный масштаб 1 единица = 1 см (2 тетрадные
клетки).
1)
Составим уравнения сторон и
найдём их угловые коэффициенты.
Поскольку известны вершины треугольника, то уравнения каждой стороны составим по двум точкам.
Составим
уравнение стороны по
точкам
:
Для
проверки следует мысленно либо на черновике подставить координаты каждой точки
в полученное уравнение. Теперь найдём угловой коэффициент. Для этого перепишем
общее уравнение в виде уравнения с угловым коэффициентом:
Таким
образом, угловой коэффициент:
Аналогично
находим уравнения сторон .
Не вижу особого смысла расписывать то же самое, поэтому сразу приведу готовый
результат:
2)
Найдём длину стороны .
Для точек
используем
формулу:
По этой же формуле легко найти и длины других сторон. Проверка очень быстро выполнятся обычной линейкой.
3)
Найдём .
Это угол при вершине
.
Есть несколько способов решения, но самый универсальный способ – находить угол
при вершине, как угол между векторами.
Используем
формулу .
Найдём
векторы:
Таким
образом:
Кстати,
попутно мы нашли длины сторон .
В
результате:
для убедительности к углу можно приложить транспортир.
4)
Составим уравнение высоты и
найдём её длину.
От строгих определений никуда не деться:
Высотой треугольника называется перпендикуляр, проведённый из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону.
То
есть, необходимо составить уравнение перпендикуляра, проведённого из
вершины к
стороне
.
Из уравнения снимаем
вектор нормали
.
Уравнение высоты
составим
по точке
и
направляющему вектору
:
Обратите
внимание, что координаты точки нам
не известны.
Точка
известна: ,
уравнение прямой тоже известно:
,
Таким образом:
5) Вычислим площадь треугольника.
Используем
школьную формулу:
–
площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту.
В
данном случае:
6)
Составим уравнение медианы .
Медианой треугольника называется отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.
а) Найдём
точку –
середину стороны
.
Известны координаты концов отрезка:
,
тогда координаты середины:
Таким
образом:
Уравнение медианы составим
по точкам
:
Чтобы
проверить уравнение, в него нужно подставить координаты точек .
отношение
Нам
известны точки .
По формулам
деления отрезка в данном отношении:
Таким
образом, центр тяжести треугольника:
Как уже отмечалось, на практике рассмотренная задача с треугольником на плоскости очень популярна.
Домашнее задание:
Решить задачу по образцу для треугольника с координатами А(1;1) , В(6;5) и С(9;2)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.