Разработка урока по окружающему миру, 4 класс. тема : Гигиена слуха
Оценка 4.8

Разработка урока по окружающему миру, 4 класс. тема : Гигиена слуха

Оценка 4.8
docx
14.01.2020
Разработка урока по окружающему миру, 4 класс. тема : Гигиена слуха
Гигиена слуха.docx

«Цокто-Хангильская средняя общеобразовательная школа им. Ч-Л.Базарона», Агинский район, МОУ Забайкальский край.

Автор: Цыбенжапова Жаргалма Дмитриевна – учитель начальных классов

Класс: 4

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: Гигиена слуха

Цель: расширить представления  учащихся об органе слуха

Задачи:

Образовательные: определение уровня громкости звука с помощью датчика, выявление фактов, приводящих к ухудшению слуха, ознакомление с единицей измерения громкости звука;

Развивающие: развитие самостоятельного мышления, умения обобщать опытные данные, сравнивать их и делать выводы. Развитие  речевых способностей, познавательных интересов;

Воспитывающие: воспитание чувства коллективизма, интереса к предмету.

Формирование УУД:

1. Личностные УУД:

- умение анализировать результаты учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.

2.Регулятивные УУД:

- выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- устанавливать причинно-следственные связи.

3.Познавательные УУД:

- искать и выделять необходимую информацию;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке;

- строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства;

-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

4. Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах, группах;

- совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

- формулировать и объяснять задание;

- грамотно задавать вопросы;

- слушать и понимать речь других.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

1.  Вводно-мотивационный этап.

-Здравствуйте, ребята!

Солнышко встало- утро настало,

Птицы запели, дети проснулись,

Улыбки повсюду.

-Давайте начнем урок с улыбки!

- Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? (Гигиена глаза)

- Вы уже узнали много интересного. Поделитесь своими открытиями.  (Сообщение о гигиене зрения)

- Знания ваши меня порадовали. Давайте попробуем определить тему нашего урока. Закройте глаза. Послушаем музыку.

-Кто уже догадался? Определим  тему сегодняшнего урока

Тема урока: Гигиена слуха.

- Что вы уже знаете про ухо?  (…)

-Значит, мы должны сделать какое-то открытие?

III. Целеполагание и постановка учебных задач.

Давайте сформулируем цель нашего урока.

Цель: узнать строение  орган слуха, выяснить, какую роль ещё играет ухо, научиться беречь слух.

- Для чего нам нужно это знать?

- Ребята, давайте посмотрим, как мы слышим звуки? Видео ролик «Анатомия уха»

Слайд 1 Изображение гортани. Голосовые связки, двигающиеся вперед и назад, создают вариации давления воздуха. Такие вариации распространяются в воздухе и заставляют барабанную перепонку колебаться при попадании на нее. Учащиеся могут не понимать термин "давление", но они могут заметить, что звуки распространяются в твердых телах и воде. Это просто описать, сказав, что колебания вызывают возмущения в воздухе, а также в твердых телах или жидкости. Такие возмущения распространяются в среде и создают возмущения, попадая на объекты, которые могут колебаться, например, поверхность барабана.

Слайд 2 Изображение уха. Человек слышит звук за счет того, что ухо преобразует колебания воздуха в нервные сигналы, которые поступают в мозг. Звуковые колебания поступают в наружный слуховой проход и заставляют вибрировать барабанную перепонку. Барабанная перепонка - это тонкая мембрана, соединенная с тонкими костями, передающими ее колебания слуховым нервам, которые передают их в мозг.

Слайд 3 Порог слышимости человека. Датчик громкости звука отображает измеренные значения в единицах, называемых децибелы, сокращенно дБА. Аббревиатура “а” обозначает, что измерения проводятся по системе или шкале А. В децибелах выражается относительная громкость звука в воздухе, воспринимаемого человеческим ухом. В системе А при низкой частоте производится коррекция, потому что человеческое ухо менее чувствительно при частоте менее 1000 Гц, чем при более высоких частотах.

Слайд 4. Порог слышимости звука

Децибелы определяются как мощность на единицу площади поверхности, по шкале, где 0 дБ – это порог слышимости человеческого уха, а 120-140 дБ – это болевой порог.

- С помощью датчика определим уровень громкости звука ваших наушников

(учащиеся определяют уровень громкости звука)

- Какие выводы можно уже сделать?

Вывод:  как они издают звуки (с помощью голосовых связок и дыхания), как они слышат звуки (с помощью барабанных перепонок) и как звуки передаются от одного человека к другому (колебания, распространяющиеся в воздухе). Учащиеся не могут непосредственно увидеть свои голосовые связки и барабанные перепонки, но они могут сконструировать соответствующую модель.

 

 

I.                   Операционно-содержательный этап.

 

- А теперь попробуем сделать муляж нашего уха.

Учащиеся конструируют барабан с помощью консервной банки (открытой с обеих сторон), бумажной трубки, пластмассовой банки (открытой с обеих сторон), шарика и резиновой ленты.

Они изучают колебания мембраны барабана и связь интенсивности звука с размером колебаний, бросая на барабан скрепку для бумаг.

Учащиеся делают предположения, какие предметы будут издавать звук при колебаниях.  Барабан с мембраной и растянутая резиновая лента являются моделями барабанной перепонки и голосовых связок.

Соберите барабан с помощью шарика, натянутого на одну сторону консервной банки, как показано выше. Натяните шарик достаточно плотно и при необходимости закрепите его с помощью резиновой ленты по краям.

2. -Говорите внутрь барабана с открытой стороны, одновременно касаясь шарика.

-Как голос действует на растянутый шарик?

Учащиеся должны увидеть, что шарик колеблется за счет голоса.

-Вы чувствуете колебания, создаваемые вашим голосом?

Ответы будут отличаться.

-Как колебания попадают изо рта на барабанную перепонку?

Колебания распространяются в воздухе.

3. -Говорите внутрь барабана с открытой стороны, положив на него скрепку. Скрепка не двигается? Скрепка двигается?

-Можно ли сделать так, чтобы скрепка соскочила с барабана?

Убедитесь, что все учащиеся с помощью своего голоса заставили скрепку подпрыгивать на барабане.

4. -Голос заставляет мембрану барабана колебаться вверх и вниз. Эти колебания очень быстрые, они создают звук, который мы можем слышать. Почему скрепка движется от нашего голоса?

Колебания, вызванные голосом, распространяются в воздухе, попадают на мембрану барабана, которая в ответ вибрирует. Скрепка движется вместе с мембраной.

-Звуки исходят от колеблющихся предметов. Колебание (вибрация) происходит от регулярно движущихся в одну и другую сторону объектов. Некоторые предметы могут колебаться и издавать звук, который может слышать человек. У всех музыкальных инструментов есть вибрирующая часть, которая издает музыкальный звук. Вы можете увидеть, что звуки представляют собой колебания.

(учащиеся разбирают музыкальные инструменты и определяют громкость звуков)

Физминутка: конфетка (кто без шума развернет конфетку)

 

-А еще какие предметы будут издавать звук при колебаниях. Запишите предположения в таблице ниже, написав "Да" или "Нет" в соответствующей графе. Будьте готовы объяснить ваши ответы.

Предположения

Предметы, издающие звук

Будет ли звук издаваться при колебаниях?

Лист бумаги

Да

Вода в стакане

Да

Резиновая лента

Да

 

1 группа: Издавайте звук с помощью листа бумаги. Держите бумагу рядом с датчиком громкости. Попробуйте издавать звук с помощью одного листа бумаги наибольшим количеством способов.

-Какой был максимальный записанный уровень громкости?

(Максимальный уровень громкости:        86        дБА)

2 группа: С помощью соломинки и стакана воды издавайте звуки. Держите стакан рядом с датчиком громкости. Попробуйте издавать звук с помощью стакана воды наибольшим количеством способов, но не используйте свой голос.

-Какой был максимальный записанный уровень громкости?

(Максимальный уровень громкости:          84        дБА)

-Почему важно было не издавать звук голосом?

3 группа:          С помощью резиновых лент издайте быстрые повторные звуки в течение 30 секунд. Держите ленты рядом с датчиком громкости.

-Опишите, как вы издавали только что записанные звуки.

(Ответы будут отличаться. Учащиеся должны назвать дерганье, удары, "бренчание" резиновых лент вместе или по отдельности).

- А кто попробует с помощью барабана с шариком издать быстрые повторные звуки в течение 30 секунд. Держите барабан рядом с датчиком громкости.

чащиеся по неосторожности могут порвать шарик)

- Какие выводы можно сделать?

(Все звуки издавались колеблющимися предметами. Все предметы вызывали возмущения в воздухе и заставляли его колебаться. Учащиеся могут не назвать среди таких предметов бумагу и воду в стакане.)

II.                Оценочно-рефлексивный этап.

-Почему звук не такой громкий, когда уши прикрыты?

Звук не такой громкий, когда мы закрываем уши, потому что ладони поглощают большинство колебаний до того, как они попадают на барабанную перепонку.

-Сложите ладони "горстью" за ушами. Как меняется звук, когда вы держите ладони, таким образом, по сравнению с обычным уровнем звука? Почему это происходит?

Учащиеся должны заметить, что слышимые звуки становятся громче. Это происходит, потому что большее количество воздуха, как через воронку, попадает в слуховой проход, вызывая большие колебания барабанной перепонки.

-Представьте оленя, щиплющего растения в лесу или в поле. Ему необходимо постоянно быть начеку и слышать звук приближающейся опасности. К счастью природа наградила оленя большими ушами, которые можно поворачивать в разные стороны, чтобы слышать звук изо всех направлений.

-Поэкспериментируйте с ладонями, сложенными в горсть:

-Направьте свои "уши оленя" назад.         

-Направьте одно ухо вперед, а другое назад.

-Медленно поворачивайтесь по кругу, направляя уши вперед.

-Что вы слышали? Опишите, что вы слышали, сложив руки таким образом.

Ответы будут отличаться. Учащиеся должны заметить усиление громкости звука в направлении сложенных ладоней.

Выводы: Учащиеся должны заметить, что слышимые звуки становятся громче. Это происходит, потому что большее количество воздуха, как через воронку, попадает в слуховой проход, вызывая большие колебания барабанной перепонки.

 

  -Какой из предметов наиболее напоминает музыкальный инструмент? Какой инструмент он напоминает?

Учащиеся должны предположить, что барабан с шариком или резиновые ленты наиболее напоминают музыкальный инструмент. Первый напоминает миниатюрный барабан. Растянутые резиновые ленты напоминают струны гитары (гитара).

-Какой из предметов наименее напоминает музыкальный инструмент? Объясните ваши соображения.

Ответы будут отличаться. Учащиеся должны ответить, что бумага наименее напоминает музыкальный инструмент. Среди возможных объяснений: Ни в одном инструменте не используется разрывание или смятие для звучания, бумага портится и не может использоваться повторно.

-Как мы издаем звуки?

Мы издаем звуки, заставляя какой-либо предмет колебаться.

-Как мы слышим звуки?

Мы слышим звуки, когда вибрирующий предмет заставляет колебаться наши барабанные перепонки. Это происходит, когда колебания воздуха передаются по слуховому каналу.

-А теперь ответим на вопросы.

(Учащиеся отвечают на вопросы)

-Понравились вам наши исследования?

Правила охраны слуха

1. Не ковыряй в ухе острыми предметами— ты можешь повредить барабанную перепонку. Чистить уши можно только ватными тампонами.

2.Нельзя слушать громкую музыку, особенно в наушниках.

3.Защищай уши от ветра.

4.Не сморкайся сильно.

5.Не допускай попадания воды в уши.

6.Если уши заболели, обратиться к врачу.

7.Мой уши каждый день.

8.Каждое утро разминай ушную раковину.

 

Домашнее задание: придумать памятку охраны слуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа:_______

Зачеркните кружок правильного ответа для каждого вопроса ниже.

1.   Вибрация (колебание) - это

     Регулярное, повторяемое в одном и противоположном направлении, движение

     Случайное движение

     Повторяемое, но непредсказуемое движение

     Одиночное движение в одну и в противоположную сторону

2.   Мы использовали                                      для измерения уровня громкости звука от сминаемой бумаги и пузырьков, появляющихся в воде, когда в нее дуют через соломинку.

     Датчик уровня громкости звука

     Колебания

     "Уши оленя"

     Децибелы

3.   Интенсивность звука или его громкость измеряется в единицах, называемых

     Колебания

     Возмущения

     Децибелы

     Интенсивности

4.   Мы слышим звук, когда

     Колебания не попадают на барабанные перепонки

     Колебания попадают на барабанные перепонки

     Уровень звука менее нуля децибел

 

 

Уровни громкости различных звуков.

Звук

Децибелы (дБА)

Порог слышимости человека

0

Шорох листьев

10

Шепот

от 10 до 20

Очень тихая музыка

30

В классе

35

В обычном доме

от 40 до 60

Разговор

от 60 до 70

Плотное уличное движение

от 70 до 80

Пылесос

от 75 до 85

Фен

от 85 до 90

Бензопила

от 100 до 110

Сирена скорой помощи

150

Двигатель ракеты

200


 

 

 

 

 

 

 

 

Определение уровня громкости звука

 

Предметы, издающие звук

Будет ли звук издаваться при колебаниях?

Лист бумаги

 

Вода в стакане

 

Резиновая лента

 

Предметы, издающие звук

Уровень громкости звука

Д/Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка урока по окружающему миру, 4 класс. тема : Гигиена слуха

Разработка урока по окружающему миру, 4 класс. тема : Гигиена слуха

Разработка урока по окружающему миру, 4 класс. тема : Гигиена слуха

Разработка урока по окружающему миру, 4 класс. тема : Гигиена слуха

Разработка урока по окружающему миру, 4 класс. тема : Гигиена слуха

Разработка урока по окружающему миру, 4 класс. тема : Гигиена слуха

Разработка урока по окружающему миру, 4 класс. тема : Гигиена слуха

Разработка урока по окружающему миру, 4 класс. тема : Гигиена слуха

Разработка урока по окружающему миру, 4 класс. тема : Гигиена слуха

Разработка урока по окружающему миру, 4 класс. тема : Гигиена слуха

Разработка урока по окружающему миру, 4 класс. тема : Гигиена слуха

Разработка урока по окружающему миру, 4 класс. тема : Гигиена слуха

Разработка урока по окружающему миру, 4 класс. тема : Гигиена слуха

Разработка урока по окружающему миру, 4 класс. тема : Гигиена слуха

Разработка урока по окружающему миру, 4 класс. тема : Гигиена слуха

Разработка урока по окружающему миру, 4 класс. тема : Гигиена слуха

Разработка урока по окружающему миру, 4 класс. тема : Гигиена слуха

Разработка урока по окружающему миру, 4 класс. тема : Гигиена слуха
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2020