Тема: Жизнь священна
Цели: - дать представление о понятиях: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности;
- учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность
Личностные результаты:
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты:
осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий; участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения
Ход урока
I. Орг. момент. Проверка готовности к уроку
II. Актуализация знаний
–Приветствие.
- Согласны ли вы с высказыванием Цицерона Слайд №2
«Жить – значит мыслить»?
III. Самоопределение к деятельности
IV. Работа по теме урока
– Начнем наш урок с маленького эксперимента.
– Прочитайте слова. Слайд №3
– Обведите в рамку 7 наиболее значимых для вас понятий. Объясните свой выбор.
(После высказываний уч-ся учитель делает обобщение)
- Видите, каждый из вас выбрал слова, которые наполняют вашу жизнь радостью, смыслом, украшают её, что дорого вашей душе, что вам важно. Вы обозначили то, в чём наиболее выражены ваши потребности, без чего не могли бы обойтись. Подумаем, с чем это связано?
– ЧЕЛОВЕКУ НУЖНЫ РАЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ. Слайд №4
2.Знакомство с видами потребностей.
– Посмотрите на слайды и скажите, что изображено. Для чего они нужны человеку? Слайд №5
– Учитель: существует два основных различия между потребностями человека: материальные и духовные. Слайд №6
Приведите свои примеры.
– Посмотрите на свои выбранные слова, на какие потребности пал ваш выбор, что руководило вами? К чему стремится душа?
3.Знакомство с понятиями ДУХ- ДУША - ДУХОВНОСТЬ Слайд №7
- Прочитайте слова. Близкие понятия?
- Обратимся к словарям.
Толковый словарь Ушакова (1 ученик)
Дух-бодрость, моральная сила, готовность к действию.
Душа - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.
Духовность - отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа
Словарь Ожегова (2 ученик)
Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными
Дух - внутренняя, моральная сила
Душа - внутренний, психический мир человека, его сознание
Учитель:- Духовность человека как стремление к высоким, высшим смыслам своей жизни обобщает эти понятия, передаёт главный для человека смысл его чувств и действий.
- Как вы думаете, от каких потребностей развивается и совершенствуется жизнь, рождается искусство, создаются книги, делаются научные открытия, совершаются подвиги?
-Можно ли сказать, что это духовные достижения как конкретного человека, так и человечества?
4. Притча «Сосуд жизни» . Слайд № 8
Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, взял стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили – да, полон.
Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – полон.
И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки между камнями.
- Теперь, - обратился мудрец к ученикам, я хотел бы, чтобы вы смогли увидеть в этом сосуде свою жизнь.
Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваш путь, ваша вера, ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь.
Мелкие камушки представляют менее важные вещи.
Песок – это жизненные мелочи, повседневная суета.
Если вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Так же и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие поступки, то для больших уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Слайд № 9
Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, все остальное песок…
-Так в чём же истина? Слайд №10
Истина: ИЩИТЕ В ЖИЗНИ ВЫСОКОГО, ГЛАВНОГО, что наполняет человеческую жизнь глубоким смыслом.
- Какая же простая нравственная истина становится главной?
- ЖИЗНЬ СВЯЩЕННА. Слайд №11
-Жизнь и человек являются наивысшей ценностью. Что из этого следует? (Жизнь неприкасаема )
6. Работа с высказываниями. Слайд №12
ЖИЗНЬ - ЕДИНСТВЕННОЕ БЛАГО, ДАННОЕ ЧЕЛОВЕКУ ОТ РОЖДЕНИЯ. Сенека
ЖИЗНЬ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА И ПОЧЕСТЕЙ ВСЕХ.
Омар Хайям
- Подумаем над тем, что призывает нас понять о жизни человеческий опыт
V. Рефлексия. Подведение итогов.
- Что для вас жизнь?
Запишите в тетрадях, что вы считаете в жизни главным для себя. Слайд №13
Д/з: Уч.с.82-85; д/з (пословицы и поговорки о значимости жизни человека).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.