Разработка урока по ОРКСЭ 4 класс

  • docx
  • 20.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОРКСЭ Жизнь священна.docx

Тема: Жизнь священна

Цели: - дать представление о понятиях:  жизнь человека,  единые общечеловеческие ценности;

- учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному     плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность

Личностные результаты:

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 Предметные результаты:

осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты:

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий; участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения

 

                                                       Ход урока

I.                  Орг. момент. Проверка готовности к уроку

II.               Актуализация знаний

–Приветствие.

- Согласны ли вы с высказыванием Цицерона     Слайд №2

«Жить – значит мыслить»?

III.     Самоопределение к деятельности

          

IV.                   Работа по теме урока    

             Начнем наш урок с маленького эксперимента.

             Прочитайте слова.            Слайд №3

             Обведите в рамку 7 наиболее значимых для вас понятий. Объясните свой выбор.

(После высказываний уч-ся учитель делает обобщение)

- Видите, каждый из вас выбрал слова, которые наполняют вашу жизнь радостью, смыслом, украшают её, что дорого вашей душе, что вам важно. Вы обозначили то, в чём наиболее выражены ваши потребности, без чего не могли бы обойтись. Подумаем, с чем это связано?

             ЧЕЛОВЕКУ НУЖНЫ РАЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ.         Слайд №4

2.Знакомство с видами потребностей.

             Посмотрите на слайды и скажите, что изображено. Для чего они нужны человеку?                                                               Слайд №5

             Учитель: существует два основных различия между потребностями человека: материальные и духовные.         Слайд №6

Приведите свои примеры.

             Посмотрите на свои выбранные слова, на какие потребности пал ваш выбор, что руководило вами? К чему стремится душа?

3.Знакомство с понятиями ДУХ- ДУША - ДУХОВНОСТЬ      Слайд №7

- Прочитайте слова. Близкие понятия?

- Обратимся к словарям.

 Толковый словарь Ушакова (1 ученик)

            Дух-бодрость, моральная сила, готовность к действию.

           Душа - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.

            Духовность -  отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа

Словарь Ожегова (2 ученик)

              Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными

              Дух - внутренняя, моральная сила

              Душа - внутренний, психический мир человека, его сознание

 Учитель:- Духовность человека как стремление к высоким, высшим смыслам своей жизни обобщает эти понятия, передаёт главный для человека смысл его чувств и действий.

 - Как вы думаете, от каких потребностей развивается и совершенствуется жизнь, рождается искусство, создаются книги, делаются научные открытия, совершаются подвиги?

  -Можно ли сказать, что это духовные достижения как конкретного человека, так и человечества?

    4. Притча «Сосуд жизни» .              Слайд № 8

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, взял стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили – да, полон.

Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – полон.

  И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки между камнями.

 - Теперь, - обратился мудрец к ученикам, я хотел бы, чтобы вы смогли увидеть в этом сосуде свою жизнь.

Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваш путь, ваша вера, ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь.

Мелкие камушки представляют менее важные вещи.

Песок – это жизненные мелочи, повседневная суета.

Если вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Так же и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие поступки, то для больших уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального.                      Слайд № 9

Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, все остальное песок…

  -Так в чём же истина?           Слайд №10

 Истина: ИЩИТЕ В ЖИЗНИ ВЫСОКОГО, ГЛАВНОГО, что наполняет человеческую жизнь глубоким смыслом.

- Какая же простая нравственная истина становится главной?

  - ЖИЗНЬ СВЯЩЕННА.     Слайд №11                     

 

 -Жизнь и человек являются наивысшей ценностью. Что из этого следует? (Жизнь неприкасаема )

  6. Работа с высказываниями.   Слайд №12

 

 ЖИЗНЬ - ЕДИНСТВЕННОЕ БЛАГО, ДАННОЕ ЧЕЛОВЕКУ ОТ РОЖДЕНИЯ. Сенека 

ЖИЗНЬ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА И ПОЧЕСТЕЙ ВСЕХ.

Омар Хайям

  - Подумаем над тем, что призывает нас понять о жизни человеческий опыт

V.  Рефлексия.  Подведение итогов.

  - Что для вас жизнь? 

Запишите в тетрадях, что вы считаете в жизни главным для себя. Слайд №13

  

 

 Д/з:  Уч.с.82-85; д/з (пословицы и поговорки о значимости жизни человека).


 

Скачано с www.znanio.ru