МБОУ «Клушинская основная школа»
Разработка урока
по русскому языку
для 2 класса
Выполнила: Сазонова
Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов,
1 категории.
Клушино
2022
Тема урока: Связь имени прилагательного с именем существительным.
«Этот праздник светлый в мае» к 79-летию Победы.
Цели урока:
Формирование предметных умений, актуализация знаний учащихся об имени прилагательном, о его роли в речи, о его связи с именем существительным.
Задачи урока:
учить находить в тексте имена прилагательные и правильно ставить к ним вопросы от имён существительных;
показать связь имени прилагательного с именем существительным;
развивать орфографическую зоркость, умение анализировать и делать выводы;
развивать речь и расширять кругозор обучающихся;
формировать умение взаимодействовать в парах, в группах;
воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину.
Оборудование: «Имя прилагательное», индивидуальные карточки с текстом, с разноцветными шарами, с разноцветными флажками.
Тип урока: закрепление изученного.
1. Орг момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Покажите, пожалуйста, смайлик, выразив свое настроение, с которым вы пришли на урок.
2.Актулизация знаний обучающихся.
День Победы отмечает
Вся великая страна.
Ветераны надевают
Боевые ордена.
-Прочитайте внимательно про себя строки, записанные на доске.
-А теперь, Ульяна, прочти выразительно эти строки вслух.
-Скажите, пожалуйста, к какой части речи относятся подчеркнутые слова?
-Найдите прилагательные, которые поясняют эти существительные и поставьте вопрос от существительного к прилагательному.
3.Постановка цели и задач урока
-Как ,вы, думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
-Сегодня на уроке мы будем закреплять умения задавать вопросы к имени прилагательному, устанавливать связь прилагательного с именем существительным.
-Ребята, почему я урок начала именно с этих строк?
-Да, совсем скоро вся наша огромная страна будет отмечать уже 77 раз День Победы!
-Когда наш народ празднует День Победы в Великой Отечественной войне?
(9 Мая)
-Как готовятся к этой дате города и села? (Украшают флажками, разноцветными лампочками, шарами, вывешивают флаги нашей страны.)
-Мы тоже постараемся сегодня на уроке украсить наш класс к этой замечательной дате.
-А как мы должны работать на уроке, чтобы урок прошел успешно?
(Быть внимательными, уметь выслушать друг друга, а не только учителя, исправить и дополнить ответ товарища, чтобы его не обидеть, работать быстро и дружно).
– А еще нам потребуются ваши знания и умения, а также взаимопомощь и дружба.
-Ребята, перед вами праздничная гирлянда из лампочек, но они все белые. К концу урока вы свою гирлянду раскрасите.
4. Чистописание.
-На какой звук начинается слово «ПОБЕДА»?
- Дайте характеристику этому звуку.
-Какой буквой обозначается этот звук?
-Напишите в тетрадь каллиграфически правильно буквы «П, п», соединения с этими буквами и два предложения о празднике. Во втором предложении найдите и подчеркните волнистой линией имена прилагательные.
П п Пп Па па По по Пр пр Пл пл
9 Мая-День Победы.
Это большой и светлый праздник нашего народа.
Проверка.
-Какие имена прилагательные вы подчеркнули? Почему?
-Зачем нужны прилагательные в нашей речи?
Самооценка.
-Посмотрите внимательно в свои тетради. Всё ли у вас получилось на чистописании? Ребята, вам надо оценить свою работу и закрасить на гирлянде лампочку номер 1.
Если вам было легко выполнять задание, то возьмите зелёный карандаш. Если у вас были небольшие трудности, то возьмите желтый карандаш. Если вы испытывали большие трудности, то возьмите красный карандаш.
5. Работа над темой урока.
1) Самостоятельная работа с текстом.
(Текст на карточках)
Во многих городах и селениях мира живёт благодарная память о подвигах солдат, спасших человечество от фашизма. Слава солдату! Чтобы увековечить память о защитниках родины, благодарные потомки создают памятники, скульптурные ансамбли, облагораживают могилы. Не увядают букеты на могилах павших героев, у подножий памятников и обелисков. Никто не забыт! Ничто не забыто!
-Прочитайте внимательно текст, найдите прилагательные и выпишите их вместе с существительными, к которым они относятся, ставя вопрос от существительного к прилагательному.
Взаимопроверка.
(На доске открывается запись словосочетаний сущ+ прил из текста и учащиеся проверяют работу соседа)
Самооценка.
Оцените, пожалуйста, свою работу и закрасьте на гирлянде лампочку номер 2.
Если вам было легко выполнять задание, то возьмите зелёный карандаш. Если у вас были небольшие трудности, то возьмите желтый карандаш. Если вы испытывали большие трудности, то возьмите красный карандаш.
Физкультминутка «Солдаты»
Встали ровненько, ребята,
Пошагали, как солдаты.
Влево, вправо наклонись.
На носочках потянись.
Раз – рывок (прыжок),
Два – рывок,
Отдохнул ли ты дружок?
Помаши кистями дружно
Нам работать сейчас нужно!
2) Работа в парах
Составление словосочетаний.
(Раздаются карточки в виде разноцветных шаров, а с обратной стороны в два столбика записаны слова существительные и прилагательные)
-Ребята, у вас на партах разноцветные шарики. На шариках записаны в два столбика слова. В первом столбике - существительные, а во втором – прилагательные. Вам надо соединить простым карандашом существительное с подходящим прилагательным.
ПРАЗДНИК ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
ПАРАД ГЕОРГИЕВСКАЯ
САЛЮТ ГЛАВНЫЙ
ЛЕНТОЧКА ПРАЗДНИЧНЫЙ
ВОЙНА БЕССМЕРТНЫЙ
ПОЛК ВОЕННЫЙ
Проверка
(Ребята читают словосочетания, ставя вопрос от существительного к прилагательному)
Самооценка.
Оцените, пожалуйста, свою работу и закрасьте на гирлянде лампочку номер 3.
Если вам было легко выполнять задание, то возьмите зелёный карандаш. Если у вас были небольшие трудности, то возьмите желтый карандаш. Если вы испытывали большие трудности, то возьмите красный карандаш.
3) Развитие речи.
(Работа с деформированным предложением.
Тяжёлая ноша в войне легла на плечи женщин.)
-Ребята, на доске записаны слова. Из этих слов надо составить предложение.
Ноша, легла, тяжёлая, в, женщин, плечи, на, войне.
-Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «ноша»?
-Составляем самостоятельно предложение, записываем его аккуратно в тетрадь и от существительного к прилагательному ставим стрелочку, а над стрелкой запишем вопрос, на который отвечает имя прилагательное.
Проверка.
-Кто хочет прочитать своё предложение?
-Как вы думаете почему тяжёлая ноша легла на плечи женщин?
-Назовите слова которые вы соединили стрелочкой?
Самооценка.
Оцените, пожалуйста, свою работу и закрасьте на гирлянде лампочку номер 4.
Если вам было легко выполнять задание, то возьмите зелёный карандаш. Если у вас были небольшие трудности, то возьмите желтый карандаш. Если вы испытывали большие трудности, то возьмите красный карандаш.
Физкультминутка для глаз.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
4) Работа с пословицами о защите Родины.
Работа в группах по 4 человека.
На столах, ребята, у вас разноцветные флажки, на которых написаны части пословиц. Вам надо собрать пословицы, подумать, что они обозначают и найти в пословицах прилагательные с существительными от которых они зависят.
(На одном флажке) (На другом флажке)
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Русский солдат не знает преград
Береги землю родимую, как мать любимую.
С родной земли - умри, не сходи!
Проверка.
-Один человек от группы встает читает пословицу, объясняет, как вы поняли эту пословицу и называет прилагательное с существительным, ставя вопрос от существительного к прилагательному.
-Вывешиваем свои разноцветные флажки на доску.
Самооценка.
Оцените, пожалуйста, свою работу в группе и закрасьте на гирлянде лампочку номер 5.
Если вам было легко выполнять задание, то возьмите зелёный карандаш. Если у вас были небольшие трудности, то возьмите желтый карандаш. Если вы испытывали большие трудности, то возьмите красный карандаш.
-Давайте, ребята, составим гирлянду из наших лампочек и тоже повесим её на доску.
-Какие мы молодцы. Наш класс готов к самому главному празднику в нашей стране.
-Как называется этот праздник?
-Мы наследники Великой Победы.
Значит, наша задача стать достойной сменой уходящему поколению, любить свое Отечество, любить свою малую родину и заботиться о ней, уметь защищать то, что досталось дорогой ценой, и помнить подвиг нашего народа.
Рефлексия урока.
А что мы повторяли сегодня на уроке?
Какие задания были для вас трудными?
При выполнении каких заданий вы получили удовольствие?
Кто из ребят вашей группы очень помог в работе?
Итог урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Написать поздравление ко Дню Победы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.